rgu43 p_1200

День российской науки в РГУ

С 7 по 11 февраля в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина проходят мероприятия, приуроченные к Дню российской науки. Студенты и преподаватели в дистанционном формате могут принять участие в мастер-классах и работе круглых столов, интеллектуальных играх и конкурсах, прослушать лекции на интересные, необычные темы.

Институт иностранных языков в социальной сети ВКонтакте публикует дайджест научных достижений преподавателей и студентов в 2021 году. Представители ИИЯ всегда принимают активное участие в различных конференциях и мероприятиях, связанных с развитием науки не только в РГУ имени С.А. Есенина, но и в России.

Например, из трёх лауреатов премии губернатора «Молодой учёный года 2021» двое являются представителями института иностранных языков: профессор кафедры второго иностранного языка и методики его преподавания, доктор педагогических наук Aлексей Aлександрович Колесников и студент 5 курса направления «Педагогическое образование» Алексей Туарменский.

Визитная карточка института иностранных языков — международная конференция «Основные направления лингвистической и лингводидактической мысли в XXI веке», которая прошла в 2021 году в 12-й раз. Ведущих российских и зарубежных синологов собрал круглый стол по проблемам современной синологии, организованный НОП «Институт Конфуция». Также вышли несколько печатных изданий от ведущих преподавателей института иностранных языков.

30 декабря 2021 года была подтверждена заявка на получение статуса Федеральной инновационной площадки «Лаборатория по обучению бакалавров и магистрантов языковых направлений подготовки интерпретации и переводу художественного текста, как на родной язык, так и на иностранные языки». Цель проекта — обучить студентов языковых профилей бакалавриата и магистратуры переводу художественной литературы с родного языка на иностранный и с иностранного на родной (русский).

Студентов 1 и 2 курсов ИИЯ на следующей неделе ждёт мастер-класс от студента 5 курса Алексея Туарменского.

На кафедре иностранных языков института истории, философии и политических наук в  преддверии Дня российской науки был организован ряд мероприятий для студентов магистратуры направления подготовки «Педагогическое образование».

Доцент кафедры Светлана Владимировна Сомова провела открытую лекцию для обучающихся направлений подготовки «Профессионально-ориентированная иноязычная компетентность в гуманитарном образовании» и «Международная коммуникация». Тема лекции – «Наука и научная деятельность в сфере образования». Были рассмотрены вопросы классификации наук, этапов научного исследования, организации научной деятельности в России. На лекции выступила студентка Ксения Зорина, осветив связь науки и образования. В ходе лекции студенты рассказали, где и когда они сталкиваются с наукой, можно ли организовать научную деятельность учащихся школ и в какой форме.

С Днём российской науки поздравила студентов заведующий кафедрой иностранных языков института истории, философии и политических наук, проректор по учебно-воспитательной и социальной работе Оксана Николаевна Исаева, подчеркнув, что магистерские программы на кафедре предоставляют студентам возможность углубленно изучить проблемы педагогики и лингводидактики, получить навыки научно-исследовательской работы, связав её с практикой иноязычного образования.

Студенты магистратуры провели круглый стол «Современные средства обучения иностранным языкам. УМК и учебные пособия». Модератором встречи выступила Мария Данилина. Критический анализ учебников и учебных пособий подготовили для своих выступлений 11 магистрантов 1 курса заочной формы обучения, связав тему своего доклада с предстоящим научным исследованием. Рассматривались вопросы использования зарубежных пособий в дополнительном образовании, жанры текстов в учебниках, наличие в учебниках профессионально-ориентированных текстов, материалов для обсуждения социокультурных реалий, для изучения аутентичных художественных фильмов и страноведческой  информации. В обсуждении приняли участие руководитель магистратуры Светлана Владимировна Сомова, доцент кафедры Екатерина Анатольевна Николашина, старший преподаватель Галина Викторовна Денисова, а также партнёры из образовательного центра «Пирамида»: директор центра Ольга Александровна Щербакова, преподаватель английского языка Виктория Олеговна Седова. В ходе обсуждения студенты делали выводы об актуальности выбранной темы, о том, как построить процесс иноязычного обучения, сделать правильный выбор учебника, адаптировать материал или дополнить его творческими заданиями, наглядными материалами, особенно для дошкольников и младших школьников. Материалы круглого стола будут использованы студентами для публикации статей по теме исследования.

В рамках других мероприятий студенты и преподаватели ИИФПН обсудили исторический опыт анализа и реконструкции социального мифа, примеры отражения социальной реальности на страницах периодики, приняли участие в презентации книги заведующего кафедрой истории России и методики обучения истории и обществознанию РГУ, доктора исторических наук, профессора Александра Фёдоровича Агарёва.

В институте физико-математических и компьютерных наук РГУ прошёл конкурс проектов по сквозным технологиям, заседание редколлегии межвузовского сборника научных трудов «Дифференциальные уравнения и математическое моделирование», заседание научной школы «Дифференциальные уравнения и их приложения», посвящённое 70-летию научной школы.

Заведующий кафедрой общей и теоретической физики и методики преподавания физики Ольга Евгеньевна Трунина представила материал, посвящённый вкладу российских учёных в развитие физики. Публикуем отрывок из статьи, полный текст которой появится на сайте в рубрике «Экспертное мнение»:

«Первичные физические знания как результат наблюдений и элементарных экспериментов человечество накапливало с колыбели, однако носили эти знания преимущественно прикладной характер.

Безусловно, важную роль должны были играть астрономические знания, и их отображали на древнейших рукотворных объектах – от простейших до весьма сложных. Последние запечатлены, например, в легендарном Стоунхендже. Такие сооружения находят по всей Евразии. У нас в Рязанской области тоже есть свой «Рязанский Стоунхендж», хотя правильнее было бы назвать сооружение «Вудхенджем», т.к. оно выполнено из дерева. Рязанский Вудхендж вблизи Старой Рязани на самом высоком холме у слияния двух рек — Оки и Прони нашёл российский археолог И.Р. Ахмедов в 2003 году. По версии ученых, для древних народов, проживавших здесь, строение служило одновременно местом поклонения Солнцу и точкой наблюдения за его движением в течение годового цикла, так называемой пригоризонтной обсерваторией. Возраст «хенджа» оценивается в 4 тысячи лет, он на тысячу лет младше британского собрата.

Сейчас традиции наблюдения за небесными телами в Рязанской области продолжает астрономическая обсерватория РГУ, которую возглавляет доктор технических наук, доцент Андрей Константинович Муртазов, почётный работник общего образования, член учебно-методической комиссии Министерства науки и высшего образования РФ и жюри Всероссийской олимпиады школьников по астрономии, член Евро-Азиатского астрономического общества, Рязанского отделения Русского географического общества, Международного метеорного общества. Невозможно не упомянуть о том, что астрономическая обсерватория в её современном виде создана на базе и в составе станции наблюдений искусственных спутников Земли в 1969 г., а общее научное руководство всеми работами до 1996 г. осуществлял доктор технических наук, профессор Василий Иванович Курышев.

О некотором развитии в регионе теоретических знаний в области физики стало возможным говорить только после появления в Рязани первых учебных заведений. Как в Первой мужской гимназии, основанной в 1804 году, так и в других гимназиях и училищах «Рязанской Сорбонны» и в Духовной семинарии преподавалась физика, были специально оборудованные физические кабинеты (по предписаниям устава 1864 года). В Епархиальном женском училище, в здании которого ныне располагается главный корпус РГУ имени С.А. Есенина, и Учительском институте, правопреемником которого является университет, изучение физики с помощью специализированного оборудования также проводилось, о чем свидетельствуют архивные фотографии.

Несмотря на эти достижения, физика периода Российской империи все же была больше индивидуальным творчеством ученых-одиночек. И здесь нельзя не вспомнить нашего земляка, отца русской космонавтики К.Э. Циолковского. Его идеи о покорении космических пространств опередили время, а наследие до сих пор в полной мере не изучено. В Рязани, как отмечал сам ученый, к нему «первые смелые мысли пришли». На одном из чертежей орбит планет солнечной системы, хранящемся в Академии наук, есть его надпись: «8 июня 1878 года. Воскресенье. Рязань. С этого времени стал составлять астрономические чертежи».

В Рязани первым высшим учебным заведением стал Рязанский женский учительский институт, основанный в 1915 году. Впоследствии вуз стал Рязанским учительским институтом, Рязанским педагогическим институтом. На физико-математическом отделении, а затем и факультете, была создана, в том числе, методическая школа в области методики преподавания физики. На этом отделении обучался в начале 1920-х годов один из основателей отечественной методики физики, член-корреспондент АПН СССР, автор многих учебников по физике для средней школы, лауреат Государственной премии профессор А.В. Пёрышкин.

Развитие физики на кафедре общей и теоретической физики и МПФ продолжается в области физики лазеров и лазерных технологий, физики полупроводниковых структур, квадрупольной масс-спектрометрии. Доктор физико-математических наук, профессор, автор более 400 научных работ и 40 авторских свидетельств и патентов, включая патенты США и Англии, основатель научной школы в городе Рязани Владимир Анатольевич Степанов возглавляет научно-образовательный центр «МЕРА», обеспечивающий сотрудничество университета и наукоёмких предприятий региона в области инновационных технологий. Научно-исследовательские лаборатории кафедры под руководством профессора Николая Витальевича Конёнкова и доцента Вадима Вивторовича Трегулова разрабатывают актуальные научные проблемы, сотрудничают с научно-исследовательскими организациями в России и за рубежом, готовят новое поколение учёных и инженеров.

Настоящая современная наука – это не удел одиночек, а работа научных школ. Только научным коллективам под силу проникнуть в тайны мироздания, исследовать и внедрить новые принципы, которые будут определять наш завтрашний день».

На факультете физической культуры и спорта РГУ в рамках Дня российской науки прошла встреча профессорско-преподавательского состава факультета с обучающимися.

Представители кафедры медико-биологических и психологических основ физического воспитания рассказали студентам о направлениях деятельности научных студенческих кружков. Заведующий кафедрой Владимир Михайлович Ериков рассказал о научно-исследовательской работе студентов (НИРС), затрагивающей вопросы спортивного краеведения, использования средств и методов физической культуры в образовательном пространстве.

Заместитель декана ФФКС по учебной работе, доцент Алексей Анатольевич Никулин представил направление НИРС занимающейся вопросами применения средств АФК при различных патологических состояниях. Доцент Татьяна Анатольевна Сидоренко рассказала о работе кружка, занимающегося биомеханическими аспектами двигательных действий в конкретных видах спорта.

Также студенты узнали о сроках проведения научных конференций, мастер-классов, проводимых кафедрами факультета физической культуры и спорта.

В юридическом институте РГУ имени С.А. Есенина в онлайн-формате прошли научно-познавательный семинар «Учёные-юристы в лицах» и научная дискуссионная площадка «Правовая защита личной информации и персональных данных в социальных сетях». Мероприятия были организованы преподавателями кафедры конституционного и муниципального права — заведующим кафедрой Натальей Николаевной Кулешовой, доцентом Ольгой Геннадьевной Клепиковой.

Мероприятия направлены на повышение мотивации студентов к научным исследованиям в разных отраслях права. Были представлены биографические сведения и научно-исследовательские данные ведущих учёных-юристов, которые внесли вклад в развитие научной юридической мысли.

Основные направления работы дискуссионной площадки были посвящены популяризации общественных процессов, а именно — защите личной информации. Участники научной площадки обсудили, являются ли «общедоступными» персональные данные, размещённые в социальных сетях, в открытых источниках: ВКонтакте, Instragram и других, каков их правовой статус, возможно ли обрабатывать персональные данные без согласия пользователей, проблемы правовой защиты персональных данных в социальных сетях.

Участниками мероприятий стали студенты 1-4 курса юридического института. Активно принимали участие в подготовке онлайн-встреч студенты А. Ратникова, А. Кулюкина, М. Матвеева, М. Тюрин, А. Пылаева, Е. Николаева, В. Терёхина, Д. Кабанова, М. Фатеев.

Преподаватели и студенты факультета русской филологии и национальной культуры в рамках круглого стола обсудили религиозно-философские и научные проблемы современной биоэтики, провели заседание студенческого научного общества полонсковедов. На факультете социологи и управления можно было принять участие в мастер-классах «Город в фокусе научного исследования» и «Научное исследование в экспедиционном формате». В институте естественных наук прошла открытая лекция, посвящённая научно-исследовательской деятельности ИИЯ. На факультете экономики — презентация проектов АНО «Россия — страна возможностей». Для студентов и преподавателей института психологии, педагогики и социальной работы проходят тематические кураторские часы, их ждут интеллектуальные игры. Все желающие смогут послушать лекцию «Революционные достижения российских учёных за последние 100 лет».

Tags: No tags