«Слово. Словесность. Словесник»

На факультете русской филологии и национальной культуры РГУ имени С.А. Есенина прошёл День науки в форме IХ ежегодной научно-практической конференции преподавателей и студентов «Слово. Словесность. Словесник».

В этом году мероприятие проводится как Международная научно-практическая конференция, посвященная Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. В работе конференции приняли участие ученые, аспиранты, студенты, учителя-практики из ДНР (Донецк, Горловка), Казахстана, Беларуси, КНР, студенты из Египта, Туниса, Алжира, Узбекистана, обучающиеся в вузах Рязани, представители 16 субъектов РФ: Рязани, Казани, Калуги, Астрахани, Ярославля, Ельца Липецкой обл., Кирова, Новосибирска, Оренбурга, Севастополя, Воронежа, Пензы, Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области.

Участников конференции приветствовали проректор по международному сотрудничеству и инновационной деятельности Олег Андрееевич Сулица и декан факультета русской филологии и национальной культуры Кирилл Васильевич Алексеев. Пленарное заседание прошло в смешанном формате.

Модератор Ю.А. Южакова рассказала собравшимся об истории конференции, её участниках и статусе. С докладами выступили профессора РГУ имени С.А. Есенина О.А. Скрябина, А.А. Решетова, Ю.В. Лазарев, А.В. Сафронов и гость из Пензы д.ф.н. профессор И.Г. Родионова. Спикеры говорили о юбилярах этого года – И.И. Срезневском и К.Г. Паустовском, их вкладе в науку и литературу, анализировали ценностный потенциал научных и художественных текстов, традиции и их отражение в современных исследованиях. К сожалению, не смогли выступить гости из ДНР.

Работа конференции велась по 12 секциям, в программе было заявлено 247 докладов. Традиционно выступили преподаватели, подав студентам пример научных докладов. Круг вопросов, затронутых в докладах, соответствует направлениям работы конференции.

Секция «Язык и стиль художественного текста» была посвящена 130-летию со дня рождения К.Г. Паустовского. Свои доклады представили профессора и доценты кафедры русского языка и гости из Ельца, Оренбурга, Ярославля, студенты и магистранты нашего университета, ведущих вузов Москвы (МПГУ, МГИМО).

Работа секции «Актуальные проблемы теории и истории современного русского языка» проходила в онлайн-формате. Прозвучало 14 докладов, посвященных проблемам диалектологии и лексикологии, спорным вопросам русской грамматики. Среди выступающих студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели РГУ имени С.А. Есенина, Академии ФСИН России, Московского государственного института международных отношений МИД России и других вузов. Все прозвучавшие выступления вызывали интерес у слушающей аудитории и сопровождались дискуссией.

Две секции — «Лингвистическое и методическое наследие И.И. Срезневского в современном изучении (к 210-летию учёного). Актуальные проблемы преподавания русского языка в школе» и «Аксиология обучения русскому языку и речевое развитие личности» — были посвящены актуальным проблемам преподавания русского языка. Они вызвали особый профессиональный интерес и к их работе присоединялись в качестве слушателей будущие учителя, чтобы услышать, как своим практическим опытом делятся преподаватели рязанских вузов — РИРО, РВВДКУ, ведущие учителя школ Рязани, Калуги, Казани. Шел разговор о необходимости проведения исследований о том, как влияет ценностно-ориентированное обучение русскому языку на формирование личности.

На секции «Проблемы поэтики и рецепции на материале литературных текстов Древней Руси и XVIII века» доклады были посвящены исследованию сочинений Древней Руси и XVIII века, их поэтико-стилистическим особенностям, специфике сюжетно-мотивного комплекса и авторского начала, пространственно-временной организации, жанровым традициям, а также проблемам литературной рецепции и выявления автобиографизма в тексте. Заседание прошло в дистанционном формате, что позволило принять участие большому количеству студентов и преподавателей – до 52 слушателей – и не помешало созданию доброжелательной атмосферы, живому и дискуссионному общению.

В секции «Изучение литературы в системе «автор-текст-читатель» было прослушано и обсуждено 8 докладов, остальные избрали форму заочного участия. Все доклады вызвали живой интерес и получили высокую оценку.

Работа секции «Русская и зарубежная литература в современном изучении» прошла успешно, несколько докладчиков участвовало дистанционно. Доклады вызвали обсуждения и дискуссии. В целом деятельность секции была плодотворной.

Секция «А.И. Солженицын и русская литература» прошла в очном формате и получилась информативной и динамичной.

Слушателями секции «Актуальные проблемы преподавания литературы в школе» прошла успешно были студенты РГУ имени С.А. Есенина и Московского педагогического государственного университета. Рассмотрели вопросы применения на уроках литературы интерактивных приемов при изучении произведений в средней и старшей школе, возможность использования метода проектов, практико-ориентированного подхода к анализу драматических произведений в 9-11 классах. Обсудили проблемы, возникающие при знакомстве с литературоведческими терминами и включением их в письменные работы школьников. Большая часть докладов сопровождалась грамотно разработанными презентациями.

Все прозвучавшие на секции «Журналистика в системе массовой коммуникации» доклады были по-настоящему научными, хорошо подготовленными и интересными. Выступающие иллюстрировали доклады яркими презентациями.

В темах докладчиков секции «Теория и история журналистики» нашла отражение общественно-политическая, военная, спортивная, социальная, экологическая проблематика современных СМИ. В спектр научных интересов попали как традиционные жанровые модели текстов, к примеру, репортаж, статья, интервью, так и новые жанровые разновидности, и новые форматы, использующие алгоритмы искусственного интеллекта. Эмпирической базой для исследователей послужили видеоматериалы федеральных и региональных телеканалов, фотоиллюстрации и журналистские тексты, опубликованные в газетах и журналах, на официальных сайтах СМИ и сайтах информационных агентств, а также в интернет-изданиях.

В секции «Культурные доминанты российского общества» прозвучали доклады студентов направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки», направленность/профиль «Искусство и Дополнительное образование». Председателем секции выступила зав. кафедрой культурологии Н.Г. Меркулова, выступление которой было посвящено вопросам реконструкции культурных кодов на художественном материале. Аудиторию секции также составили студенты направления 48.03.01 «Теология», направленность/профиль «История конфессии».

Работа конференции была плодотворной. Все прозвучавшие доклады были хорошо подготовленными, интересными и вызвали  заинтересованные вопросы и положительные отклики.

Метки: нет меток