Адрес: 390000, Рязань, ул. Свободы, 46,
учебный корпус 1, ауд. 38
Тел.: 8 (4912) 97-15-32, доб. 1031

График работы кафедры:

с 12.30 до 19.30, перерыв для отдыха и питания — 1 час, для педагогических работников — в соответствии с расписанием учебных занятий
• вс — выходной

Заведующий кафедрой –
Татьяна Александровна Рохлина, кандидат филологических наук, доцент

E-mail: t.rokhlina@365.rsu.edu.ru

 

 

 

 

 

 

Делопроизводитель кафедры: Филинов Вениамин Дмитриевич

Кафедра английского языка и методики его преподавания ведет свою историю от кафедры иностранных языков, которая была основана одновременно с факультетом иностранных языков в 1946 г.

В соответствии с приказом №111 от 1949 г. кафедра иностранных языков была разделена на две: кафедру английского языка и кафедру французского языка. При возникновении кафедру английского языка возглавила М.А. Фролова. В разное время кафедрой английского языка заведовали С.Б. Берлизон, Е.И. Чапник, Р.С. Розенберг ,Б.М. Плискина, В.Ф. Денисов, Н.И. Шпекина, Л.Б. Лебедева, Я.М. Колкер, И.М. Шеина, Е.Г. Логинова. В сентября 2008 г. кафедра немецкого языка и кафедра английского языка объединились в кафедру германских языков и методики их преподавания.

В сентябре 2013 г. в состав кафедры германских языков и методики их преподавания вошла кафедра интенсивных методик преподавания иностранных языков, осуществлявшая языковую подготовку на очно-заочном отделении. Очно-заочная (вечерняя) форма позволяет совмещать обучение параллельно с учебой на других факультетах РГУ, в других вузах. Многие поступают на отделение с целью получения второго высшего образования.

В 2024 году кафедра германских языков и методики их преподавания была реорганизована в кафедру английского языка и методики его преподавания

Перечень специальностей и направлений подготовки:

Направления подготовки бакалавриата:

  • направление 44.03.05 «Педагогическое образование» — профиль «Иностранные язык + иностранный язык» (два иностранных языка) (очная форма обучения)
  • направление 44.03.01 «Педагогическое образование» — профиль «Иностранный язык» (Английский язык) (очно-заочная форма обучения)
  • направление 44.03.05 «Педагогическое образование» — профиль «Иностранный язык (Английский язык) + Информатика» (очная форма обучения)
  • Полная номенклатура языков на данный момент составляет:
  • первый иностранный язык: английский, немецкий;
  • второй иностранный язык: английский, немецкий, французский, японский, китайский, испанский;
  • третий иностранный язык (программа дополнительного профессионального образования): французский, японский, китайский, испанский, немецкий.

На кафедре создан большой фонд учебно-методических материаловвключая современную художественную литературу, переданную Институтом им. Гете и Оксфордским фондом. Имеется обширная видеотека и богатая справочная литература.

Пополняется открытая для всех преподавателей и студентов цифровая база поурочных планов-разработок по всем аспектам преподавания английского языка. Студенты также имеют доступ к большому количеству справочных материалов и учебных пособий в локальной компьютерной сети.

Научно-педагогический состав кафедры:

Рохлина Татьяна Александровна, кандидат филологических наук, доцент.

E-mail: t.rokhlina@365.rsu.edu.ru

Преподаваемые дисциплины: Иностранный язык, основы языкознания, основы проектной деятельности и командной работы, проектно-исследовательская деятельность в школе

Сфера научных интересов: Когнитивная лингвистика, грамматика текста, полимодальная коммуникация

Основные публикации: Рохлина Т.А. Грамматика комического в немецком прозаическом шванке. Монография. – М.: Флинта, 2020. – 216 с.

Рохлина Т.А. Немецкий язык для докладов и презентаций. Деловая и научная коммуникация. Учебное пособие. – М.: Горячая линия – Телеком, 2021. – 74 с.

Рохлина Т.А. Практическая грамматика немецкого языка для начинающих (Уровень А1). Учебное пособие. – М.: Флинта, 2024. – 148 с.

Рохлина Т.А. Прецедентность и знаковый характер мема // Когнитивные исследования языка. 2022. №4 (51). С. 781 – 785.

 

Логинова Елена Георгиевна, доктор филологических наук, профессор.

E-mail: e.loginova@365.rsu.edu.ru

Преподаваемые дисциплины: основы языкознания, история языка, лексикология, сравнительная типология, теория и практика перевода, руководство выпускными квалификационными работами

Сфера научных интересов: когнитивная полимодальная лингвистика, лингвосемиотика, лингвопрагматика, когнитивная семантика, теория коммуникации

Достижения: Руководитель программы профессиональной переподготовки с присвоением дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» для направлений подготовки 44.03.05 Педагогическое образования (с двумя профилями), 44.03.01 Педагогическое образование;  Главный редактор научного журнала «Иностранные языки в высшей школе»; Член «Российской ассоциации лингвистов-когнитолов»

 

Рубцова Юлия Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент

Преподаваемые дисциплины: практический курс первого иностранного языка, иностранный язык, методика обучения первому иностранному языку, оценивание результатов обучения в школе, стиль и манера авторского письма (первый иностранный язык)

 

 

 

Титова Анна Владимировна, кандидат филологических наук, доцент

Преподаваемые дисциплины: история литературы стран изучаемого иностранного языка, практический курс английского языка, практический курс первого иностранного языка, национально-культурная специфика литературного процесса в странах изучаемого языка, теоретическая фонетика.

 

 

 

Беленова Анна Александровна, старший преподаватель кафедры германских языков и методики их преподавания

Преподаваемые дисциплины: иностранный язык, практический курс первого иностранного языка, история страны изучаемого иностранного языка в кросскультурном аспекте, культура стран изучаемого иностранного языка, практическая фонетика первого иностранного языка, лексика повседневного общения (первый иностранный язык), стилистика

Боровикова Екатерина Владимировна, старший преподаватель

E-mail: e.borovikova@365.rsu.edu.ru

Преподаваемые дисциплины: Практический курс первого иностранного языка, лексика повседневного общения, стиль и манера авторского письма, основы языкознания, история и культура стран изучаемого языка, гуманитарная тематика в переводческом аспекте, стилистика английского языка

Сфера научных интересов: Эффективность дискурса в кросс-культурном аспекте, проблемы формирования ценностных ориентаций студентов вуза

Достижения: Старший эксперт предметной комиссии по проверке и оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ и ВГЭ-11 по Английскому языку;  Имеет благодарность от администрации муниципального бюджетного учреждения культуры «Рязанский музей путешественников» за участие в организации «Недели художественно-эстетического воспитания и образования студентов РГУ имени С.А. Есенина». ;Награждена почётной грамотой от руководства РГУ имени С.А. Есенина за значительные заслуги в педагогической деятельности и большой личный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов.

Борисова Елена Григорьевна, старший преподаватель.

Преподаваемые дисциплины: История иностранного языка, Древние языки и культуры, Лингвистические характеристики общественно-политического дискурса (ИЯ), Методика обучения первому иностранному языку, Практический курс иностранного языка.

Вековищева Валентина Николаевна, старший преподаватель

Преподаваемые дисциплины: практический курс первого ИЯ, стилистика

 

 

 

 

Ерзылева Анна Андреевна, старший преподаватель

Преподаваемые дисциплины: практический курс первого иностранного языка, стилистика

Козак Валентина Викторовна, старший преподаватель

Преподаваемые дисциплины: практический курс первого иностранного языка, иностранный язык, практическая грамматика первого иностранного языка, практическая фонетика первого иностранного языка, лексика повседневного общения, культура стран изучаемых иностранных языков

Кукса Алла Валериевна, старший преподаватель

E-mail: a.kuksa@365.rsu.edu.ru

Преподаваемые дисциплины: Проектная и исследовательская деятельность в школе, Практический курс второго иностранного языка

Сфера научных интересов: Методика обучения иностранным языкам

Достижения: ответственный за практическую подготовку студентов ИИЯ

 

Поветкина Юлия Васильевна, старший преподаватель

Преподаваемые дисциплины: теоретическая грамматика, методика обучения первому иностранному языку, практический курс первого иностранного языка, стиль и манера авторского письма (1ИЯ), стилистика

 

 

 

Пономарев Дмитрий Александрович, старший преподаватель

E-mail: d.ponomarev@365.rsu.edu.ru

Преподаваемые дисциплины: латинский язык, теоретическая грамматика, основы языкознания, глобальное видение как основа культурной картины мира, иностранный язык, практикум по культуре речевого общения, практическая фонетика изучаемого иностранного языка, практический курс иностранного языка, стилистика, связь этимологии слова и его значения, пути и способы повышения эффективности воздействия на адресата, когерентность в тексте и связность текста, поэзия как способ компрессии и экономии

Сфера научных интересов: древние языки, история языка, теоретическая грамматика, сравнительная типология.

Шалыгина Яна Павловна, ассистент

Преподаваемые дисциплины: практический курс первого иностранного языка, методика обучения первому иностранному языку, иностранный язык, лексикология, практическая грамматика первого иностранного языка, практическая фонетика первого иностранного языка, культура стран изучаемых иностранных языков

Электронные ресурсы кафедры:

  • «Драма Шекспира. Начальный курс». – автор: асс. Вековищева В.Н. (сертификат № 2396 от 15.05.2015.)
  • «Становление романа английского Просвещения» (автор – доц. В.А. Рогатин). Свидетельство о регистрации № 20079 (от 29.04.2014)
  • «Лингвокультурный аспект дискурса как отражение его прагматической сущности». – автор доц. Бажанова Ю.И. (2014 г.)
  • «История английского языка (древнеанглийский период)». – автор ст. преподаватель Борисова Е.Г. ) (2014 г.)
  • «Видео уроки английского языка (на материале эпизодов «Семейный альбом» (“FamilyAlbum, theUSA”) – автор: стар. преп. Поветкина Ю.В. (сертификат № 71 на соответствие требованиям, предъявляемым к электронным образовательным изданиями РГУ имени С.А, Есенина. Выдан решением Ученого совета от 1.17.2013)
  • «Зарубежная литература. Литература страны изучаемого иностранного языка» – автор: канд. пед. наук., доц. Рогатин В.А. (сертификат № 45 на соответствие требованиям, предъявляемым к электронным образовательным изданиями РГУ имени С.А, Есенина. Выдан решением Ученого совета от 25.11.2011)

Преподаватели кафедры участвуют в реализации программ дополнительного профессионального образования «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» для ряда специальностей и направлений подготовки.
Среди них: «Налоги и налогообложение», «Национальная экономика», «Иностранный язык», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Управление персоналом», «Информатика», «Государственное и муниципальное управление», «Социология», «Финансы и кредит», «Журналистика», «Русский язык и литература» и др.

Межрегиональные и международные связи кафедры:

Кафедра германских языков и методики их преподавания взаимодействует со многими университетами России и рядом университетов других стран. Среди них: Московский государственный лингвистический университет, Орловский государственный университет, Новосибирский государственный университет, Московский социально-гуманитарный университет (Коломна), Тверской государственный университет, Московский государственный открытый социально-гуманитарный институт, МУБиНТ, Черкасский национальный университет, Ереванский государственный лингвистический университет им. В. Брюсова, Донецкий национальный университет и другие.

Преподаватели кафедры участвуют в проекте с Тюрингенским Институтом развития образования (Германия). В 2018 году был опубликован в Германии совместный труд – двуязычный глоссарий «Профессиональное образование в сравнении». Презентация данного глоссария состоялась в октябре 2018г. в РГУ имени С.А. Есенина (соавторы глоссария – преподаватели кафедры проф. Кожетьева Т.А., доц. Алексанова Л.А.) В 2021 году было опубликовано в Германии совместное учебно-методическим пособие «Zur Entwicklung von Selbstständigkeit im Unterricht von Deutsch und Russisch als Fremdsprache. Konzeptionelle und praktische Anregungen.» («Развитие самостоятельности учащихся на занятиях по немецкому и русскому языкам как иностранным. От теории к практическим решениям».) – доц. Алексанова Л. А. (в соавторстве с Бер У., Эйхлер Э., Колесников А.А., Гацкова Л.Н. и др.).

 

Основные научные труды преподавателей кафедры германских языков и методики их преподавания за 2023 г.:

Логинова, Е.Г. Конструирование события в дискурсе театральной читки: когнитивно-коммуникативный аспект // Вопросы когнитивной лингвистики. № 4. (индексируется в Scopus)

Логинова, Е.Г. Выразительность в театре как технология смыслопорождения и роль жеста в ее реализации // Слово.ру: балтийский акцент. Т. 14, №2 (индексируется в Scopus)

Логинова, Е.Г. К вопросу о трансформации пьесы в спектакль: от трансмутации и транскодификации к рекуррентности и резонансу // Критика и семиотика. № 1. (индексируется в Scopus)

Логинова, Е.Г. «Когниция о когниции»: роль жеста в реализации метакоммуникативного потенциала театрального дискурса // Когнитивные исследования языка, 2023. Вып. 5(56).(индексируется в РИНЦ)

Логинова, Е.Г. Интертекстуальность, интердискурсивность, интермедиальность: как описывать взаимоотношения знаков в художественной коммуникации // Иностранные языки в высшей школе, 2023. № 3 (66). (индексируется в РИНЦ)

Рубцова Ю.Ю. Предпосылки обучения экспрессивной устной и письменной речи на английском языке на 1-2 курсах языкового вуза // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2023. — № 9 (2).

Основные научные труды преподавателей кафедры германских языков и методики их преподавания за 2022 г.:

Гриднева Ю.Ю. Взаимосвязь беглости и экспрессивности письменного высказывания как методическая проблема // Научное мнение. – 2022. – № 7-8.

Гриднева Ю.Ю. Особенности организации занятия, обучающего студентов младших курсов языкового вуза экспрессивности письменного высказывания // Педагогическое образование. – 2022. – Т. 3. – № 6.

Логинова, Е.Г. Задача (ре)конструирования смысла в свете социо-семиотического подхода к анализу дискурса // Иностранные языки в высшей школе, 2022. Вып. 4 (63).(индексируется в РИНЦ)

Логинова, Е.Г. Meaning construal through multimodal clusters in the theatrical discourse// Languages and Modalities (LaMo), 2022. Issue (индексируется в РИНЦ)

Основные научные труды преподавателей кафедры германских языков и методики их преподавания за 2021 г.:

Монографии:

  • Логинова Е. Г. Семиотический резонанс в естественной коммуникации и художественном дискурсе. Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. Рязань, 2021. 284 с.

Учебно- методические пособия:

  • Кукса А.В., Хьюз Н. А. «British Culture Through Video Programmes» (Изучение особенностей современной англоязычной культуры с использованием аутентичных телевизионных программ).Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. Рязань,2021. – 98 с.
  • Алексанова Л. А. (соавторы: Бер У., Эйхлер Э., Колесников А.А., Гацкова Л.Н. и др.) Zur Entwicklung von Selbstständigkeit im Unterricht von Deutsch und Russisch als Fremdsprache. Konzeptionelle und praktische Anregungen. Развитие самостоятельности учащихся на занятиях по немецкому и русскому языкам как иностранным. От теории к практическим решениям. Германия, Bad Berka: Thillm, 2021 – 132 с.

Научные статьи:

  • Алексанова Л.А. Об употреблении глаголов мышления в немецкой конструкции «sein + zu + Infinitiv». Актуальные проблемы германо-романской филологии и методики преподавания иностранных языков. — Коломна: Изд-во ГСГУ, 2021. – С.6 – 12
  • Вековищева В.Н. Выбор преобладающей формы выражения мысли как этап подготовки вузовской лекции на иностранном языке. Современные концепции романо-германской филологии, лингводидактики и межкультурной коммуникации. – Рязань: РВВДКУ, 2021. – С55-58
  • Ерзылева А. А. Единицы «мoney» и «wealth» в культурно-обусловленных сценариях в английском языке. Современные концепции романо-германской филологии, лингводидактики и межкультурной коммуникации. – Рязань: РВВДКУ, 2021. – С.66-72
  • Логинова Е.Г. Полисемиотическое дискурсивное пространство как «особый формат знания» и методы его анализа. Когнитивные исследования языка. Вып. 4(47). М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина. 2021. С. 279-290.
  • Пескова Н. А. Сонеты У. Шекспира: образность и игра с пространством. Иностранные языки в высшей школе (научный журнал): Вып. 4(59), Рязань, 2021.
  • Титова А.В. Литературные сатиры эпохи Реставрации. Современные концепции романо-германской филологии, лингводидактики и межкультурной коммуникации. – Рязань: РВВДКУ, 2021. – С.204-207
  • Юдина Т.В. Обоснование структуры лингвистической компетенции как компонента коммуникативной компетенции студента языкового вуза. Современные концепции романо-германской филологии, лингводидактики и межкультурной коммуникации. – Рязань: РВВДКУ, 2021. – С. 55-58

Преподаватели кафедры постоянно повышают свой профессиональный уровень, принимая участие в работе различных семинаров и курсов повышения квалификации. Все преподаватели в 2017 году успешно прошли повышение квалификации по программе «Использование информационных технологий в учебном процессе» при РГУ им. С.А. Есенина, в 2018 году по программе «Оказание первой помощи», в феврале 2019 года по программе «Международная коммуникация как способ объективации знания о стране изучаемого языка».

Студенты и магистранты ежегодно принимают участие в межвузовской студенческой научной конференции в Московском государственном социально-гуманитарном университете (г. Коломна), в  конференции «Романо–германская филология. Достижения и перспективы обучения иностранным языкам в новом столетии» (Рязань, РВВДКУ им. И.Ф. Маргелова).

Во время пандемии студенты Института иностранных языков работали в Call-центре по оказанию помощи гражданам пожилого возраста на территории Рязанской области. А также, во время режима самоизоляции наши студенты помогали учащимся «Школы № 7 «Русской классической школы» с освоением новых тем и выполнением домашнего задания по английскому языку.

Ежегодно студенты и преподаватели кафедры принимает активное участие в организации и проведении Фестиваля культур (комнаты британской, американской, немецкой и русской культур), проводят Дни Института иностранных языков.

Научные конференции, симпозиумы, семинары, в которых принимали участие преподаватели кафедры в 2023 г.

Логинова, Е.Г. 51-я Международная научная филологическая конференция им. Л.А. Вербицкой. Секция «Сцена. Текст» (СПбГУ, 21-22 марта 2023 г.)

Логинова, Е.Г. Всероссийская научная конференция с международным участием «Когниция, коммуникация, дискурс: современные аспекты исследования». ТГУ (РАЛК), 20-21 апреля 2023 г.

Логинова, Е.Г. Всероссийский Круглый стол по когнитивной лингвистике «Язык и знание: На пути получения знания о языке, человеке и мире». МГЛУ, 8-9 ноября, 2023 г.

Логинова, Е.Г. II Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы цифровизации лингвистического образования в вузе». МГУ имени М.В.Ломоносова, 16-17 ноября 2023 г.

Рубцова Ю. Ю. VI международная научно-практическая конференция «Магия ИННО: Перспективы развития лингвистики и лингводидактики в современных условиях» (МГИМО, 2023)

Рубцова Ю. Ю. II международная научно-практическая конференция «Обучение иностранным языкам в открытом поликультурном пространстве» (МГУ, 2023)

Научные конференции, симпозиумы, семинары, в которых принимали участие преподаватели кафедры в 2022 г.

Логинова, Е.Г. Международная конференция «Humanities vs Sciences & the Knowledge Accelerating in Modern World: Parallels and Interaction». МФТИ, 12–16 октября 2022 г.

Логинова, Е.Г. ХI Международный конгресс по когнитивной лингвистике. МГЛУ, 7–9 ноября 2022 г.

Научные конференции, симпозиумы, семинары, в которых принимали участие преподаватели кафедры в 2021 г.

  • участие в Круглом столе «Методы когнитивной лингвистики: Гордость или предубеждение?» Москва, 29 октября 2021г. Выступление с докладом – доц. Логинова Е.Г.;
  • участие в Международной научной конференции «Наука без границ: Англистика в XXI веке» Москва, 13-15 октября 2021г. Выступление с докладом – доц. Логинова Е.Г.;
  • участие в совместном проекте Тюрингенского института развития образования и РГУ имени С.А. Есенина. Онлайн-конференция, 2021г. – Алексанова Л.А.;
  • участие в коллоквиуме (онлайн) «Влияние пандемии на университетское образование: вызовы и шансы» организовано университетом г. Эрфурт (Германия) и ГСГУ г. Коломна, 8 декабря 2021г. — Алексанова Л.А.;
  • участие во Всероссийской научно-практической конференции «Современные концепции романо-германской филологии, лингводидактики и межкультурной коммуникации» Рязанское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, 2021г. – Титова А.В., Ерзылёва А.А., Вековищева В.Н., Юдина Т.В.
  • участие в ХI Всероссийской военно-научной конференции курсантов и студентов высших учебных заведений «Коммуникация как средство подготовки специалиста» Рязань, 15 апреля 2021г. – Ерзылёва А.А.
  • участие в XXXI Международной научной конференции «Язык и культура», Томск, 11–14 октября 2021г. – Юдина Т.В.
  • участие в Международной научной конференция – XXXIII Пуришевские чтения «Зарубежная литература в контексте культуры», Москва, 7-9 апреля 2021г. – Титова А.В.

Полученные награды:

18 февраля 2021 г. Вековищевой Валентине Николаевне объявлена  благодарность за вклад в реализацию образовательной программы III образовательного стартапа «Точка роста»

03 декабря 2021 г. Козак Валентина Викторовна награждена Знаком Губернатора Рязанской области «за проявленное усердие в работе», а также Знаком Губернатора Рязанской области «За борьбу с COVID-19 на территории Рязанской области».

13 декабря 2021 г. В РГУ им.С.А. Есенина  доцент Титова Анна Владимировна награждена знаком «За вклад в развитие университета»

Приоритетные направления работы кафедры:

  • Совершенствование содержания образовательной и учебно-методической деятельности при реализации направлений подготовки бакалавриата и магистратуры.
  • Совершенствование концепции обучения первому и второму (третьему) иностранным языкам в единой системе, что позволило бы «переносить»
  • компетенции, сформированные при изучении первого ИЯ на изучение второго и последующих ИЯ.
  • Последовательная грантовая политика; наращивание потенциала магистратуры и аспирантуры; увеличение количества преподавателей, имеющих научную степень, публикация монографий, учебно-методических пособий по дисциплинам кафедры; увеличение количества международных публикаций, публикаций в изданиях, включенных в РИНЦ, ВАК, Web of Science и др.
  • Последовательная профориентационная политика, привлечение работодателей к решению проблем трудоустройства и карьерного роста молодых специалистов.