Адрес: г. Рязань, ул. Полонского, д. 18, ауд. 11,

390000, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46, учебный корпус 2, ауд. 99

Телефон: 8 (4912) 97-15-92, 97-15-15 доб. 4004, 25-89-54

E-mail: e.adzhieva@365.rsu.edu.ru

График работы кафедры:

с 7.30 до 14.30, перерыв для отдыха и питания — 1 час, для педагогических работников — в соответствии с расписанием учебных занятий
• вс — выходной

Заведующий кафедрой – Елена Михайловна Аджиева

История кафедры

Кафедра педагогики и педагогического образования ведет свою историю от кафедры педагогики и методики начального образования, становление которой проходило в конце 70-х годов ХХ века одновременно с факультетом педагогики и методики начального образования. В 1988 году была образована кафедра дошкольной педагогики и психологии. На ее основе с 01.09.2000 года была основана кафедра общей и специальной педагогики. В 2004 году кафедра была переименована в кафедру общей педагогики и технологий дошкольного и начального образования в связи с реорганизацией структуры факультета педагогики и психологии. В 2010-2011 учебном году кафедра была объединена с кафедрой «Педагогики и педагогических технологий». С 1 сентября 2011 года кафедра вновь выделилась в самостоятельное подразделение – кафедру «Педагогики и педагогического образования».

Кафедра педагогики и менеджмента в образовании прошла длительный путь становления. Свою историю кафедра начинает с 1931 г. С 1.10.1931 г. заведовал кафедрой педагогики доцент М.А. Мельников. В 1949 г. кафедра педагогики была разделена на две кафедры: психологии (заведующий кафедрой — доцент В.И. Селиванов) и педагогики (заведующий кафедрой — доцент Н.И. Алпатова). Позднее кафедрой педагогики заведовали А.А. Доронина (1956 -1964), П.И. Самоуков (1964-1966), А.И. Кочетов (1968 -1977), Л.К. Гребенкина (1978-2013), В.А. Беляева (1988-2010), Н.В. Мартишина  ( 2013-2019). В разные годы жизни университета в зависимости от потребностей государства, времени, социума приоритетными становились не только вопросы истории педагогики и дидактики, но и изучение теории и методики коммунистического воспитания, методики воспитательной работы и основ педагогического мастерства, педагогических технологий. С 01 сентября 2013 года кафедра вошла в состав факультета социологии и управления и стала называться кафедрой педагогики и менеджмента в образовании. В настоящее время руководство кафедрой осуществляет заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент Елена Михайловна Аджиева.

В 2024 году кафедры объединили в кафедру «Педагогики».

Состав кафедры:

Аджиева Елена Михайловна – заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент, высшее образование, (квалификация учитель начальных классов, магистр).

 

 

 

 

 

 

Ганина Тамара Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, высшее образование, (квалификация  учитель истории, обществоведения и английского языка).

 

 

 

Еремкина Ольга Васильевна, доктор педагогических наук, доцент, высшее образование, (квалификация учитель математики).

 

 

 

 

 

 

Жокина Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, высшее образование, (квалификация учитель русского языка и литературы).

 

 

 

 

 

 

Мартишина Нина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, высшее образование, (квалификация учитель истории, обществоведения и английского языка; магистр).

 

 

 

 

 

 

Орлова Юлия Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, высшее образование, (квалификация учитель русского языка и литературы).

 

 

 

 

 

 

 

Петренко Антонина Анатольевна, доктор педагогических наук, доцент, высшее образование, (квалификация учитель истории, обществоведения и английского языка).

 

 

 

 

 

 

Щетинина Наталья Павловна, кандидат педагогических наук, доцент, высшее образование, (квалификация учитель английского языка).

 

 

 

 

 

 

Веселовская Юлия Николаевна, ассистент

 

 

 

 

 

 

 

Делопроизводитель кафедры — Липатова Дарья Аркадьевна

 

Людмила Ивановна Архарова

Кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО, заместитель заведующего кафедрой, председатель учебно-методического Совета ИППСР, руководитель волонтёрского отряда по пропаганде здорового образа жизни. Координатор учебной работы на специальности «Педагогика и методика начального образования». Директор НОУ «Частная школа «Рюминский лицей». Награждена Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ, ректората РГУ имени С.А. Есенина, многими благодарностями и благодарственными письмами.

 

 

 

Тамара Владимировна Ивкина

Кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО, координатор учебной работы на специальности «Педагогика и методика дошкольного образования»». Председатель экспертной группы при Главной аттестационной комиссии Министерства образования Рязанской области. Награждена Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ, ректората РГУ имени С.А. Есенина, многими благодарностями и благодарственными письмами.

 

 

 

Маргарита Николаевна Дементьева

Кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО. Заместитель директора ИППСР по воспитательной работе. Председатель экспертной группы при Главной аттестационной комиссии Министерства образования Рязанской области. Награждена Дипломом МАНПО, грамотами ректората РГУ имени С.А. Есенина, многими благодарностями и благодарственными письмами.

 

 

Елена Васильевна Савушкина

Кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО. Внештатный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО, председатель экспертной группы при Главной аттестационной комиссии Министерства образования Рязанской области, член научно-методического Совета РПК. Награждена Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ, ректората РГУ имени С.А. Есенина, дипломами МАНПО и Института психолого-педагогических проблем детства РАО за плодотворный труд и развитие идей в области дошкольного воспитания, многими благодарностями и благодарственными письмами.

 

 

Светлана Борисовна Демидова

Кандидат педагогических наук, доцент. Куратор старших курсов ИППСР. Награждена грамотами ректората РГУ имени С.А. Есенина, Института психологии, педагогики и социальной работы, благодарностями и благодарственными письмами.

 

 

 

 

Ольга Леонидовна Егорова

Кандидат педагогических наук, доцент. Куратор НИРС на кафедре педагогики и педагогического образования. Лауреат Гранта Губернатора Рязанской области за НИР среди молодых ученых. Куратор 4402 группы бакалавриата «Педагогическое образование». Награждена грамотами ректората РГУ имени С.А. Есенина, Института психологии, педагогики и социальной работы, благодарностями и благодарственными письмами.

 

Лариса Анатольевна Байкова

Доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования, действительный член Международной академии наук педагогического образования, действительный член Академии педагогических и социальных наук, член Международной академии гуманизации образования (МАГО, Германия), член-корреспондент Академии военных наук. Награждена почетным знаком «За заслуги перед Рязанской областью», присвоено почетное звание «Почетный работник науки и промышленности Рязанской области», награждена Почетной грамотой Рязанской областной Думы, Почетным Знаком РГУ имени С.А. Есенина «За вклад в развитие университета».

 

Барбосова Мария Александровна — делопроизводитель кафедры

Заседание кафедры

 

Кафедра ведет подготовку студентов по следующим направлениям:
  • «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование»)
  • «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование и физическая культура»)
  • «Педагогическое образование» (профиль «Начальное образование»)
  • «Педагогическое образование» (профиль «Начальное образование и английский язык»)
  • «Психолого — педагогическое образование (профиль «Психология образования»)
  • «Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Образование лиц с нарушениями речи»)

В 2012 году открыта магистратура по направлению «Педагогическое образование» (магистерская программа «Дошкольное образование»)

Кафедра является выпускающей по направлению бакалавриата «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование») и магистратуре по направлению «Педагогическое образование» магистерская программа «Дошкольное образование».

Одним из важнейших перспективных направлений работы кафедры является развитие аспирантуры по направлению 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.

Преподаватели кафедры участвуют в таких международных, всероссийских и межвузовских конференциях как:

  • Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества». — Рязань (ежегодно).
  • Национальная научная конференция «Историко-педагогическое знание в начале третьего тысячелетия». – Москва (ежегодно);
  • Рязанские педагогические чтения «Модернизация образования: теория и практика»: — Рязань (ежегодно).
  • Международная научно-практическая конференция, посвящённая 125-летию со дня рождения А.С. Макаренко «Педагогика А.С. Макаренко: воспитание и жизнь» Нижний Новгород, 28-29 марта 2013 г.
  • Первый национальный форум российских историков педагогики «История педагогики сегодня»: — Москва, 25 апреля 2013 г.
  • XIX Международная научная конференция «Риторика в контексте образования и культуры» (доценты Архарова Л.И., Демидова С.Б., Егорова О.Л.). — Рязань, 29-31 января 2015 года.
  • Международная научно-практическая конференция «Язык и культура речи: содержание, традиции, перспективы развития» (доценты Архарова Л.И., Егорова О.Л., Савушкина Е.В.). — М., 27-28 января 2015.
  • Международная научно-практическая конференция «Интеграция науки, образования и производства в профессиональной подготовке специалистов инженерно-строительного профиля» (профессор Романов А.А.). – Курск, 19-20 марта 2015.
  • ХI Международная научно-практическая конференция «Социально-нравственное становление личности в культурно-образовательной среде Отчего края» (профессор Романов А.А.). – Курск, апрель 2015.
  • VIII Международная научно-практическая конференция «Инновационная деятельность в дошкольном образовании» (доцент Савушкина Е.В.). – Ярославль-Москва, 2015.
  • Международная научная конференция «Инклюзивное образование на международном уровне» (доцент Дементьева М.Н.). – Вена (Австрия), 6-8 июля 2015.
  • Международная научная конференция «Стратегия устойчивого функционирования передовых моделей в сфере повышения квалификации педагогов и образовательных менеджеров» (доцент Дементьева М.Н.). – Рим (Италия), 20-25 сентября 2015.
  • Международная научно-практическая конференция «М.Н. Скаткин – выдающийся отечественный педагог и деятель образования», посвященная 115-летию со дня рождения М.Н. Скаткина (профессор Романов А.А.). – Москва, 15-16 октября 2015.
  • Международная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Актуальные проблемы науки о детстве» (профессор Романов А.А.). – Ровно (Украина), 20-22 октября 2015.
  • ХI Международная научная конференция «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: педагогические направления в теории и практике образования» (профессор Романов А.А.).– М., ноябрь 2015.
  • Третий национальный форум российских историков педагогики (профессор Романов А.А.). – М., апрель 2015.
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога» (профессор Романов А.А.). – Тверь, 2015.
  • III Всероссийский семинар «Развитие дошкольного образования на современном этапе» (доцент Дементьева М.Н.). – М., 19-23 мая 2015.
  • IV Всероссийская научно-методическая конференция «Методы обучения и организация учебного процесса в вузе» (профессор Романов А.А.). – Рязань, 2015.
  • Научно-практическая конференция преподавателей РГУ имени С.А. Есенина по итогам 2014 года, посвященная 100-летию РГУ имени С.А. Есенина (Романов А.А., Архарова Л.И., Дементьева М.Н., Демидова С.Б., Егорова О.Л., Ивкина Т.В., Савушкина Е.В.). – Рязань, 2015.и многие другие.

За годы существования кафедры преподавателями опубликовано свыше трехсот научных работ, в том числе более 20 монографий, учебно-методических пособий и сборников научных статей. Среди них:

  • Романов А.А. «100 книг Григория Корнетова» Рязань: Издательство «Концепция», 2018. – 136 с.
  • Романов А.А. «Экспериментальная педагогика в России» (глава в монографии) Эволюция практики образования и педагогической науки в прошлом и настоящем: монография / под ред. Г.Б. Корнетова, А.И. Салова. – М.: АСОУ, 2018. —
  • С. 120-139.
  • Романов А.А., Сбитнева Н.Н., Шатохина Л.В. «Идея интегральности в истории педагогической мысли» (глава в монографии) Познание педагогического прошлого: концептуальные подходы, методы изучения, исследовательская проблематика: монография: в 2-х т. / под ред. Г.Б. Корнетова. – М.: АСОУ, 2018. – Т.1. – С. 91-104. (Гл. 7).
  • Романов  А.А.  «Поиск горизонтов истории педагогики» (глава в монографии) История педагогической мысли и практики образования в России и мире: монография / под ред. Г.Б. Корнетова. — М.: АСОУ, 2018. – С. 303-320.
  • Романов  А.А. «Наследие А.С. Макаренко: долгий путь постижения» Психолого-педагогический поиск. – 2018. — № 1(45). – С. 5-13.
  • Романов А.А. «100 книг Григория Корнетова: поиск и подход к предмету исследования» Психолого-педагогический поиск. – 2018. — № 1(45). – С. 43-54.
  • Романов  А.А.  «100 книг Григория Корнетова: стратегические горизонты» Психолого-педагогический поиск. – 2018. — № 2(46). – С.112-123.
  • Романов  А.А. «Подвижники отечественной педагогики ХХ века» Психолого-педагогический поиск. – 2018. — № 2(46). – С. 5-10.
  •  Романов  А.А.  «Потенциал памятных исторических дат в современном педагогическом образовании» Методология и практика становления конкурентоспособного высшего педагогического образования: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию Казахского национального педагогического университета имени Абая. — Алма-Ата: КНПУ имени Абая, 2018. – С. 41-45.
  • Романов А.А. «Педагогическое образование в системе работы С.Т. Шацкого» Психолого-педагогический поиск. – 2018. — № 3(47). – С. 70-85.
  • Романов  А.А.  «Творцы гуманистической педагогики» Психолого-педагогический поиск. – 2018. — № 3(47). – С. 5-14.
  • Романов  А.А. «Использование потенциала наследия выдающихся педагогов в современном высшем образовании» Воспитание и социализация молодежи: потенциал историко-педагогического познания в контексте вызовов современности. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции – ХХХII сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО. – Волгоград: РИЦ ВГАПО, 2018. – С. 291-296.
  •  Романов  А.А. «100 книг Григория Корнетова: поиск и подход к предмету исследования» Рязань: Издательство «Концепция», 2018. – С.7-26.
  • Романов  А.А. «100 книг Григория Корнетова: стратегические горизонты» Рязань: Издательство «Концепция», 2018. – С.7-26.
  • Романов  А.А. «Григорий Корнетов и журнал «Психолого-педагогический поиск» Рязань: Издательство «Концепция», 2018. – С.7-26.
  • Романов А.А. «Преподавание истории педагогики в гуманитарных вузах» Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: передающая, порождающая и преобразующая педагогика в истории образования: материалы Четырнадцатой Международной научной конференции. Москва, 15 ноября 2018 г. / ред.-сост. Г.Б. Корнетов. – М.: АСОУ, 2018. – С. 208-2012.
  • Романов  А.А. «Эвристический потенциал истории педагогики» Психолого-педагогический поиск. – 2018. — № 4(48). – С. 5-12.
  • Богуславский М.В., Куликова С.В., Романов А.А. «Потенциал историко-педагогического познания проблем воспитания и социализации молодежи в контексте вызовов современности» Психолого-педагогический поиск. – 2018. — № 4(48). – С.
  • Романов А.А. «Труженик историко-педагогической науки: памяти Ф.А. Фрадкина» Психолого-педагогический поиск. – 2018. — № 4(48). – С.
  • Гаврикова Н.С., Романов А.А. «Формирование представлений о полоролевом поведении у старших дошкольников» Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2018. – С. 32-36.
  • Архарова Л.И «Интерактивные формы обучения бакалавров в университете» Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 23-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 24-25 апр. 2018г. / под науч. Ред. Е.М. Дорожкина, В.А. Федерова. Екатеренбург: Изд-во Рос. Гос. Проф.-пед. ун-та, 2018. 663с. – С.193-196.
  • Архарова Л.И., Егорова О.Л. «Интерактивные формы обучения бакалавров в университете» Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 23-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 24-25 апр. 2018г. / под науч. Ред. Е.М. Дорожкина, В.А. Федерова. Екатеренбург: Изд-во Рос. Гос. Проф.-пед. ун-та, 2018. 663с. – С.193-196.
  • Савушкина Е.В. «Особенности связанных высказываний  (решение проблемных задач) у детей дошкольного возраста» Инновационная деятельность в образовательных организациях, Ульяновск ФГБОУ ВО Ул. ГПУ, 2018.
  • Савушкина Е.В. «Реализация инклюзивного образования в регионе» Педагогическое образование: вызовы XXI века: собрание научных статей IX международная научно-практическая конференция, посвященная академику РАО В.А. Сластёнина: Самара 4-5 октября 2018. Под редакцией проф. А.И. Смоляр, Самара СГСПУ, 2018, 280 с.
  • Романов А.А. Некоторые аспекты педагогической деятельности Н.К. Крупской. Педагогика и образование в зеркале исторической рефлексии: монография / под ред. Г.Б. Корнетова. – М.: АСОУ, 2015. – С.260-271.
  • Романов А.А. Становление экспериментальной педагогики в России Исторические пути развития образования и педагогики: монография / под ред. Г.Б. Корнетова. – М.: АСОУ, 2015. – С. 235-269.
  • Романов А.А. Э.Д. Днепров – ученый и реформатор отечественного образования. Исторические пути развития образования и педагогики: монография / под ред. Г.Б. Корнетова. – М.: АСОУ, 2015. – С. 378-396.
  • А.А. Вехи журнала «Психолого-педагогический поиск» // Психолого-педагогический поиск. – 2015. — № 1(33). – С. 11-24.
  • Романов А.А. Первый избранный министр образования России (памяти Э.Д. Днепрова) // Историко-педагогический журнал. – 2015. — № 1. – С.10 – 24.
  • Романов А.А. Э.Д. Днепров – реформатор образования России конца ХХ века // Педагогика. – 2015. — № 3. – С. 95-102.
  • Романов А.А. Педагогическое наследие Вильгельма Лая. Историко-педагогический ежегодник. 2015 год / гл. ред. Г.Б. Корнетов. – М.: АСОУ, 2015. – С. 90-98.
  • Романов А.А. А.П. Нечаев – вдохновитель и деятель экспериментальной педагогики России (к 145-летию со дня рождения) // Психолого-педагогический поиск. – 2015. — № 2(34). – С. 99-118.
  • Романов А.А. Образование и воспитание сегодня: стратегия развития и обновления?! // Психолого-педагогический поиск. – 2015. — № 2(34). – С. 5-10.
  • Романов А.А. Рязанскому государственному университету имени С.А. Есенина исполняется 100 лет // Психолого-педагогический поиск. – 2015. — № 3(35). – С. 5-8.
  • Архарова Л.И. Инновационные аспекты деятельности учителей начальной школы в свете реализации требований ФГОС НОО. Модернизация образования: проблемы и перспективы: материалы ХХII Рязанских педагогических чтений, 20 марта 2015 года. — Рязань, 2015. – С. 136-142.
  • Архарова Л.И., Егорова О.Л. Речевая культура современного педагога. Язык и культура речи: содержание, традиции, перспективы развития // Материалы международной научно-практической конференции 27-28 января 2015 г. – М.: НИИ школьных технологий, 2015. – С.150-154.
  • Архарова Л.И., Егорова О.Л., Демидова С.Б. Коммуникативно-речевая культура современного педагога. Риторика в контексте образования и культуры: материалы XIX Международной научной конференции, 29-31 января 2015 года.- Ряз.гос.ун-т имени С.А. Есенина. – Рязань.- С. 274-277.
  • Архарова Л.И.Управление качеством деятельности педагога с одаренными детьми / Инновационная деятельность в образовании: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 28 ноября 2014 года, г. Нижний Новгород / под общей ред. Е.В. Быстрицкой, Е.Ю. Илалтдиновой, Р.У. Арифулиной – Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. – С.13-15.
  • Архарова Л.И. Совершенствование инновационной деятельности учителя начальных классов Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы сетевого взаимодействия в инклюзивном образовании: материалы VII междунар. науч.-практ. конф., посвященной 100-летию РГУ имени С.А. Есенина, 8-10 октября 2015 года. РГУ имени С.А. Есенина. — Рязань, 2015. – С.417-421.
  • Архарова Л.И., Егорова О.Л., Плаксина О.А. Проблема развития творческого потенциала школьников в педагогических системах школы // Российский Научный Журнал. — №5(48). – 2015.
  • Егорова О.Л. Возможности использования информационных коммуникативных технологий в работе с дошкольниками. Модернизация образования: проблемы и перспективы: материалы ХХII Рязанских педагогических чтений, 20 марта 2015 года. — РГУ имени С.А. Есенина.- Рязань, 2015. – С.176-182.
  • Егорова О.Л. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе использования информационных технологий. Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы сетевого взаимодействия в инклюзивном образовании: материалы VII междунар. науч.-практ. конф., посвященной 100-летию РГУ имени С.А. Есенина, 8-10 октября 2015 года. РГУ имени С.А. Есенина. — Рязань, 2015. – С.359-363.
  • Демидова С.Б. Патриотическое воспитание студентов в процессе изучения педагогических дисциплин. Модернизация образования: проблемы и перспективы: материалы ХХII Рязанских педагогических чтений, 20 марта 2015 года. — РГУ имени С.А. Есенина. — Рязань, 2015. – С.57-63.
  • Дементьева М.Н. Теоретико-методологические подходы к определению объекта педагогики в наследии К.Д. Ушинского. Модернизация образования: проблемы и перспективы: материалы ХХII Рязанских педагогических чтений, 20 марта 2015 года . — РГУ имени С.А. Есенина.- Рязань, 2015. – С.52-57.
  • Дементьева М.Н. О преемственности подходов к профессиональной подготовке педагогов Интеграция науки, образования и производства в профессиональной подготовке специалистов инженерно-строительного профиля: материалы международной научно-практической конференции: Курск, 18-20 марта 2015 г.: В 2 тт. – Т2. – Курск: Изд-во ООО «Мечта», 2015. – С. 253-256.
  • Ивкина Т.В. Специфика художественно-творческих проявлений в рисунках детей старшего дошкольного возраста. Модернизация образования: проблемы и перспективы: материалы ХХII Рязанских педагогических чтений, 20 марта 2015 года. — РГУ имени С.А. Есенина.- Рязань, 2015. – С.186-193.
  • Ивкина Т.В., Савушкина Е.В. Интеграция изобразительной и речевой деятельности старших дошкольников. Язык и культура речи: содержание, традиции, перспективы развития // Материалы международной научно-практической конференции 27-28 января 2015 г. – М.: НИИ школьных технологий, 2015. – С.181-184.
  • Ушакова О.С., Савушкина Е.В. Преемственность в развитии языковых и творческих способностей дошкольников и младших школьников // Психолого-педагогический поиск. — №1(33). – РГУ имени С.А. Есенина, 2015. – С. 228-234.
  • Савушкина Е.В., Е.Н. Смирнова. Речевая подготовка студентов в формировании профессиональной компетенции будущих специалистов. Становление профессиональной культуры будущего педагога в условиях современного образования. Материалы II международной заочной научно-практической конференции 29 апреля 2014 г. – Липецк. МГПУ 2015. — С. 44-48.
  • Савушкина Е.В. Вопросы развития связной и образной речи детей дошкольного возраста. Инновационная деятельность в дошкольном образовании: мат-лы VIII Междунар. науч.-практ. конф. / Под общ.ред. Г.П. Новиковой — Ярославль-Москва: Изд. «Канцлер», 2015. – С. 264-267.
  • Романов А.А. Э.Д. Днепров – реформатор образования России конца ХХ века // Педагогика. – 2015. — № 3. – С. 95-102.
  • Романов А.А. Экспериментальная работа М.Н. Скаткина на 1-й Опытной станции НКП РСФСР как основа его научных интересов в педагогике (к 115-летию со дня рождения М.Н. Скаткина) // Историко-педагогический журнал. – 2016. — № 1. – С. 42-50.
  • Романов А.А. Миссия образования и образование человека в начале ХХI века // Человеческий капитал // 2016. — № 3(87). – С. 6-7.
  • Романов А.А.  Историко-педагогическое знание как пространство диалога  // Психолого-педагогический поиск. – 2016. — № 2(38). – С. 5-9.
  • Романов А.А. Педология: революционный прорыв или эволюционный тупик в педагогике? // Эволюция педагогической теории и практики в истории человеческого общества: монография / под ред. Г.Б. Корнетова. – М.: АСОУ, 2016. – С. 183-197.
  • Романов А.А. Изучение истории педагогики в системе высшего педагогического образования // Теория образования и подготовка профессиональных кадров: история и современность: монография / под ред. Г. Б. Корнетова, А. И. Салова. – М. : АСОУ, 2016. – C. 176-186.
  • Романов А.А. Общественное движение как субъект развития педагогического образования // Системная модернизация педагогического образования Республики Казахстан: проблемы, пути решения: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию Независимости Республики Казахстан, 85-летию заслуженного деятеля науки Казахстана, заслуженного работника высшей школы Казахстана, доктора педагогических наук, профессора Григория Абрамовича Уманова. — Алма-Ата, 2016. – С. 320-322.
  • Романов А.А. Общественная инициатива в разработке идей и практики подготовки педагогов в России начала ХХ века // Учитель и его формирование: исторический опыт передачи образованности и культуры: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. – ХХХI сессии Научного совета по проблемам истории образования и пед. науки Рос. академии образования. Тверь, 6-7 июня 2016 г. / под науч. ред. чл.-кор. РАО, д-ра пед. наук, проф. М.В. Богуславского, д-ра пед. наук, проф. С.В. Куликовой. – Волгоград: Изд-во «Отрок», 2016. – С. 359-365.
  • Романов А.А. Михаил Викторович Богуславский: научная биография // Богуславский М.В. Библиография педагогических трудов: теория, история, персоналистика, публицистика /редактор-составитель А.Н. Шевелев. – Санкт-Петербург: СПб, 2016. – С. 4-8.
  • Романов А.А. М.В. Богуславский: мастерство педагогической персоналистики и просветительства // Богуславский М.В. Библиография педагогических трудов: теория, история, персоналистика, публицистика / редактор-составитель А.Н. Шевелев. – Санкт-Петербург: СПб, 2016. – С. 27-38.
  • Романов А.А. Педология в России: судьба быть запрещенной постановлением власти // Психолого-педагогический поиск. – 2016. — № 2(38). – С. 82-96.
  • Романов А.А. Историко-педагогическое знание как пространство диалога // Психолого-педагогический поиск. – 2016. — № 2(38). – С. 5-9.
  • Архарова Л.И., Гребенкина Л.К., Демидова С.Б. Организационно-документальное сопровождение учебно-воспитательного процесса начальной школы. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2014. – 128 с.
  • Архарова Л.И., Егорова О.Л., Перова Т.И. Методика воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для академических бакалавров. – Рязань: ГУП РО «Рязанская областная типография», 2016. – 176 с.
  • Архарова Л.И., Егорова О.Л. Реализация плана инклюзивного образования в регионе // Человеческий капитал. — №3 (87). – 2016. – С. 20-23.
  • Архарова Л.И., Егорова О.Л. Направления работы студенческого волонтерского отряда «Свои» по формированию ценностей здорового образа жизни в молодежной среде // Человеческий капитал. — №3 (87). – 2016. – С. 20-23.
  •  Архарова Л.И., Демидова С.Б.  Этнопедагогика. Учебное пособие. РГУ  имени С.А. Есенина. Рязань -2016. С.156.
  • Ивкина Т.В. Психолого-педагогические основы детского изобразительного творчества / Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы //Материалы  международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию Института дошкольного воспитания и 110- летию со дня рождения А.В. Запорожца 15 декабря 2015 /ред. коллегия: Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллов, О.С. Ушакова. – М.: НИИ школьных технологий, 2016. – 328 с.
  •  Савушкина Е.В., Мишина С.В. Влияние детской литературы на развитие познавательной активности старших дошкольников / Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы //материалы междунар.науч-практич. конф., посвященной 55-летию Института дошкольного воспитания и 110-летию со дня рождения А.В. запорожца 15 декабря 2015 /Ред.коллегия: Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллов, О.С. Ушакова. – М.: НИИ школьных технологий, 2016. – С.181-187
  • Демидова С.Б. Личностно-ориентированные технологии в учебном процессе университа // Человеческий капитал — №3 (87) – 2016.- С.95-97.
  • Архарова Л.И., Егорова О.Л. Социально-педагогическая проектная деятельность в процессе обучения бакалавров в университете // Человеческий капитал — №10 (94) – 2016. —  С. 15-18.

Кафедра сотрудничает с институтом теории и истории педагогики РАО, Академией педагогических и социальных наук (АПСН), Академией социального управления (Москва) по изучению проблем историко-педагогического знания; Курским госуниверситетом, Владимирским государственным гуманитарным университетом, Академией ФСИН России — по проблемам духовно-нравственного воспитания подростков и студентов вузов; Управлением по образованию, науке и молодежной политике Рязанской области, РИРО по проблемам аттестации и переподготовке педагогических кадров; МУДОД ДООЛ «Сказка», Рязанским городским Дворцом детского творчества по проблеме развития творческого потенциала детей; со школами №№ 6, 14, 17, 18, 34, 37, 51 и др. по проблеме духовно-нравственного воспитания школьников; ДОУ №№ 19, 32, 65, 66, 96, 131 и др. г. Рязани по руководству художественно-творческим развитием дошкольников; Рязанским областным художественным музеем по проблеме развития словесного творчества детей дошкольного возраста.

По линии международных связей кафедра сотрудничает с Павлодарским государственным университетом им. С. Торайгырова (Казахстан), Ровенским государственным гуманитарным университетом (Украина), Белорусским государственным педагогическим университетом им. М. Танка (Белоруссия).

На базе кафедры ведётся научно-исследовательская работа студентов. Студенты ежегодно участвуют во Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием «Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности», и в студенческой научной конференции РГУ,принимают участие в различных конкурсах.

Кафедра сотрудничает с ОГОУ «Солотчинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Преподаватели кафедры вместе со студентами организуют концерты, праздники, мастер-классы и др.

Преподаватели кафедры вместе со студентами проводят благотворительные концерты для проживающих в Рязанском геронтологическом центре им. П.А. Мальшина.