КАРТА НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

«Проблемы гуманизации педагогических систем образовательных организаций разного уровня»

п/п

Основные характеристики

Количественные показатели

1

Наименование научной школы

«Проблемы гуманизации педагогических систем образовательных организаций разного уровня»

 

2

Область знаний по государственному рубрикатору научно-технической информации

14.01 – Общая педагогика;

14.07 – Общие вопросы народного образования и педагогики; 15.01 – Общие вопросы психологии

15.31 – Психология развития. Возрастная психология. Сравнительная психология

3

Общие сведения               о научной школе

 

3.1

Руководитель научной школы (ФИО, ученая степень, ученое звание, место работы, должность)

Байкова Лариса Анатольевна

Ученая степень: доктор педагогических наук (2002 г.)

Ученое звание: профессор по кафедре психологии (2006 г.)

Должность:  директор Института психологии, педагогики                   и социальной работы РГУ имени С.А. Есенина

3.2

Квалификационный состав научной школы:

Подготовлены и защищены 21 кандидат наук:

1.Фадеев А.В., канд. пед. наук, тема кандидатской  диссертации «Современные подходы к организации профессионально-этического самосовершенствования курсантов высших учебных военных заведений» (2004 г.)

2.Ризина Т. В., канд. пед. наук, тема кандидатской  диссертации  «Формирование трудовых ценностных ориентаций старших школьников в образовательно-воспитательном процессе сельской школы» (2005 г.)

3. Усков И.В., канд. пед. наук, тема кандидатской  диссертации  «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности студентов» (2006 г.)

4.Докихян Л.С., канд. пед. наук,  «Сравнительный анализ высшего образования России и США» (2006 г.)

5.Жолудова А.Н., канд. пед. наук, тема кандидатской  диссертации  «Формирование культуры национальных отношений младших подростков в образовательном процессе школы» (2006 г)

6. Хитрова  И.В., канд. пед. наук, тема кандидатской  диссертации  «Педагогическое взаимодействие как средство развития культуры межличностных отношений в образовательном процессе вуза» (2006 г.)

7. Шипякова А.А., канд. пед. наук, тема кандидатской  диссертации  «Гуманизация педагогического взаимодействия в военном вузе» (2006 г.)

8. Щукина Н.В., канд. пед. наук, тема кандидатской  диссертации «Развитие субъектной позиции будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза» (2006 г.)

9. Ляпина О.В., канд. пед. наук, тема кандидатской  диссертации «Проектная  деятельность как средство самоактуализации старших  подростков (2009 г.)

10.Лопатин Е.А., канд. пед. наук, тема кандидатской  диссертации  «Педагогические аспекты самоактуализации студентов в вузе»   (2009 г.)

11. Логинов В.В., канд. пед. наук, тема кандидатской  диссертации Развитие смысложизненных ориентаций студентов средствами иностранного языка» (2010 г.)

12.Коцина М.Н., канд. пед. наук, тема кандидатской  диссертации «Принцип  природосообразности в системе подготовки будущих офицеров-воспитателей»  (2010 г.);

13. Поддубная О.Ю., канд. пед. наук, тема кандидатской  диссертации «Образовательно-воспитательное пространство интернета как средство развития информационной культуры студентов» (2010 г.)

14. Поднебесня Э.И., канд. пед. наук, тема кандидатской  диссертации   «Педагогические аспекты формирования социального  здоровья подростков» (2010 г. )

15. Костина Н.К., канд. пед. наук, тема кандидатской  диссертации «Ценностно-практический подход к ориентации учащихся профильных классов на военно-профессиональную деятельность» (2011 г.)

16. Слепцова Е.В. ., канд. пед. наук, тема кандидатской  диссертации  «Педагогические аспекты формирования билинговальной культуры личности будущего учителя» (2011 г.)

17. Галицына И.В. ., канд. пед. наук, тема кандидатской  диссертации Организационно-педагогические условия становления и функционирования системы психологической  службы вуза» (2012 г.)

18. Ладохина И.Ю. ., канд. пед. наук, тема кандидатской  диссертации «Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению  в современной начальной школе»(201 г.)

19. Микова И.М.,  канд. пед. наук, тема кандидатской  диссертации «Академическая мобильность студентов в вузах России и США» (2014 г.)

20. Васильева И.В., канд. пед. наук, тема кандидатской  диссертации «Развитие социально-личностных компетенций студентов вузов в процессе гуманитарного образования ( на материале иностранного языка» (2015 г.)

21. Кузина М.В., канд. пед. наук, тема кандидатской  диссертации «Развитие Я-концепции студентов в процессе обучения иностранным языкам в вузе» (2016 г.)

 

3.3.

Количество докторантов, аспирантов, соискателей

3 аспиранта в 2019-2020 учебном году

4

Научные достижения научной школы

 

4.1

Основные научные результаты

Научные публикации Байковой Л.А.

1.Байкова Л.А. Гуманизация школы: теория и опыт: Монография.- Рязань,1999. – 230 с.

2.Байкова Л.А. Социальное здоровье: методология, теория и практика: Монография / под ред. Л.А. Байковой. Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2006.-185 с. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ проект № 05-06-53601 а/Ц (Соавторы: Башкирева Т.В., Еремкин Ю.Л., Комарова О.Н.)

 3.Байкова Л..А. Теоретико-методологические основы гуманизации педагогической системы образовательного учреждения: Монография. — Рязань: РГПУ им. С.А. Есенина, 2004. — 288 с.

4.Теория и методика изучения психологических особенностей работников производства в системе профилактики техногенных катастроф; Монография / Под ред. Л.А. Байковой Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2008. -172 с. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ проект № 060753404 а/Ц (Соавторы: Башкирева Т.В., Еремкин Ю.Л., Комарова О.Н.)

5. Байкова Л.А. Социальное здоровье детей и молодежи: теория, методология, практика / Монография. Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2011. –  280 с.

6. Байкова Л.А., Богомолова Е.В., Еременко Т.В. Актуальные проблемы современного образования в России: коллективная монография. — Рязань: Издательство  «Концепция», 2018. – 160 с. — https://elibrary.ru/author_items.asp РИНЦ (Лауреат  Всероссийского конкурса на лучшую научную работу.2019 г.)

7. Байкова Л.А. Психология здоровья: Социальное здоровье детей и молодежи: Учебное пособие для  бакалавриата и магистратуры. —  Москва: Юрайт, 2019.-216 с.

8. Байкова Л.А., Богомолова Е.В., Еременко Т.В. Актуальные проблемы современного образования: Учебное пособие для вузов. -Москва: Юрайт, 2019.-122 с.

 

Научные публикации  участников научной школы:

Коцина М.Н.

Ученая степень: кандидат педагогических наук;                             Ученое звание: доцент по кафедре воздушно-десантной подготовки.                                                                                         Должность: профессор кафедры воздушно-десантной подготовки; Рязанское гвардейское воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова

Воинское звание: гвардии полковник

Коцина, М.Н. Понятие и сущность патриотического воспитания в современных педагогических исследованиях [Текст] / М.Н. Коцина // Российский научный журнал. – 2015. – № 2 (45). – С. 211-216 ( журнал входит в перечень ВАК)

Коцина, М.Н. Генезис понятия «патриотизм» в педагогической науке [Текст] / М.Н. Коцина // Российский научный журнал. – 2015. – № 3 (46). – С. 149-154 (журнал входит в перечень ВАК)

Коцина, М.Н. Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях [Текст] / М.Н. Коцина // Российский научный журнал. – 2015. – № 4 (47). – С. 179-184. (журнал входит в перечень ВАК)

Коцина, М.Н. Современные  проблемы патриотического воспитания молодёжи в регионе [Текст] / М.Н. Коцина // Психолого-педагогический поиск. – 2016. – № 1 (37). – С. 134-143. (журнал входит в перечень ВАК)

Коцина, М.Н. Воспитание гражданской позиции учащейся молодежи в современных научных исследованиях [Текст] / М.Н. Коцина // Европейский журнал социальных наук. – 2017. – № 1. – С. 336-343. (журнал входит в перечень ВАК)

Коцина, М.Н. Воспитание гражданской позиции учащейся молодежи в современных научных исследованиях [Текст] / М.Н. Коцина // Европейский журнал социальных наук. – 2017. – № 2. Том 1. – С. 204-212. (журнал входит в перечень ВАК)

Коцина, М.Н. Военно-патриотическое воспитание как педагогический процесс формирования у молодежи готовности к защите Отечества [Текст] / М.Н. Коцина // Европейский журнал социальных наук. – 2017. – № 4. – С. 278-283. (журнал входит в перечень ВАК)

Хитрова И. В.,

Ученая степень — кандидат педагогических наук

Ученое звание — доцент

Должность — Заместитель директора Института современных языков и профессиональной коммуникации МГИМО МИД России, г. Москва

 Хитрова И.В. Развитие культуры межличностных отношений студентов в образовательно-воспитательном процессе вуза: Монография. — Москва: Тезаурус, 2013 г. — 166 с.

1.      Хитрова И.В., Кишко О.Н. Дискуссия на занятии по иностранному языку как средство формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций студента // Педагогические науки. Известия Южного федерального университета, 2018 —  №6. —  С. 116–128. (журнал входит в перечень ВАК).

Кузина М.В.

Ученая степень: кандидат педагогических наук;

Должность: преподаватель Института иностранных языков  РГУ имени С.А. Есенина

Кузина М.В. Развитие Я-концепции студентов в процессе обучения иностранным языкам в вузе: Монография.- Рязань, 2015. -192. с

Кузина М.В. Портфолио как средство развития Я-концепции при обучении иностранным языкам в вузе // Школа Будущего. – Москва, 2015. – №1. – 187 с. – C. 166-173 (журнал, входящий в перечень ВАК)

Кузина М.В. Развитие Я-концепции студентов педагогических направлений подготовки в процессе обучения иностранным языкам в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 12 (декабрь). – С. 1–12. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191070.htm. (журнал, входящий в перечень ВАК)

Лопатин  Е.А.,

Ученая степень: кандидат педагогических наук Должность: доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Рязанского филиала Московского университета
МВД России имени В.Я. Кикотя,

Лопатин Е.А., Хамидова И.В.,  К вопросу о связи прокрастинации курсантов ВУЗа МВД с уровнем субъективного контроля и характеристиками мотивации // Человеческий капитал. – 2016. — № 3 (87). – С. 78-80. (журнал, входящий в перечень ВАК)        

Лопатин Е.А., Махмудов М.Н., Щевьёв А.А., Психологические корреляты академической прокрастинации // Человеческий капитал. – 2015. – № 9. (81). – С. 13-17. (журнал, входящий в перечень ВАК)        

Лопатин Е.А. Результаты исследования интернет-зависимости рязанских школьников // Вестник Рязанского филиала Московского университета МВД России. 2015. № 9. С. 117-120.

Лопатин Е.А., Рабазанов С.И., Щевьев А.А., Крючков В.В., Патриотизм и гражданственность в системе ценностей коллективистических и индивидуалистических культур // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2016. – №8. – С. 20-26.

Лопатин Е.А. Психологическое здоровье как показатель профессиональной надежности сотрудников полиции // Актуальные проблемы общества и государства глазами молодежи: материалы Регионал. науч.-практ. конф. 18 мая 2016 года / отв. ред. Н.В. Кузьмин. – Рязань: РРОО ССАМ «Созвездие», 2016. – С. 20-30.

Лопатин Е.А. Социальное здоровье как основа профессиональной надежности сотрудников полиции // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: актуальные проблемы образовательного процесса в гетерогенных организациях к 40-летию Института психологии, педагогики и социальной работы: материалы VIII Международной научно-практической конференции /под ред. Л.А. Байковой. – Рязань: РГУ имени С.А. Есенина. 2016. – С. 86-90.

Лопатин Е.А., Иванчиков А.В., Булатецкий С.В., Рабазанов С.И. Гуманистическая концепция профессиональной надежности сотрудников ОВД // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2017. – № 10-11. – С. 67-73.      

Лопатин Е.А., Хамидова И.В., Крючков В.В., Лопатин Е.А., Свинарева О.В. Профессиональная надежность как фактор социально-психологического здоровья сотрудников ОВД: Научно-практическое пособие. ­ – Рязань, 2018. – 147 с.

Лопатин Е.А., Хамидова И.В., Крючков В.В., Свинарева О.В., Рабазанов С.И. Профессиональная надежность сотрудников полиции в контексте гуманистического подхода // Человеческий капитал. – 2018. – № 8 (116).– С. 83-94. (журнал, входящий в перечень ВАК)        

Лопатин Е.А., Хамидова И.В., Лаврентьева И.В., Булатецкий С.В., Рабазанов С.И. Коммуникативная толерантность как психологическое качество, обеспечивающее способность курсанта к конструктивному взаимодействию // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 3 (169). – С. 446-449.

Лопатин Е.А., Крючков В.В., Хамидова И.В., Свинарева О.В., Рабазанов С.И. Исследование ценностных ориентаций лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, как компонента их профессиональной надежности // Человеческий капитал. – 2019. – № 5 (125). – С. 48-57. (журнал, входящий в перечень ВАК).

 

Ладохина. И.Ю.

Ученая степень — кандидат педагогических наук

Должность – педагог-психологи МБОУ «Гимназия № 5» г. Рязани

Ладохина, И.Ю. Содействие развитию родительских компетенций как фактор повышения эффективности взаимодействия школы и семьи  // Современные направления образования и педагогики. — №132017. —  http://www: alley- science.ru 

Ладохина, И.Ю. Профессиональное взаимодействие педагогов в рамках методической работы как фактор повышения качества образования// Материалы муниципального методического конкурса аналитических статей по вопросам профессионального взаимодействия педагогов / Управление образования и молодежной политики администрации города Рязани. Муниципальное бюджетное учреждение «Центр мониторинга и сопровождения образования». – Рязань: Образование Рязани, 2018. – 46 с.                                                                             

Ладохина, И.Ю. Развитие национальной ментальности средствами психологического тренинга [Текст] / И.Ю. Ладохина // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы международной науч.- практ. конф. — Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2019.

Поднебесная Э.И.

Ученая степень — кандидат педагогических наук

Ученое звание – доцент;

Должность старший преподаватель кафедры юридической психологии и педагогики  Академии ФСИН России, 

Поднебесная Э.И. Урок и социальное здоровье подростков// Воспитание школьников. — 2007. — № 10. — С. 34-36.

Поднебесная Э.И.  Педагогические аспекты развития и укрепления социального здоровья подростков средствами информационных и коммуникативных технологий //
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2007. — № 12-1 (56). – С. 218-221.

Поднебесная Э.И.  Творчество и социальное здоровье подростков // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания.-  2008. — Т. 5. — № 7 (45). — С. 41-44.

 

Шипякова А. А.

Ученая степень — кандидат педагогических наук

Ученое звание – доцент;

Должность – профессор кафедры математических и естественнонаучных дисциплин Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова,

Шипякова А.А., Щукина Н.В.  Рефлексивные механизмы организации работы с учебным материалом: из опыта преподавания в военном вузе // Международная научно-техническая конференция «Наука и образование 21 века». -Рязань: Современный технический институт, 2015.- Т1.

Шипякова А.А. Практика рефлексивного развития обучаемых при изучении математики // Актуальные вопросы преподавания математики в образовательной организации высшего образования: сб. докладов науч.-методич. семинара. – Кострома: ВА РХБЗ и ИВ, 2015. – С. 395-402.

Шипякова А.А. Элементы рефлексивного подхода в организации изучения математики // Актуальные проблемы преподавания общепрофессиональных дисциплин в военных вузах: сб. материалов межвузовской докладов науч.-практич. Конференции. — Казань: ТВТККУ, 2018. — С. 190-197.

Щукина Н.В.,

Ученая степень — кандидат педагогических наук

Ученое звание – доцент;

Должность – доцент кафедры математических и естественнонаучных дисциплин Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова,

Щукина Н.В. Персонифицированный подход в образовательном процессе военного вуза при обучении математике // Международная научно-практическая конференция «Наука и образование 21 века», Рязанский государственный университет имени С. Есенина, г. Рязань, 30 апреля 2016 – С. 158-162.

Щукина Н.В., Шипякова А.А. Рефлексивные механизмы организации работы с учебным материалом: из опыта преподавания в военном вузе  // Международная научно-техническая конференция «Наука и образование 21 века». — Рязань: Современный технический институт, 2015. — Т1.

Щукина Н.В. Субъектная позиция курсантов: необходимость и возможность развития // Международная научно-техническая конференция «Наука и образование 21 века». — Рязань: Современный технический институт, 2017. — Т1.- С. 118-123.

 

Микова И.М.,

Ученая степень — кандидат педагогических наук

Должность – старший преподаватель кафедры иностранных и русского языков

Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова,

Формы и виды академической мобильности студентов в вузах США // Романо-Германская филология. Достижения и перспективы обучения иностранным языкам в новом столетии: материалы итогового всероссийского научно-методического семинара профессорско-преподавательского состава/ под ред. Г.А. Плюхиной, Н.К. Костиной. – Рязань, 2015. — С.143-147.  

Тенденции развития и состояние академической мобильности студентов в российских вузах за последние годы // Модернизация образования: научные достижения, отечественный и зарубежный опыт: материалы XXV  Рязанских педагогических чтений, 23-24 марта 2018 года.: в 2 т. / под общ ред. Л.А. Байковой, Н.В. Мартишиной. – Рязань: РГУ имени  имени С.А. Есенина, 2018. – Т.2. – 336 с.-С.115-120

Ризина Т.В.,

Ученая степень — кандидат педагогических наук

Ученое звание — доцент

Должность: доцент кафедры иностранных языков РГУ имени С.А. Есенина

Ризина Т.В. Межкультурная компетентность в практике обучения иностранному языку // Языки и культуры: материалы международной конференции. — Москва, Цифровичок, 2011

Ризина Т.В. Формирование межкультурной компетентности в процессе преподавания второго иностранного языка // Проблемы преподавания иностранного языка на современном этапе: материалы международной научно-практической конференции. – Рязань: Издатель Ситников, 2011.

Костина Н.К.

Ученая степень — кандидат педагогических наук

Ученое звание — доцент

Должность: доцент кафедры иностранных языков Рязанское гвардейское воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова

Костина Н.К. Патриотическое воспитание на занятии по иностранному языку (на материале французского языка) // Российский научный журнал. —  2015. – №1(44). С.158-164 (журнал входит в перечень ВАК)

Костина Н.К Педагогические условия ориентации учащихся профильных классов на военно-профессиональную деятельность// Человеческий капитал. – 2016. — №3(87) (журнал входит в перечень ВАК)

Костина Н.К Ценностно-практический подход к ориентации учащихся профильных классов на военно-профессиональную деятельность: монография. — Рязань: РВВДКУ, 2018. – 212 с.

4.2

Практическое использование полученных научных результатов

Профессор Байкова Л.А. является научным руководителем исследовательских групп ученых, выполнявших проекты по грантам:

1) при финансовой поддержке РГНФ были осуществлены проекты:  в 2005-2006 г.г. проект №05-06-53601 а/Ц  «Социальное (общественное) здоровье детей и учащейся молодежи как этнопсихофизиологическая и психолого-педагогическая проблема в различных образовательных системах Рязанского региона» По результатам исследований были изданы:

 а) коллективная монография под ред. Л.А. Байковой: Социальное здоровье: методология, теория и практика: монография.- Рязань, 2006. – 185 с.,

б) Байкова Л.А. Социальное здоровье детей и молодежи: методология, теория и практика: монография.- Рязань, 2011. – 224 с.

Материалы используются в образовательном процессе, создании рабочих программ ОПОП для магистратуры; комплекс методик используется в работе МИП ООО « Перспектива плюс»  для диагностики обучающихся школ и вузов.

2) при финансовой поддержке РГНФ в 2007-2008 г.г. проект № 07-0653404а/Ц «Изучение психологических особенностей  сотрудников и работников в организациях и производственных коллективах  в системе профилактики техногенных катастроф».

 По результатам исследований была издана коллективная монография «Теория и методика изучения психологических особенностей работников производства в системе профилактики техногенных катастроф»: монография / Под ред. Л.А. Байковой. — Рязань, 2008. — 172 с.

Материалы используются в образовательном процессе, создании рабочих программ ОПОП для магистратуры; комплекс методик используется в работе МИП ООО  «Перспектива плюс»  для диагностики обучающихся школ и вузов.

 3) при финансовой поддержке TEMPUS в 2014-2016 г.г. совместный европейский проект TEMPUS IV 543873-TEMPUS-1-2013-1-DE-TEMPUS-JPCR

 «Подготовка  педагогов и образовательных менеджеров

к работе с гетерогенными группами и организациями»

1.      По результатам проекта  изданы учебные пособия:

А) Байкова Л.А. Субъективные теории и стереотипы (Модуль Учебно-методического пособия) // Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными  группами и организациями: учебно-методическое пособие: в 3-х тт./ [колл. Авторов; под ред. Г Нестеренко, Н. Отрох]. – Т.1. Бакалавриат. – Херсон: ОЛДИ-ПЛЮС, 2016.- 176 с. .- С.47-51

Б) Байкова Л.А. Профессиональные компетенции и образовательные потребности педагогов и руководителей: по результатам исследования, проведенного Институтом психологии, педагогики и социальной работы РГУ имени С.А. Есенина, г. Рязань. (Раздел 3.2. учебно-методического пособия)  // Исследование профессиональных компетенций и образовательных потребностей педагогических кадров в условиях работы с гетерогенными группами учащихся: Учебно-методическое пособие. — Минск: АПО, 2016.- 136 с. — С.27-48 (РИНЦ)

2.Материалы используются в образовательном процессе, создании рабочих программ ОПОП для магистерской программы « Образовательный менеджмент в гетерогенных организациях» по направлению «Педагогическое образование»,  по которой обучаются магистранты с 2016 года в Институте психологии, педагогики и социальной работы РГУ имени С.А. Есенина.

3.Комплекс методик используется в работе МИП ООО  «Перспектива плюс»  для диагностики обучающихся школ и вузов.

4.На основе финансирования по данному гранту создан компьютерный класс в корпусе 4 ул. Полонского,19 (на сумму 21 тыс. евро).

  Практическое использование результатов, полученных в ходе научных исследований, проведенных  участниками научной школой, отражены в докладах на пленарных и секционных заседаниях организуемых с 2008 года  (одиннадцати)   Международных научно-практических конференций «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества». (Председатель оргкомитета – профессор Л.А. Байкова)

 и издаваемых по результатам этих конференций сборников научных статей (отв. редактор – Байкова Л.А.).

4.3

Участие в конкурсах, финансируемых программ и грантов за последние 5 лет

1.Выиграли грант СОВМЕСТНЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОЕКТ  TEMPUS IV 543873-TEMPUS-1-2013-1-DE-TEMPUS-JPCR «Подготовка  педагогов и образовательных менеджеров

к работе с гетерогенными группами и организациями» и профессор Байкова Л.А стала Координатором этого проекта в РГУ имени С.А. Есенина» (2014-2016 гг.)

 2. В 2018 году подготовлена Байковой Л.А.  и отправлена на конкурс гратов РФФИ Заявка на грант РФФИ №19-013-00124 А  «Психофизиологические и психолого-педагогические проблемы социального здоровья субъектов образовательного процесса в условиях создания инклюзивной среды в образовательной организации»  (на 2019 г. не поддержана)

3. Участие в  Целевом конкурсе РГНФ проектов междисциплинарных исследований 2015 года «Социокультурные аспекты национальной безопасности России». Тема проекта «Межэтническое и межконфессиональное взаимодействие как фактор укрепления социального здоровья учащейся молодежи в гетерогенных организациях социокультурного пространства России» Номер заявки 15-36-111333.  Руководитель проекта – Байкова Л.А              (заявка не поддержана на 2015-2017 гг.).

4. Участие в  Основном конкурсе РГНФ 2017 года. Тема проекта                         «Социально-психологические особенности субъектов гетерогенных групп в условиях миграционных процессов и виртуальных коммуникаций». Номер заявки 17-06-00592.  (заявка не поддержана на 2017-2019 гг.).

5.В  2018 году канд. пед. наук Кузина М.В. подготовила проект «Развитие Я-концепции студентов педагогических направлений подготовки в процессе обучения иностранным языкам в вуз»
и заявку  на конкурс участия в совместной программе «Проведение научно-исследовательских работ в рамках международного научно-образовательного сотрудничества по программе «Иммануил Кант» Министерства науки и высшего образования РФ и Германской службы академических обменов (DAAD) «Иммануил Кант»

(Линия Б). Кузина М.В. выиграла грант Время реализации проекта: 15 сентября 2019 — 14 декабря 2019. Место: Университет имени Фридриха-Александра в Эрлангене-Нюрнберге, Нюрнберг (Германия).

4.4

Научно-общественное признание (российские, зарубежные премии, почетные звания)

Академик Международной академии гуманизации образования (Германия, 2015 г.)

Награждена:

Почетным знаком «За заслуги перед Рязанской областью» (2010 г.),

Почетной грамотой Рязанской областной думы (2013 г.), 

Почетным знаком  «Почетный работник науки и промышленности Рязанской области» (2015 г.).

4.5

Количество докторов и кандидатов наук, подготовленных за последние 5 лет

Васильева И.В., кандидат педагогических наук (2015 г.)

Кузина М.В., кандидат педагогических наук (2016 г.)

 

4.6

Перечень основных публикаций

Байковой Л.А.

 за последние 5 лет

Монографии

1.Байкова Л.А., Богомолова Е.В., Еременко Т.В. Актуальные проблемы современного образования в России: коллективная монография. — Рязань: Издательство  «Концепция», 2018. – 160 с. — С.7-84. https://elibrary.ru/author_items.asp РИНЦ

Учебные пособия

2.Байкова Л.А. Психология здоровья: Социальное здоровье детей и молодежи: Учебное пособие для  бакалавриата и магистратуры. —  Москва: Юрайт, 2019.-216 с.

3.Байкова Л.А., Богомолова Е.В., Еременко Т.В. Актуальные проблемы современного образования: Учебное пособие для вузов. -Москва: Юрайт, 2019.-122 с. 

4.Байкова Л.А. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления : Учебное пособие для   бакалавриата и магистратуры. Рекомендовано Учебно-методическим отделом высшего образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим направлениям . —  Москва: Юрайт, 2019.-122 с.                     

5.Байкова Л.А. Основы учебно-исследовательской деятельности: Учебное пособие для      СПО. Рекомендовано Учебно-методическим отделом среднего профессионального образования  для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. — Москва: Юрайт, 2019.-122 с.

6.Байкова Л.А., Богомолова Е.В., Еременко Т.В. Актуальные проблемы современного образования в России: коллективная монография. — Рязань: Издательство  «Концепция», 2018. – 160 с. — С.7-84. https://elibrary.ru/author_items.asp РИНЦ

7.Байкова Л.А. Педагогические аспекты социального неравенства и инвалидности в детской среде (Модуль Учебно-методического пособия)  // Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными  группами и организациями: учебно-методическое пособие: в 3-х тт./ [колл. Авторов; под ред. Г Нестеренко, Н. Отрох]. – Т.1. Бакалавриат. – Херсон: ОЛДИ-ПЛЮС, 2016.- 176 с. —  С.12-21

8. Байкова Л.А. Субъективные теории и стереотипы (Модуль Учебно-методического пособия) // Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными  группами и организациями: учебно-методическое пособие: в 3-х тт./ [колл. Авторов; под ред. Г Нестеренко, Н. Отрох]. – Т.1. Бакалавриат. – Херсон: ОЛДИ-ПЛЮС, 2016.- 176 с. .- С.47-51

9. Байкова Л.А. Профессиональные компетенции и образовательные потребности педагогов и руководителей: по результатам исследования, проведенного Институтом психологии, педагогики и социальной работы РГУ имени С.А. Есенина, г. Рязань. (Раздел 3.2. учебно-методического пособия)  // Исследование профессиональных компетенций и образовательных потребностей педагогических кадров в условиях работы с гетерогенными группами учащихся: Учебно-методическое пособие. — Минск: АПО, 2016.- 136 с. — С.27-48 (РИНЦ)

  Научные статьи в журналах и сборниках научных статей

10. Байкова Л.А. Актуальные проблемы педагогической науки и образования в контексте мировых тенденций: метасистемный подход// Модернизация образования: проблемы общего, среднего профессионального и высшего образования: материалы ХХVI Рязанских педагогических чтений / Под общ. ред. Л.А. Байковой, Н.В. Мартишиной. — Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2019. — С.8-11. (РИНЦ)

11.Байкова Л.А. Балльно-рейтинговая система в подготовке                                            магистров  психолого-педагогического образования  // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы Х Международной научно-практической конференции, 4-6 октября 2018 года  / Под ред. Байковой Л.А., Беспаловой Т.М., Сухова А.Н.[Электронный ресурс].(РИНЦ)

12. Байкова Л.А. Социальное здоровье субъектов образовательного процесса как условие психологической безопасности образовательной среды  // Психологическая безопасность личности в меняющемся социуме: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.- М.,2018.- С. 3-34.   (РИНЦ) 

13.Байкова Л.А. Технология психолого-педагогического сопровождения личностного развития магистрантов в ходе самостоятельной работы // Психолого-педагогический поиск. — 2018. -№3 (47). — С. 125-135. ( Журнал, входящий в перечень ВАК)

14.  Байкова Л.А. О проблемах детско-взрослых отношений в гетерогенной образовательной среде // Развитие детско-взрослых сообществ в условиях многообразия: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции 24-25 апреля 2017 года / Сост. Е.В. Иванов.  – Великий Новгород, 2017. – 465 с.- С. 26-31.    (РИНЦ) 

15.Байкова Л.А. Исследование детско-взрослых отношений в школе // Модернизация образования [Электронный ресурс]: Материалы Всероссийской научно-практической конференции ХХIV Рязанские педагогические чтения, 23-24 марта 2017. — Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2017. (РИНЦ) 

16. Байкова Л.А. Актуальные проблемы укрепления социального здоровья обучающихся в гетерогенных образовательных организациях // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы IХ Международной научно-практической конференции, 5–7 октября 2017 г. / отв. ред. Л.А. Байкова.– Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2017. – 364 с. —  С.11-16.  (РИНЦ) 

17.Байкова Л.А., Башкирева Т.В., Фахрутдинов Р.Р. Поликультурное образование в контексте межэтнической коммуникации// Педагогическое образование в изменяющемся мире: Сборник научных трудов III Международного форума по педагогическому образованию.- Казань, 2017.  (РИНЦ)  

18.Байкова Л.А. Проект TEMPUS: проблемы социального здоровья детей из гетерогенных групп  // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: актуальные проблемы образовательного процесса в гетерогенных организациях: материалы Международной научно-практической конференции 6-8 октября 2016, посвященной 40-летию ИППСР / под ред. Л.А. Байковой  — Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2016 .- 426 с.-С.3-1. . (РИНЦ) https://elibrary.ru/author_items.asp

19.Байкова Л.А. Некоторые результаты исследования в рамках проекта TEMPUS социального здоровья и особых образовательных потребностей детей в гетерогенных образовательных организациях // Человеческий капитал: ежемесячный научно-практический журнал. — 2016. — №10 (94) —  С.7-15 https://elibrary.ru/author_items.asp ( Журнал входит в перечень ВАК)                                                                                                                

20.Байкова Л.А. Некоторые результаты исследования в рамках проекта TEMPUS социального здоровья и особых образовательных потребностей детей в гетерогенных образовательных организациях// Человеческий капитал: ежемесячный научно-практический журнал. — 2016. — №10 (94). С.7-15. (Журнал входит в Перечень ВАК) 

21.Байкова Л.А. Некоторые результаты совместного европейского проекта TEMPUS IV в РГУ имени С.А. Есенина // Модернизация образования [Электронный ресурс]: Материалы Всероссийской научно-практической конференции ХХIII Рязанские педагогические чтения, посвященные 40-летию Института психологии, педагогики и социальной работы, 24 марта 2016 / под ред. Л.А. Байковой. — Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2016. – 296 с. — С.19-24. (РИНЦ)

22.Байкова Л.А. Диагностика особых образовательных потребностей детей и разработка модели специальных компетенций педагога инклюзивного образования// Гуманизация образовательного простраенства6 материалы Международной конференции.- М.,2016 С.703-719. [Электронный ресурс] ( РИНЦ)

 23.Байкова Л.А. Особые образовательные потребности обучающихся и специальные компетенции педагогов, работающих в гетерогенной организации // Человеческий капитал.2016.- №10 (94). – С.7-15.                  ( Журнал входит в перечень ВАК)    

24. Байкова Л.А., Кривцова Л.М. Развитие предпринимательских компетенций студентов и школьников на базе бизнес-инкубатора // Психолого-педагогический поиск: научно-методический журнал. — 2016.-  №1(37) . — С.170-182.(Журнал входит в перечень ВАК)                                                                                                           25. Байкова Л.А., Бурыкина Е.В. Прагматизм как методологическая основа практико-ориентированного подхода к организации образования в вузах // Психолого-педагогический поиск: научно-методический журнал. — 2015. — №2(34). — С.276-182 (Журнал входит в перечень ВАК)

Публикации в зарубежных изданиях

26.Baykova l .The Social Health of Teenagers is a Factor of Social Security // Safe Communities are an Essential Need for a Modern-Day Society: Book of Abstracts / The 23rd International Safe Communities Conference, 10-12 October  2017, Novi Sad, Serbia / Editors Dragana Zaric, Mila Radovanovic, Marina Fodor. —  Novi Sad: National Center for Injury Prevention and Safety Promotion, 2017 ( Novi Sad: Europromet). — 198 c.

27. Байкова Л.А. Исследование компетенций учителей.социальных педагогов, воспитателей. образовательных менеджеров, работающих в области инклюзивного образования // Zbornik radova:Medunarodna konferencija «Uticaj porodice na formiranje kretivne licnosti».- Novi Sad, Serbia.25-26 septembar 2015 – 308 str.

28. Байкова Л.А. Социальное здоровье обучающихся в гетерогенной образовательной организации// International Dialogues jn Education: Рast and Present. IDE – Online Journal/ Edited by Olaf Beuchling, Reinhard Golz and Erika Hasebe-Ludt, 2016,Volume3, Number3 – URS http:// www.ide-jourrnal.org/ journal/?issue=2016-volume-3-number-3

 29. Байкова Л.А., Свистун В.В. Научные основы взаимодействия субъектов управления образовательной сферы в процессе совместной деятельности (Научная статья) // Креативна педагогiка. Вип. 10. Науково-методичний журнал. Вiнниця: Академiя мiждународного спiвробiтництва з креативноi педагогiки, 2015.  С.116-121.

30. Baykova l., Tolmacheva G.Invariant Special Competences of Inclusive // Enclusive education in different East and West European countries.- Poma: Eurilink, 2015. — 184 p.- С.41-51.

 

4.7

Перечень патентов за последние 5 лет

 

 

Директор ИППСР                                    Л.А. Байкова