Адрес: г. Рязань, ул. Полонского, д. 18, ауд. 8/1
Тел.: 8 (4912) 97-15-94, 97-15-15 доб. 4006

E-mail: t.bespalova@365.rsu.edu.ru

График работы кафедры:

• понедельник – пятница – с 10.00 до 18.00, суббота – с 10.00 до 14.00
• вс — выходной

Заведует кафедрой Татьяна Михайловна Беспалова,
кандидат психологических  наук, доцент

E-mail: t.bespalova@365.rsu.edu.ru

История кафедры

Кафедра создана 1 февраля 2004 г. Осуществляет реализацию общей профессиональной образовательной программы бакалавриата направления подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» направленность (профиль) «Логопедия»,  «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развития», «Специальная психология»  магистратуры направления подготовки 37.04.01 «Психология» направленность (профиль)  «Психология личности»;  аспирантуры направления подготовки 37.06.01 «Психологические науки» направленность (профиль)  «Общая психология, психология личности, история психологии».

Кафедра  укомплектована высококвалифицированными и опытными преподавателями, имеющими большой стаж работы в высшей школе,   дошкольных и школьных образовательных учреждениях.

Основные направления деятельности кафедры:

1) учебно-методическая работа;

2) научно-исследовательская деятельность;

3) воспитательная работа со студентами;

4) международная  деятельность и сетевое взаимодействие с образовательными организациями;

5) профориентационная работа

Преподавательский состав кафедры

Заведующий  кафедрой — Беспалова Татьяна Михайловна — кандидат психологических  наук, доцент

Имеет два высших образования: в 1998 году окончила Рязанскую государственную сельскохозяйственную академию имени профессора П.А. Костычева с присуждением  квалификации «экономист» по специальности «Экономика и управление аграрным производством», в 2003 году —  ГОУ ВПО «Рязанский государственный педагогический университет имени С.А. Есенина»  с присуждением квалификации «педагог-психолог» по специальности «Психология».

В 2008 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Ответственность старшеклассников и курсантов военного вуза и ее проявления в речевой деятельности» по специальности 19.00.01- общая психология, психология личности, история психологии.  В 2017 году присвоено  ученое звание доцента  по  той же специальности.

Многократно повышала свою квалификацию   по программам «Английский язык в деятельности преподавателя высшей школы»,   «Организация деятельности  специалистов в области развития семейных форм устройства», «Организация образовательного процесса в инклюзивном пространстве ДОУ, школы и вуза» в рамках международного проекта TEMPUS IV,  «Актуальные вопросы реализации ОПОП ВО в соответствии с ФГОС ВО (3+)», «Использование современных информационных технологий в учебном процессе»;  по направлению  «Профилактика социального сиротства по программе «Комплексный подход в системе профилактики социального сиротства»».

Имеет  дипломы о профессиональной переподготовке «Коррекционная педагогика» (квалификация «Педагог-дефектолог»),  «Государственное и муниципальное управление» (квалификация «Менеджер по государственному и муниципальному управлению»), «Клиническая психология».

Имеет  стаж практической деятельности в должности педагога-психолога в средней общеобразовательной школе №17 г. Рязани, ОГБОУ «Шереметьево-Песочинский детский дом», ОГБОУ «Полянская школа-интернат», Благотворительном фонде «Наши дети».

Ведет активное взаимодействие с различными организациями,  министерствами и ведомствами для участия в совместной деятельности по решению актуальных проблем региона (ГБУ РО  «Областная детская клиническая больница» им. Н.В. Дмитриевой,  Правительство Рязанской области; министерство образования и молодежной политики; Общественный совет Главного управления ЗАГС Рязанской области;  РГМУ имени  академика И.П. Павлова; управление образования и молодежной политики администрации города Рязани и др.).

На кафедре осуществляет преподавательскую деятельность в рамках  основных профессиональных образовательных программ бакалавриата  и магистратуры: читает  лекции и проводит практические занятия по дисциплинам «Общая психология», «Возрастная психология», «Психология характера», «Личность и индивидуальность и их развитие в семье», «Жизненный путь личности»; осуществляет  руководство различными видами практик;   руководит выпускными квалификационными работами бакалавров, осуществляет руководство научно-исследовательской работой магистрантов и  магистерскими диссертациями.

Является руководителем основной   образовательной  программы бакалаврита «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Логопедия» (очная и заочная формы обучения), магистратуры «Психология» профиль «Психология личности» (очно-заочная форма обучения).

Является руководителем лаборатории исследования личности в инклюзивном образовательном пространстве.

Работает  над докторской диссертацией; участвует в разработке грантов РНФ, Президентских грантов;  участвует в разработке новых диагностических методов и методик с получением свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ;   принимает участие  в международных и всероссийских научно-практических конференциях, симпозиумах, круглых столах; является участником научных дискуссионных клубов;  руководит секциями на конференциях. Имеет более 200 публикаций, в том числе монографии,  учебно-методические пособия, статьи и тезисы (в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ,  и наукометрической базе Web of Science); участвует в реализации общекафедральных тем «Личность и ее проявления в речевой деятельности» и «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями в развитии»; готовит бакалавров и магистрантов к участию в олимпиадах, психологическом «КВН», конкурсах научных и социальных проектов.

Проводит психолингвистические экспертизы по заказу Московского межрайонного следственного отдела г. Рязани следственного управления Следственного комитета РФ по Рязанской области; Управления уголовного розыска УМВД России по  Рязанской области; УМВД России по Рязанской области (Центр по противодействию экстремизму); Железнодорожного межрайонного следственного отдела города Рязань следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области; Шиловского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета РФ по Рязанской области, УФСБ России по Рязанской области.

Рецензирует научные статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, оппонирует кандидатские диссертации, готовит отзывы на авторефераты и  учебно-методические пособия.

Сфера профессиональных и  научных интересов – общая психология, психология личности, психология речи, коррекционная педагогика.

Фомина Наталья Александровна —  доктор  психологических  наук, профессор

В 1978 г. окончила  Рязанский государственный педагогический институт по специальности «Учитель русского языка и литературы», в 1992 г. – очную аспирантуру при кафедре психологии Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы.  В Диссовете МПГУ имени М.А. Шолохова в 1992 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Типы саморегуляции и индивидуальные различия в речевой деятельности студентов», а в 2002 г.  – докторскую диссертацию на тему «Индивидуально-типические особенности свойств личности и их проявления в речи» по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии.

В 2006 г. присвоено ученое звание «профессор».

Является высококвалифицированным и опытным преподавателем: ее стаж научно-педагогической деятельности  в высшей школе более 30 лет. В РГУ имени С.А. Есенина работает с 2003 г. За многолетнюю успешную работу награждена знаком «За вклад в развитие университета», Грамотой Министерства образования и науки, многочисленными грамотами и благодарностями Института психологии, педагогики и социальной работы и Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина.

Проводит лекционные и практические занятия со студентами-бакалаврами, магистрантами и аспирантами различных форм обучения по дисциплинам «Общая психология», «Системные исследования личности и ее свойств», «Психолингвистика», «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования», руководит их научной работой, подготовкой докладов и научных статей, выпускных квалификационных работ, магистерских и кандидатских диссертаций.

Является руководителем аспирантуры по направлению подготовки 37.06.01 «Психологические науки» направленность (профиль)  «Общая психология, психология личности, история психологии».

Руководит  научной школой по системному исследованию свойств личности и их проявлений в речи.

До 2021 года являлась членом объединенного Диссертационного совета по психологии Д.999.057.03 на базе  АНО ВО «Российский новый университет», ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» и НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций».

Является  главным редактором журнала «Психолого-педагогический поиск», который включен в список ВАК, членом редакционной коллегии 3-х рецензируемых журналов («Человеческий капитал», «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие», иностранным членом редколлегии журнала «Психолингвистика», включенного в базы Web of Science и Scopus), а также официальным рецензентом Российского психологического журнала, включенного в базу Scopus, и членом Объединения экспертов российских научных журналов по психологии и педагогике.

Имеет более 400 научных публикаций в отечественных и зарубежных научных изданиях, в том числе в изданиях, включенных в международные базы данных, а также рекомендованных ВАК РФ и Украины, 6 монографий,  15 учебно-методических пособий.

Является научным редактором сборников научных конференций, автором и научным редактором  монографий, рецензентом  учебников и учебных пособий.  Оппонирует кандидатские и докторские диссертации, готовит отзывы на них в качестве ведущей организации, дает отзывы на авторефераты диссертаций.

Является членом  Научно-методического совета по социально-психологическим вопросам при Управлении образования и молодежной политики администрации г. Рязани.

Сфера научных интересов – психология личности, дифференциальная психология, психология речи, психолингвистика.

Толмачева Галина Александровна —  кандидат педагогических наук, доцент

В 1978 г. окончила  дефектологический факультет Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина.  Имеет большой опыт практической работы в должности учителя начальных классов, учителя-логопеда школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, заместителя директора общеобразовательной школы, курирующего коррекционно-образовательный процесс.

В 2004 г. в Диссовете РГУ имени С.А. Есенина  защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование готовности учителей к обучению детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе».

В 2006 г.  присвоено ученое звание «доцент».

С 2004 г. работает на кафедре психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики РГУ имени С.А. Есенина.

Проводит лекционные и практические занятия со студентами-бакалаврами, руководит их научной работой, в том числе  подготовкой докладов и научных статей, выпускных квалификационных работ.

Является одним из авторов-разработчиков модульных программ, реализуемых при ее непосредственном участии в рамках европейского проекта TEMPUS IV «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями».

Участвует в работе различных научных конференций.

Имеет более 70 научных публикаций в отечественных и  зарубежных научных изданиях, в том числе  в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Ею подготовлена и издана монография «Формирование готовности учителей к обучению детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе».

Награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации» и орденом «Профессионал России», а также многочисленными Грамотами и Благодарностями РГУ имени С.А. Есенина.

В сферу научных интересов входит проблематика профессионально-личностной готовности студентов и педагогов-практиков к работе с детьми с различными речевыми нарушениями и детьми с ОВЗ в дошкольных, школьных и инклюзивных образовательных учреждениях.

Веселова Елена Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент

В 1998 г. окончила  РГУ имени С.А. Есенина по специальности «Дошкольное образование», в 2004 г. – аспирантуру при кафедре педагогики по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.

В 2004 г. в Диссертационном совете РГУ имени С.А. Есенина защитила кандидатскую диссертацию на тему «Комплексные условия пропедевтики и коррекции отклоняющегося поведения подростков».

В 2006 г. было присвоено ученое звание «доцент».

Имеет опыт практической деятельности в качестве педагога-дефектолога в школе-интернате «Вера» г. Рязани для детей с ограниченными возможностями здоровья.

На кафедре психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики работает с 2004 г. Проводит лекционные и практические занятия по дисциплинам «Методика преподавания математики» (специальная), «Методика преподавания русского языка» (специальная), «Моделирование образовательных программ для детей с ОВЗ», «Нарушение речи детей с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью» для бакалавров направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Логопедия» различных форм обучения, руководит подготовкой ими курсовых и выпускных квалификационных работ.

В период с 2017 по 2018 гг. являлась заместителем министра образования и молодежной политики Рязанской области.

Награждена почетными грамотами директора Института психологии, педагогики и социальной работы, РГУ имени С.А. Есенина.

Сфера научных интересов – коррекционная педагогика, специальная психология.

Теняева Ольга Васильевна – кандидат психологических наук

Имеет два высших образования:  в 1996 году окончила  Рязанский государственный педагогический университет имени С.А. Есенина по специальности «Учитель начальных классов» с присвоением квалификации «Учитель начальных классов»; в 2015 году — Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина  по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление».

В 2011 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии  с последующим присвоением ученой степени кандидата психологических наук.

В 2017 году получила диплом о профессиональной   переподготовке по программам «Социология» (РГУ имени С.А. Есенина, г. Рязань) и «Психология» (ОАНО ВО МПСУ, г. Москва).

С 2009 года осуществляет преподавательскую деятельность  в РГУ имени С.А. Есенина. За время работы зарекомендовала себя ответственным и добросовестным специалистом, грамотно использующим свой научный потенциал в работе со студентами и коллегами.

Проводит учебные занятия по дисциплинам «Эмоционально-волевая сфера личности»,  «Содержательно-смысловая сфера личности», «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии», «Психология самосознания и самореализации»; осуществляет руководство магистерскими диссертациями различными видами практик магистрантов направления подготовки 37.04.01 «Психология» направленность (профиль) «Психология личности».

Активно занимается научной работой.  Представляет результаты проведенных  исследований в открытой печати и выступлениях на различных научных конференциях, участвует подготовкой грантов РФФИ.

Имеет более 50 научных трудов, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, учебно-методические пособия.

Сфера научных интересов – психология личности, социология.

Горячев Вадим Владимирович – кандидат психологических наук

Имеет  2 высших образования и стаж практической деятельности более 20 лет.

В 2005 году окончил ГОУ ВПО «РГУ имени С.А. Есенина по специальности «Педагогика и психология» с присвоением квалификации «Педагог-психолог».

В 2009 году присвоена ученая степень кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 «Педагогическая психология».

Проводит учебные занятия по дисциплинам «Общая психология», «Психология личности», «Возрастная психология» с    бакалаврами направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» направленность (профиль) «Логопедия»;  читает лекции и проводит практические занятия с магистрантами направления  подготовки «Психология» направленность (профиль)  «Психология личности» по дисциплинам «Методологические проблемы психологии»,  «Планирование теоретического и эмпирического исследования», «Психологическая антропология». Осуществляет руководство их научной работой и подготовкой магистерских диссертаций.

Имеет более 50 публикаций,  в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Сфера научных интересов —  психология самосознания личности, история психологии, методология науки, психологическая антропология.

Ленюшкин Николай Эдуардович – кандидат психологических наук

В 2009 г. окончил  РГУ имени С.А. Есенина по специальности «Психология» с присуждением квалификации «Психолог. Преподаватель психологии»,   в 2013 г. – аспирантуру при кафедре психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии.

В 2014 г. успешно защитил диссертацию «Психологические особенности соотношения уверенности и темперамента девиантных подростков» на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии в диссертационном совете Д 212.203.22 при Российском университете дружбы народов.

За последние 5 лет многократно повышал свою квалификацию по таким программам как «Тьюторское сопровождение студентов с нарушением зрения в вузе», «Технологии инклюзивного образования в вузе», «Организационные и психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования», «Использование информационных технологий в учебном процессе».

Имеет опыт практической работы в качестве психолога отделения социальной помощи несовершеннолетним, совершившим правонарушения и преступления; несовершеннолетним, отбывшим наказание за совершенное преступление, ГБУ РО «КЦСОН «Семья», ведущего и главного специалиста министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области, заместителя директора ГБУ РО «Центр социальной реабилитации инвалидов».

Проводит лекционные и практические занятия по дисциплинам «Технологии социальной адаптации, реабилитации и профориентации лиц с ОВЗ», «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ и его семьи», «Социокультурная реабилитация лиц с ОВЗ» для бакалавров направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Специальная психология» различных форм обучения. Для магистрантов направления подготовки «Психология» профиль «Психология личности» проводит учебные занятия по дисциплинам «Качественные и количественные методы исследований в психологии», «Возрастная психодиагностика личности», руководит их научно-исследовательской работой, подготовкой ими магистерских диссертаций.

Имеет научные публикации, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

В сферу научных интересов входят общая психология, психология личности, психология развития и возрастная психология.

Самарина Эльвира Владимировна – кандидат психологических наук

Окончила  РГПИ имени С.А. Есенина по специальности «учитель истории», СПбГУ и Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга (С.-Петербург), имеет квалификацию «психолог-дефектолог».

Имеет опыт практической работы в должности психолога-дефектолога в школе-интернате «Вера» г. Рязани для детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии.

В 2010 г. в Диссовете МГППУ защитила кандидатскую диссертацию на тему «Абилитация воспитанников с тяжелой умственной отсталостью в условиях школы-интерната» по специальности 19.00.10. – коррекционная психология.

В РГУ имени С.А. Есенина работает более 20 лет.

С 2003 г.  руководит университетским Центром практической психологии, который в 2011 году был преобразован в  Научно-образовательный центр практической психологии и психологической службы РГУ имени С.А. Есенина.

Проводит лекционные и практические занятия для бакалавров направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» направленность (профиль) «Логопедия» различных форм обучения по дисциплинам «Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии», «Специальная психология», «Психология и педагогика инклюзивного образования», руководит подготовкой ими научных докладов, курсовых и выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций, инновационных проектов.

Занимается научной деятельностью. Участвует в работе различных научных конференций. Имеет более 50 научных публикаций, в том числе  в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, и в иностранных научных журналах, индексированных в базах данных Web of Science и Scopus, является автором монографии «Абилитация воспитанников с тяжелой умственной отсталостью в условиях школы-интерната».

Щедро делится своими знаниями и опытом с логопедами, учителями  классов компенсирующего обучения и руководителями образовательных учреждений на курсах повышения квалификации по проблемам специального и инклюзивного образования. Является руководителем программ профессиональной переподготовки «Психологическое консультирование», «Коррекционная педагогика», осуществляемых на базе НОЦ практической психологии и психологической службы.

Является организатором международных научных мероприятий: Фестивалей психологической науки и практики, ежегодно проводимых НОЦ практической психологии и психологической службы РГУ имени С.А. Есенина совместно с ПИ РАО, мемориальным музеем-усадьбой И.П. Павлова, ИОЦ «Беннохаус Бюргерхаус» (Мюнстер, Германия), обучающих мастерских «Модель Портаж» совместно с британской благотворительной организацией «Промис» и  российской АНО «Обещание».

Курирует деятельность студенческих добровольческих объединений «Команда Портаж» по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья. Рязанская модель «Портаж» для работы с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии вошла в каталог лучших социальных  практик  России и была рекомендована к распространению.

Активно участвует в инновационной деятельности. Неоднократно побеждала в конкурсах инновационных проектов профессорско-преподавательского состава РГУ имени С.А. Есенина, а также успешно руководила студенческими инновационными проектами, участвовала  в конкурсах в качестве эксперта. Является научным руководителем научно-исследовательской площадки проблем социально-психологической абилитации воспитанников Елатомского детского дома-интерната для детей с серьезными нарушениями в развитии.

Входит в состав Советов Института психологии, педагогики и социальной работы, Института непрерывного образования и Совета по инклюзии РГУ имени  С.А. Есенина.

Награждена Знаком «За вклад в развитие университета», медалью губернатора Рязанской области «За веру и добродетель» в номинации  «За вклад в воспитание подрастающего поколения», Почетной грамотой Министерства образования РФ «За многолетний и добросовестный труд», а также многочисленными грамотами и благодарственными письмами от государственных, региональных общественных и международных организаций и руководства РГУ имени С.А. Есенина за организацию инновационной и проектной деятельности и большой вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов.

Сфера научных интересов – коррекционная педагогика, специальная психология, нейропсихология.

Верозуб Анастасия Сергеевна – старший преподаватель

В  2009 году окончила Рязанский государственный педагогический университет имени С.А. Есенина по специальности «Психология» с присвоением квалификации «Психолог. Преподаватель психологии». В 2015 г. окончила  аспирантуру Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина по научной специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии. С октября 2019 г. обучается в аспирантуре Московского государственного психолого-педагогического университета по специальности – 19.00.10 – коррекционная психология.

Имеет диплом о профессиональной переподготовке по программе «Психология. Клиническая психология», свидетельство о повышении профессиональной квалификации по программе «Медицинская и судебная психология».

Проводит лекционные и практические занятия у студентов очной и заочной форм обучения направления подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» направленность (профиль) «Логопедия», «Специальная психология» по дисциплинам «Клиническая психология», «Психология лиц с нарушениями зрения», «Логопедическая работа в системе нейрореабилитации», «Изучение, образование и реабилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата», «Логопсихология», «Основы нейропсихологии», «Психолого-педагогическая диагностика лиц с ОВЗ», «Психология детей с задержкой психического развития». Является факультетским и групповым руководителем всех видов практик студентов заочной формы обучения, а также осуществляет руководство курсовыми работами студентов очного и заочного отделения по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» направленность (профиль) «Логопедия», «Специальная психология».

Работает над кандидатской диссертацией на тему «Инновационные технологии обследования детей с тяжелыми множественными нарушениями», участвует в конференциях регионального и международного уровней, имеет научные публикации, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, 2 учебно-методических пособия.

Участвует в работе системы дополнительного образования: в рамках работы Центра непрерывного образования Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина ведет дисциплины «Введение в клиническую психологию», «Специальная психология», «Патопсихология» для студентов по программе повышения квалификации «Клиническая психология».

Сфера научных интересов – специальная психология, клиническая психология, коррекционная педагогика.

Гремячих Марина Александровна – старший преподаватель

В 2012 году закончила НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт» по специальности «Психология» с присвоением квалификации «Психолог.  Преподаватель психологии», в 2014 году –  ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» по направлению подготовки «Психология» с присвоением квалификации «Магистр».

В 2015 году получила диплом о профессиональной переподготовке по программе  «Коррекционная педагогика» с присвоением дополнительной квалификации  «Педагог-дефектолог».

Является педагогом-психологом Государственного казенного учреждения Рязанской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Имеет первую квалификационную категорию.

Повышала свою квалификацию по программам  «Социально-педагогическое и психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса в условиях реализации ФГОС общего образования» ; «Использование в работе новых классификаций и критериев для формирования заключений психолого-медико-педагогических комиссий».

Имеет опыт работы педагогом-психологом в ОГБОУ Шереметьево – Песочинском  детском доме для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, педагогом-психологом ПМПК г. Рязани.

Принимала  участие в разработке и реализации межсетевого проекта «Второй родной язык как средство воспитания толерантности юных иммигрантов», ставшего лауреатом в номинации «Поддержка социально уязвимых слоев населения» городского конкурса социальных проектов и молодежных инициатив «Рязань  — Наш город».

В 2014 году награждена почетной грамотой Администрации города Рязани за многолетний плодотворный труд, высокий профессионализм в работе.

Принимает активное участие в конференциях международного и регионального уровней в качестве слушателя и выступающего; организации психолог-педагогических и дефектологических площадок (Мартовские педагогические встречи «Наука. Образование. Практика.», заседания методических объединений педагогов-психологов, учителей логопедов, социальных педагогов Рязанской области и т.д.), проводит лекционно-практические встречи с педагогами и родителями образовательных организаций г. Рязани.

Преподает на курсах  повышения квалификации и профессиональной переподготовки для педагогов и психологов г. Рязани и Рязанской области, проходящих на базах ГКУ РО ЦППМСП и ФГБОУ ВО «РГУ имени С.А. Есенина».

Имеет публикации,  индексируемые в РИНЦ.

В 2018 и 2019 гг. году являлась членом жюри в региональном конкурсе тематического портфолио «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ» среди педагогов-психологов и социальных педагогов г. Рязани и Рязанской области.

С 2019 является членом экспертной группы по мониторингу создания специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях Рязанской области.

Введет лекционные и семинарские занятия  студентам  направления подготовки Специальное (дефектологическое) образование профилей Логопедия и Специальная психология по учебным дисциплинам: «Специальная педагогика и психология», «Технологии психокоррекционной работы с лицами с ОВЗ», «Инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ» «Введение в профессиональную деятельность (c элементами тайм-менеджмента)»

Руководит студенческой практикой и курсовыми работами студентов направления подготовки  Специальное (дефектологическое) образование профиля Имеет публикации в сборниках материалов научно-практических конференций.

Сфера научно-практических интересов — специальная психология; психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями в развитии.

Ефремова Светлана Витальевна — старший преподаватель

В 2007 году окончила Московский государственный педагогический университет имени М.А. Шолохова по специальности «Логопедия» с присвоением квалификации «Учитель-логопед».

Проводит лекционные и практические занятия с бакалаврами направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» направленность (профиль) «Логопедия», обучающимися на дневном и заочном отделениях,  по дисциплинам «Введение в профессиональную деятельность (с элементами тайм-менеджмента)», «Дислалия», «Нарушения голоса. Ринолалия», «Технологии обследования речи», «Организация и планирование логопедических занятий», «Фонетико-фонематическое недоразвитие», «Дифференциальная диагностика».

Руководит подготовкой курсовых работ студентов. Является руководителем практики от РГУ имени С.А. Есенина.

Имеет опыт практической деятельности с детьми ОВЗ: с 2008 года по август 2020 года работала учителем-логопедом в группе компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад №145» г. Рязани; с 2018 года по настоящее время работает учителем-логопедом в муниципальном бюджетном учреждении «Психолого-медико-педагогическая комиссия» г. Рязани.

Имеет высшую квалификационную категорию.

Повышала квалификации по программам «Технологии логопедического обследования детей с нарушениями речи. Формулировка логопедического заключения», «Ринолалия у детей и подростков. Направление и содержание работы логопеда», «Общее недоразвитие речи (ОНР). Содержание работы логопеда», «Дистанционное взаимодействие в образовательном процессе ВУЗа».

Награждена почетными грамотами от Управления образования и молодежной политики администрации города Рязани, имеет благодарственные письма от Рязанской областной Думы, МБУ ПМПК, МБДОУ «Детский сад №145», Рязанской областной детской библиотеки.

Является Почетным донором России и имеет звание «Ветеран труда».

Имеет публикации в сборниках материалов научно-практических конференций.

Сфера научно-практических интересов — дефектология, логопедия.

Тюшкевич Екатерина Евгеньевна – старший преподаватель

В  2005 году окончила  Рязанский государственный педагогический университет имени С.А. Есенина по специальности «Психология» с присвоением квалификации «Психолог. Преподаватель психологии», в 2009 году – аспирантуру по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии.

Имеет опыт преподавательской деятельности в НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт» в период с 2010 по 2014 гг.  и  опыт практической деятельности в должности педагога-психолога в средней общеобразовательной школе №17 г. Рязани  (2005-2012 гг.).

Введет лекционные и семинарские занятия  студентам  направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование»  направленность (профиль) «Логопедия» по  учебным дисциплинам «Психолингвистика», «Психология лиц с нарушениями слуха», «Психология лиц с нарушениями речи», «Технологии консультативной работы с лицами с ОВЗ», «Онтогенез речевой деятельности», «Психокоррекционные занятия по развитию высших психических функций у лиц с ОВЗ», «Психологическая подготовка ребенка с ОВЗ к обучению в школе», «Психологическая работа по предупреждению школьной неуспеваемости».

Сфера научных интересов – психология личности, психолингвистика, специальная психология.

Ефимочкина Наталья Дмитриевна – старший преподаватель.

В 2014 году с отличием окончила  ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина» по специальности  «Логопедия» с присвоение квалификации «Учитель-логопед».

Имеет опыт преподавательской деятельности в  РГУ имени С. А. Есенина (2017-2018 гг.) и  опыт практической деятельности в должности учителя-логопеда в ОГБОУ «Школа № 10» в период с 2014 по 2021 гг.

Имеет первую квалификационную категорию.

Повышала свою квалификацию по программам  «Цифровая образовательная среда как ресурс совершенствования технологий обучения, в том числе детей с ОВЗ» (2019), «Создание ЭОР в среде Moodle. Базовый курс» (2022).

Читает лекции и проводит семинарские занятия с бакалаврами направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» по дисциплинам «Логопедическая ритмика», «Алалия. Афазия», «Логопедия (нарушение письма и чтения)», «Общее недоразвитие речи», «Дизорфография», «Подготовка к обучению грамоте дошкольников с нарушениями речи».

Сфера научных интересов – коррекционная педагогика, нарушения письменной речи, миофункциональная коррекция.

Трушина Юлия Александровна  – документовед кафедры

Студентка  направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» направленность (профиль) «Логопедия».

Организует делопроизводство на кафедре,  ответственно выполняет  свои должностные обязанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Публикации авторов: 2015, 2016, 2017, 2018.

Привлеченные специалисты

Государственная итоговая аттестация

 

Для проведения Государственной итоговой аттестации направления подготовки бакалавриата 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» направленность (профиль) «Логопедия» и направления подготовки магистратуры 37.04.01 «Психология» направленность (профиль) «Психология личности» приглашаются ведущие специалисты не только нашего региона, но и других областей.

 

Председатели Государственной экзаменационной комиссии

при проведении Государственной итоговой аттестации выпускников


Путинцева Ольга Сергеевна – высококвалифицированный специалист

Председатель ГЭК по направлению подготовки бакалавриата 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» направленность (профиль) «Логопедия».

Директор Государственного казенного учреждения Рязанской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Министерства образования Рязанской области.

Учителем-логопед высшей квалификационной категории, практический психолог.

Имеет 2  высших образования: в 1986 году  окончила Московский государственный педагогический институт имени В.И. Ленина по специальности  «Учитель-логопед, учитель русского языка и литературы школ для детей с тяжелыми    нарушениями речи», в 1999 году —     Рязанский государственный педагогический институт имени С.А. Есенина по специальности      «Практический психолог».

Постоянно повышает свой профессиональный уровень на   курсах повышения квалификации:   «Менеджмент в сфере психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей» (г. Санкт-Петербург, апрель 2013 г.), «Психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями» (РГУ им. С Есенина, май    2013 г.); «Использование в работе новых классификаций и критериев для формирования заключений психолого-медико-педагогических комиссий» (Институт непрерывного образования г. Москва, сентябрь 2016 г.).

В период с 2010 по 2016г. являлась   заведующей муниципальным бюджетным учреждением «Психолого-медико-педагогическая комиссия».

Имеет педагогический стаж – 31 год.

На протяжении многих лет работает над проблемами леворукости и заикания. Является автором методических рекомендаций по устранению трудностей развития ребенка, вызванных этими нарушениями. Созданные авторские программы «Учет функциональной асимметрии мозга у детей с нарушениями речи», «Коррекция оптической дисграфии у старших дошкольников и детей школьного возраста» и «Использование компьютерных технологий при коррекции заикания» имеют научное и практическое значение и применяются в работе специалистов города Рязани.

Является Председателем  методического объединения учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений г. Рязани. С 2008 года – действительный член экспертной группы аттестационной комиссии по изучению деятельности учителей-логопедов образовательных учреждений на высшую квалификационную категорию.

В 2008 году была награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, за формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку участников и воспитанников.

Власова Лариса Анатольевна – кандидат психологических наук, доцент

Председатель ГЭК по направлению подготовки магистратуры 37.04.01 «Психология» профиль «Психология личности».

Генеральный директор медико-психологического центра «Доктор детокс» в г. Рязани.

В 2008-2014 гг.  замещала должность  заведующего  кафедрой психологии в НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет» филиал в г. Рязани;  в 2014-2015 гг.   — заместитель директора по научной и учебной работе.

Имеет 2 высших образования.

В 2003 г. окончила  РГУ имени С.А. Есенина по специальности «Психология», в 2006 г. – аспирантуру при кафедре психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии. В 2007 г. в Диссертационном совете Российского университета дружбы народов успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Темперамент и его проявления в лингвистических характеристиках и психологических компонентах речи».

В 2011  г. присвоено ученое звание «доцент».

С 2001 г. по 2007 г. работала педагогом-психологом в средней школе №17 г. Рязани,   с  2009 г. по 2015 г. — зав. отделением эстетики семьи ГБУ РО «КЦСОН «Семья».

Активно занимается научной работой. Ею опубликовано более 60 научных трудов, 3 учебно-методических пособия, монография «Темперамент и его проявления в лингвистических характеристиках и психологических компонентах речи».

Является Председателем совета психологов Главного управления ЗАГС Рязанской области.

Награждена грамотами и благодарностями Министерства социальной защиты населения Рязанской области, Главного управления ЗАГС Рязанской области за разработку и внедрение программы «Школа молодой семьи» и ГБУ РО «Областная детская клиническая больница имени Н.В.Дмитриевой»  за работу с онкобольными детьми и их родственниками.

Постоянно повышает свою профессиональную квалификацию:  в 2013 году   получила диплом о профессиональной переподготовке «Клиническая психология».

Имеет свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ по психодиагностическим методикам в рамках  проектов «Психологическая помощь и коррекционно-развивающая работа с детьми   с челюстно-лицевой патологией», «Исследование качества жизни молодых людей, пользующихся съемными зубными протезами», реализуемых, реализуемых совместно с кафедрой ортопедической стоматологии и ортодонтии РГМУ имени ак. И.П. Павлова.

Сфера научных интересов – общая психология, возрастная психология, психология личности.

История кафедры

Кафедра психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики является относительно молодой в истории Института психологии, педагогики и  социальной работы.

Сначала на факультете педагогики и психологии РГПУ имени С.А.Есенина на кафедре педагогики были открыты специальности «Олигофренопедагогика» (1999 г.) и  «Логопедия» (2002 г.).

Ведущую  роль в открытии этих специальностей с целью удовлетворения потребностей г. Рязани и Рязанской области в услугах высоко квалифицированных учителей-дефектологов сыграли Воронкова Валентина Васильевна — доктор педагогических наук, заведующая лабораторией Научно-исследовательского института дефектологии Академии педагогических наук СССР, автор  учебников и пособий для специальных (коррекционных) школ, за которые она была награждена 2-ой и 1-ой премиями АПН СССР, Серебряной медалью ВДНХ, а также кандидат педагогических наук, доцент Ерошина Галина Юрьевна, много лет работавшая на кафедре, а ныне являющаяся директором ОГБОУ «Школа-интернат «Вера»» для детей с нарушениями интеллекта.

1 февраля 2004 г.  на базе кафедр педагогики и психологии при активном участии доктора психологических наук, профессора,  Почетного работника высшего профессионального образования, действительного члена Международной академии наук педагогического образования и Академии имиджелогии Фоминой Натальи Александровны была создана кафедра психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики, которая стала основной, выпускающей по данным специальностям.

В 2005 г. при кафедре была открыта единственная в г. Рязани аспирантура по специальности 19.00.01 общая психология, психология личности, история психологии, которая активно работает и приносит  в вуз значительные внебюджетные средства, а в 2011 г — магистратура по направлению подготовки «Психология» направленность (профиль) «Психология личности», руководителем которых является Фомина Наталья Александровна.

 Бакалавриат

С сентября 2011 г. на кафедре психологии личности,  специальной психологии и коррекционной педагогики началась подготовка бакалавров по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» направленность (профиль) «Логопедия».

В июне 2014 г. осуществлен первый выпуск бакалавров заочного отделения направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» направленность (профиль) «Образование лиц с нарушениями речи», проходящих обучение по сокращенной программе на базе высшего образования.

Преподаватели кафедры также  участвуют в подготовке специалистов в области педагогики и методики дошкольного и начального образования.

Теоретическое обучение сочетается с различными видами практических и лабораторных занятий. Закрепляют теоретические знания студенты, проходя различные виды практик  в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи, в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи и на логопункте общеобразовательных школ и ДОУ.

Для более эффективной организации учебного процесса кафедрой налажено сотрудничество с различными учреждениями, на базе которых студенты направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» направленность (профиль) «Логопедия», магистранты направления «Психология» направленность (профиль) «Психология личности»  отрабатывают практические навыки  и выполняют  курсовые и выпускные квалификационные работы:

  1. ГБУ РО «Городская детская поликлиника №7»
  2. ГБУ РО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Семья»»
  3. Областное государственное бюджетное    общеобразовательное      учреждение «Школа-интернат №26»
  4. МАДОУ «Детский сад №30»,
  5. МБДОУ «Детский сад №1»
  6. МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2»
  7. МБДОУ «Детский сад №59»
  8. МБДОУ «Детский сад №77»
  9. МБДОУ «Детский сад №117»
  10. МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №143»
  11. МБДОУ «Детский сад №154»
  12. МБУ «Психолого-медико-педагогическая комиссия»
  13. ОГБОУ школа №10
  14. ОГБОУ «Школа-интернат «Вера»»
  15. МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
  16. Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Центр социальной реабилитации инвалидов»
  17. ОГБОУ «Школа №23»
  18. МБДОУ «Детский сад №115»
  19. МБДОУ «Детский сад №145»
  20. Государственное казенное учреждение Рязанской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Магистратура

В 2011 г. на кафедре психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики началось обучение магистрантов по направлению 37.04.01 «Психология».

Доктор психологических наук, профессор Фомина Н.А. является руководителем ОПОП магистратуры   «Психология личности» очной формы обучения; кандидат психологических наук, доцент  Беспалова Т.М. – руководителем ОПОП очно-заочной формой обучения.

Цель данной программы – обеспечить фундаментальную подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими знаниями в области психологии личности, профессионально владеющих научно-исследовательскими методами работы, способных к самостоятельной научно-исследовательской, научно-педагогической, преподавательской и практической деятельности.

В основе магистерской программы лежит психология личности — теоретическая и практическая область человекознания, направленная на исследование закономерностей порождения, функционирования, нормального и аномального развития личности в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути человека, целенаправленное формирование мотивации личности, проектирование приемов психологического воздействия и помощи личности, способствующих личностному росту, а также компенсацию и коррекцию отклонений в развитии личности.

Помимо углубленного изучения методологических основ психологии, разделов психологии личности, психологии развития, социальной психологии личности, большое внимание уделяется освоению современных методов научно-исследовательской работы, системному исследованию свойств личности, овладению навыками работы психолога-консультанта с личностью в норме и патологии.

Форма обучения: очная, очно-заочная

Срок обучения: 2 (2,5) года

Обучение осуществляется на бюджетной и внебюджетной (платной) основе.

Аспирантура

С 2005 г. под руководством проф. Фоминой Н.А. при кафедре психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики открыта и активно действует единственная в г. Рязани аспирантура по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии. Подготовлены и успешно защищены в Объединенном диссертационном совете, а также  Диссертационных советах Психологического института Российской академии образования (ПИ РАО) и   Российского университета дружбы народов (РУДН)  более 10 кандидатских диссертаций.

Все они работают в рамках научной школы Н.А. Фоминой по комплексному исследованию свойств личности и их проявлений в речи. Предложенная и разрабатываемая проф. Фоминой Н.А и ее учениками научная концепция целостного анализа проявлений свойств личности в тексте как продукте речевой деятельности предполагает системное рассмотрение личностных свойств и многоуровневый, поликомпонентный анализ текста. Данное научное направление находится на стыке общей психологии (психологии речи), психологии личности и психолингвистики.

Актуальность его исследования определяется повышением интереса к личности, индивидуальности человека, психологическим свойствам, определяющим эффективность его деятельности в различных сферах жизни, а также необходимостью поиска новых методов диагностики особенностей личности, одним из которых является диагностика речевая. В большинстве существующих различных подходов к изучению проявлений личности, ее свойств в речи изучаются отдельные характеристики индивидуальности (половозрастные, социальные, национальные признаки, особенности мотивационной, эмоциональной и интеллектуальной и др. сфер) или частные личностные характеристики в отдельно взятых параметрах текста (главным образом, языковом и речевом), в то время как необходим целостный подход к изучению проявлений личности, ее свойств в речевой деятельности.

Научная новизна подхода Н.А. Фоминой состоит в том, что осуществляется целостное изучение проявлений в речи (ее собственно лингвистических характеристиках и психологических компонентах речевых действий) психологических свойств, характеризующих мотивационную, регуляторно-волевую и динамическую сферы личности, которые являются интегрированным выражением различных сторон характера, способностей, направленности и личности в целом.

Теоретическая значимость руководимых Н.А. Фоминой исследований в том, что они создают новые возможности идентификации личности по ее речи, дополняют психологию личности индивидуально-типологическим подходом к психологической характеристике речевой деятельности. С опорой на теоретическое положение о поликомпонентной, многомерно-функциональной организации актов поведения и деятельности человека А.И. Крупнова Н.А. Фоминой была разработана методика целостного, многомерно-функционального анализа речевой деятельности, точнее, текста как ее продукта: его мотивационного, эмоционального, когнитивного, регуляторно-волевого, динамического и результативного компонентов, которая позволяет раскрыть речевую деятельность в ее основных чертах, связях и отношениях, выявить ее структуру и механизмы регуляции, а также дает возможность более полной и глубокой характеристики индивидуальности субьекта речевой деятельности.

Практическая значимость их заключается в ориентации на решение задач психологической и педагогической практики: результаты данных исследований помогают психологам и педагогам в речевой диагностике личности, способствуют эффективному осуществлению реального индивидуального подхода в коррекционной, консультационной и учебно-воспитательной работе, а также обогащают содержание преподаваемых в вузах курсов общей психологии, психологии речи, психологии личности, дифференциальной психологии, психолингвистики и этнопсихологии.

В рамках данного научного направления выполнены и успешно защищены диссертации на соискание ученой степени доктора Н.А. Фоминой (2002) и кандидата психологических наук Н.А. Мирошкиной (1992), И.В. Чивилевой (2005), С.В. Елгиной (2006), Л.А. Власовой (2007), Т.А. Беспаловой (2008), И.С. Исаевой (2008), Ю.А. Гришениной (2009), А.Ю. Агаповой (2011), О.В. Теняевой (2011), А.Г. Алейкиным (2012), Арутюнян Т.А. (2013), Ленюшкиным Н.Э. (2014). Экспериментальные факты, полученные в рамках разрабатываемого направления, свидетельствуют об их перспективности для решения фундаментальных проблем психологии личности, дифференциальной психологии и психолингвистики.

Кафедральные темы кафедры

  • Личность и ее проявления в речевой деятельности,
  • Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями в развитии.

Научные площадки

Центр Исследования проблем инклюзивного образования, в состав которого входят лаборатория исследований проблем личности в инклюзивном образовательном пространстве (рук. – доц. Беспалова Т.М.)

Научные школы

Системное изучение психологических свойств личности и их проявлений в речи (рук. – проф. Фомина Н.А.)

Координационные связи

  • ГОУ ВО Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», г. Коломна;
  • Российский университет дружбы народов
  • Специальные коррекционные  школы  г. Рязани ( №№ 10, 18, 23,26)
  • Рязанская школа-интернат
  • МБОУ «Психолого-медико-педагогическая комиссия»
  • КЦСОН «Семья»
  • ГКУ РО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
  • ГБУ РО «Центр социальной реабилитации инвалидов»
  • ОГБОУ «Рязанская школа –интернат»
  • ОГБОУ «Школа-интернат «Вера»»