Адрес: 390000, г. Рязань, ул. Полонского, д. 18,
учебный корпус 4, ауд. 9 (деканат)
Тел.: 8 (4912) 25-52-60, 97-15-89, 97-15-15 доб. 4000
E-mail:s.sisoeva@365.rsu.edu.ru
График работы директората:
• с 7.45 до 19.00, для педагогических работников – в соответствии с расписанием учебных занятий
• сб. – с 8.00 до 12.00
• вс. – выходной
Положение об институте психологии, педагогики и социальной работы
План по МП и ВД 2023-2024 гг. ИППСР
Директор института – Сысоева Светлана Викторовна (s.sisoeva@365.rsu.edu.ru), кандидат педагогических наук, доцент.
В 1990 г. окончила Рязанский государственный ордена «Знак Почёта» педагогический институт имени С.А. Есенина по специальности «Педагогика и методика начального образования», была присвоена квалификация «Учитель начальных классов», приложение к диплому – квалификация «Учитель русского языка в неполной средней школе».
С 1990 г. по 1992 г. учитель начальных классов школы № 16 г. Рязани.
С сентября 1992 г. работает в РГУ имени С.А. Есенина.
В 1999 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Лексико-фразеологический анализ текста как средство речевого развития младших школьников».
В 2020-2021 гг. прошла профессиональную переподготовку по программе «Учитель русского языка и литературы. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС» (1108 ч.), присвоена квалификация «Учитель русского языка и литературы».
Руководитель основной профессиональной образовательной программы направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) Начальное образование и Иностранный язык (Английский язык).
В 2017 году награждена Почетной грамотой Рязанской городской думы за многолетний добросовестный труд, большой личный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов. Опубликовала более 80 научных и учебно-методических работ.
Ответственный за научную деятельность — Беспалова Татьяна Михайловна, кандидат психологических наук, доцент
Имеет два высших образования: в 1998 году окончила Рязанскую государственную сельскохозяйственную академию имени профессора П.А. Костычева с присуждением квалификации «экономист» по специальности «Экономика и управление аграрным производством», в 2003 году — ГОУ ВПО «Рязанский государственный педагогический университет имени С.А. Есенина» с присуждением квалификации «педагог-психолог» по специальности «Психология».
В 2008 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Ответственность старшеклассников и курсантов военного вуза и ее проявления в речевой деятельности» по специальности 19.00.01- общая психология, психология личности, история психологии. В 2017 году присвоено ученое звание доцента по той же специальности.
Многократно повышала свою квалификацию по программам «Английский язык в деятельности преподавателя высшей школы», «Организация деятельности специалистов в области развития семейных форм устройства», «Организация образовательного процесса в инклюзивном пространстве ДОУ, школы и вуза» в рамках международного проекта TEMPUS IV, «Актуальные вопросы реализации ОПОП ВО в соответствии с ФГОС ВО (3+)», «Использование современных информационных технологий в учебном процессе»; по направлению «Профилактика социального сиротства по программе «Комплексный подход в системе профилактики социального сиротства»» и др.
Имеет дипломы о профессиональной переподготовке «Коррекционная педагогика» (квалификация «Педагог-дефектолог»), «Государственное и муниципальное управление» (квалификация «Менеджер по государственному и муниципальному управлению»), «Клиническая психология».
Имеет стаж практической деятельности в должности педагога-психолога в средней общеобразовательной школе №17 г. Рязани, ОГБОУ «Шереметьево-Песочинский детский дом», ОГБОУ «Полянская школа-интернат», Благотворительном фонде «Наши дети», психолога в КЦСОН «Семья».
- Ведет активное взаимодействие с различными организациями, министерствами и ведомствами для участия в совместной деятельности по решению актуальных проблем региона (ГБУ РО «Областная детская клиническая больница» им. Н.В. Дмитриевой, Правительство Рязанской области; РГМУ имени академика И.П. Павлова; МБУК «Центральная городская библиотека имени С.А. Есенина», ГОУ ВО Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», г. Коломна, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Рязанская школа-интернат, МБОУ «Психолого-медико-педагогическая комиссия», КЦСОН «Семья», ГКУ РО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», ГБУ РО «Центр социальной реабилитации инвалидов», ОГБОУ «Рязанская школа –интернат», ОГБОУ «Школа-интернат «Вера»»).
На кафедре осуществляет преподавательскую деятельность в рамках основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры; осуществляет руководство различными видами практик; руководит выпускными квалификационными работами бакалавров. В том числе в форме стартапа, осуществляет руководство научно-исследовательской работой магистрантов и магистерскими диссертациями.
Работает над докторской диссертацией. Имеет более 220 публикаций, в том числе монографии, учебно-методические пособия, статьи и тезисы (в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, и наукометрической базе Web of Science); участвует в реализации общекафедральных тем «Личность и ее проявления в речевой деятельности» и «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями в развитии».
Ответственный за воспитательную работе – Сучкова Ольга Алексеевна, старший преподаватель.
Окончила Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина в 2012 г. по специальности «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью». Имеет удостоверение к диплому о профессиональной переподготовке по программе «Педагогическое образование: Математика».
В 2014 г. получила диплом магистра с отличием по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».
В 2021 г. – получила диплом об окончании аспирантуры по направлению подготовки «Образование и педагогические науки».
Преподавательскую деятельность в вузе начала с 2012 года.
Ведущий специалист по учебно-методической работе со студентами очной формы обучения — Лариса Анатольевна Умнова
Делопроизводитель директората — Алёна Сергеевна Маликова
Ведущий специалист по учебно-методической работе со студентами заочной формы обучения (направление подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Начальное образование, Дошкольное образование, Государственно-общественное управление образованием) — Ольга Андреевна Беляева
Институт психологии, педагогики и социальной работы ( ИППСР) создан 1 сентября 2008 года как образовательно-научное подразделение РГУ имени С.А. Есенина. В состав Института вошли кафедры факультета педагогики и психологии и общеуниверситетская кафедра психологии. В ИППСР работают высококвалифицированные кадры (85% преподавателей составляют кандидаты и доктора наук).
Цель Института – интеграция научного и образовательного потенциала кафедр в повышении качества подготовки компетентных профессионалов в системе трехуровневого высшего образования.
Институт решает актуальные задачи, развивая традиции факультета педагогики и психологии, созданного в 1976 году и осуществлявшего подготовку специалистов по начальной и дошкольной педагогике. Затем были открыты новые специальности: «Психология», «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Социальная педагогика», «Педагогика и психология». За время существования факультета на очном и заочном отделениях до 2008 года было подготовлено более 10 тысяч специалистов для системы образования.
ИППСР продолжает подготовку специалистов для современной системы образования: воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы, учителей начальной школы и английского языка, Учителей начальной школы и информатики, педагогов-психологов, логопедов, социальных педагогов, социальных работников, психологов, специальных психологов, магистров по направлениям «Педагогическое образование», «Социальная работа», «Психология» , «Психолого-педагогическое образование». Кафедры института участвуют в профессиональной подготовке учителей общеобразовательной школы по всем специальностям, а также преподавателей для колледжей, средних специальных учебных заведений и вузов.
Институт в 2023 году осуществляет набор абитуриентов по 6 направлениям и 8 профилям подготовки бакалавров, а также по 5 направлениям подготовки магистратуры.
Направления подготовки:
БАКАЛАВРИАТ
- 44.03.01 «Педагогическое образование», профили: «Дошкольное образование», «Начальное образование» (заочная форма обучения)
- 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профили: «Начальное образование и Информатика», «Начальное образование и Иностранный язык (Английский язык)»
- 39.03.02 «Социальная работа», профиль «Психосоциальная работа с населением»
- 37.03.01 «Психология», профиль «Практическая психология»
- 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования»
- 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профили «Логопедия», «Специальная психология»
МАГИСТРАТУРА
- 37.04.01 «Психология» направленность «Психология личности» (научный руководители – Наталья Александровна Фомина, доктор психологических наук, профессор; Беспалова Татьяна Михайловна, кандидат психологических наук, доцент)
- 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» направленности «Психология образования»; «Психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии» (научный руководитель – Лариса Анатольевна Байкова, доктор педагогических наук, профессор).
- 44.04.01 «Педагогическое образование» направленность «Образовательный менеджмент в гетерогенных организациях»; «Государственно-общественное управление образованием» (научный руководитель – Маргарита Николаевна Дементьева, доцент, кандидат педагогических наук)
- 39.04.02 «Социальная работа» направленность «Социально-психологические технологии работы с населением» (научный руководитель – Анатолий Николаевич Сухов, доктор психологических наук, профессор).
АСПИРАНТУРА
- 44.06.01. Образование и педагогические науки, направленность «Общая педагогика, история педагогики и образования» при кафедре педагогики и педагогического образования (научные руководители: профессор Л.А. Байкова, профессор Л.К. Гребенкина, профессор О.В. Еремкина, профессор Н.В. Мартишина, профессор А.А. Петренко, профессор А.А. Романов).
- 37.06.01. Психологические науки, направленность «Общая психология, психология личности, история психологии» при кафедре психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики (научный руководитель: профессор Н.А. Фомина).
Ежегодно проходит 2-3 успешные защиты кандидатских диссертаций. Специалисты высшей квалификации, подготовленные в аспирантуре института, работают во многих вузах и школах Рязани, Москвы и других городов России.
КАФЕДРЫ ИНСТИТУТА
- Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин и методик их преподавания (исполняющий обязанности заведующего кафедрой – кандидат педагогических наук, доцент Светлана Алексеевна Алентикова)
- Кафедра психологии и социальной работы (заведующий кафедрой – кандидат психологических наук, доцент Наталья Викторовна Евтешина)
- Кафедра педагогики (заведующий кафедрой – кандидат педагогических наук, доцент Елена Михайловна Аджиева)
- Кафедра психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики (заведующий кафедрой – кандидат психологических наук, доцент Татьяна Михайловна Беспалова)
С 2012 года в ИППСР функционирует малое инновационное предприятие ООО «Перспектива плюс» (директор — профессор Байкова Л.А.), деятельность которого связана с осуществлением научных исследований и разработок, а также социальных и психологических услуг для физических и юридических лиц.
В Институте сложились научные школы:
- Проблемы гуманизации педагогических систем образовательных организаций разного уровня (Лариса Анатольевна Байкова, доктор педагогических наук, профессор, директор Института психологии, педагогики и социальной работы)
- История педагогики (Алексей Алексеевич Романов, доктор педагогических наук, профессор)
- Системные исследования свойств личности и их проявления в речевой деятельности (Наталья Александровна Фомина, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики)
С 2008 года Институт психологии, педагогики и социальной работы ежегодно в октябре организует и проводит Международную научно-практическую конференцию «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества». По итогам конференции издается сборник научных статей, регистрируемых в РИНЦ.
Институт психологии, педагогики и социальной работы ежегодно в марте организует и проводит Всероссийскую научно-практическую конференцию «Рязанские педагогические чтения» по актуальным педагогическим и психолого-педагогическим проблемам. По итогам конференции издается сборник научных статей, регистрируемых в РИНЦ.
Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин ИППСР ежегодно в апреле организует и проводит Международную научно-практическую конференцию студентов, магистрантов и молодых ученых «Единое образовательное пространство как фактор формирования и развития личности».
С 2008 года институт организует и проводит Региональную олимпиаду школьников по педагогике, психологии и социальной работе с целью профессиональной ориентации обучающихся на педагогические профессии, профессии в сфере практической психологии и социальной работы.
Своевременно получить актуальную информацию о деятельности научной библиотеки РГУ имени С.А. Есенина студенты могут на странице социальной сети ВКонтакте.
Приоритетным направлением воспитательной работы в институте является реализация стратегий воспитательной деятельности в образовательном пространстве университета, города и региона.
Цель — стимулирование личностного и профессионального самоопределения первокурсников, развитие корпоративной культуры у студентов старших курсов института в контексте общечеловеческих ценностей, формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов.
Поставленная цель достигается решением ряда задач и разными формами.
Деятельность в институте психологии, педагогики и социальной работы направлена на духовно-нравственное, социальное, гражданско-патриотическое, научно-познавательное, спортивно-оздоровительное воспитание молодежи, а также ориентирована на развитие студенческой самостоятельности и инициативности, на сохранение традиций института, университета и на создание новых.
Социальное направление воспитательной работы предполагает общественно-полезную деятельность и реализуется в институте поддержкой и развитием волонтерского движения, что созвучно приоритетному направлению государственной молодёжной политики в Российской Федерации на период до 2025 года.
В институте работают 5 волонтерских отрядов, деятельность которых способствует формированию у студентов гражданской позиции, профессиональных навыков, прививает культуру и общечеловеческие ценности.
Волонтерский отряд «СВОИ» создан в 2002 году.
Руководитель отряда – Архарова Людмила Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогического образования.
Командир отряда: Яна Рыбакова, студентка направление подготовки «Педагогическое образование» профиль «Дошкольное образование».
Направление деятельности отряда: пропаганда ЗОЖ, работа с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (курируют Солотчинскую школу-интернат), работа с пожилыми людьми в Рязанском геронтологическом центре им. П.А. Мальшина, обучение волонтерской деятельности.
Ежегодно принимает участие в университетском этапе областного конкурса волонтерских отрядов «Марафон добрых дел».
Участие в дне здорового тела и духа в рамках празднования Международного дня йоги.
Помощь в организации парада Деда Морозов в рамках проекта «Рязань — Новогодняя столица 2020»
Праздник «Новогодние очумелые ручки» в ОГБОУ «Солотчинская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Волонтерский отряд «Данко» работает с 2012 года.
Руководитель отряда: Мухина Оксана Дмитриевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной психологии и социальной работы.
Командир отряда: Алина Щербакова, студентка направления подготовки «Социальная работа».
Направление деятельности — активизация потенциала студентов в различных видах социально-педагогической деятельности: работа с социально незащищенными слоями населения, являющиеся клиентами социальных служб.
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Александром Нефедовичем Шумкиным, где волонтеры исполнили для него песню и стихи.
Организация и проведение коммуникативно-развивающих занятий для детей-инвалидов на базе Больницы восстановительного лечения детей, больных ДЦП
Проведение уроков «компьютерная грамотность» для пенсионеров.
Новый год в Комплексном центре социального обслуживания населения «Семья» для детей из неблагополучных семей.
Поздравление ветерана с Днем защитника Отечества
Волонтерский отряд «Милосердие» начал свою деятельность с 2013 года.
Руководитель отряда — Исаева Ирина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии.
Командир отряда: Анастасия Нусь, студентка направления подготовки «Психология».
Направление деятельности отряда: оказание поддержки людям в трудной жизненной ситуации или с ограниченными возможностями здоровья.
Участие в программе «Институт 3 ступени». Цель программы- работа с пожилыми людьми, направленная на их саморазвитие, профилактику деменции, приобретение новых связей и знакомств, нового опыта и полезных знаний.
Волонтерский отряд поздравил ветеранов с грядущим праздником и подготовил концерт под названием «Вспомним о прошлом с верой в будущее»
Волонтёры отряда приняли участие в мероприятии «Большой выпускной 2019»
Волонтерский отряд «Созвездие» начал свою деятельность с 2018 г.
Руководитель отряда: Александрова Роза Валерьевна, психолог НОЦ ПП и ПС
Командир отряда: Кислова Виктория, студентка направление подготовки «Психолого-педагогическое образование»
Направление деятельности: уход за бездомными животными, осуществление выездов в приюты, организация и проведение мероприятий, связанных с экологическим волонтёрством, а также участие в университетских, городских и региональных акциях и мероприятиях.
ФСИН: викторина, посвящённая общественной жизни и проблемам современного общества
Поездки в приют «Лучшие друзья»
Студенты института психологии, педагогики и социальной работы активно принимают участие в научно-познавательной деятельности, являются участниками круглых столов, симпозиумов, конференций, проводимые в РГУ имени С.А. Есенина, других университетах региона и страны.
Более 10 лет ежегодно кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин проводится Международная научно-практическая конференция студентов, магистрантов и молодых ученых «Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности», где студенты выступают организаторами и участниками, приобретают первых научной опыт.
Студенты принимают участие в интеллектуальных играх.
Спортивно-оздоровительное направление воспитательной работы реализуется различными формами: пропагандой здорового образа жизни, участием в спортивных мероприятиях, а также работой по профилактике асоциального поведения.
Ежегодно кафедрой общей психологии проводятся волонтерские акции «Нет наркотикам!», «Нет курению!», «Цени свою жизнь!», «Стоп-Спид», «Лето без табачного дыма», «Тропа здоровья» , мероприятия по профилактике девиантного поведения, лекции, семинары, круглые столы с участием специалистов г. Рязани по вопросам здорового образа жизни.
Участие в Кроссе нации
Призовые места в спартакиаде РГУ имени С.А. Есенина
Студентка магистратуры Буданова Виктория заняла I место среди девушек РГУ имени С.А. Есенина во Всероссийской массовой лыжной гонке «Лыжня России» в 2019 году.
В чемпионате по чирлидингу студенты института с 2014 по 2016 гг. были абсолютными победителями, в 2017-2019 гг., 2023 г. занимали II место.
Гражданско-патриотическое направление воспитания молодежи реализуется организацией и участием в мероприятиях по формированию активной гражданской позиции в духе патриотизма и уважения к истории и культуры родного края и страны.
Ежегодно студенты института выходят на демонстрацию, посвященную празднику Весны и Труда.
В институте сложилась традиция в дни празднования Победы в Великой Отечественной войне проводить встречу с ветеранами (организатор — кафедра психологии личности, специальной психологии и коррекционной работы). Студенческий актив института организует мероприятие «Эхо победы» с участием курсантов РВВДКУ имени генерала армии В.Ф. Маргелова.
Организованная 9 мая студентами ИППСР фотозона на Почтовой
Духовно-нравственное и художественно-эстетическое направления воспитания студентов занимают важное место в деятельности института и реализуется в тесном сотрудничестве с музеями, театрами региона.
С 2008 года ежегодно в Рязанском областном художественном музее им. И.П. Пожалостина институт совместно со студией «Белый Балъ» и с участием курсантов РВВДКУ имени генерала армии В.Ф. Маргелова проводит Зимний бал. С 2019 г. Мероприятие проходит при поддержке Рязанской областной универсальной научной библиотеки им. Горького. Знакомство с историческим танцем позволяет ощутить дух той эпохи, почувствовать красоту и гармонию, женственность и мужественность, элегантность и галантность.
Ежегодно проходит торжественное празднование Дня института.
В институте проводится празднование Широкой Масленицы. Первокурсники готовят угощенья, участвуют в конкурсах. Определяются победители в номинациях «Самый вкусный блин», «Самый оригинальный блин»
В институте прекрасные условия для саморазвития молодежи, а также для формирования разносторонне развитой личности. Регулярно проводятся экскурсионные поездки в музеи, театры, паломнические места региона и страны. Это Константиново, Пощупово, Гусь-Железный, а также Москва, Муром, Сергиев Посад, Царицыно.
Студенты института активно и успешно участвуют в общественной жизни университета и города. Мы гордимся их достижениями и победами.
Солоненко Оксана — Мисс РГУ 2017 и Вице-мисс студенчества г. Рязани 2017.
Тимакова Софья — Мисс РГУ 2019, Мисс студенчества 2019.
За отличные успехи в учебе и в общественной деятельности Пыткова Инна И Межорина Любовь получили именную стипендию Губернатора Рязанской области (2021 г.)
Успехи студентов – это этап в их самореализации и ориентир на дальнейшее развитие. «Беспредельная надежда и энтузиазм — главное богатство молодежи», — утверждал Рабиндранат Тагор. Поэтому в институте работа с молодежью выстраивается с учетом этих ресурсов.