Адрес: 390000, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46,
учебные корпуса 1, 2, ауд. 75, 91.
Тел.:  8 (4912) 28-19-36; 97-15-57; 97-15-61, 97-15-61 доб. 2016

Страница в соцсети «В контакте»:  https://vk.com/ien_rsu

График работы директората:

  • Понедельник-пятница с 7:30 до 15:30
  • Суббота с 8:00 до 13:00.
  • Воскресенье – выходной.

Обед  с 12:00 до 13:00.

  • вс – выходной

Положение об институте естественных наук

 

 

 

 

 

 

 

Директор института — Селезнёва Юлия Михайловна, кандидат биологических наук, доцент

E-mail: yu.selezneva@365.rsu.edu.ru.

Селезнева Ю.М., 1984 г.р., работает на кафедре биологии и методики ее преподавания с 2006 года. В период с 2011 года по 2016 — в должности заместителя декана по воспитательной работе естественно-географического факультета, а с 2016 года – в должности заведующего кафедрой биологии и МП. Учёная степень – кандидат биологических наук, ученое звание – доцент.

 

Ответственные по направлениям деятельности:

  • за учебную работу и трудоустройство (развитие карьеры):

Ирина Николаевна Андриянова — старший преподаватель кафедры географии, экологии и туризма.

В 2008 г. окончила Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина по специальности «Учитель географии и биологии». Прошла обучение по программам профессиональной переподготовки «Технология и организация услуг на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства» и «Интеграция естественных наук в системе высшего образования (география, биология, химия)». Неоднократно награждена Почетными грамотами и Благодарностями РГУ имени С.А. Есенина за добросовестный труд, профессионализм и вклад в подготовку высококвалифицированных кадров.  Автор более 30 научных работ.

E-mail: i.andriyanova@365.rsu.edu.ru

Телефон: 28-19-36, доб. 2012

  • за практики

Лариса Васильевна Беркасова —  старший преподаватель кафедры географии, экологии и туризма. Проводит исследования в области тематического и атласного картографирования. Имеет Благодарность Министерства образования Рязанской области за многолетний добросовестный труд, достигнутые успехи в деле подготовки высококвалифицированных специалистов. Является Почетным работником высшего профессионального образования Российской Федерации. Получила Благодарственное письмо губернатора Рязанской области за большой вклад в развитии Рязанского краеведения. Является обладателем знака «За вклад в развитие университета». Автор более 60 научных и учебно-методических работ.

Телефон: 28-19-36, доб. 2012

E-mail: l.berkasova@365.rsu.edu.ru

  • за научную работу

Илья Валерьевич Чучелкин —  кандидат химических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории координационной химии

E-mail: i.chuchelkin@365.rsu.edu.ru

  • старший куратор:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корсукова Ольга Валерьевна – начальник отдела технологий воспитательной деятельности РГУ имени С.А. Есенина

  • за воспитательную работу:

Сидорова Эльвира Геннадиевна – старший преподаватель кафедры биологии и методики её преподавания.

Телефон: 21-57-16

E-mail: o.korsukova@365.rsu.edu.ru

  • Ведущий специалист по УМР: Фроликова Юлия Николаевна

E-mail: u.frolikova@365.rsu.edu.ru

Телефон: 28-19-36, доб. 2012

  • Специалист по УМР:

Вдовенко Анна Евгеньевна

E-mail: a.vdovenko@365.rsu.edu.ru

Телефон: 28-19-36, доб. 2044

  • Делопроизводитель:

 

Жулина Дарья Алексеевна

E-mail: d.zhulina@365.rsu.edu.ru

Телефон: 28-19-36, доб. 2012

 

  • История института:

В 1934 году на базе химического и биологического отделений организован факультет естествознания. С этого года на кафедрах ботаники, зоологии и химии началась подготовка учителей биологии и химии. В 1949 году, в год столетия И.П. Павлова, была создана кафедра анатомии и физиологии человека и животных. С 1987 года на факультете открыто географическое отделение.

В 2020 году естественно-географический факультет преобразован в институт естественных наук.

В настоящее время образовательная деятельность института естественных наук, как структурного подразделения РГУ имени С.А. Есенина направлена на выполнение общей задачи — подготовки кадров для обеспечения потребностей актуальных направлений экономики региона:

  • востребованных в естественнонаучной сфере, в сфере социально-культурного сервиса и туризма, образовательной сфере;
  • востребованных в промышленности;
  • способных применять новейшие методы исследований; работать с новейшим оборудованием и приборами;
  • способных успешно заниматься проектной и научно-исследовательской деятельностью.

 

  • Абитуриентам института:

Направления подготовки, реализуемые институтом:

Бакалавриат:

  • 04.03.01 Химия, направленности (профили) Нефтехимия, Медицинская и фармацевтическая химия,
  • 18.03.02 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии, направленность (профиль) Экология нефтегазового производства,
  • 44.3.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) Химия и биология,
  • 43.03.02 Туризм, направленность (профиль) Технология и организация туроператорских и турагентских услуг,
  • 43.03.03 Гостиничное дело, направленность (профиль) Гостиничная деятельность,
  • 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) Биология и География,
  • 05.03.02 География, направленность (профиль) Рекреационная география и туризм,
  • 05.03.02 География, направленность (профиль) Территориальное проектирование и геоинформационные системы,
  • 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) Экологическая безопасность,
  • 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) направленность (профиль) География и Иностранный язык (Английский язык),
  • 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) Биология и География,
  • 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) Химия и Биология,
  • 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Биология,
  • 44.03.05 Биология, направленность (профиль) Биоинженерия и биотехнология.

Магистратура:

  • 04.04.01 Химия, направленность (профиль) Органическая химия,
  • 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Естественнонаучное образование,
  • 06.04.01 Биология, направленность (профиль) Фундаментальная и прикладная биология,
  • 05.04.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) Экологическая безопасность, природопользование и мониторинг природно-техногенных систем,
  • 05.04.02 География, направленность (профиль) Физическая география и ландшафтоведение.

Реализация промышленной политики Рязанской области, направленной на создание благоприятных условий для развития высокотехнологичных и конкурентоспособных предприятий промышленного комплекса, закрепление уже достигнутых позитивных результатов, запуска на территории области новых современных производств невозможна без подготовки квалифицированных кадров с высшим химическим образованием. В настоящее время многие предприятия региона располагают современным технологическим потенциалом по производству основных для области видов промышленных товаров, в том числе: нефтепродуктов, пищевых продуктов; химико-фармацевтической продукции. РГУ имени С.А. Есенина с 2015 года активно сотрудничает с биофармацевтической компанией ООО «ФОРТ» и АО «РНПК». Обучающиеся РГУ имени С.А. Есенина проходят на предприятиях практики и стажировки, сотрудники предприятия принимают участие в реализации образовательных программ, с каждым годом все больше выпускников становятся работниками этих и других предприятий Рязанского региона.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших образовательные программы по направлениям подготовки 43.03.02. Туризм и 05.03.02 География (профиль) Рекреационная география и туризм, включает разработку, продвижение и реализацию туристского продукта, организацию комплексного туристского обслуживания в основных секторах туристской индустрии. Для выпускников, освоивших образовательные программы по направления подготовки 43.03.03 Гостиничное дело, включает формирование процессов обеспечения гостиничной деятельности, соответствующих стандартам и требованиям потребителей.

Выпускники кафедры работают в туристическом и гостиничном  бизнесе Рязанской, Московской областей, Санкт-Петербурга, Краснодарского края,  многие являются руководителями туристских и гостиничных предприятий г. Рязани, трудятся в Министерстве культуры и туризма Рязанской области, Туристском информационном центре, администрации г. Рязани.

Для выпускников направления подготовки 05.03.02 География, направленность (профиль) Территориальное проектирование и геоинформационные системы область профессиональной деятельности включает архитектуру, проектирование, геодезию, топографию и дизайн ( в сферах кадастрового учета; инженерно-технического проектирования для градостроительной деятельности; благоустройства и озеленения территорий; градостроительства). Выпускники этого профиля могут работать в сфере планирования, территориального проектирования, управления, экспертизы, мониторинга природных, антропогенных, природно-хозяйственных, эколого-экономических, производственных, социальных, рекреационных, общественных территориальных систем и структур разного пространственного уровня. Они могут выполнять такие производственные задачи:

— территориальное проектирование и планировка территории

— осуществление геодезической и картографической деятельности

— консультирование по вопросам управления развитием территорий

— регулирование и содействие эффективному ведению экономической деятельности предприятий

— отбор и систематизация географической информации с целью проектирования, планирования, управления и прогноза развития природных и социально-экономических территориальных систем

— разработка и подготовка аналитических материалов географической направленности с целью проектирования и планирования природных и социально-экономических территориальных систем, управления ими и прогноза их развития

-организация и выполнение работ географической направленности

— организация и выполнение географических проектов

— сбор и систематизация географической информации для разработки комплекта градостроительной документации

Бакалавр по направлению подготовки «Биология» (профиль — Биоинженерия и биотехнология) готовится к научно-исследовательской деятельности. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, будет готов решать следующие профессиональные задачи:

  1. Участвовать в экспедициях, полевых и лабораторных биологических исследованиях по профилю подготовки.
  2. Обрабатывать и анализировать получаемую полевую и лабораторную биологическую информацию с использованием современных информационных технологий;
  3. Участвовать в подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций;
  4. Проводить различные исследования с целью улучшения условий в области сельского хозяйства, лесного и промышленного хозяйства
  5. Планировать и проводить профилактические мероприятия по охране природы с использованием природоохранных биотехнологий;
  6. Проводить биомониторинг и оценку состояния биоресурсов Земли (растительного и животного мира) с использованием биотехнологических методов;
  7. Участвовать в разработке проектов возобновления редких и охраняемых биологических объектов
  8. Контролировать процессы биологического производства (например, медицинской биологической продукции, сельскохозяйственных добавок и т.д.).
  9. Выбирать технические средства и методы работы, работать на экспериментальных установках, подготавливать оборудование;
  10. Контролировать выполнение норм и правил в области охраны природы.
  11. Проводить экскурсии в заповедниках, заказниках, национальных парках, природных парках, показывать памятники природы (редкие и вековые деревья, мельничные пруды и т.д.)

Будущие профессии: Биотехнолог. Микробиолог. Специалист-технолог в области природоохранных (экологических) биотехнологий. Биохимик. Ботаник. Зоолог.

Бакалавр по направлению подготовки «44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) Биология и География готовится к педагогической, проектной и культурно-просветительской деятельности.

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, будет готов решать следующие профессиональные задачи:

  1. Проводить психологическую и педагогическую диагностику учащихся для определения маршрута их воспитания и обучения
  2. Проводить занятия с использование современных технологий, учитывая особенности возрастного развития личности; проектировать элективные курсы с использование последних достижений науки
  3. Обеспечить порядок и дисциплину во время уроков,; контролировать посещаемость и успеваемость школьников согласно правилам, принятым в школе
  1. Вести классную документацию (классный журнал, папку классного руководителя, личные дела учащихся, характеристики школьников, протоколы родительских собраний, дневники)
  2. Согласно учебному плану проводить промежуточные, четвертные и годовые контрольные работы
  3. Проверять все виды контрольных работ и проводить последующую работу над ошибками; проверять классные и домашние задания учащихся
  4. Подготавливать старшеклассников к государственной итоговой аттестации
  5. Работать в составе экзаменационной комиссии во время итоговой аттестации обучающихся
  6. Помогать профессиональному самоопределению школьника, подготавливать его к сознательному выбору профессии
  7. Оказывать психолого-педагогическую помощь учащимся
  8. Организовывать внеучебную деятельность обучающихся; проводить воспитательную работу с учащимися (профилактика и коррекция привычек, наносящих вред здоровью и т.д.)
  9. Разрабатывать современные педагогические технологии, учитывая особенности образовательного процесса, задач воспитания и развития личности
  10. Проводить родительские собрания
  11. Пополнять кабинет учебным материалом, оборудованием и приборами по профилю обучения
  12. Обеспечить охрану жизни и здоровья детей, при необходимости оказывать первую медицинскую помощь

Бакалавр по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Биология готовится к педагогической, проектной и культурно-просветительской деятельности. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, готов решать следующие профессиональные задачи:

  1. Изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования;
  2. Осуществление обучения и воспитания в сфере образования в соответствии с требованиями государственных стандартов;
  3. Использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;
  4. Обеспечение образовательной области с учетом особых образовательных потребностей;
  5. Организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами, родителями (законными представителями) обучающихся, участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности;
  6. Формирование образовательной среды для обеспечения качеств образования, в том числе с применением информационных технологий;
  7. Осуществление профессионального самообразования и личностного роста;
  8. Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;
  9. Проектирование содержания образовательных программ и современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через учебные предметы;
  10. Моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
  11. Изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
  12. Организация культурного пространства;
  13. Разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.

 

https://disk.yandex.com.am/d/VQdBGwLJG-DT1Q — ролик визитка об ИЕН

 

  • Научная работа института:

Основным направлением научных исследований Лаборатории координационной химии при кафедре химии является комплексообразование и использование в асимметрическом катализе хиральных фосфорсодержащих лигандов. Разрабатываемые уникальные металлокомплексные катализаторы многократно ускоряют процессы синтеза практически значимых редких веществ – фармацевтических препаратов, средств защиты растений, биорегуляторов. И что не менее важно, позволяют выделять их сразу в виде нужных человеку и природе пространственных форм. Следствием такого подхода является в случае внедрения результатов в промышленность практически двукратное сокращение производственных расходов и отсутствие токсического воздействия на окружающую среду и организм человека. Кроме того, предлагаемые к использованию фосфитные лиганды в 50-55 раз дешевле коммерчески доступных фосфиновых стереоселекторов.

Страница лаборатории: https://colab.ws/labs/577

Ролик о лаборатории:

https://disk.yandex.ru/i/wm4nRHblhLbqJA

Кафедра экономической и социальной географии и туризма проводит исследования по теме Туристско-рекреационный потенциал районов Рязанской области, анализ внутренних социально-экономических различий территории региона.  В ходе выполнения НИР проведены исследования компонентов туристско-рекреационного потенциала Рязанской области и предложены способы повышения эффективности его использования посредством проектирования туристского пространства районов области, исследована динамика отраслевой и территориальной структуры хозяйства региона и выявлены важные направления проектирования туристско-рекреационного пространства Рязанской области. Актуальность выполненных исследований определяется требованиями развития внутреннего туризма в регионах России. В современных условиях хозяйствования туризм становится одним из ведущих секторов экономики в Рязанской области, рассматриваться как существенная составляющая инновационного развития региона в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль региональной экономики. В этой связи перед региональной индустрией туризма встает проблема поиска таких форм и методов использования туристско-рекреационного потенциала и проектирования туристского пространства, которые позволили бы укрепить позиции организаций, занимающейся обслуживанием туристов, и способствовать развитию всей сферы туристского бизнеса. Четко сформулированная стратегия развития туристской отрасли региона может обеспечить соответствующий уровень качества туристских услуг. В этих условиях особую актуальность приобретают проведенные кафедрой исследования по возможности повышения эффективности использования туристско-рекреационного потенциала и проектирования туристского пространства территории Рязанской области.

В научной работе кафедры биологии и методики ее преподавания ведутся непрерывные исследования в области аэробиологии, начиная с 2007 года. Результаты исследований отражены в научных публикациях. За последние 5 лет в соавторстве и единолично опубликовано 15 научных работ в изданиях, входящих в базы данных РИНЦ, ВАК, Scopus, Web of Science (2 статьи в журнале «Plants» (Q1). В 2021 г. в соавторстве опубликовано учебно-методическое пособие «Экология организмов». были получены и успешно реализованы гранты, поддержанные РФФИ: № 14-35-50748 № 15-35-51115 № 16-45-620165. Кроме того, в качестве исполнителя сотрудники кафедры принимают активное участие в следующих проектах, поддержанных грантами РФФИ: №14-05-97502, № 15-05-04554. В 2018 г. под руководством С.В. Гальченко успешно защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата биологических наук. Зацаринная Е.А. является победителем рязанского регионального конкурса «Молодой ученый года» для специалистов 2011 г. Научная работа ведется по изучению биологии и экологии позвоночных животных, биоиндикационными исследованиями. Астрономической обсерваторией были получены важные научные результаты: разработана фотометрическая классификация ИСЗ (В.И. Курышев, Е.Б. Гусев); создан каталог запусков геостационарных объектов (Т.А. Гусева); разработана методика физического моделирования спектральных и фотометрических характеристик космических объектов (А.К. Муртазов); методика их распознавания по данным оптических наблюдений (В.В. Куприянов); разработаны небесномеханические методы оперативного определения параметров орбит космических объектов (Н.И. Перов). Совместные наблюдения геостационарных ИСЗ проводились на 400-миллиметровом цейссовском рефракторе Абастуманской обсерватории (А.К. Муртазов). На телескопе был установлен полуавтоматический спектрофотометр с полевой диафрагмой 1¸25¢¢, позволявший получать высокоточные оценки блеска спутника в разных длинах волн. Фотометрические наблюдения геостационарных спутников проводились сотрудниками станции совместно с сотрудниками Крымской астрофизической обсерватории АН СССР на первой в стране астрономической телевизионной системе под руководством основателя телевизионной астрономии доктора физико-математических наук В.В. Прокофьевой. Эти наблюдения дали возможность при сравнении их с модельными экспериментами, проводившимися рязанцами, впервые в стране провести распознавание формы и конструкции геостационарного спутника (А.К. Муртазов, Н.Н. Носова, В.В. Прокофьева). В настоящее время астрономическая обсерватория продолжает развивать исследования по направлениям, связанным с проблемой мониторинга околоземного пространства оптическими средствами, методам решения основной задачи спектрофотометрии искусственных космических объектов, изучением оптических свойств поверхностей малых тел Солнечной системы. В ХХI веке к ним добавилось новое направление – экология околоземного пространства. Цели и задачи нового научного направления были сформулированы в первой в стране монографии А.К. Муртазова «Экология околоземного космического пространства» (Наука, 2004), изданной по гранту Российского фонда фундаментальных исследований. Исследования по проблемам экологии околоземного пространства, куда входит анализ его техногенного загрязнения на базе мониторинга оптическими средствами, проводятся в рамках грантов и исследовательских программ.

Кафедра охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности ведет научно-исследовательскую работу по тематике: «Медико-социальные аспекты стоматологической патологии у населения Рязанской области»; «Гигиеническая оценка питания студентов РГУ имени С.А. Есенина»; «Оценка курительного статуса студентов университета»; «Сравнительная характеристика здоровья населения Рязанской области (1991-2016 гг.)»; «Здоровье населения Рязанской области и факторы, влияющие на него». По итогам научной-исследовательской работы подготовлена и издана монография «Здоровье населения Рязанской области и факторы, влияющие на него»: Редакционно-издательский центр РГУ имени С.А. Есенина, подписано к использованию 15.06.2023, 978-5-907635-11-1, 2,38 МБ (12 уч.-изд. л.) Авторы : Гревцова Е.А., Николаева А.Д., Чукина Г.В. На кафедре постоянно действует студенческих научный кружок, в котором участвует от 40 до 60 студентов I – IV курсов. На итоговой научной студенческой конференции ежегодно организуется самостоятельная секция.

  • Кафедры, лаборатории и федеральные инновационные площадки ИЕН:

КАФЕДРА БИОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ЕЁ ПРЕПОДАВАНИЯ

БИОСТАНЦИЯ

КАФЕДРА ГЕОГРАФИИ, ЭКОЛОГИИ И ТУРИЗМА

КАФЕДРА ОХРАНЫ ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАФЕДРА ХИМИИ

ЛАБОРАТОРИЯ КООРДИНАЦИОННОЙ ХИМИИ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ЭКОЛОГИИ

Астрономическая обсерватория РГУ имени С.А. Есенина  и астрономия в рязани

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА ТУРИСТСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ И ТЕХНОЛОГИИ