В РГУ имени С.А. Есенина прошла ставшая традиционной Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы физики и технологии в образовании, науке и производстве», посвящённая 105-летию университета. В качестве организаторов конференции выступили Министерство науки и высшего образования РФ, РГУ имени С.А. Есенина при поддержке и участии министерства образования и молодёжной политики Рязанской области, министерства промышленности и экономического развития Рязанской области, корпорации «Российский учебник», издательства «Школьная пресса» («Физика в школе», «Физика для школьников», «Школа и производство»).
Мероприятие прошло преимущественно в формате видеоконференции на платформе Zoom.
С приветственным словом к собравшимся обратился проректор по научной деятельности РГУ Владимир Анатольевич Горнов. От лица профильных министерств образования и молодёжной политики Рязанской области и промышленности и инновационного развития выступили начальник управления реализации государственной политики в сфере общего образования Владимир Алексеевич Усков и начальник отдела инновационного развития управления промышленной политики и инновационного развития Александр Николаевич Паршин. Приветствовал собравшихся также ректор Рязанского института развития образования Андрей Анатольевич Кашаев. Выступающие отметили, что физика и технология являются базой современного мировоззрения, фундаментом науки и промышленности, драйвером инновационного развития и цифровизации региона, а кафедра физики обеспечивает регион высокопрофессиональными кадрами, воплощающими данные тезисы на практике. А.Н. Паршин в своем выступлении обратил внимание и на деятельность кафедры общей и теоретической физики и методики преподавания физики в области патентно-лицензионной работы.
Выступали и такие знаковые персоны как научный руководитель кафедры теории и методики обучения физике имени А.В. Перышкина Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, профессор, Наталия Сергеевна Пурышева, с которой у кафедры общей и теоретической физики и МПФ РГУ имени С.А. Есенина установились прочные многолетние связи. В своём докладе «Метапредметность содержания школьного физического образования и формирование функциональной грамотности учащихся» Н.С. Пурышева обозначила проблемы формирования естественнонаучной грамотности и её оценки в исследованиях PISA, а также пути их решения в соответствии с ФГОС ООО.
Заместитель председателя федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по физике, кандидат физико-математических наук Виталий Аркадьевич Грибов представил доклад об изменениях в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по физике в 2022 году, который вызвал большой интерес среди учителей физики, присоединившихся к конференции в дистанционном формате.
Кроме того, остроактуальными были доклады заместителя проректора по учебной работе Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского института), доктора педагогических наук Марины Владимировны Потаповой о системе подготовки учителей школ и преподавателей ЮУрГУ в условиях цифровизации образования и профессора Московского педагогического государственного университета, доктора педагогических наук Елены Борисовны Петровой о специфике дистанционного обучения физике и астрономии.
Исторический аспект пленарному заседанию придал доклад старшего научного сотрудника ИХФ РАН имени Н.Н. Семёнова, кандидата педагогических наук Михаила Александровича Бражникова, посвящённый 150-летию со дня рождения физика-методиста А.В. Цингера.
Студентам старших курсов направлений подготовки «Педагогическое образование» (профили «Математика и Физика», «Технология и Физика») и будущим инженерам, обучающимся по направлению подготовки «Техническая физика», конференция позволила почувствовать себя сопричастными профессиональному сообществу, а некоторым – получить опыт первых публичных выступлений. Значительную часть аудитории составили дистанционные участники (более 80).
В рамках конференции работали три секции, посвящённые современным проблемам физического и естественнонаучного, технического и технологического образования в средней и высшей школе, а также актуальным направлениям развития физики и технологии в науке и на производстве.
Физико-математический факультет РГУ