Кафедра русского языка и методики его преподавания

 

Адрес: 390000, г. Рязань, ул. Ленина, д. 20 (учебный корпус № 6), каб. 6

Тел.: 8 (4912) 97-16-11, 97-15-15 доб. 6003

График работы кафедры:

  • с 8.00 до 16.00, перерыв для отдыха и питания – 1 час, для педагогических работников – в соответствии с расписанием учебных занятий;
  • вс – выходной.

Положение о кафедре

 

 

 

Заведующий кафедрой – Виталий Александрович Лаврентьев

E-mail: v.lavrentev@365.rsu.edu.ru

Документовед – Алёна Сергеевна Ачекина

E-mail: a.achekina@365.rsu.edu.ru

 

20 декабря 2024 года в 14.30 на кафедре русского языка и методики его преподавания (корпус 6, аудитория 6)

состоится обсуждение  диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 5.9.5. Русский язык. Языки народов России Файзуллиной Наргизы Дамировны на тему «Функционально-семантический и экспрессивный потенциал антитезы (на материале русской поэзии XIX века)»  (научный руководитель – доктор филологических наук, профессор Л.А. Сергиевская)

 

ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ

Кафедра русского языка и методики его преподавания – одна из старейших в университете. Как самостоятельное структурное подразделение кафедра русского языка образовалась в 1939 году в результате разделения кафедры русского языка и литературы. В 1996 году в результате реорганизации были образованы кафедра современного русского языка и кафедра истории русского языка и культуры речи. В 2010 году путём объединения была образована кафедра русского языка и методики его преподавания.

В разное время кафедру возглавляли профессор П.О. Пилашевский, профессор В.И. Лыткин, профессор В.М. Никитин, доцент Т.С. Жбанкова, доцент А.А. Никольский, доцент Л.А. Кононенко, профессор Л.А. Сергиевская, доцент Е.А. Догушева, профессор Ю.А. Южакова.

 

Заведующий кафедройВиталий Александрович Лаврентьев

доктор филологических наук, доцент Преподаваемые дисциплины, практики и другие виды нагрузки:

Современный русский язык;

Актуальные проблемы современной русской морфологии;

Русский язык в профессиональной сфере;

Методика преподавания лингвистических дисциплин в вузе;

Грамматический анализ языковых единиц;

Производственная практика (проектно-технологическая);

Производственная практика (НИР);

Производственная практика (педагогическая);

Производственная практика (преддипломная);

Учебная практика (НИР);

Руководство аспирантами;

ВКР;

ГИА

 

 

Профессорско-преподавательский состав кафедры

ФИО, должность Учёная степень, звание Преподаваемые дисциплины, практики и другие виды нагрузки
Архипова Елена Викторовна – профессор доктор педагогических наук, профессор Актуальные проблемы методики обучения русскому языку как иностранному;

Речевые практики;

Методика обучения русскому языку;

Производственная  (педагогическая) практика (вожатская);

Производственная (педагогическая) практика (преподавательская);

Производственная (педагогическая) практика (ранняя преподавательская);

Производственная практика (НИР);

Производственная практика (НИР по профилю Русский язык);

Производственная практика (преддипломная);

Современный русский язык (курсовой проект);

ВКР

Гладышев Алексей Геннадьевич – доцент кандидат филологических наук, доцент Актуальные проблемы лексикологии и лексикографии;

Актуальные проблемы русской фонетики;

Практикум по русскому языку;

Практикум по орфографии и пунктуации;

Современный русский язык;

Современные проблемы науки и образования;

Грамматический анализ языковых единиц;

Функциональная грамматика;

Методология и методы научного исследования;

Производственная практика (преддипломная);

Производственная практика (педагогическая);

Производственная (педагогическая) практика (вожатская);

ВКР;

ГИА

Илюкина Людмила Вячеславовна – доцент (внешний совместитель, специалист-практик, руководитель профильной организации) кандидат филологических наук Оценивание результатов обучения в школе;

Учебная практика (диалектологическая);

Учебная практика (ознакомительная);

Производственная практика (НИР по профилю Русский язык);

Производственная практика (НИР);

Производственная практика (преддипломная);

Производственная  (педагогическая) практика (вожатская);

Производственная (педагогическая) практика (преподавательская);

Производственная (педагогическая) практика (ранняя преподавательская);

ВКР

Кипарисова София Олеговна – доцент (внешний совместитель, специалист-практик) кандидат филологических наук Современный русский язык;

Производственная практика (научно-исследовательская работа по профилю Русский язык);

Производственная практика (научно-исследовательская работа по профилю Русский язык) / Курсовой проект.

Корчагина Елена Валентиновна – доцент кандидат филологических наук, доцент Вопросы исторической фонетики;

История русского языка;

Речевые практики;

Методика преподавания русского языка как неродного;

Русская грамматика в диахроническом аспекте;

Современные технологии преподавания русского языка как иностранного (неродного);

Современный русский язык (курсовой проект);

Практическая и функциональная стилистика в аспекте обучения русскому языку как иностранному;

Учебная практика (ознакомительная);

Производственная практика (преддипломная);

Производственная (педагогическая) практика (вожатская);

Производственная практика (педагогическая) ;

ВКР;

ГИА

Люхина Ирина Сергеевна – старший преподаватель (внешний совместитель, специалист-практик, представитель работодателя) Практикум по орфографии и пунктуации;

Мониторинг образовательных результатов;

Проектирование основных и дополнительных образовательных программ;

Производственная (педагогическая) практика (ранняя преподавательская);

Производственная практика (проектно-технологическая);

Производственная (педагогическая) практика (вожатская);

Производственная (педагогическая) практика (преподавательская);

Производственная практика (НИР);

Производственная  практика (педагогическая);

Учебная практика (ознакомительная);

ГИА

Мелехова Любовь Александровна – доцент кандидат филологических наук Речевые практики;

Русский язык и культура речи;

Русский язык в профессиональной сфере;

Современный русский язык;

Методика и методология лингвистического анализа художественного текста;

Нормы русского языка в профессиональной сфере деятельности;

Грамматический анализ языковых единиц;

Стилистика и литературное редактирование;

Практикум по орфографии и пунктуации;

Учебная практика (ознакомительная);

Производственная практика (НИР);

Производственная практика (преддипломная);

Производственная (педагогическая) практика (вожатская);

Производственная (педагогическая) практика (преподавательская);

Производственная практика (НИР по профилю Русский язык);

ВКР

Осипова Елена Петровна – доцент (внутренний совместитель) кандидат филологических наук, доцент Речевые практики;

Современный русский язык;

Учебная (ознакомительная) практика;

Учебная практика (диалектологическая практика);

Производственная (педагогическая) практика (преподавательская)

Плешакова Валентина Викторовна – доцент кандидат филологических наук, доцент История русского литературного языка;

Русский язык и культура речи;

Русская диалектология;

Старославянский язык;

Современный русский язык (курсовой проект);

Происхождение и развитие славянской письменности;

Латинский язык;

Древнегреческий язык;

Документная лингвистика;

Церковнославянский язык;

Лингвистическое краеведение;

Русский язык в профессиональной сфере;

Русский язык в профессиональной деятельности;

Вопросы исторической фонетики;

Производственная практика (преддипломная);

Производственная (педагогическая) практика (вожатская);

ВКР

Редькина Наталья Сергеевна – доцент кандидат филологических наук, доцент История и современное состояние отечественной и зарубежной русистики;

Латинский язык;

Русский язык и культура речи;

Теория языка;

Деловые коммуникации и культура речи;

Основы проектной деятельности и командной работы;

Речевые практики;

Русский язык в профессиональной сфере;

Актуальные проблемы лексикологии и лексикографии;

Учебная практика (ознакомительная);

Производственная практика (проектно-технологическая);

Производственная практика (преддипломная);

ВКР

Сергиевская Любовь Алексеевна – профессор доктор филологических наук, профессор Современный русский язык;

Грамматический анализ языковых единиц;

Русский язык и культура речи;

Актуальные проблемы современного русского синтаксиса;

Речевая коммуникация в связях с общественностью и рекламе;

Русский язык в профессиональной деятельности;

Проблемы современной лингвистики;

Производственная практика (НИР по профилю Русский язык);

Производственная практика (преддипломная);

Производственная (педагогическая) практика (вожатская);

Явления переходности и синкретизма в русской грамматике;

Руководство аспирантами;

ВКР

Скрябина Ольга Алексеевна – профессор доктор педагогических наук, доцент Методика обучения русскому языку;

Актуальные проблемы методики обучения русскому языку;

Методы и приемы реализации ФГОС в преподавании русского языка;

Система работы над грамотностью учащихся в старших классах;

Современные проблемы науки и образования;

Современный русский язык (курсовой проект);

Технологии развития филологической компетенции одарённых школьников;

Теория и методика обучения и воспитания (русский язык, уровни общего и высшего образования);

Когнитивно-коммуникативный подход в обучении правописанию;

Оценивание результатов обучения в школе;

Производственная практика (НИР);

Производственная практика (НИР по профилю Русский язык);

Производственная практика (проектно-технологическая);

Производственная (педагогическая) практика (ранняя преподавательская);

Производственная (педагогическая) практика (преподавательская);

Производственная практика (педагогическая);

Производственная (педагогическая) практика (вожатская);

Производственная практика (преддипломная);

Производственная практика (педагогическая);

Учебная практика (ознакомительная);

Учебная практика (НИР);

Руководство аспирантами;

ВКР;

ГИА

Сомова Марина Викторовна – доцент кандидат филологических наук, доцент Современный русский язык;

Актуальные вопросы морфологии;

Речевые практики;

Русский язык в профессиональной сфере;

Русский язык и культура речи;

Трудные вопросы языкового разбора;

Грамматический анализ языковых единиц;

Учебная практика (ознакомительная);

Производственная практика (НИР по профилю Русский язык);

Производственная практика (НИР);

Производственная (педагогическая) практика (вожатская);

Производственная практика (преддипломная);

ВКР

Хрусталёв Игорь Николаевич – доцент кандидат филологических наук, доцент Речевые практики;

Информационные технологии в профессиональной деятельности;

Лингводидактические основы тестирования в рамках государственной системы тестирования

Русский язык в профессиональной сфере;

Русский язык и культура речи;

Современный русский язык;

Теория языка;

Учебная практика (ознакомительная);

Учебная практика (диалектологическая);

Производственная практика (НИР по профилю Русский язык);

Производственная практика (проектно-технологическая)

ВКР

Южакова Юлия Александровна – профессор доктор филологических наук, доцент Современный русский язык;

Актуальные вопросы синтаксиса;

Грамматический анализ языковых единиц;

Русский язык в профессиональной сфере;

Основы функциональной грамматики;

Стилистика и культура речи;

Копирайтинг;

Креативное моделирование современного текста;

Проблемы современной лингвистики;

Учебная практика (ознакомительная);

Учебная практика (НИР);

Производственная практика (НИР);

Производственная практика (НИР по профилю Русский язык);

Производственная практика (педагогическая);

Производственная практика (проектно-технологическая);

Производственная (педагогическая) практика (вожатская):

Производственная (педагогическая) практика (преподавательская);

Производственная практика (преддипломная);

Руководство соискателями;

ВКР;

ГИА

 

УЧЕБНАЯ РАБОТА

 

Профессорско-преподавательский состав кафедры осуществляет учебную деятельность во всех институтах (на факультетах) университета.

 

За кафедрой закреплены следующие дисциплины и практики:

 

Дисциплины филологического блока: Актуальные вопросы морфологии; Актуальные вопросы синтаксиса; Актуальные проблемы лексикологии и лексикографии; Актуальные проблемы русской фонетики; Актуальные проблемы современного русского синтаксиса; Актуальные проблемы современной русской морфологии; Вопросы исторической морфологии; Вопросы исторической фонетики; Грамматический анализ языковых единиц; Деловые коммуникации и культура речи; Документная лингвистика; Древнегреческий язык; Историческое комментирование фактов современного русского языка; История и современное состояние отечественной и зарубежной русистики; История русского литературного языка; История русского языка; Коммуникативная грамматика; Коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; Копирайтинг; Креативное моделирование современного текста; Латинский язык; Лингвистическая контактология; Лингвистическое краеведение; Лингвокультурология; Нормы русского языка в профессиональной сфере деятельности; Основы функциональной грамматики; Построение рекламного текста; Практикум по орфографии и пунктуации; Практикум по русскому языку; Практическая и функциональная стилистика в аспекте обучения русскому языку как иностранному; Проблемы современной лингвистики; Происхождение и развитие славянской письменности; Речевая коммуникация в связях с общественностью и рекламе; Речевые практики; Русская грамматика в диахроническом аспекте; Русская диалектология; Русский язык в публичной политике; Русский язык в профессиональной деятельности; Русский язык в профессиональной сфере; Русский язык и культура речи; Славяно-русская палеография; Современный русский язык; Старославянский язык; Стилистика и культура речи; Стилистика и литературное редактирование; Страноведение; Теория и практика аргументации; Теория языка; Трудные вопросы языкового разбора; Функциональная грамматика; Церковнославянский язык; Явления переходности и синкретизма в русской грамматике; Языковые контакты в истории и современном русском языке

Дисциплины методического блока: Актуальные вопросы методики преподавания русского языка; Актуальные проблемы методики обучения русскому языку; Актуальные проблемы методики обучения русскому языку как иностранному; Информационные технологии в профессиональной деятельности; Историческое комментирование фактов грамматики, лексики и правописания в школе; Когнитивно-коммуникативный подход в обучении правописанию; Лингводидактические основы тестирования в рамках государственной системы тестирования; Методика и методология лингвистического анализа художественного текста; Методика написания научной работы; Методика обучения русскому языку; Методика преподавания лингвистических дисциплин в вузе; Методика преподавания русского как иностранного (СНГ); Методика преподавания русского языка как неродного; Методы и приёмы реализации ФГОС в преподавании русского языка; Методология и методы научного исследования; Мониторинг образовательных результатов; Оценивание результатов обучения в школе; Проектирование основных и дополнительных образовательных программ; Современные проблемы науки и образования; Система работы над грамотностью учащихся в старших классах; Современные технологии преподавания русского языка как иностранного (неродного); Теория и методика обучения и воспитания (русский язык, уровни общего и высшего образования); Технологии развития филологической компетенции одарённых школьников

Практики: Учебная практика (ознакомительная практика); Учебная практика (диалектологическая практика); Учебная практика (научно-исследовательская работа); Производственная практика (преддипломная); Производственная (педагогическая) практика (вожатская); Производственная (педагогическая) практика (преподавательская) по профилю Русский язык; Производственная (педагогическая) практика (ранняя преподавательская); Производственная практика (научно-исследовательская работа по профилю Русский язык) Производственная практика (научно-исследовательская работа); Производственная практика (педагогическая); Производственная практика (проектно-технологическая практика)

 

В настоящее время кафедра является выпускающей по следующим направлениям подготовки бакалавриата, магистратуры и аспирантуры:

44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), профили «Русский язык и Литература», очная и заочная формы обучения (руководитель ОПОП по профилю «Русский язык» – доктор филологических наук, профессор В.А. Лаврентьев);

44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Методика преподавания русского языка»; очная форма обучения (руководитель ОПОП – доктор филологических наук, профессор Ю.А. Южакова);

44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Русский язык как иностранный и методика его преподавания»; очно-заочная форма обучения (руководитель ОПОП – доктор филологических наук, профессор В.А. Лаврентьев);

5.8.2 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (Русский язык, уровни общего и высшего образования) (руководитель – доктор педагогических наук, профессор О.А. Скрябина).

45.04.01 Филология, профиль «Русская грамматика в синхроническом и диахроническом аспектах»; очно-заочная форма обучения (руководитель ОПОП – кандидат филологических наук, доцент А.Г. Гладышев).

45.06.01 Языкознание и литературоведение, профиль «Русский язык», очная и заочная формы обучения (руководитель – доктор филологических наук, профессор В.А. Лаврентьев);

5.9.5 Русский язык. Языки народов России (руководитель – доктор филологических наук, профессор В.А. Лаврентьев).

 

 

Учебные планы, а также аннотации рабочих программ всех дисциплин и программы практик размещены на сайте университета (Информация по образовательным программам, в том числе адаптированным | РГУ имени С.А. Есенина (rsu.edu.ru)).

 

Рабочие программы дисциплин, методические разработки для студентов, вопросы к зачётам и экзаменам, тематические планы лекционных и практических занятий, примерная тематика курсовых проектов и выпускных квалификационных работ размещены в разделе «Электронная информационно-образовательная среда»

 

Учебники и пособия за последние годы:

Речевые практики: учеб. пособие / сост. Н.С. Редькина, М.В. Сомова, Ю.А. Южакова. — Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2024. — 164 с.

Мелехова Л.А. Русский язык: речевые практики. — М.: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2024. — 86 с.

Мелехова Л.А. Современный русский язык. Морфология. Неименные части речи. — М.: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2024. — 112 с.

Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 177 с.

Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для среднего профессионального образования. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 202 с.

Функциональная грамматика русского языка: учебник и практикум для вузов / С.М. Колесникова, Е.В. Алтабаева, В.А. Лаврентьев и др. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 421 с.

Современный русский язык в 3 т. Том 2. Морфология: учебник и практикум для вузов / С.М. Колесникова, В.А. Лаврентьев, Т.Е. Шаповалова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 247 с.

Современный русский язык в 3 т. Том 3. Синтаксис: учебник и практикум для вузов / С.М. Колесникова, Н.А. Николина, В.А. Лаврентьев и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 301 с.

 

При кафедре организована научно-методическая площадка «Инициатива» (руководители: доктор педагогических наук, профессор О.А. Скрябина; доктор филологических наук, профессор Ю.А. Южакова), в рамках которой для учителей-словесников Рязани и Рязанской области, студентов, магистрантов и аспирантов на регулярной основе проводятся семинары и мастер-классы, на которых участников знакомят с новыми технологиями в преподавании русского языка, показывают методы и приемы организации исследовательской деятельности учащихся, обсуждаются актуальные вопросы, связанные с реализацией требований ФГОС на уроках русского языка. Перед слушателями выступают известные ученые-методисты из ведущих вузов России.

 

 

 

Преподаватели кафедры (проф. В.А. Лаврентьев, доц. А.Г. Гладышев, доц. Е.А. Догушева, доц. Е.В. Корчагина, доц. А.Г. Русских, доц. И.Н. Хрусталёв) входят в состав региональной предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку.

 

НАУЧНАЯ РАБОТА

 

Основные научные направления:

«Исследование системы русского языка в синхронии и диахронии» (руководитель – профессор В.А. Лаврентьев); соответствует направлениям подготовки: 45.06.01 Языкознание и литературоведение (профиль «Русский язык»); 5.9.5 Русский язык. Языки народов России; 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) (профили «Русский язык и Литература»); 44.04.01 Педагогическое образование (профиль «Русский язык как иностранный и методика его преподавания»); 45.04.01 Филология (профиль «Русская грамматика в синхроническом и диахроническом аспектах»).

«Филологические аспекты преподавания русского языка» (руководитель – профессор Ю.А. Южакова); соответствует направлениям подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование (профили «Методика преподавания русского языка»; «Русский язык как иностранный и методика его преподавания»); 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) (профили «Русский язык и Литература»); 5.8.2 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (Русский язык, уровни общего и высшего образования).

«Русский язык в образовательной парадигме XXI в.: аксиология обучения» (руководитель – профессор Е.В. Архипова); соответствует направлениям подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) (профили «Русский язык и Литература»); 5.8.2 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (Русский язык, уровни общего и высшего образования); 44.04.01 Педагогическое образование (профиль «Русский язык как иностранный и методика его преподавания»).

«Актуальные проблемы методики преподавания русского языка» (руководитель – профессор О.А. Скрябина); соответствует направлениям подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование (профили «Методика преподавания русского языка»; «Русский язык как иностранный и методика его преподавания»); 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) (профили «Русский язык и Литература»); 5.8.2 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (Русский язык, уровни общего и высшего образования).

 

Профессор кафедры Ю.А. Южакова является членом диссертационного совета 24.2.338.05 по научной специальности 5.9.5 Русский язык. Языки народов России, созданного на базе ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университете им. Н.П. Огарёва»

 

Защиты за последние годы:

В декабре 2018 года соискателем кафедры В.В. Меркиной защищена диссертация на тему «Микротопонимия овражно-балочных образований региона верхнего и среднего течения Дона (на материале «Списка рек Донского бассейна» П.Л. Маштакова» на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности  10.02.01 – русский язык (научный руководитель – доктор филологических наук, профессор В.А. Лаврентьев).

В октябре 2019 года аспирантом кафедры С.О. Кипарисовой защищена диссертация на тему «Рязанская диалектная фразеология» на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности  10.02.01 – русский язык (научный руководитель – доктор филологических наук, профессор В.А. Лаврентьев).

В мае 2023 года соискателем кафедры И.О. Родионовой защищена диссертация на тему ««Формирование орфографических действий обучающихся в 5 – 7 классах на основе когнитивно-коммуникативного подхода» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по научной специальности 5.8.2.Теория и методика обучения и воспитания (русский язык, уровни общего и высшего образования) (научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор О.А. Скрябина).

В июне 2024 года аспирантом  кафедры Чжан Вэй защищена диссертация на тему «Типы и функции молодежного сленга в русском языке» на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности  5.9.5  Русский язык. Языки народов России (научный руководитель – доктор филологических наук, профессор В.А. Лаврентьев).

 

Монографии за последние годы:

Скрябина О.А. Традиции и тенденции в методике преподавания русского языка. – Рязань: ИП Коняхин, 2024. – 266 с.

Южакова Ю.А.  Поэтическая картина мира С.А. Есенина: обзор лексико-семантических групп и полей. – Рязань: ИП Коняхин, 2024. – 226 с.

Архипова Е.В. Работа над значением слова в начальной школе. – Рязань: Концепция, 2021. – 218 с.

Орфография и пунктуация: вопросы теории и методики преподавания в начальной и средней школе (коллективная монография) / С.А. Алентикова, Е.В. Архипова, Е.В. Корчагина, А.Г. Русских, М.В. Сомова, Ю.А. Южакова и др. – Рязань: РГУ, 2018. – 188 с.

 

Публикации:

За последние 5 лет сотрудниками кафедры опубликовано (по данным РИНЦ) более 300 работ, в том числе в журналах и сборниках, индексируемых в WoS, в журналах, рекомендованных ВАК РФ, а также разделы в коллективных монографиях. Результаты научных исследований профессорско-преподавательского состава кафедры отражены в публикациях, размещенных на сайте Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.

 

Гранты:

В 2018 г. выигран грант РФФИ «Становление ценностных ориентаций молодежи в процессе изучения русского языка (на материале патриотического дискурса о генерале М.Д. Скобелеве)» (проф. Е.В. Архипова).

В 2019 г. поддержана заявка на продолжение гранта РФФИ «Становление ценностных ориентаций молодежи в процессе изучения русского языка (на материале патриотического дискурса о генерале М.Д. Скобелеве)» (проф. Е.В. Архипова).

 

Научные мероприятия

3–5 октября 2023 г. кафедра провела XXI Международную научную конференцию «Ономастика Поволжья», в которой приняли участие более 100 учёных из 34 регионов России (от Санкт–Петербурга и Петрозаводска до Тюмени и Якутска, от Вологды до Астрахани и Нальчика) и 8 зарубежных городов: Баку (Азербайджан), Ереван (Армения), Витебск (Беларусь), Петропавловск (Казахстан), Тирасполь (Приднестровская Молдавская республика), Белград (Сербия), Карс (Турция); в конференции также принял участие независимый исследователь из Украины. Среди участников конференции – представители трёх академий наук – российской, азербайджанской и сербской, 8 академических институтов (Института лингвистических исследований РАН, Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН, Института географии РАН, Института лингвистических исследований РАН, Института языкознания РАН, Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН, Института языкознания имени Насими Национальной Академии наук Азербайджана, Института сербского языка Сербской академии наук и искусств).

С приветственным словом к участникам конференции обратились заместитель министра образования Рязанской области О.С. Васина, председатель постоянно действующего оргкомитета научной конференции «Ономастика Поволжья» В.И. Супрун, член-корреспондент РАН С.А. Мызников, председатель оргкомитета конференции «Ономастика Поволжья–2023», заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания РГУ имени С.А. Есенина В.А. Лаврентьев, декан факультета русской филологии и национальной культуры РГУ имени С.А. Есенина К.В. Алексеев.

На конференции прошли два пленарных заседания, работали 7 секций. В последний день работы состоялась презентация XXII Международной конференции «Ономастика Поволжья» и передача рязанским оргкомитетом флага конференции «Ономастика Поволжья» оргкомитету из Саратова.

 

 

Ежегодные мероприятия, проводимые кафедрой:

 

Ежегодно кафедра проводит студенческую конференцию «Просветители земли русской». Сначала это была факультетская конференция, посвящённая Дню славянской письменности и культуры, ее организатором была Н.С. Шошнова, в 1998 году конференция получила статус межфакультетской, возглавила ее и остается бессменным организатором Ю.А. Южакова. Принятие в 2000 г. Федеральной целевой программы «Русский язык» и введение на всех факультетах дисциплины «Русский язык и культура речи» подстегнуло интерес к изучению русского языка, и конференция стала выходить за рамки университета. В 2008 году по предложению В.В. Плешаковой конференция получила название «Просветители Земли Русской» и стала проходить при поддержке директора музея академика И.И. Срезневского РГУ, Заслуженного учителя РФ Н.В. Колгушкиной. Гостеприимный музей встречал участников конференции – студентов Рязанского государственного радиотехнического университета, Рязанского государственного агротехнологического университета, Рязанского государственного медицинского университета имени И.П. Павлова, Филиала Московского университета имени С.Ю. Витте в Рязани, Рязанского института (филиала) Московского политехнического университета, РВВДКУ имени В.Ф. Маргелова. Тематика секций – происхождение славянской письменности, эволюция кириллицы в славянских языках, изучение наследия И.И. Срезневского, роль русских просветителей, современное состояние русского языка и культуры речи – неизменно вызывает интерес и привлекает начинающих учёных, а их первые доклады находят внимательных и благодарных слушателей.

 

В дни Славянской письменности и культуры преподаватели кафедры под руководством проф. Ю.А. Южаковой ежегодно проводят олимпиаду для иностранных студентов, изучающих русский язык в вузах г. Рязани. Иностранные студенты демонстрируют владение русским языком, способность понимать нюансы значений, разбираться в сложностях грамматики. За время проведения олимпиады в ней приняли участие представители 32 государств, среди которых как ближнее зарубежье: Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, Южная Осетия, так и дальнее: Китай, Япония, Тайвань, Мали, Тунис, Алжир, Саудовская Аравия, Ирак, Ангола, Экваториальная Гвинея, Камерун и др.

 

 

Ежегодно в день науки на факультете проходит научно-практическая конференция «Слово. Словесность. Словесник». В 2022 году конференция приобрела статус международной. В рамках заседаний рассматриваются актуальные теоретические проблемы лингвистики, диалектные особенности, стилистические ресурсы русского языка, особенности идиостиля писателей. Особый профессиональный интерес вызывают методические секции, к которым присоединяются преподаватели рязанских вузов – РИРО, РВВДКУ, ведущие учителя рязанских школ.

По итогам конференции издаются сборники научных трудов, индексируемые в базе РИНЦ.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

Кафедра ежегодно проводит мероприятия, посвященные Дню славянской письменности и культуры, Дню родного языка, Дню русского языка, принимает участие в организации и проведении международной акции «Тотальный диктант».

Преподаватели кафедры регулярно участвуют в просветительских программах рязанского радио и телевидения, в печатных СМИ, социально значимых мероприятиях в библиотеках, музеях и иных организациях Рязани.

Сотрудники кафедры входят в состав жюри ежегодного творческого конкурса рязанских СМИ «Хрустальный журавль», участвуют в проекте «Университет выходного дня».

Преподаватели кафедры являются кураторами и наставниками студенческих групп.