ТЕМА 5.  Смутное время. ВОЦАРЕНИЕ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ

1. Начало Смутного времени и его причины. Правление Б. Годунова.

2. Гражданская война. Польско-литовская и шведская интервенция.

З. Воцарение династии Романовых.

Тест для самоконтроля

 

Одним из самых трагических периодов в истории Российского государства был период конца XVI — начала XVII века, известный под названием Смутного времени. Начало его большинство историков связывает с пресечением династии Рюриковичей в 1598 году, а конец — с утверждением династии Романовых в 1613 году.

Российский престол стал объектом борьбы многочисленных законных и незаконных претендентов. Общество разделилось на несколько враждующих группировок, центральной власти, по сути дела, не было. Шла самая настоящая гражданская война. Такое развитие событий подтолкнуло внешних врагов России, в данном случае Польшу и Швецию, на активные наступательные действия. В результате этого Россия вполне могла потерять независимость.

Такая ситуация возникла не в одночасье, а была результатом предшествующего развития. Истоки Смуты — в тех противоречиях, которые возникли и не получили своего разрешения в XVI веке.

 

1. Начало Смутного времени и его причины. Правление Б. Годунова.

Экономической причиной Смуты явился хозяйственный кризис. Еще при Иване IV начала развиваться тенденция усиления эксплуатации народа, укрепления крепостнических отношений. Это было связано с тем, что в условиях хозяйственного разорения страны, вызванного Ливонской войной и опричниной, государство и феодалы стали еще больше эксплуатировать горожан и крестьян. Это привело к бегству крестьян из центральных районов страны на окраины: Дон, район Путивля, Крым, что лишало феодалов рабочих рук, а государство — налогоплательщиков. Государство делало все возможное, чтобы предотвратить это явление. В 1581 году на территории страны были введены заповедные лета, когда крестьянам временно запрещалось переходить от одного феодала к другому в Юрьев день. Эта мера распространялась не только на владельческих, но и на государственных крестьян (черносошных, дворцовых), а также на посадское население.

К 1592 году завершается составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян и горожан, владельцев дворов. Власть теперь могла организовать розыск и возвращение беглых. В 1597 году был издан указ о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян. В 1607 году срок поиска беглых был увеличен до 15 лет. Так что оснований для недовольства простого народа было достаточно много.

Своим положением было недовольно и дворянство, возросшая роль которого в политической жизни не соответствовала его низкому социальному статусу. Этот многочисленный слой внутри правящего класса претендовал на большее — и в плане материального вознаграждения за «государеву службу», и в плане продвижения по социальной лестнице. В результате этого в стране росла социальная напряженность.

Помимо экономических и социальных Смута имела и политические причины. В процессе объединения северо-восточных русских земель было создано централизованное Русское государство, но единство его еще не было достигнуто, так как прежние, «удельные» представления были все еще сильны. Не утвердились до конца взаимоотношения различных социальных слоев и групп, власти и общества, роль и место самодержавия. Эта неопределенность была перенесена в Смуту.

Последней причиной Смуты, одновременно явившейся поводом к ней, стало пресечение династии Рюриковичей. Вот как это произошло.

Иван Грозный умер в 1584 году. В силу того, что старший его сын Иван был убит отцом в припадке гнева, царем стал его младший сын от первого брака — двадцатисемилетний Федор. Это был кроткий, набожный, ласково улыбавшийся «блаженный на троне». Зная его необыкновенную кротость, боярская верхушка решила, что он станет игрушкой в ее руках.

В первую же ночь после смерти Ивана IV бояре выслали из столицы многих государственных деятелей, известных своей преданностью царю. Некоторых заключили в темницу, а к родственникам вдовствующей царицы Марии Нагой приставили стражу, обвиняя их в злых умыслах. Сама она вместе с двухлетним сыном Дмитрием была удалена в Углич, который по старинному обычаю русского государства был дан Дмитрию в удел вместе со всем уездом.

Узнав о высылках и заточениях, Москва заволновалась, подозревая боярскую измену. Волнение улеглось только после того, как бояре торжественно присягнули Федору и письменно подтвердили его воцарение. Через сорок дней после смерти Ивана Васильевича 31 мая 1584 года состоялось торжественное венчание Федора Ивановича на царство.

Однако он был неспособен править государством, о чем было известно и раньше. Поэтому необходимые мероприятия, относящиеся к порядку управления страной при Федоре Ивановиче, были сделаны еще самим Иваном Васильевичем, создавшим своего рода регентский совет из пяти бояр. Среди них постепенно выделился шурин царя Борис Годунов. Воспользовавшись слабостью характера царя и поддержкой сестры-царицы, он оттеснил от дел других членов регентского совета и стал править государством единолично от имени царя. Реально управлять государством Б. Годунов начал с 1588 года, когда решением Боярской думы ему было дано право самостоятельно сноситься с иностранными государями. Он показал себя как дальновидный и опытный политик, в результате чего международное положение страны несколько упрочилось. После войны со Швецией в 1590 году были возвращены земли в устье Невы, утерянные Россией после Ливонской войны. В 1592 году был отражен набег крымского хана Казы-Гирея. В 1600 году, уже будучи царем, Б. Годунов заключил перемирие с Польшей на 20 лет. Однако его положение внутри страны оставалось непрочным.

В 1591 году в Угличе погиб царевич Дмитрий, наследник Российского престола, являвшийся последним отпрыском царствующего рода Ивана Калиты. Официальная комиссия, возглавляемая князем В.И. Шуйским, объявила, что царевич погиб во время приступа эпилепсии, который случился с ним во время игры в тычку. В народе, однако, поползли слухи, что Дмитрий был убит людьми Б. Годунова.

В условиях растущего, но пока еще неоформленного недовольства действиями правительства и лично Б. Годунова, прекратилось правление Федора Ивановича: в конце 1597 года он заболел, а 7 января 1598 года умер, не оставив наследника.

Пресечение династии в феодальном обществе всегда чревато политическими потрясениями, так как рушились привычные связи между правителем и подданными. Избрание Бориса Годунова на царство в 1598 году на Земском соборе было вполне закономерным, но оказалось недостаточным для утверждения новой династии. Знать, стремившаяся к ограничению власти царя в свою пользу, не желала смириться с избранным государем, так как он не принадлежал к царскому роду, хотя положение его было достаточно высоким. При Иване Грозном Борис Федорович Годунов был конюшим (конюший — придворный чин в Русском государстве XVXVII веков.
С XV века начальник Конюшенного приказа; фактически возглавлял Боярскую думу, иногда правительство), а жена его была дочерью царского любимца Малюты Скуратова, одного из главных опричников.

Отражая подобные настроения, устами своего героя Шуйского, великий русский поэт А.С. Пушкин, хорошо знавший русскую историю, восклицает:

Какая честь для нас, для всей Руси!

Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,

Зять палача и сам в душе палач,

Возьмет венец и бармы Мономаха...

Многие не допускают мысли о благонамеренности Годунова. Настойчивые поиски исследователей найти в характере Бориса одну из причин обрушившихся на Россию бед, объясняются просто: найти «виноватого», хотя есть все основания считать его человеком вполне благонамеренным, сыном своей эпохи, со всеми присущими ей достоинствами и недостатками. Б. Годунов достиг многого. Продолжая политику Ивана Грозного, он добился для Руси выхода к Балтийскому морю. Укрепляя восточные границы, он способствовал надежности присоединения Сибири к России. В области внутренней политики важным его шагом было учреждение в 1589 году патриархии, которую возглавил Иов (раньше была епархия во главе с митрополитом). Это сделало Русскую православную церковь (РПЦ) самостоятельной, что в условиях заключения христианскими церквями Европы Флорентийской унии в 1439 году было важным шагом. Такая линия была принята еще Иваном Васильевичем.

В целом курс правления Б. Годунова был без репрессий. Он в годы царствования пытался наладить сотрудничество с аристократией, не отказываясь от принципов самодержавия. Но боярство, тем не менее, интриговало против него. Это подтолкнуло Б. Годунова на ответные меры.

В 1600 году он наложил опалу на всех Романовых. Федор Никитич — богатый и знатный боярин, занимавший видное место при дворе, поскольку приходился царю Федору Ивановичу двоюродным братом как наиболее вероятный претендент на трон, был пострижен в монахи. Та же участь постигла его жену, а дети, братья и другие родственники были высланы в отдаленные места. Михаил — будущий родоначальник династии Романовых в возрасте четырех лет был разлучен с матерью и отцом и отправлен с другими родственниками на Белоозеро. Через некоторое время им разрешили поселиться в Клину Юрьевского уезда.

Положение Б. Годунова упрочилось. Казалось, что Россия успешно преодолела опасный период безвластия. Как утверждает Н.М. Карамзин, «первые два года сего царствования казались лучшим временем России с XV века или с ее восстановления: она была на вышней степени своего нового могущества, безопасная собственными силами и счастием внешних обстоятельств, а внутри управляемая с мудрой твердостию и с кротостию необыкновенной».

Но в 1600 году произошло страшное бедствие. Все лето шли дожди, которые не позволили хлебу созреть, а в августе удалил мороз и уничтожил весь урожай. Следующий год снова был неурожайным и поэтому начался голод.

Царь Борис, желая помочь людям, приказал в Москве ежедневно раздавать деньги в надежде, что и другие последуют его примеру, но никого, даже церковь, его пример не вдохновил. Этой царский милостыни не хватало всем, ведь в Москву устремились страждущие из самых разных мест, поэтому Б. Годунов приказал прекратить раздачу денег.

Все это привело к тому, что царь начал быстро терять авторитет. Волнения охватили значительные территории, одновременно усилились слухи о злодеяниях Бориса.

В начало

2. Гражданская война. Польско-литовская и шведская интервенция.

В этой накаленной обстановке появились разговоры о том, что царевич Дмитрий жив. Слухи распространял самозванец Лжедмитрий I или тот, кто подготовил его для этой роли.

В 1601 году митрополит Ростовский Иона объявил патриарху и царю, что в Чудовом московском монастыре вел себя весьма странно инок Григорий. Это был сын стрелецкого сотника Юрий Отрепьев, служивший холопом у бояр Романовых и у князя Черкасского, принявший по пострижении имя Григорий. Он проявлял большие способности, легко усваивая то, что другим давалось с большим трудом; в то же время вольничал в делах веры, навлекая на себя подозрения в ереси. В моменты откровения он уверял монастырскую братию, что со временем будет царем в Москве.

Примерно через год Борис Годунов велел дьяку Смирнову-Васильеву отправить Григория за ересь на Соловки или в Белозерские пустыни на покаяние. Однако при пособничестве другого дьяка, родственника Отрепьевых Евфимьева, Григорий вместо отправки на север бежал в Литву. Возможно, помощь ему оказывали и какие-то другие, более влиятельные лица. Все это происходило примерно в то время, когда опалы обрушились на боярство.

Чем только не пришлось заниматься Григорию: был связан с сектантами-анабаптистами, разбойничал в казацкой шайке старшины Герасима Евангелика, учился в латинской школе в Гоще... Заимев духовника-иезуита, Отрепьев «открылся» ему в час «смертельного» недуга, что он якобы и есть Дмитрий, законный наследник русского трона.

В появлении самозванцев всегда винили поляков. Польско-литовские магнаты, составившие правительство Речи Посполитой, действительно внимательно следили за развитием ситуации в России. У них были, видимо, планы использовать слабость позиции Б. Годунова в своих интересах, например, захватить Смоленские и Северские земли, которые столетием ранее входили в состав Великого княжества Литовского, а возможно, и всей России. Но прямого повода для открытой интервенции у них не было. Поэтому, когда в польских землях объявился человек, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия, первая реакция на его появление была сдержанной.

Видимо, прав был В.О. Ключевский, когда писал о Лжедмитрии I, что «он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве». И высказал предположение, что мысль о самозванце появилась у гонимого Борисом боярства. Ведь другого способа избавиться от Годунова у него не было. Так что в Смуте была прямая вина боярства и недобитых Грозным потомков удельных князей. Для того чтобы лишить престола династию Годуновых, они выпустили на сцену самозванца, пожертвовав Россией для достижения своих эгоистических целей.

В 1604 году папский нунций Рангони представил Дмитрия польскому королю Сигизмунду. Тот признал Лжедмитрия сыном Ивана IV, обещал поддержку, но официально в его защиту выступать не стал, разрешив только своим шляхтичам «в частном порядке» помочь восстановлению «законного наследника» на престоле русских государей. Тогда же Лжедмитрий тайно перешел в католичество и подписал брачный контракт с Мариной Мнишек, дочерью сандомирского воеводы, широким жестом подарив невесте Новгород и Псков, а будущему тестю — Смоленское и Северское княжества.

В середине августа 1604 года, собрав разношерстное войско из нескольких тысяч польских авантюристов, двух тысяч запорожских казаков, Лжедмитрий из Львова двинулся к русской границе, которая тогда проходила по Днепру. Как только «царевич» вступил на территорию Русского государства, к нему присоединилось несколько тысяч донских казаков.

Известно, что в XVI веке отношения донских казаков к Москве было неопределенным. Их отряды принимали участие в осаде и взятии Казани и в Ливонской войне. Но в царствование Федора Ивановича, когда фактическим правителем был Б. Годунов, отношения Дона с Москвой резко осложнились, так как Борис хотел добиться полного подчинения донских казаков московскому правительству.

Став царем, Борис, раздраженный неповиновением казаков приказам, запретил пропускать их на территорию Московского государства и объявил экономическую блокаду Донской земле, а также не позволял московским купцам ездить на Дон с хлебом и другими товарами. На Дону в то время не было земледелия, поэтому прекращение торговли вместе с лишением царского «хлебного жалованья» вызвали на Дону озлобление казаков против царя Бориса. Они стали на сторону «царевича Дмитрия» в его борьбе против «узурпатора» Бориса.

Полгода погуляв по западнорусским областям и выиграв несколько стычек, Лжедмитрий 21 января 1605 года был наголову разбит пятидесятитысячным русским войском под Добрыничами. Ему и нескольким ближайшим соратникам чудом удалось спастись. Казалось, конец авантюриста неминуем, но 13 апреля в Москве неожиданно скончался царь Борис, и все вдруг изменилось.

Уже 7 мая победоносное московское войско перешло на сторону Лжедмитрия. 1 июня законный наследник престола, сын царя Бориса вместе с матерью был убит в Москве приверженцами самозванца. Нашлись бояре и дворяне, которые встретили Гришку Отрепьева у ворот Москвы и устроили комедию встречи с его мнимой матерью, царицей Марией Федоровной. Ей, в течение долгих лет томившейся в монастыре, видимо, не оставалось ничего другого, как признать в Гришке своего сына. Она поцеловала Гришку и подарила ему нательный крест. Таким образом, Лжедмитрию был открыт путь на престол.

20 июня состоялся его торжественный въезд в Москву. Прах Бориса Годунова был выброшен из Кремля. Патриарх Иов, обличавший преступника, был низложен, и 21-го числа новоиспеченный лжепатриарх, архиепископ Рязанский грек Игнатий совершил «таинство венчания на царство» победившего самозванца.

Став царем, Лжедмитрий осыпал милостями опальных Романовых и других участников оппозиции, которые были возвращены из ссылки. В Москве девятилетний Михаил Романов встретился с родителями. Вскоре его отец, теперь уже монах Филарет, стал ростовским митрополитом и отбыл в свою епархию.

Данные ранее обещания в Польше Лжедмитрий не торопился выполнять: он и не мог этого сделать, так как его поддерживали разнородные по своим интересам силы. Он стал терять поддержку как внутри страны, так и за ее пределами. Виной тому стало следующее обстоятельство: вместе с самозванцем в Москву прибыли поляки. Между ними и русскими постоянно вспыхивали конфликты. Царь же поддерживал в таких случаях поляков. Духовенство было встревожено слухами о католичестве царя. За год правления нового царя накопился «взрывоопасный материал», который и погубил его. В результате восстания, вспыхнувшего в Москве в мае 1606 года, Лжедмитрий вместе со своим верным помощником Басмановым был схвачен и убит.

Вдова Ивана Грозного царица Мария Федоровна сразу же после смерти Лжедмитрия объявила, что убитый был злодеем и самозванцем, а настоящий царевич давно погиб в Угличе. Для того, чтобы убедить народ в этом, из Углича в Москву были перенесены останки царевича Дмитрия, который был объявлен святым, погибшим от рук наемных убийц.

Новым царем стал В. Шуйский — глава заговора против Лжедмитрия. Его имя было объявлено 19 мая 1606 года на Земском соборе по договору между знатнейшими родами московской аристократии. Именно он годом раньше возглавлял то самое московское войско, которое разгромило самозванца под Добрыничами. В. Шуйский не состоял в родстве с потомками И. Калиты, но был одним из наиболее знатных князей Рюриковичей и имел все права на опустевший престол.

В Москве он был признан потому, что у Шуйских были тесные связи с торговыми рядами. Не проявили особого интереса к нему на севере страны, на юге же казаки признать его власть категорически отказались. Недовольство было вызвано, по мнению В.О. Ключевского, тем, что он занял престол не совсем честно, а также его полной зависимостью от избравших его бояр. В силу того, что власть В. Шуйского опиралась на высшую московскую знать, он стал первым в русской истории царем, который, вступая на престол, дал крестоцеловальную запись и поклялся ограничить свое самодержавие Боярской думой.

Распространились слухи о том, что царевич Дмитрий не погиб в Москве, а снова чудом спасся и уж на этот раз даст народу все, что нужно. Летом 1606 года началось восстание И. Болотникова. Последний от имени царевича Дмитрия рассылал по стране грамоты с призывом к борьбе против Шуйского.

Состав участников восстания был разнообразным: крестьяне, холопы, посадские люди, казаки, стрельцы, народы Поволжья, а также дворяне, например, его бывший господин А. Телятевский, путивльский воевода князь Шаховской, рязанские дворяне под руководством П. Ляпунова, тульские дворяне под руководством Г. Сумбулова, сотник И. Пашков со своими людьми и другие.

И. Болотников дошел до Москвы, в течение пяти недель держал ее в осаде, а затем был разбит. На помощь Шуйскому пришел патриарх Гермоген. Он разослал грамоты, в которых доказывал законность избрания Шуйского. Это помогло Василию собрать войско для защиты столицы. И. Болотников был разбит, после этого от него отделились казаки и рязанские дворяне и повели себя самостоятельно. А И. Болотников с остатками своих сторонников потерпел поражение в ноябре 1607 года и был казнен вместе со своими ближайшими помощниками.

Однако движение, вызванное слухами о якобы спасшемся Дмитрии, набирало силу. В 1608 году его возглавил человек, заявивший, что именно он является царевичем Дмитрием, который чудом спасся от погрома москвичей в мае 1606 года. Сведения об этом человеке скудны.

Иезуиты произвели расследование и выяснили, что это был крещеный еврей по имени Богданка, служивший писцом при Лжедмитрии I. После восшествия на престол в 1613 году Михаил Романов официально подтвердил версию о еврейском происхождении «тушинского вора». Филарет Романов (отец первого царя династии Романовых Михаила Федоровича) долгое время служил самозванцу в Тушине и хорошо знал его.

Известный историк, специализирующийся на событиях второй половины XVI — начала ХVII века Е.Г. Скрынников, сообщает, что после гибели Лжедмитрия II в его бумагах нашли Талмуд и еврейские письмена. Он заключает: «Царя в России называли светочем православия. Смута все перевернула. Лжедмитрий I оказался католиком, «тушинский вор» — «тайным иудеем». Историк пишет также, что перед своим «превращением» в сына Ивана Грозного будущий самозванец прислуживал в доме священника в Могилеве. За неблаговидное поведение священник высек его и выгнал из дома. Тогда его и заприметили ветераны московского похода Лжедмитрия I. Один из них — пан Меховецкий обратил внимание на то, что голодранец «телосложением похож на покойного царя» Лжедмитрия и уговорил его стать самозванцем.

На помощь к Лжедмитрию II пришли польские паны, среди которых были князь Вишневецкий, пан Лисовский, магнат Ружинский и Ян-Петр Сапега, родственник литовского канцлера. Под их началом было около 40 тыс. человек. Это была реальная военная сила, а не просто символическая поддержка. К ним примкнули остатки отрядов Болотникова и недовольные правительством Шуйского казаки во главе с И. Заруцким. Казаки стали под знамена второго самозванца, надеясь найти в его лице народного и казачьего царя.

Лжедмитрий II в июне 1608 года подошел к Москве и, не имея сил взять ее, расположился лагерем в селении Тушино, получив в связи с этим от своих врагов прозвище «тушинский вор», сторонники же звали его Дмитрием Ивановичем. Полтора года в России существовали две равноправные столицы — Москва и Тушино, каждая со своим царем, думой и патриархом.

В Тушинскую Боярскую думу входили стольник князь Д.Т. Трубецкой (стольник — придворный чин-должность в Российском государстве XIIIXVII веков. Первоначально прислуживал князьям (царям) во время торжественных трапез. Позднее стольники назначались на воеводские, приказные и другие должности), князь Д.М. Черкасский, князь П.М. Шаховской, М.М. Бутурлин, атаман И.М. Заруцкий и другие. Были организованы и приказы. Но власть фактически принадлежала полякам в лице Ружинского и Я. Сапеги. Из захваченного тушинцами Ростова привезли митрополита Филарета, отца будущего основателя династии Романовых, которого объявили патриархом.

Страна разделилась на два лагеря: одни были за царя Василия, другие — за Лжедмитрия II. Иные, предложив свои услуги самозванцу и получив от него деньги и милости, с легкостью бежали обратно в Москву, прося денег
и милостей у Василия Шуйского. Этих искателей благ и выгод называли «перелетами». Михаил Романов, будущий основатель новой династии, в это время был в Москве под покровительством В. Шуйского.

Весть о «спасении» Дмитрия заинтересовала римского папу. У него появились надежды на церковную унию
с Русской православной церковью, подобной той, что была создана на Украине и в Белоруссии. Доказательством тому является составленный католической церковью наказ Лжедмитрию
II. Воцарившись на престоле, он должен был, согласно наказу, открыть доступ католикам-униатам и сторонникам унии из русских к государственным должностям.

Правительство Шуйского было не в состоянии подавить движение, возглавляемое Лжедмитрием, и ограничилось лишь организацией обороны Москвы. Стремясь освободить силы для борьбы с ним, правительство В. Шуйского в июле 1608 года заключило соглашение с Польшей, по которому из Москвы была отпущена Марина Мнишек и ее отец. Но все семейство Мнишек в августе того же года было «перехвачено» на пути в Польшу и доставлено в тушинский лагерь, где Марина в «тушинском воре», которого видела впервые, признала своего мужа — Лжедмитрия I.

Состояние равновесия тем временем продолжалось: ни одна из сторон не могла окончательно победить противника. В. Шуйский организовывал оборону Москвы, а тушинцы тем временем, не имея сил захватить ее, грабили население. С большой охотой занимались этим поляки, хотя и казаки от них не отставали: брали город за городом и грабили всех до нитки. Мирные жители не могли оказать серьезного сопротивления профессиональным головорезам. Только небольшой, героически сражавшийся гарнизон из стрельцов, иноков и добровольцев сумел отстоять Троице-Сергиев монастырь, основанный еще Сергием Радонежским. Поляки в конце концов были вынуждены ослабить осаду и заняться поисками более легкой добычи. Окончательно она снята была в начале 1610 года.

Мужественные защитники Троице-Сергиевского монастыря, сковав 30 тысяч сторонников Лжедмитрия II, дали Василию Шуйскому возможность перегруппировать силы. На север послали племянника царя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, который в северных городах должен был собрать ополчение и привести его в Москву. Одновременно царь обратился за помощью к шведскому королю Карлу IX. В феврале 1609 года шведы дали согласие, но при условии, что Россия откажется от побережья Балтики, возвращенного в 1590 году Годуновым, и в России, кроме того, будет свободно обращаться шведская монета. Правительству Шуйского был предоставлен отряд в 5 тысяч человек под руководством Я. Делагарди, а взамен получен город Корела с уездом.

Объединенные силы русских и шведов под началом М.В. Скопина-Шуйского в мае 1609 года стали успешно продвигаться из Новгорода на Москву и это стало причиной ухода из Тушинского лагеря многих русских бояр и дворян.

Польское правительство, ссылаясь на появление шведских войск на территории России, решило начать ничем не прикрытую интервенцию в России. Дело в том, что Речь Посполитая находилась со Швецией в состоянии войны. Кроме того, шведский король Карл IX был личным врагом Сигизмунда, которого он лишил престола в Швеции из-за его приверженности католицизму (Сигизмунд III был шведом по происхождению). Принимая все это во внимание, приглашение шведских войск действительно могло быть воспринято как акт, направленный против Польши. В. Шуйскому, конечно же, не следовало бы приглашать шведов, чтобы не провоцировать поляков.

Летом 1609 года Сигизмунд во главе большого войска двинулся на Смоленск и осадил его. Город и окружавшие его территории в течение нескольких столетий были спорными.

Тем временем войска М.В. Скопина-Шуйского вместе со шведским отрядом Делагарди приблизились к Москве, попутно сняв осаду Троице-Сергиевского монастыря.

В Тушинском лагере было нарушено единство. В феврале 1610 года группа бояр во главе с Салтыковым отправилась к Сигизмунду III, осаждавшему Смоленск, и пригласила его сына на русский престол. После этого Тушинский лагерь окончательно распался: поляки отравились под Смоленск на помощь своему королю, а Лжедмитрий II бежал в Калугу. В марте 1610 года М.В. Скопин-Шуйский торжественно вступил в Москву.

К несчастью, Скопин-Шуйский, авторитет которого как спасителя Москвы сильно вырос, вызвал зависть у некоторых бояр, и они отравили его (май 1610 года). За смертью полководца последовала другая беда. Русское войско, шедшее на выручку Смоленску, было разбито гетманом Жолкевским у села Клушино в июне 1610 года. Шведы больше не воевали, так как им не уплатили требуемых денег. Они занялись грабежом северо-западных земель.

Используя ситуацию, вновь активизировал свои действия Лжедмитрий II. Он двинулся к Москве и 11 июля разбил лагерь в селе Коломенском. А с запада к Москве приблизился С. Жолкевский со своим войском и, расположившись в семи верстах от города, на Хорошевских лугах, стал требовать признания царем королевича Владислава, которому в то время было 15 лет.

В этой сложной обстановке возник заговор во главе с Прокопием Ляпуновым. 17 июля 1610 года заговорщики вынудили В. Шуйского отречься от престола. Чтобы лишить его возможности вернуться когда-либо на трон, насильно постригли в монахи. Василия Ивановича Шуйского подданные не любили. Считалось, что престол он занял без совета всей земли, а четырехлетнее его царствование — это сплошная смута, доведенная поляками и самозванцами до крайней степени разорения. Поэтому известие о его ниспровержении было встречено с радостью или равнодушием.

В сентябре 1610 года польские войска под командованием гетмана С. Жолкевского заняли Москву. По договоренности с ним, развенчанного царя вместе с братьями отдали интервентам и во избежание новых смут увезли подальше от Москвы. Таким образом, братья Шуйские стали пленниками польского короля.

После свержения В. Шуйского власть оказалась в руках Боярской думы. Фактически же управлять стали семеро бояр во главе с Федором Мстиславским (Семибоярщина). Боярское правительство, считая Лжедмитрия II более опасным противником, начало переговоры с гетманом Жолкевским, соглашаясь признать королевича Владислава русским царем. И такой договор 17 августа 1610 года был подписан.

Семибоярщина правила два месяца. В ночь с 20 на 21 сентября 1610 года в Москву беспрепятственно вошли поляки и стали хозяевами положения. Формально боярское правительство во главе с Ф.И. Мстиславским продолжало существовать, но фактически власть оказалась в руках А. Гонсевского, который после отъезда гетмана Жолкевского в королевский лагерь в октябре 1610 года стал во главе польских войск, вступивших в Москву.

Польские войска под предлогом борьбы с самозванцем начали хозяйничать в Русской земле. 10 декабря 1610 года самозванец бил убит братьями Урусовыми, но интервенция Польши не прекратилась. Гонсевский от имени царя Владислава раздавал земли своим сторонникам, конфискуя ее у тех, кто не признавал чужеземную власть.

Под Смоленском, осажденным войсками Сигизмунда, русская депутация во главе с митрополитом Филаретом вела переговоры об условиях вступления Владислава на трон. Так как депутация, по предложению патриарха Гермогена, настаивала на принятии королевичем православия, то переговоры провалились, а русская депутация оказалась на положении пленных.

Между тем положение Смоленска, уже более двух лет под руководством боярина Шеина героически державшего осаду, резко ухудшилось после Клушинской битвы и занятия Москвы поляками. В июне 1611 года город был захвачен поляками.

Отряд Я. Делагарди со второй половины 1610 года проводил самостоятельные операции на северо-западе России. Вначале он захватил г. Корелу и весь Корельский уезд, затем в июне 1611 года занял Новгород. Между новгородским боярством и Делагарди был подписан договор, по которому Новгород за себя и условно за все Русское государство отдавался во власть шведского короля, заключив с ним союз против Польши.

Шведы активно готовились к войне с поляками на территории России, которая превращалась в удобное поле битвы между Швецией и Польшей.

Московское государство представляло собой жалкое зрелище: поляки взяли Смоленск, польский отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай-города, польские отряды бродили по стране в поисках добычи, шведы захватили Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на московский престол. На смену убитому в Пскове Лжедмитрию II пришел третий, некий Сидорка.

Центральная же власть как бы и не существовала. Каждый город самостоятельно решал, кого ему признавать правителем. Государство фактически начинает распадаться. Московские политики ввергли страну в хаос и никак не могли из него вывести. Страна погибала, и это чувствовал каждый русский человек.

 Несмотря на тяжелейшую обстановку в стране, поднимались и набирали мощь патриотические силы. Большую роль в этом сыграла Русская православная церковь, до 1605 года возглавляемая патриархом Иовом, а с 1606 года — патриархом Гермогеном. Последнего избрали патриархом по предложению В. Шуйского взамен любимца Лжедмитрия I, грека Игнатия, обвиненного в ереси.

Борьбу с Лжедмитрием II В. Шуйский облекал в религиозные формы, обвиняя самозванца в ереси, желании истребить православие и насадить на Руси католичество. Вновь избранный патриарх оказывал ему в этом всяческую поддержку. Он организовывал всенародные моления о даровании победы над врагами, провозглашал анафему изменникам, призывал богатых делать пожертвования в пользу ратников, требовал от монастырей доставки припасов для царского войска. А церковные служители вели разъяснительную работу, изобличали самозванцев, призывали не поддаваться на уговоры и сплотиться вокруг царя.

После свержения В. Шуйского началось междуцарствие, сопровождаемое анархией и развалом страны. В те тяжелые дни Гермоген ратовал за избрание на трон «от корене Российского рода, а не от иноземцев». Когда же изменники-бояре склонились к избранию царем польского королевича Владислава, Гермоген умолял главу посольства к польскому королю Сигизмунду III митрополита Филарета «стояти крепко и до конца» в требовании к Владиславу принять православие.

Когда 20 сентября 1610 года Семибоярщина позволила польским войскам войти в Москву, Гермоген начал рассылать по городам письма, в которых призывал бороться с интервентами. Семибоярщина и интервенты заточили Гермогена в тюрьму, лишив его связи с внешним миром. Однако перехватить инициативу они не смогли: Гермоген успел сформировать общественное мнение в пользу восстания.

Выразителями этого настроения стали рязанские дворяне во главе с Прокопием Ляпуновым и его братом Захаром, тем самым, который заставил Шуйского отречься от престола. По зимнему пути к Москве стали собираться отряды Первого ополчения. Весной 1611 года ополчение подошло к Москве.

Имея малочисленное войско, Ляпуновы попытались объединиться с казаками, подчинявшимися И. Заруцкому. Была сделана попытка создать временное правительство, которое приняло бы на себя управление страной вместо объявленного низложенным московского правительства.
В него вошли рязанский дворянин П. Ляпунов, тушинский боярин Д. Трубецкой и атаман И. Заруцкий. П. Ляпунов фактически стал первым лицом. Под его влиянием была принята программа ополчения, носившая продворянский и прокрепостнический характер. Это не понравилось казакам, большая часть которых происходила из беглых крепостных и холопов.

Конфликт закончился тем, что П. Ляпунов был вызван в казачий круг и там убит. После этого дворяне со своими людьми покинули ополчение. Казаки остались в лагере под Москвой, но у них было недостаточно сил, чтобы справиться с польским гарнизоном. Первая попытка покончить со Смутой не увенчалась успехом.

Освободительное движение продолжало нарастать. Спасители Отечества стали собирать свои силы на северо-востоке России, меньше других пострадавшем от Смуты. Центром этого процесса стал Нижний Новгород, а инициатором выступил купец Кузьма Минин.

Был созван Земский собор, который принял решение спасти Отчизну. Для этого необходимы были люди и деньги. Людей было достаточно, но деньги население давать отказалось. Тогда Кузьма Минин напомнил о патриотическом долге каждою сына Русской земли и призвал к проявлению сознательной и безграничной жертвенности, т. к. Россия находилась в трагической ситуации. Он сказал: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать и бить челом — кто бы поступился за истинную православную веру и был у нас начальником».

Для руководства ополчением было решено пригласить стольника Дмитрия Михайловича Пожарского, профессионального военного,  хорошо проявившего себя в Первом ополчении.

Руководители ополчения постепенно начали играть роль общерусского правительства. В движение втягивались все новые и новые города, и не только с русским населением. В 1612 году казанский митрополит, глава русского национального меньшинства обратился к татарам и марийцам с призывом помочь освободить Москву от поляков. Казалось бы, мусульманская Казань, хорошо помнящая вековую вражду с православной Москвой, должна была бы ответить отказом. Но татары, как и марийцы, толпами вливались в ополчение Минина и Пожарского. Почему? Потому что русский народ, Русское государство при всей сложности отношений с татарским народом и Казанским государством не посягали на веру и национально-исторические традиции татар. Русские люди не отделяли себя от иных народов, населяющих Россию, как и те не отделяли себя от русского народа, тем более в такое трагическое время, которое переживало Русское государство.

Основные силы ополчения выступили из Нижнего Новгорода в марте 1612 года. Был занят Ярославль, в котором Минин и Пожарский остановились надолго, собирая силы для похода на Москву. В этот период возобновилась чеканка монеты, на которой стояло имя умершего царя Федора — последнего из царей, чья легитимность была вне подозрений.

Тем временем казацкий подмосковный лагерь распался на две части — на «земских» и «воровских» людей. Заруцкий уходит в Коломну, где в это время находилась Марина Мнишек с сыном, которого ее невенчанный муж объявляет царем. Оказавшись в сложном положении и хорошо представляя ситуацию, атаман отступил на Дон, но там не поддержали его. Тогда Заруцкий отступил еще дальше, на самую окраину Русской земли — в Астрахань. Большинство же казаков во главе с Трубецким осталось под Москвой.

Лишь несколько месяцев не дожил Гермоген до освобождения Москвы от интервентов и изменников, которые уморили его голодом. Он канонизирован Русской православной церковью как священномученик.

В августе 1612 года ополчение приблизилось к Москве. Второе (земское) ополчение пришло туда уже лишенным всех традиций опричнины и тех людей, которые так или иначе были связаны с ней. В основном оно состояло из черных людей (отсюда «черные сотни»). С ним пришли и казаки под командованием князя Д.Т. Трубецкого.

22 октября ополченцы пошли на штурм Китай-города, а 25 октября сдался и польский гарнизон в Кремле. Король Сигизмунд, шедший на выручку осажденного польского гарнизона и узнавший о взятии Москвы ополченцами, повернул обратно. И хотя кругом еще бушевала война, а часть территории оставалась в руках интервентов, освобождение Москвы означало победу. Михаил Романов с матерью получили возможность выехать в свою вотчину — село Домнино около Костромы. Затем из-за угрозы нападения польских отрядов они переехали в Ипатьевский монастырь. Именно в это время совершил свой подвиг Иван Сусанин.

В начало

З. Воцарение династии Романовых.

Освобождение столицы от поляков было лишь определенным этапом борьбы за возрождение Русского государства. Нужна была сильная центральная власть, которая в то время отождествлялась с царской властью.

В начале 1613 года временным правительством Трубецкого и Пожарского был созван Земский собор, для того чтобы избрать нового царя. Претендентов на престол было несколько: родовитые князья В.Л. Голицын и Ф.И. Мстиславский, освободители Москвы Д.М. Пожарский и Д.Т. Трубецкой, принцы — польский Владислав и шведский Филипп-Карл, а также «воренок Ивашка», сын Марины Мнишек, которого выдвигали казаки, подчинявшиеся И. Заруцкому.

Для того, чтобы как-то сдержать страсти сторонников тех или иных претендентов, по стране был объявлен трехдневный пост, после чего принято единодушное решение избрать царем Михаила Романова. В.О. Ключевский так объясняет этот факт: «Сам по себе Михаил, 16-летний мальчик, ничем не выделявшийся, мог иметь мало видов на престол, и однако, на нем сошлись такие враждебные друг другу силы, как боярство и казачество». Немалую роль сыграло то, что Романовы были одними из наиболее знатных и уважаемых бояр. Кроме того, сам Михаил не был замешан ни в одной из авантюр Смутного времени.

Избрание Михаила Романова на престол не сопровождалось никаким договором. Это означало, что власть приобрела самодержавный характер.

После избрания нового царя было решено направить в Кострому послов из представителей разных чинов во главе с рязанским архиепископом Феодоритом и боярином Ф.И. Шереметевым.

Торжественный въезд царя в столицу состоялся 2 мая 1613 года. Страна, которой предстояло править Михаилу, находилась в тяжелейшем состоянии. Не прекращались внутренние распри и усобицы. На северо-западе часть территории, включая Новгород, захватили шведы. Поляки удерживали западные районы вместе со Смоленском и в любой момент могли повторить поход на Москву, чтобы захватить ее корону для Владислава. Продолжались набеги крымских татар. В Астрахани находился И. Заруцкий, вынашивая план захвата престола для сына М. Мнишек.

Михаилу, несмотря на молодость, удалось основать династию, правившую более 300 лет. Третий выборный царь в истории России действовал разумно и мудро. Вступив на престол, он оставил на своих местах всех должностных лиц, что способствовало общему примирению: не было ни одной опалы, ни одного удаления от должности.

Главной заботой правительства Михаила стала ликвидация военной опасности: сразу же под Смоленск были посланы войска во главе с Д.М. Черкасским, против шведов под Новгород отправился Д.Т. Трубецкой, а на юг под Астрахань против Заруцкого — И.Н. Одоевский.

Если шведы и поляки были внешними врагами России, то Заруцкий с Мариной Мнишек стали центрами притяжения всех враждебных Михаилу внутренних сил. Обосновавшись в Астрахани, Заруцкий рассылал грамоты по стране, в которых призывал казаков идти в поход на Москву с целью захвата престола для «сына царя Дмитрия Ивана». Дело закончилось тем, что казаки выдали властям И. Заруцкого вместе с М. Мнишек и ее сыном.

Наибольшую опасность для России представляла Польша. Король Сигизмунд и его сын Владислав, ссылаясь на договор 1610 года, не признавали Михаила Романова и настаивали на своих правах в отношении русского престола. Кроме того, у поляков было много русских пленных, в том числе отец Михаила Филарет. Трудно было смириться с потерей исконно русских земель, включая Смоленск. Войскам под командованием Черкасского удалось подойти к Смоленску, но разоренной стране не хватало сил для борьбы с врагом.

В 1618 году близ деревни Деулино, недалеко от Троице-Сергиевского монастыря, было заключено перемирие. Поляки вернули часть территории, но оставили за собой Смоленск и Чернигов. Осталось за Польшей и Запорожье. Владислав не отказался от своих притязаний на русский престол. Пленные были возвращены и среди них отец царя Филарет, возведенный по возвращении в сан патриарха.

В 1632 году умер Сигизмунд III. На престол поляки выбрали его сына Владислава. Поскольку он не отказался от притязаний на московский престол, Михаил 9 августа рассылает грамоты «о винах» поляков и отправляет в поход стотысячное войско. Боевые действия закончились «вечным миром», по которому Россия теряла Смоленск и Чернигов, но Владислав отказался окончательно от притязаний на русский престол.

Конфликт со Швецией закончился подписанием в 1617 году Столбовского (близ Тихвина) мирного договора. На основании его Россия теряла Балтийское побережье, за которое шла борьба на протяжении всего XVI века, но получила обратно исконно русские земли, в том числе и Новгород.

Территория России по окончании Смуты заметно сократилась, но главное, закончился период хаоса, не стало угрозы независимости России. Это явилось результатом осознания обществом необходимости пожертвовать всем ради спасения отечества. С.М. Соловьёв писал: «Единство религиозное и государственное было так сильно, что, несмотря на все удары, на все бедствия, общество умело соединиться, по-видимому, без всяких внешних средств, соединиться духовно, внутренне, руководствуясь привычным стремлением к единству религиозному и государственному. Земля собралась и очистила государство; народ, по современному выражению, встал как один человек для этого очищения». Примерно такая же позиция и у В.О. Ключевского. По его мнению, страну спасли религиозные и национальные силы, пришедшие на выручку политическим силам. Вывод поучителен для тех, кто сегодня с надеждой смотрит только на Запад.

За годы правления первого царя из дома Романовых Россия постепенно возродилась из руин, покончила с последствиями Смуты, после принятия Уложения 1649 года вступила в период стабилизации.

В начало

 

Тест для самоконтроля

1. После смерти Ивана Грозного фактическим руководителем страны оказался Борис Годунов, потому что...

а) он пользовался поддержкой старых княжеских и боярских родов;

б) сумел овладеть государственным аппаратом;

в) его активно продвигали пострадавшие от опричнины люди всех сословий.

 

2. Последним из Рюриковичей, правивших Россией, был...

а) Иван Васильевич; б) Дмитрий Иванович; в) Федор Иванович.

 

3. Заповедные лета, т.е. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного помещика к другому даже в Юрьев день (от слова «заповедь» запрет), впервые были введены в:

а) 1550 г.; б) 1581 г.; в) 1592 г.

 

4. Кто из героев поэмы А.С. Пушкина «Борис Годунов», выражая недовольство избранием царем Бориса Годунова, восклицает?

Какая честь для нас, для всей Руси!

Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,

Зять палача и сам в душе палач,

Возьмет венец и бармы Мономаха...   ?

а) Воротынский; б) Шуйский; в) Пимен.

 

5. В 1589 г. по инициативе Б. Годунова была учреждена патриархия, что явилось важным шагом на пути укрепления Русской Православной Церкви. Ее возглавил:

а) Филофей; б) Гермоген; в) Иов.

 

6. В мае 1605 г. московское войско, до этого успешно сражавшееся с Лжедмитрием I, неожиданно перешло на его сторону. Это было вызвано:

а) позицией русской православной церкви;

б) признанием Марией Нагой в Лжедмитрии I своего сына;

в) смертью 13 апреля Бориса Годунова.

 

7. Одним из условий, на которых шведский король дал согласие оказать помощь России в годы Смуты, было согласие Василия Шуйского на свободное обращение шведской кроны на территории России. Такое условие, выдвинутое Швецией, было вызвано желанием...

а) помочь своему соседу, не имевшему возможности печатать деньги в условиях гражданской войны и иностранной интервенции;

б) экономически закабалить Россию;

в) приоткрыть для России окно в Европу.

 

8. В июле 1610 г. Василий Шуйский был свергнут. После этого его жизненный путь был такой:

а) его убили, труп сожгли и, зарядив Царь-пушку, произвели выстрел;

б) после пострижения в монахи его отправили в монастырь, где он от сильных переживаний вскоре скончался;

в) после пострижения в монахи его отправили в монастырь, а после вхождения в сентябре 1610 г. в Москву польского войска под командованием гетмана С. Жолкевского, его отдали полякам, а те увезли его в Польшу, похваляясь, что взяли в плен царя. Там он и умер.

 

9. Основу первого ополчения, возглавляемого рязанским дворянами Прокопом Ляпуновым и его братом Захаром, которое весной 1611 г. подошло к Москве, составляли...

а) дворяне и дворовые люди;

б) посадские, казаки и крестьяне;

в) представители самых разных сословий.

 

10. При каких условиях королевич Владислав мог бы стать законным царем России?

а) если бы женился на русской девушке из боярской семьи;

б) если бы дал крестоцеловальную запись, в подтверждении того, что не будет нарушать российские законы;

в) если бы принял православие.

 

В начало

 

В содержание