Научная школа доктора психологических наук, профессора Фоминой Натальи Александровны

 КАРТА НАУЧНОЙ ШКОЛЫ


п/п
Основные характеристики Количественные показатели
1 Наименование научной школы Системное изучение психологических свойств личности и их проявлений в речи
2 Общие сведения о научной школе: Школа работает в рамках научной специальности 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии психология».

Научная концепция находится на стыке общей психологии, психологии речи, психологии личности, дифференциальной психологии и психолингвистики. С 2003 г. по настоящее время проводятся исследования различных психологических свойств личности, а также целостный анализ проявлений свойств личности в тексте как продукте речевой деятельности, который предполагает, с одной стороны, системное рассмотрение личностных свойств, с другой, — многоуровневый, поликомпонентный анализ текста.

3 Сведения о научной школе:  
3.1 Сведения о научном руководителе  Фомина Наталья Александровна, доктор психологических наук, профессор, Почётный работник ВПО; действительный член Международной Академии наук педагогического образования (МАНПО) и Академии имиджелогии, Иностранный член Ассоциации психолингвистов Украины.

Является главным редактором журнала «Психолого-педагогический поиск», входящего в Перечень ВАК.

Входит в состав редакционной коллегии рецензируемых научных журналов «Человеческий капитал», «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие», является рецензентом Российского психологического журнала, включенных в список ВАК; а также членом иностранной редколлегии журналов «Психолингвистика», включенного в WOS и Scopus, и «Восточно-европейского журнала психолингвистики», включенного в базу Copernicus.

Имеет более 460 публикаций научных и 15 – учебно-методических работ, среди которых 4 научные статьи — в изданиях, включенных в Web of Science и Scopus; 61 статья — в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ, а также монографии (в том числе коллективные): «Свойства личности и особенности речевой деятельности» (2002); «Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова» (2014); «Язык, речь, личность в зеркале психолингвистики» (2014); «Проявления личности в речи» (2016); «Соотношение межполушарной асимметрии и свойств темперамента студентов» (2017); «Методика преподавания русского языка (как иностранного, как второго): история, современное состояние, перспективы развития» (2017).

3.2 Квалификационный состав научной школы (человек):
— академиков и членов-корреспондентов академий наук, имеющих государственный статус;
— докторов наук;
— кандидатов наук

0

 

 

 

1
15

3.3 Количество докторантов, аспирантов и соискателей 2016-2017 уч. год – 13

2017-2018 уч. год – 14

2019-2019 уч. год – 9

2019-2020 уч. год – 12

2020-2021 уч. год – 14

3.4 Характеристика используемой экспериментальной базы (при наличии)
4 Научные достижения научной школы: Актуальность исследований в рамках данной научной школы определяется повышением интереса к личности, индивидуальности человека, психологическим свойствам, определяющим эффективность его деятельности в различных сферах жизни, а также необходимостью поиска новых методов диагностики особенностей личности, одним из которых является диагностика речевая.

В большинстве существующих различных подходов к изучению проявлений личности, ее свойств в речи изучаются отдельные характеристики индивидуальности (половозрастные, социальные, национальные признаки, особенности мотивационной, эмоциональной и интеллектуальной и др. сфер) или частные личностные характеристики в отдельно взятых параметрах текста (главным образом, языковом и речевом), в то время как необходим целостный подход к изучению проявлений личности, ее свойств в речевой деятельности.

Научная новизна исследований в рамках научной школы состоит в том, что осуществляется целостное изучение проявлений в речи (ее собственно лингвистических характеристиках, к которым относятся языковые, речевые, содержательно-смысловые, и психологических, т.е. динамических, мотивационных, когнитивных, эмоциональных, регулятивных, продуктивных компонентах речевых действий) психологических свойств, характеризующих различные сферы личности человека, которые являются интегрированным выражением различных сторон ее активности, направленности и саморегуляции.

Теоретическая значимость исследований, выполняемых в рамках данной школы, заключается в том, что они создают новые возможности идентификации личности по ее речи, дополняют общую и дифференциальную психологию, психологию речи, психологию личности, психолингвистику индивидуально-типологическим подходом к психологической характеристике речевой деятельности.

4.1 Основные научные результаты: Защищены 15 диссертаций на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии, среди них:

1.     Лесин Александр Михайлович «Соотношение особенностей инициативности и ценностной сферы личности студентов» (2018 г.)

2.     Храмов Михаил Юрьевич «Взаимосвязи организованности и свойств темперамента военнослужащих-спортсменов» (2018 г.)

Изучение личности осуществляется в рамках концепции «наиболее общих оснований индивидуальности человека» (В.Д. Небылицын, Э.А. Голубева, А.И. Крупнов, Н.С. Лейтес, В.М. Русалов и др.), согласно которой из множества частных психофизиологических и психологических характеристик индивидуальности человека можно выделить наиболее обобщенные, интегральные переменные — континуумы активности, направленности и саморегуляции, обобщенно выражающие всю совокупность основных функций психики: активно отражать, побуждать и регулировать поведение человека и являющиеся магистральными, связующими линиями, которые, пересекая различные образования личности — мировоззренческие, мотивационно-потребностные, характер, способности и темперамент, концентрирует вокруг себя три группы базовых свойств, которые наиболее полно выражают целостную сущность личности.

Продукты речевой деятельности анализируются посредством разработанной Н.А. Фоминой методики многоуровневого, поликомпонентного анализа текста (высказывания), которая позволяет анализировать не только лингвистические характеристики на языковом, речевом и содержательно-смысловом уровнях (по параметрам объема словаря, лексической насыщенности и вариативности, лексической и грамматической правильности, связности и усложненности высказываний, полноты отражения денотатной схемы и различных смысловых отношений, предикативной структуры), а также психологические компоненты речевых действий: мотивационный (по объективации или субъективации действий в ситуации, эгоцентрической или социоцентрической их направленности, коммуникативной ориентированности текстов), динамический (по многообразию, разнообразию и оригинальности языковых средств и действий в заданной ситуации), когнитивный (по осмысленности или простой описательности), эмоциональный (по эмоциональной насыщенности, модальности субъективно-личностных переживаний, употреблению категорий оценочности и размерности), регуляторно-волевой (по логичности, последовательности действий, их планомерности, анализу, а также самоконтролю речевому, проявляющемуся в уточнениях и усилениях мыслей) и продуктивно-результативный (по результативности, успешности речи, т.е. ее точности, содержательности, логичности, правильности и выразительности).

Исследованы общительность и агрессивность курсантов военного вуза (Исаева И.С.), связи общительности и особенностей личностной адаптированности студентов (Бакова И.В.), психологические особенности общительности, ответственности и организованности студентов-будущих управленцев и специалистов (Алейкин А.Г.), ответственность, уверенность и темперамент девиантных подростков (Теняева О.В., Ленюшкин Н.Э.), общительность и тревожность подростков (Арутюнян Т.А.), соотношение особенностей инициативности и ценностной сферы личности студентов (Лесин А.М.), взаимосвязи организованности и свойств темперамента военнослужащих-спортсменов (Храмов М.Ю.).

Также изучены проявления в текстах-высказываниях различных типов саморегуляции, особенностей общительности, настойчивости и инициативности, выражающих целостную сущность личности (Н.А. Фомина (Мирошкина), С.И. Казицын), активности в различных сферах жизнедеятельности (И.В. Чивилёва), своеобразия интеллекта (С.В. Елгина), особенностей темперамента (Л.А. Власова), ответственности (Т.М. Беспалова), соотношения сигнальных систем (М.А. Мирчетич), ценностных ориентаций (Т.В. Рогожкина), национально-культурных особенностей образа мира (Ю.А. Гришенина), общительности менеджеров и педагогов (А.Ю. Агапова), общительности и эмоциональной сферы педагогов ДОУ (А.Н. Леева), любознательности (О.Г. Дорджина) и др.

Результаты научных исследований широко представлены в открытой печати. Подготовлены и опубликованы более, чем 350 научных статей, в том числе 4 статьи, включенные в международные базы данных Scopus и Web of Science (в журнале «Психолінгвістика. Психолингвистика. Psycholinguistics»); более 70 — в изданиях, рекомендованных ВАК России, 17 — в журналах, рекомендованных ВАК Украины.

Изданы монографии:

— Фомина Н.А. Проявления личности в речи. — Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2016. -116 с.;

— Фомина Н.А. Свойства личности и особенности речевой деятельности. — Рязань: Узорочье, 2002;

— Язык, речь, личность в зеркале психолингвистики /Л.В. Засекина, С.В. Засекин, А.Л. Лавриненко и др. /под ред. Л.В. Засекиной. – Луцк: Вэжа-Друк, 2014.- 292 с. (Фомина Н.А. глава «Соотношение различных свойств языковой личности и особенностей ее речевой деятельности» С.126 – 148);

— Методика преподавания русского языка (как иностранного, как второго): история, современное состояние, перспективы развития: коллективная монография / под общ. ред. Т.М. Балыхиной. – М.: РУДН, 2017. (Фомина Н.А. глава «Учет и речевая диагностика индивидуальных психологических особенностей личности студентов в процессе их обучения русскому языку как иностранному» С.557 – 572);

— Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: коллективная монография/ научн. ред. А.И. Крупнов, С.И. Кудинов, И.А. Новикова. – М.: РУДН, 2014.- 511 с. (Фомина Н.А. С.79 — 100; 446 – 473 и ученики С. 210 — 216; 276 — 280; 301 — 311; 311 — 314; 324 — 328; 356 — 361; 491 — 496);

— Фомина Н.А., Мирчетич М.А. Соотношение межполушарной асимметрии и свойств темперамента студентов. – Рязань, 2017. – 142 с.;

— Чивилева И.В. (научный редактор Фомина Н.А.). Характерологические проявления активности личности: Рязань: Изд-во Рязанского государственного агротехнологического университета, 2009;

— Власова Л.А. Темперамент и его проявления в лингвистических характеристиках и психологических компонентах речи. Рязань: НП «Голос губернии», 2010) и др.

В настоящее время продолжается активная работа над кандидатскими и магистерскими диссертациями по данной проблематике.

4.2 Практическое использование полученных научных результатов Практическая значимость полученных научных результатов определяется их ориентацией на решение задач психологической и педагогической практики: результаты данных исследований помогают психологам, педагогам, руководителям, работникам кадровых служб в речевой диагностике личности, способствуют эффективному осуществлению реального индивидуального подхода в консультационной, развивающей, учебно-воспитательной, коррекционной работе, а также обогащают содержание преподаваемых в вузах курсов общей психологии, психологии речи, психологии личности, дифференциальной психологии, психолингвистики этнопсихологии.
4.3 Участие в конкурсах финансируемых программ и грантов за последние пять лет
4.4 Научно-общественное признание (российские и зарубежные премии, почетные звания и т.п.) Научный руководитель школы проф. Фомина Н.А. за организацию и проведение эффективной работы по обучению и воспитанию, а также научной работы студентов, аспирантов и соискателей присвоено звание «Почетный работник высшего профессионального образования», награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, знаком «За вклад в развитие университета», многочисленными грамотами и благодарностями РГУ имени С.А. Есенина, Института психологии, педагогики и социальной работы, Международной академии наук педагогического образования.
4.5 Количество докторов и кандидатов наук, подготовленных за последние пять лет 2 кандидата наук
4.6 Перечень основных публикаций за последние пять лет Н. А. Фоминой за период с 2016 по 2020 гг. опубликовано всего 101 научная и 1 учебно-методическая работы, в том числе

— 3 научные монографии:

1.      Проявления личности в речи. – Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2016. – 116 с.

2.      Соотношение межполушарной асимметрии и свойств темперамента студентов. – Рязань: РИРО, 2017. – 142 с.

3.      Методика преподавания русского языка (как иностранного, как второго): история, современное состояние, перспективы развития: Коллективная монография / под общ. ред. Т.М. Балыхиной. — М.: РУДН, 2017. (глава 5. Учет и речевая диагностика индивидуальных психологических особенностей личности студентов в процессе их обучения русскому языку как иностранному). – С.557-572.

 

3 статьи в изданиях, включенных в международные базы данных:

1.               Фомина Н.А., Орлов В.Б. Речевая диагностика особенностей направленности личности подростков // Сборник научных трудов «Психолінгвістика. Психолингвистика. Psycholinguistics». – Выпуск 22 (1) — 2017. – Переяслав-Хмельницкий. – С. 208 — 226. Web of Science.

2.               Фомина Н.А. Речевая диагностика целостной сущности личности // Сборник научных трудов «Психолінгвістика. Психолингвистика. Psycholinguistics». – Выпуск 24 (1). — 2018. – Переяслав-Хмельницкий. – С. 360 — 380. Web of Science

3.               Фомина Н.А. Отражение в речи индивидуально-типологических особенностей языковой личности // Сборник научных трудов «Психолінгвістика. Психолингвистика. Psycholinguistics». – Выпуск 26 (1). — 2019. – Переяслав-Хмельницкий. – С. 342 – 363. Web of Science  и Scopus

 

—                  18 статей в изданиях, включенных в Перечень ВАК:

1.               Фомина Н.А. Исследования соотношений индивидуально-психологических характеристик личности и особенностей ее речевой деятельности // Человеческий капитал, 2016. — №5 (89). – С. 10-13.

2.               Фомина Н.А., Храмов М.Ю. Особенности темперамента военнослужащих // Прикладная юридическая психология. — №1. – 2017. – Рязань: Академия права и управления ФСИН. – С. 70 -76.

3.               Фомина Н.А., Лесин А.М. Значимость различных терминальных ценностей для современных студентов и их осуществление // Психолого-педагогический поиск. — № 2. – 2017. – Рязань: РГУ имени С.А. Есенина. – С. 109 -118.

4.               Фомина Н.А., Храмов М.Ю. Особенности и психологическая структура организованности военнослужащих // Человеческий капитал. — № 4 (100). – 2017. – С.51 – 55.

5.               Фомина Н.А., Елисеев А.В. Соотношение особенностей настойчивости и свойств темперамента студентов факультета физической культуры и спорта // Человеческий капитал. — №7 (103). — 2017. – С.29 — 33.

6.               Фомина Н.А., Орлов В.Б. Соотношение особенностей ответственности и установок на употребление алкоголя у подростков // Человеческий капитал. — №7 (103). — 2017. – С.22 — 25.

7.               Фомина Н.А., Орлов В.Б. Соотношение установок на употребление алкоголя и особенностей личностной ответственности у современных подростков // Прикладная юридическая психология. — № 3 (40). – 2017. – Рязань: Академия права и управления ФСИН. – С. 94 -104.

8.               Фомина Н.А., Храмов М.Ю. Связи психологических особенностей личностной организованности и темперамента курсантов – спортсменов // Человеческий капитал. — № 10 (106). – 2017. – С. 15 — 24.

9.               Фомина Н.А., Елисеев А.В. Проявления различных свойств темперамента у студентов различных факультетов // Психолого-педагогический поиск. — №4. – 2017. – С. 105 -112.

10.            Фомина Н.А., Орлов В.Б. Исследование алкогольных установок у современных подростков // Прикладная юридическая психология. — № 1. – 2018. – Рязань: Академия права и управления ФСИН. – С.32 — 40.

11.            Фомина Н.А., Елисеев А.В. Психологические особенности настойчивости студентов-квалифицированных спортсменов // Человеческий капитал. — № 7 (115). – 2018. – С. 149 — 158.

12.            Фомина Н.А., Ненашев С.Д., Елисеев А.В. Половая специфика общительности как свойства личности юношей и девушек // Психолого-педагогический поиск. — №3 (47). – 2018. – С. 155 -162.

13.            Храмов М.Ю. Организованность военнослужащих-спортсменов / М.Ю. Храмов // Человеческий капитал. — № 11. – 2018. – С. 37 — 51.

14.            Фомина Н.А., Бирченко Н.С., Трутнева Е.А., Власова Л.А., Яковлева А.В. Изучение взаимосвязи уровня адаптационных показателей организма и структуры темперамента иностранных студентов // Психолого-педагогический поиск. — №1 (49). – 2019. – С. 191 — 201.

15.            Фомина Н.А., Лесин А.М. К 80-летию А.И. Крупнова – основателя системно-функционального подхода к изучению свойств личности // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019. Т.7, № 3 (26), 2019. – Рязань: РГМУ имени И.П. Павлова, 2019. — С. 446 — 459.

16.            Фомина Н.А., Ленюшкин Н.Э., Безрядин Я.Ю. Настойчивость спортсменов-единоборцев // Психолого-педагогический поиск. — №1 (53). – 2020. – С. 51 – 59.

17.            Фомина Н.А., Кротенко Е.В. Выраженность различных составляющих и форм проявления агрессивности у подростков-спортсменов // Психолого-педагогический поиск. — №3 (55). – 2020. – С. 112– 121.

18.            Фомина Н.А., Мухина О.Д. Личность безработного: социально-психологический аспект // Психолого-педагогический поиск. — №4 (56). – 2020. – С. 130– 137.

4.7 Перечень патентов за последние пять лет