ТЕМА 14.  Образование политических партий в России,

их программные и тактические установки

 

1.      Сущность и особенности формирования многопартийности в России.

2.      Партии социалистической ориентации.

3.      Либерально-буржуазные партии.

4.      Национал-монархические партии и организации.

          Тест для самоконтроля

 

1.    Сущность и особенности формирования многопартийности в России.

 На рубеже XIXXX веков в России начался процесс оформления политических движений и течений в партии. Как известно, политические партии возникли на определенном этапе развития общества. Сначала это произошло в Западной Европе. Создание в XIX веке буржуазных партий здесь было тесно связано с ростом политической активности буржуазии, введением всеобщего избирательного права. Вслед за буржуазией по мере своей сознательности стал создавать политические организации и рабочий класс.

Политическую партию следует отличать, во-первых, от политического движения, которое не имеет характерных для партии организационных структур и детально разработанной политической программы, во-вторых, от группы давления, которая стремится не к завоеванию государственной власти, а лишь к обладанию влиянием над теми, кто ее осуществляет.

В современном понимании политическая партия — это соответствующим образом оформленная организация самой активной части класса (или слоя класса), которая ставит своей целью ведение политической борьбы за интересы данного класса (слоя) и наиболее полно и последовательно их выражает и защищает.

Отличительными признаками партии является наличие программы, излагающей цели партии и средства их достижения, устава, определяющего организационное строение партии, центрального руководящего органа, местных партийных организаций, как правило, наличие печатного органа.

В России партии образовывались позже, чем на Западе. Это свидетельствовало о том, что процесс самосознания классов затянулся в стране. Серьезным тормозом в создании партий было самодержавие, которое пресекало всякую политическую деятельность общества, если она не укладывалась в рамки официальной политики. Вот почему практически все социальные группы и классы российского общества находились в оппозиции царизму, а формировавшиеся политические партии были по своему характеру не только антиправительственными, но и нелегальными, включая и буржуазные партии.

Образование партий в России охватывает длительное время. Сначала в передовых группах класса или даже классов возникали определенные идейно-политические настроения. Они закреплялись созданием кружков. Затем оформлялись направления общественно-политической мысли, представители которых группировались вокруг журналов и газет. Среди этих аморфных образований постепенно происходило классовое и политическое размежевание и чаще всего образовывалась не одна, а несколько политических партий.

Образовавшиеся партии, вступая в политическую борьбу, стремились расширить свою социальную базу. С этой целью они включали в свои программы требования, популистского характера, а сама политическая деятельность нередко являлась безответственной и экстремистской, что создавало социальную нестабильность в обществе.

Советская историография классифицировала многочисленные партии, появившиеся в России в начале XX века, с точки зрения классового подхода на пролетарские, буржуазные, мелкобуржуазные и помещичье-монархические. Пролетарские относились к революционным партиям, все остальные — к контрреволюционным. На наш взгляд, целесообразнее и правильнее политические партии разделились на социалистические, либерально-буржуазные и национал-монархические, в зависимости от политических целей, средств и методов их достижения.

Общие закономерности образования политических партий в России были те же, что и во всех развитых капиталистических странах. Вместе с тем имелись и существенные отличия, связанные с классовой структурой общества, особенностями политической надстройки, многонациональностью населения.

Главная особенность заключалась в том, что первую политическую партию в России создал пролетариат. В 1898 году в Минске было провозглашено образование РСДРП, а в 1903 году на II съезде РСДРП положено начало большевизму и меньшевизму — двум направлениям в российском социал-демократическом движении.

Образование партии рабочего класса ускорило создание других партий в России. В течение 1901—1902 годов оформилась партия социалистов-революционеров (эсеров), претендовавшая на роль выразительницы интересов крестьянства. В годы первой российской революции сложились партии господствующих классов. Эта инертность объяснялась аморфностью и зависимостью буржуазии от самодержавия. У помещиков же главной причиной отсутствия политических партий было то, что политика царизма, обеспечивающая дворянству особое, привилегированное положение в обществе, до поры до времени делала создание таких организаций излишним.

Второй особенностью образования политических партий в России, главным образом на национальных окраинах, являлось то, что здесь ввиду недостаточного развития капиталистических отношений и сравнительно слабой классовой дифференциации некоторые партии на первых порах имели чрезвычайно пестрый состав. Они являлись искусственными объединениями, в рядах которых состояли представители различных классов. Например, Революционная украинская партия, образованная в 1900 году. Такого рода партия долго существовать не могла. И в обстановке классовых столкновений должна была распасться на ряд партий разных направлений.

Третьей особенностью формирования многопартийности в России было и то, что ни одна страна в мире не имела столько политических организаций, сколько их возникло в России за короткий период, главным образом за годы двух первых российских революций. Если в 1906 году в России существовало до 50 партий всех направлений, то в 1917 году — более 70, а к концу Гражданской войны — около 90. Это объяснялось, прежде всего, многонациональным составом населения (в России было около 57 % населения представлено «инородцами») и одновременно свидетельствовало о разновременности созревания классового самосознания. Отстававшее ранее, оно стало быстро развиваться в связи с начавшейся революцией, но политическая дифференциация была еще недостаточной.

Охарактеризовав общие процессы в формировании многопартийности в России в начале XX века, рассмотрим теперь создание партий различной направленности более конкретно.

В начало

 

2.    Партии социалистической ориентации.

 В состав партий социалистической ориентации входили партии двух направлений — социал-демократического и социал-революционного (неонароднического). Наиболее крупными из первых были большевики, меньшевики, бундовцы, украинская социал-демократическая партия, социал-демократия Королевства Польского, социал-демократичес-кая партия Литвы и др.; из вторых — социалисты-револю-ционеры (эсеры), народные социалисты (энесы); эсеры-максималисты, трудовики и другие.

Из всех партий социалистической ориентации наиболее интенсивно в конце XIX — начале ХХ веков шел процесс формирования партии рабочего класса — РСДРП. После I съезда, состоявшегося в 1898 году, в партии разразился серьезный кризис, который проявился в идейной и организационной слабости и раздробленности. Пришедшие в социал-демократическое движение «новые» люди исповедовали взгляды Эдуарда Бернштейна, видного деятеля германской социал-демократии и II Интернационала. Он выступил с ревизией марксизма в духе замены революционной борьбы за завоевание политической власти борьбой за реформы и сотрудничество классов. Хотя идеи Бернштейна и не получили массового распространения в европейском социал-демократическом движении, но они нашли своих сторонников в России. Приверженцы Бернштейна сводили роль пролетариата лишь к борьбе за свои экономические права, а поэтому их назвали «экономисты». По их мнению, партия рабочего класса должна не бороться против капитализма, а выступать за его реформирование в сторону демократизма. Поэтому сама партия рабочих представлялась ими не как политическая, а как профессиональная организация. Задачу русских марксистов «экономисты» сводили по существу к задаче буржуазных либералов.

Взгляды «экономистов» были изложены в 1899 году Е.Д. Кусковой, членом заграничного «Союза русских социал-демократов», в документе, получившем название «Кредо» — символ веры. В нем она заявляла о том, что марксизм себя исчерпал, не соответствовал состоянию рабочего движения в России, и призывала социал-демократов отказаться от политической борьбы, сосредоточив усилия на экономической борьбе пролетариата.

Программа «экономистов» вызвала резкий протест В.И. Ленина и его сторонников, находившихся в это время в сибирской ссылке. Во взглядах Кусковой Ленин увидел стремление «затушевать классовую борьбу пролетариата» и «сузить революционный марксизм до дюжинного реформаторства». Ленинская позиция была поддержана значительной частью социал-демократов, видевших главную задачу рабочего движения в создании самостоятельной революционной партии, нацеленной на захват политической власти пролетариатом.

Важным этапом в организации РСДРП стал выход за границей в декабре 1900 года общероссийской нелегальной политической газеты «Искра». В ее редакцию входили Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, Ю.О. Мартов, П.Б. Аксельрод, А.Н. Потресов и В.И. Засулич. «Искра» пропагандировала идейные и политические установки революционных социал-демократов, вела энергичную полемику с «экономизмом». На страницах газеты были опубликованы проекты программы РСДРП, вокруг нее складывался костяк будущей революционной партии. Постепенно большинство комитетов российских социал-демократов встало на сторону искровской программы, организационного плана и тактики. Существенную роль в утверждении искровского направления сыграла книга В.И. Ленина «Что делать?», опубликованная летом 1902 года. В ней были сформулированы положения о создании, структуре, функциях нелегальной партии профессиональных революционеров. Вопреки утверждениям «экономистов» о том, что социалистическое сознание может быть выработано самими рабочими, Ленин подчеркивал, что «без революционной теории не может быть и революционного движения» и что «социал-демократическое сознание» не может вырасти из стихийного движения, а может быть внесено в рабочее движение только извне профессиональными революционерами.

Идейно-теоретическая и организационная работа, проделанная российскими социал-демократами, подготовила условия для созыва II съезда РСДРП, который состоялся в Брюсселе — Лондоне в июле — августе 1903 года. В работе съезда участвовало 43 делегата от 26 социал-демократических организаций. Состав делегатов был неоднороден: «твердые» искровцы, «мягкие» искровцы, антиискровцы и колеблющиеся. В острой полемике делегаты съезда обсудили проект программы, разработанный редакцией, и поименным голосованием приняли программу РСДРП.

Что же собой представляла принятая съездом искровская программа? Она состояла из двух частей — программа-максимум и программа-минимум. В программе-максимум была сформулирована конечная цель социал-демократии — социалистическая революция, установление диктатуры пролетариата и построение социализма. Программа-минимум определяла ближайшие цели: свержение самодержавия, введение демократической республики. Содержались здесь и такие требования демократического характера, как всеобщее равное и прямое избирательное право, широкое местное самоуправление, неприкосновенность личности и жилища, неограниченная свобода совести, слова, печати, собраний, стачек и союзов. Важным являлось и положение о праве нации на самоопределение, право населения получать образование на родном языке. Программа требовала ограничение рабочего дня восемью часами, полного запрещения сверхурочных работ, запрещения труда детей, государственного страхования рабочих на случай старости и потери трудоспособности и т. д.

В целях устранения остатков крепостничества и в интересах свободного развития классовой борьбы в деревне программа выдвигала отмену выкупных и оброчных платежей, учреждение крестьянских комитетов для возвращения сельским обществам земель, отрезанных у крестьян при отмене крепостного права. Однако аграрная часть программы не соответствовала практике крестьянской борьбы, поскольку крестьянство пошло дальше аграрных требований РСДРП и вело борьбу не за возвращение отрезков, а за уничтожение помещичьего землевладения.

Необходимо отметить, что программа РСДРП отразила типичные для российской и западноевропейской социал-демократии представления об общественном прогрессе. В те времена он понимался как продвижение к социализму на путях обязательной замены частной собственности общественной как в городе, так и в деревне и ликвидации многоукладности в народном хозяйстве.

Все эти и другие требования программы, выражая интересы рабочих, крестьян и других слоев русского народа, создавали основу для сплочения их в борьбе за революционно-демократическое преобразование России.

По вопросам тактики: об отношении к либералам, о социалистах-революционерах, о профессиональной борьбе, о демонстрациях и т. д. программа констатировала, что «РСДРП поддерживает всякое оппозиционное и революционное движение, направленное против существующего в России общественного и политического порядка».

Организационное устройство РСДРП определял устав. Он был написан Лениным. Острые споры разгорелись по первому параграфу — об условиях членства в партии. Формулировка Ленина гласила: «Членом партии считается всякий, признающий ее программу и поддерживающий партию как материальными средствами, так и личным участием в одной из партийных организаций». Это закрепляло постоянный контроль партии над ее членами.

Мартов внес предложение, что членом партии может лишь тот, кто признает ее программу и оказывает ей «регулярное личное содействие». Участие в работе местных партийных организаций при этом было необязательно. Мартов исходил из того, что марксизм получил значительное распространение среди интеллигенции и превратился в широкое идейное течение. Поэтому РСДРП, по его мнению, должна охватить это течение, не стремясь ставить под контроль каждого члена партии.

С небольшим перевесом съезд принял формулировку Мартова. Но это мало изменило общий дух ленинского устава, построенного на принципах централизма и жесткой дисциплины при широких полномочиях Центрального комитета.

Споры по первому параграфу устава резко обострили отношения между сторонниками Ленина и Мартова и тем ускорили раскол, завершившийся во время выборов центральных органов партии — ЦК, ЦО и Совета партии. После острой дискуссии большинство мест получили сторонники Ленина. Их стали называть большевиками, а сторонников Мартова — меньшевиками. Так российская социал-демократия раскололась на два самостоятельных течения. Они то отдалялись друг от друга, то сближались, но никогда полностью не сливались. Фактически на II съезде возникло две партии, имеющие общую программу. Раскол имел глубокие корни, которые проявились задолго до съезда. Они были связаны с опорой сторонников Мартова и сторонников Ленина на разные пласты наследия Маркса и Энгельса, а также различную оценку социально-экономической и политической ситуации в России, что обусловило неодинаковый выбор средств и методов борьбы.

Большевики абсолютизировали революционно-политическую сторону в марксизме, стремились с помощью субъективного фактора максимально ускорить революционный процесс и наступление мировой социалистической революции. Меньшевики в большей мере, чем большевики, ориентировались на общность революционного процесса в России и в Европе, на образцы западной демократии, на реформаторско-экономическую сторону марксизма. Вместо союза с крестьянством меньшевизм ориентировался на соглашение с либеральной буржуазией. Отрицая любые формы политического экстремизма, меньшевики предпочитали действовать методом конструктивного диалога с любым возможным союзником, как бы велики ни были расхождения с ним, носившие доктринерский характер. Трагическое поражение меньшевиков в России явилось результатом их отрыва от российской действительности. Общественный и политический строй в России не подготовил почвы, на которой мог бы развиваться буржуазно-демократический режим. Что же касается большевиков, то они в большей мере опирались на традиции российского революционного движения. «Марксисты-большевики,— отмечал в связи с этим Николай Бердяев,— оказались гораздо более в русской традиции, чем марксисты-меньшевики». Отражая интересы и настроения обездоленных слоев населения России, мечтавших о лучшей жизни, большевики с приходом к власти построили общество, которое в своих основных чертах коренным образом разошлись с коммунистическим идеалом.

После II съезда ленинский ЦК постарался поставить под свой контроль местные социал-демократические организации. Это вызвало недовольство меньшевиков. В редакции «Искры» произошел острый конфликт между Лениным и Плехановым. 3 октябре 1903 года Ленин вышел из состава редакции. «Искра» оказалась в руках меньшевиков, а большевики стали издавать свою газету «Вперед». Между двумя социал-демократическими газетами и руководством РСДРП развернулась бескомпромиссная борьба, которая не сразу дошла до низовых звеньев. Рядовые члены партии по-прежнему считали себя социал-демократами, не примыкая ни к одной из фракций и не находя между ними существенной разницы.

Влиятельной политической силой в России в начале XX века наряду с социал-демократией была партия социалистов-революционеров (эсеров), выражавшая интересы крестьянской демократии. Она относилась к неонародническому направлению, выросла из кружков, образовавшихся после разгрома «Народной воли». Хранителями наследства народников были эмигрантские организации: «Фонд вольной русской прессы», «Аграрно-социалистическая лига», «Союз русских социалистов-революционеров» и др. Молодое поколение народовольцев тяготело к Бернскому союзу социалистов-революционеров.

Формирование партии эсеров началось в 1896 году с организации «Северного союза социалистов-революционеров» в Саратове во главе с А.А. Аргуновым. В 1900 году возникла Южная партия эсеров в Харькове. А осенью 1901 года произошло слияние саратовского «Северного союза» и «Южной партии эсеров». Было принято официальное название новой партии «Партия социалистов-революционе-ров», создан единый Центральный комитет и печатные органы эсеров: газета «Революционная Россия» и теоретический журнал «Вестник русской революции», которые сыграли немаловажную роль в объединении неонароднических сил. В январе 1902 года на страницах «Революционной России» было помещено сообщение о создании партии социалистов-революционеров.

Название партии «социалисты-революционеры» было выбрано не случайно. Оно подчеркивало отличие как от социал-демократов, так и от либеральных народников, и задачей преобразования общества провозглашались социалистические начала. Своим названием эсеры стремились четче зафиксировать свое место в общественном движении. С одной стороны, они дистанцировались от недовольства, которое в общественном движении связывалось с террором и заговорщичеством, и от либерального народничества с его идеей «малых дел». С другой стороны, эсеры стремились провести разграничение с социал-демократами, которых обвиняли в классовой узости, в забвении ими интересов многомиллионного российского крестьянства. Одновременно эсеры подчеркивали свою тесную связь с российской революционной традицией, верность идеям революционеров предшествующих поколений.

Необходимо отметить, что накануне первой революции в России эсеры еще не имели утвержденной общепартийной программы, не было выработано и тактической линии, шел непростой поиск организационных форм партии. Эсеры претендовали на роль «крестьянской» партии, но на первых порах по своему составу она была преимущественно интеллигентской. Ее основной костяк составляли адвокаты, инженеры, техники, врачи, агрономы, учителя. Были в ней и выходцы из семейств буржуазии и дворян, например, В.М. Чернов, А.А. Аргунов, А.Л. Гоц и др. Имелись в партии представители рабочих и крестьян.

В мае 1904 года в 46-м номере «Революционной России» был опубликован проект программы партии социалистов-революционеров, автором которого был крупный теоретик неонародничества В.М. Чернов. Дискуссия по проекту продолжалась до конца 1905 года и завершилась на I съезде ПСР, состоявшемся в декабре 1905 — начале 1906 года в полулегальной обстановке в Финляндии. На съезде присутствовали представители 43 местных эсеровских организаций из существовавших к тому времени 62 комитетов и групп  в России.

Программа и устав партии эсеров, принятые на I съезде, отражали народнические взгляды эсеровских теоретиков. Каковы основные положения программы эсеров?

В программе эсеров имеется общетеоретическая часть, где дается понимание ими революционного социализма: это сознательное выражение движения огромного большинства против основ буржуазной эксплуатации. Далее определяются задачи партии. Указано, что «основная практическая задача сводится к тому, чтобы все слои трудового и эксплуатируемого населения осознали себя единым рабочим классом, видели в своем классовом единстве залог своего освобождения и путем планомерной организованной борьбы совершили социально-революционный переворот; программой которого является: освобождение всех общественных учреждений из-под власти эксплуататорских классов; уничтожение вместе с частной собственностью на естественные силы природы и общественные средства производства, самого деления общества на классы; уничтожение современного классового, принудительно-репрессивного характера общественных учреждениях, при сохранении и развитии их нормальных культурных функций,— то есть планомерной организации всеобщего труда на всеобщую пользу». Можно видеть, что цели и задачи борьбы в программе прослеживаются нечетко. Сказалось резкое расхождение идей эсеров и социал-демократов, например, в понятие «рабочий класс» эсеры включали пролетариат, крестьянство и интеллигенцию. Особые надежды они возлагали на крестьянство, упрекая Ленина и большевиков за то, что они исключали крестьянство «из активного социального творчества». Эсеры вслед за народниками утверждали, что наиболее гармоничные условия для развития личности человека создает земледельческий труд и быт, поэтому, в силу своего положения, крестьянство является самым социалистическим классом современного общества и невозможно думать о воплощении в жизнь социалистического строя помимо участия крестьян.

Программа партии эсеров выдвигала широкий перечень демократических преобразований: свободу совести, слова, печати, собраний и союзов, свободу передвижений, неприкосновенность личности и жилища; обязательное и равное для всех общее и светское образование за государственный счет; полное отделение церкви от государства и объявление религии частным делом каждого; уничтожение армии и замена ее народным ополчением.

Отдельные положения программы касались будущего политического устройства России. Предусматривалось установление демократической республики с широкой автономией областей и общин; признание права наций на самоопределение; прямое народное законодательство; выборность, сменяемость и подсудность всех должностных лиц; всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина не моложе 20 лет при тайной подаче голосов.

В экономической части программы эсеров намечалось решение рабочего вопроса: охрана духовных и физических сил рабочего класса, введение 8-часового рабочего дня, установление минимального размера оплаты труда, создание на каждом предприятии фабричной инспекции, избираемой рабочими и следящей за условиями труда и исполнения законодательства, свободы профсоюзов и др. Эсеры положительно относились ко всем мероприятиям, имеющим целью обобществление в рамках буржуазного государства, но предостерегали рабочий класс от того «государственного социализма», который является отчасти системой полумер для усыпления рабочего класса» отчасти же — своеобразным государственным капитализмом, сосредоточивая различные отрасли производства и торговли в руках правящей бюрократии ради ее фискальных и политических целей.

Оценивая Россию как аграрную страну, в которой преобладало крестьянское население, эсеры признавали, что главным вопросом грядущей революции явится аграрный вопрос. Решение его они видели не в национализации всей земли после революции, а в ее социализации, то есть в изъятии ее из товарного оборота и обращения из частной собственности отдельных лиц или групп в общенародное достояние. Сущность социализации заключалась в том, что земля как общенародное достояние передавалась в собственность высшим органам государственной власти, а на местах — органам местного самоуправления, низшим звеном которых являлась крестьянская община. В демократически организованной и бессословной общине эсеры видели основы будущего социалистического строя. Коллективное уравнительное землепользование должно осуществляться на трудовых началах, а община призвана регулировать все вопросы пользования землей. Устанавливалась потребительская норма пользования землей — минимальное количество земли, предоставленной в пользование одной семье, обработка которой покрывала бы необходимые потребности этой семьи, и трудовая — максимальное количество земли, которое крестьянская семья могла бы обработать без найма рабочей силы. Однако уравнительный принцип землепользования находился в прямом противоречии с реальной действительностью, поскольку исходя из потребительской нормы невозможно было определить наличные потребности в земле в разных районах страны, так как потребности крестьянских хозяйств были различны. Несовместимы были и трудовая норма, и уравнительное землепользование. Поскольку семьи с большим числом трудоспособных членов получали преимущество перед семьями с меньшим числом рабочих рук, и это при условии одинакового снабжения крестьянских хозяйств сельскохозяйственными орудиями и средствами производства. В действительности никакого равенства в техническом оснащении крестьянских хозяйств не существовало.

Эсеры были уверены в том, что их социализация построена на психологии крестьянства, на давних его традициях, и она являлась гарантией развития крестьянского движения по социалистическому пути. При всех утопических издержках и отклонениях в сторону реформизма программа партии эсеров носила революционно-демократический, антипомещичий, антисамодержавный характер, а «социализация земли» представляла несомненное открытие эсеров, прежде всего В.М. Чернова, в области революционно-демократических аграрных преобразований. Их осуществление открыло бы путь к развитию фермерского крестьянского хозяйства.

Интересно представление эсеров о сущности социализма. Социализм они понимали как прогресс человечества, воплощение мечты о свободе, равенстве и братстве. Они приняли общесоциалистические принципы II Интернационала: ликвидация частной собственности на средства производства, обобществление производства, плановое его развитие, отсутствие эксплуатации и др. Эсеры считали, что цель социалистического производства, в отличие от капиталистического, не в прибавочной стоимости, а в удовлетворении потребностей трудящихся, что при социализме будет осуществлен примат потребления над производством. «Экономическая сторона нашего идеала,— писал В. Чернов,— характеризуется именно сознательным и целесообразным подчинением производства организованному общественному потреблению». Это положение — общее для всех неонародников — отличало их от марксистов, которые исходят от примата производства над распределением и потреблением в любом обществе. У эсеров, отмечал Чернов, вопрос распределения и потребления не отодвинут на задний план, а занимает первостепенное значение. Эсеры полагали, что при переходе к социализму надо сначала обобществить распределение, создать потребительские группы среди населения, национализировать торговлю, наладить научный учет потребностей населения и имеющихся производительных сил и на основе этого планировать потребление и производство, добиваясь гармонического соотношения между ними. Отсюда эсеровская модель социализма: потребительская ассоциация и сложная форма производственных единиц вокруг нее, как вокруг своего естественного центра. Производство организовано на началах демократического самоуправления и автономии, а не путем государственной централизации. Социалистическое государство, по мысли эсеров, осуществляет высший контроль и синтез интересов потребления и производства, а также координирует деятельность органов самоуправления. Правда, вопрос о границах и нормах государственного влияния оставался открытым.

Таким образом, программа эсеров, их представления о социализме имели немало привлекательных черт; они пользовались широким влиянием в народе. В 1907 году численность партии эсеров составляла около 65 тысяч человек, среди которых 43,2 % было рабочих, 45,2 % крестьян и 11,6 % — интеллигенции.

Организационная структура партии эсеров определялась Временным уставом, утвержденным I съездом. Высшим органом партии был съезд, который избирал Совет партии и ЦК. При ЦК создавались комиссии: рабочая, крестьянская, военная и др. Боевая организация существовала тоже при ЦК, но на автономных каналах. ЦК руководил местными организациями, которые строились по территориальному принципу. Но так как эсеры не признавали принципа демократического централизма, то эта структура была нечеткой, а сама партия — рыхлой, аморфной в идейном, политическом и организационном отношениях. Неоднородность состава партии эсеров привела к тому, что уже при обсуждении программы на I съезде наметились расхождения во взглядах и позициях делегатов. Они привели затем к размежеванию отдельных группировок и преобразованию их в отдельные партии.

Сначала откололось от партии эсеров левое крыло во главе с М. Соколовым, Е. Устиновым, В. Мазуриным, которые называли себя «максималистами». Фазу буржуазно-демократической революции они считали недостаточной и призывали к борьбе за немедленное осуществление социалистической революции как в городе, так и в деревне. Расхождения по программным и тактическим вопросам привели в октябре 1906 года к выделению «максималистов» в самостоятельную партию «Союз социалистов-революционеров-максималистов». Но им не удалось стать массовой партией. В 1906 году было 23 максималистские группы, в 1907 году — 44, но все малочисленные.

Правое крыло эсеров составила выделившаяся «Партия народных социалистов». Ее костяком были бывшие либеральные народники во главе с А. Лешехоновым, В. Мякотиным, Н. Анненским. Они выступали за немедленную национализацию земли, чтобы спасти крестьян от нищеты и сдержать развитие революции. Энесы, отрицая террор, проведение «социализации» земли, заветной своей целью считали создание широкой легальной партии в рамках существующего строя. Однако создать такую партию им не удалось. В 1907 году в их рядах насчитывалось около 2 тыс. человек. Не произошло и окончательного размежевания энесов с эсерами.

Тактика эсеровских партий отражала настроение мелкобуржуазных слоев; неустойчивость, колебания, непоследовательность. Выборы в I Думу эсеры бойкотировали, но во II Думу они провели 37 своих представителей, которые склонялись к сотрудничеству с кадетами. В 1905—1906 годах держали курс на вооруженное восстание. Они активно поддерживали террор, что отличало их от других партий. Для проведения террористических действий эсеры имели «Боевую организацию», которую возглавлял сначала Г. Гершуни, а с 1903 года Е. Азеф, оказавшийся агентом царской охранки, разоблаченный лишь в 1908 году. Эсеры считали террор средством устрашения правительства и его дестабилизации, он возбуждает народ на более эффективную борьбу, что эта тактика неуязвима, так как правительство не может запретить террор. Только с 1902 по 1910 годы эсеры совершили 219 террористических актов. Это создавало преувеличенное представление о силе эсеровской партии. Но это был опасный путь, который впоследствии дорого обошелся эсерам.

В начало

 

1.    Либерально-буржуазные партии.

         С середины 90-х годов XIX века наблюдалось значительное оживление буржуазного либерального движения, расширялась и социальная база российского либерализма. К очень узкому слою либеральных помещиков присоединился многотысячный отряд буржуазной интеллигенции. Однако помещичье сословие оставалось весьма заметным и влиятельным в либеральном движении. Тесно переплетаясь на почве общих интересов с интеллигенцией, она отнюдь не растворялась в ней. Вместе с тем буржуазно-интеллигентский элемент делал либеральное движение более разносторонним, гибким и активным.

В 1899 году в Москве возникла полулегальная организация «Беседа», численность которой не превышала 50—60 человек. В ее рамках и происходил взаимный процесс сближения передовых земских деятелей конституционного толка с интеллигенцией. Земцы-конституционалисты рассчитывали, что сближение с интеллигенцией поднимает престиж земского либерализма в общественном мнении. А это вело к усилению оппозиционного движения в стране. Земские либералы также надеялись, что им удастся избавить интеллигентский либерализм от некоторых радикальных политических и особенно социальных «увлечений».

Со своей стороны интеллигенция, идя навстречу земским элементам, рассчитывала использовать легальные возможности, имеющиеся у земского самоуправления. Это было важно для расширения пропаганды своих идей в земских кругах, для усиления давления на правительство. Интеллигенция надеялась, что ей удастся «подтянуть» дворянский либерализм до либерализма европейского типа.

Таким образом, в этот период земцы и интеллигенты были нужны друг другу. Первые имели в своем распоряжении материальные средства, технический аппарат и связи с земскими общественными кругами, вторые — современные технические знания, необходимые для разработки
и создания организационных основ либеральной партии

Первым крупным шагом в деле программного и организационного оформления либерализма как политической партии в общенациональном масштабе явилось основание журнала «Освобождение». Средства в размере до 100 тыс. рублей на издание журнала предоставил земец Д.Е. Жуковский. Журнал выходил, с июля 1902 года по октябрь 1905 года тиражом 9—10 тысяч экземпляров. Журнал издавался за границей, в Штутгарте (Германия), под редакцией П.Б. Струве, в недавнем прошлом видного «легального марксиста».

Журнал уже в первом своем номере, где было опубликовано написанное видным историком П.Л. Милюковым программное заявление «От русских конституционалистов», заявил о своем коренном отличии от других заграничных изданий — как социал-демократической «Искры», так и эсеровской «Революционной России», «Мы желаем,— заявила редакция «Освобождения»,— выражать исключительно бессословное общественное мнение и на него опираться». Однако эта статья не способствовала реализации планов создания единого организационного фронта из представителей либерального и революционно-демократического движений. Против этого выступили как либералы славянофильского толка, выступавшие против требования законодательного ограничения самодержавной власти, так и либеральной интеллигенции», выдвигавшей лозунги всеобщего избирательного права и созыва Учредительного собрания.

Дальнейшему размежеванию между славянофилами и земцами-конституционалистами способствовала новая программная статья журнала «Освобождение» «К очередным вопросам». В ней уже более определенно были сформулированы принципы создания либеральной партии (в частности было заявлено об отказе от славянофильского лозунга созыва Земского собора). Наряду с размежеванием со славянофилами произошло сближение земцев-конституционалистов с «освобожденческой» интеллигенцией.

Летом и осенью 1903 года соответственно оформились две организации: «Союз освобождения», насчитывал в своих рядах около 1600 человек левого крыла и часть центра конституционалистов и «Союз земцев-конституцио-налистов, куда вошли правые и часть центра. Создание двух параллельно действовавших союзов свидетельствовало о неудаче лидеров так называемого нового либерализма объединить разнородные элементы оппозиционного движения. Оценивая сложившуюся ситуацию, П.Н. Милюков в своих воспоминаниях писал: «Интеллигенты не хотели объединяться с земцами-конституционалистами, а последние в свою очередь не хотели идти на уступки интеллигентскому радикализму».

Процесс партийного размежевания внутри буржуазного оппозиционного лагеря ускорила революция 1905—1907 годов. Так, в марте 1905 года III съезд «Союза освобождения» принял программу левого крыла конституционалистов. В апреле того же года свою программу приняло славянофильское крыло либералов. Одновременно славянофилы начали консолидацию своих сил в земской среде. В июле 1905 года съезд «Союза земцев-конституционалистов» предпринял попытки к сближению с «Союзом освобождения», объединившим родственные профессионально-политические союзы интеллигенции.

После издания 6 августа 1905 года царского манифеста о созыве законосовещательной Думы, вызвавшего у буржуазии новый подъем конституционных иллюзий, наметился поворот вправо у всех направлений и течений внутри либерально-оппозиционного лагеря. Либералы получили достаточно широкую возможность для легальной деятельности. Новым шагом по пути политического развития и политической организации российской буржуазии стал созванный в сентябре 1905 года земско-городской съезд. На съезде большинством голосов была принята освобожденческая программа, которая и легла затем в основу программы будущей кадетской партии. Вместе с тем на съезде правому крылу конституционалистов удалось привлечь на свою сторону умеренных земцев-конституционалистов и часть представителей городского самоуправления.

Еще в большей степени активизировало поляризацию сил в буржуазном оппозиционном лагере издание царского манифеста 17 октября 1905 года. Стали создаваться основные буржуазные партии — кадетов и октябристов. Хронологически их оформление совпало с периодом высшего подъема революции. Так, Конституционно-демократическая партия (в январе 1906 года к основному названию было добавлено: партия «народной свободы») организационно оформилась на своем учредительном съезде 12—16 октября 1905 года. Уже в октябре-декабре 1905 года конституировались 72 кадетских комитета. Основная их часть — 274 — возникла в период избирательной кампании в I Государственную думу в январе-апреле 1906 года. Численность партии составляла 100 тысяч человек.

Каков был социальный состав кадетской партии? Основную массу членов кадетской партии составляли средние и мелкие служащие общественных (главным образом земских и городских управ), частных заведений (фабрик, заводов, контор), государственных учреждений (чиновники банков, судов и т. д.) и приказчики. Значителен был слой интеллигенции, главным образом людей свободных профессий, науки и техники. Буржуазии как таковой в партии было немного, мало было и помещиков. Незначительное количество в партии кадетов составляли рабочие и крестьяне — не больше 15 %. Партия по своему составу являлась многонациональной.

Все дела в кадетской партии вершил высший слой буржуазной интеллигенции, образованные капиталисты и помещики. Так, первым председателем ЦК партии кадетов был крупный землевладелец князь П.Д. Долгоруков, его заместителями — профессор, юрист Д.И. Набоков и землевладелец, юрист Н.В. Тесленко. С 1907 года председателем партии стал историк, профессор П.Н. Милюков.

Милюков Павел Николаевич родился в 1859 году, в 1886 году он окончил Московский университет; был учеником В.О. Ключевского, защитил диссертацию, стал приват-доцентом по русской истории, примыкал к кружку либеральных профессоров. В 1894 году за лекции «тенденциозного содержания» ему было запрещено вести преподавательскую работу. Некоторое время Павел Николаевич был профессором высшего училища в Софии, затем вернулся в Россию. В 1902 году его подвергли тюремному заключению на 6 месяцев, но отсидел всего два и был освобожден по указу царя. Снова заграница. На этот раз Франция. Милюков — участник съезда оппозиционных и революционных деятелей в Париже, состоявшегося в сентябре 1904 года. С апреля 1905 года — он в России, его политический капитал снова увеличился: за участие в организации «Союза союзов» Милюков пробыл в одиночном заключении почти месяц. За прочитанные «левые» лекции подвергался полицейскому дознанию, что лишило его права быть депутатом в двух первых Думах.

«Не будучи членом Думы, он не пропускал почти ни одного думского заседания, оказывая влияние на думскую фракцию кадетской партии»,— свидетельствовала царская полиция. В 1907 и 1912 годах П.Н. Милюков избирался депутатом III и IV Государственных дум. В 1908 году он, как член Думы и лидер партии кадетов, ездил в Америку, а в 1913 году был в Болгарии, где его принимал царь Фердинанд и министры.

Следует добавить, что П.Н. Милюков был умным, опытным политиком, умевшим не только хорошо говорить, но и писать. Недаром все передовые статьи центрального органа партии кадетов «Речь» по важнейшим вопросам политики в годы первой российской революции вышли из-под его пера.

Ради достижения целей своего класса и партии Милюков был готов на все. Авторитет его среди кадетов был высок, он пользовался большой популярностью в буржуазных кругах Запада, с которыми поддерживал тесные связи.

Сложный разнородный состав кадетской партии не мог не сказаться на ее политике, на постоянном лавировании ее лидеров между разными течениями, между левыми и правыми кадетами. Он в значительной степени определял большие разногласия в партии и, в конечном счете, ее «боеспособность».

Каковы же были взгляды Конституционно-демократической партии, изложенные в ее программе? Красной нитью через программу кадетов проходила идея самоценности человеческой личности и ее прав, составляющая основу мировоззрения либерализма. Защита политических, гражданских, экономических прав личности являлась одной из главнейших задач, которую преследовала программа партии.

Исходя из того, что сохранение свободы личности требует максимального рассредоточения государственной власти как источника принуждающей силы, кадеты в своей программе проводили принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную при обязательной и решающей роли народного представительства в отправлении властных функций. Депутаты представительных органов по их программе должны были избираться на основе Закона о всеобщем прямом, равном избирательном праве и тайном голосовании. Представительный орган должен осуществлять законодательную власть, утверждать государственный бюджет, контролировать деятельность администрации.

Программа партии состояла из восьми разделов. В первом из них — «Основные права граждан» — говорилось, что все граждане равны перед законом, что всякие сословные различия, всякие ограничения личных и имущественных прав подлежали отмене. Каждому гражданину предоставлялись свобода совести, вероисповедания, устного и письменного высказывания своих мыслей, право устраивать публичные собрания, образовывать союзы и общества, гарантировалась неприкосновенность личности и жилища, свобода передвижения и отмена паспортной системы, то есть были перечислены общие положения конституций буржуазно-демократических государств.

По национальному вопросу кадеты выступали за свободное культурное самоопределение наций: свободу разговаривать и получать начальное, а по возможности и дальнейшее образование на своем родном языке, свободу организовывать свои культурные учреждения. За царством Польским признавалось введение автономного устройства с сеймом, за Финляндией — полное восстановление прежней Конституции.

В разделе о государственном строе вопрос о том, чем должна быть Россия — монархией или республикой,— поначалу не затрагивался. Говорилось лишь о том, что Россия должна иметь Конституцию. Впоследствии это положение было уточнено и дополнено на II съезде партии в 1906 году: «Россия должна быть конституционной и парламентской монархией».

В таком виде статья 13-я, говорящая о государственном устройстве страны просуществовала до весны 1917 года. VIII съезд партии народной свободы, проходивший в мае этого года, в очередной раз внес поправку в указанную статью. Теперь она выглядела следующим образом: «Россия должна быть демократической парламентской республикой. Законодательная власть должна принадлежать народному представительству». Во главе исполнительной власти должен стоять президент республики, избираемый на определенный срок народным представительством, управляющим через посредство ответственного перед народным представительством министерства.

Однако как показала жизнь весной 1917 года, кадеты так и не решили для себя окончательно вопрос о будущем государственном устройстве России. Уже после Октябрьской революции, в феврале 1918 года, они принимают документ, в котором говорится следующее: «Провозглашенные республиканские формы правления не отвечают пониманию и степени государственного развития подавляющего большинства населения. Должно поэтому признать, что монархия после мартовского переворота 1917 года была отвергнута в ущерб интересам России... После долгого и горького опыта революций... восстановление законно приемлемой монархии как единственной формы, могущей обеспечить наше национальное и государственное бытие и порядок, представляется безусловно необходимым». Потерпев неудачу в ходе дальнейшей борьбы за реализацию этой цели, кадеты затем перенесли споры о целесообразности республиканской или монархической формы правления за рубеж, где оказались в эмиграции многие руководители этой партии.

Учитывая актуальность аграрного вопроса, VI раздел программы кадетов предусматривал увеличение земельной площади для мелких крестьян за счет государственных, удельных, кабинетских и монастырских земель, а также отчуждение части помещичьих земель на основе выкупа их государством «по справедливой» (не рыночной) оценке. Это означало, что, с одной стороны, расчищался путь для развития капитализма в деревне, с другой — не уничтожалось, а лишь несколько сокращалось помещичье землевладение, а класс помещиков сохранялся. Что же касается самих крестьян, то осуществление кадетской программы на деле бы привело к тому, что бедные стали бы еще беднее, богатые — богаче, ибо за отчуждаемую землю крестьяне должны были платить. Поэтому не случайно в программном документе пункт о выкупе земли сознательно опускался, зато о нем говорилось на съездах, писалось в газетах и книгах. Специальный раздел был посвящен рабочему вопросу. За рабочими признавалось право на организацию профессиональных союзов, устройство собраний, даже стачек. Предусматривались введение законодательным путем 8-часового рабочего дня, государственное страхование, законодательная охрана труда. Речь, таким образом, шла о насаждении буржуазных отношений на производстве, об «очищении» капитализма от докапиталистических отношений, о направлении борьбы рабочих в экономическое русло.

Кадетами была разработана обширная программа финансовых и экономических реформ. Ее основные требования сводились к следующим пунктам:

1)создание при Совете министров специального органа (с участием представительных законодательных палат и деловых промышленных кругов) для разработки перспективного плана развития всех отраслей народного хозяйства;

2)пересмотр устаревшего торгово-промышленного законодательства и отмена мелочной опеки и регламентации, стеснявших свободу предпринимательской деятельности;                 

3)пересмотр налоговой системы и сокращение непроизводительных расходов казны;

4)расширение бюджетных прав Государственной думы и преобразование государственного контроля;

5)открытие доступа частному капиталу в железнодорожное строительство, горные промыслы, почтово-телеграфное дело;

6)ликвидация или же максимальное сокращение нерентабельного государственного хозяйства и распространение на казенные заводы всех налогов и повинностей;

7)организация промышленного кредита и учреждение банка долгосрочного промышленного кредита;

8)создание торгово-промышленных палат и биржевых судов;

9) расширение внешней торговли и организация консульской службы.

Специальный раздел кадетской программы был посвящен вопросам просвещения. В нем кадеты выступали за уничтожение всех ограничений при поступлении в школу, связанных с полом, национальностью и вероисповеданием. Они настаивали на необходимости свободы частной и общественной инициативы в организации учебных заведений всех типов, а также в области внешкольного образования. В программе указывалось на необходимость установления связи между различными ступенями школ для перехода от низшей ступени к высшей. Кадеты настаивали также на автономии университетов, свободе студенчества, увеличении числа средних учебных заведений и понижения в них платы, на введении всеобщего, бесплатного и обязательного обучения в начальной школе. Органам местного самоуправления предоставлялось право заведования начальным образованием, участия в постановке всей учебной и воспитательной работы. В программе указывалось на необходимость устройства органами местного самоуправления общеобразовательных учреждений для взрослого населения, народных библиотек, народных университетов, развития профессионального образования.

В своей внешнеполитической программе кадеты настаивали на необходимости ориентации на страны западной демократии, на изменении внешнеполитического курса, защите приоритетных национальных интересов России, завершении процесса окончательного формирования «национально-территориального тела России». По существу речь шла о сосредоточении внимания русской дипломатии на решении всего комплекса военно-стратегических проблем в ближневосточном регионе (проливы Босфор и Дарданеллы, Константинополь), присоединении к России территории с преимущественно «русским населением» (Галиция, Угорская Русь), решение польского и армянского вопросов в составе России.

С глобальной постановкой и решением внешнеполитических проблем кадеты связывали вопросы коренной реорганизации русской армии и флота, их перевооружения и переоснащения современными видами вооружения, социальной защиты среднего и низшего армейского контингента, а также расширения и совершенствования сети военных средних и высших учебных заведений.

Следует подчеркнуть и ту мысль, что в программе конституционных демократов нашли отражение и выражение общенациональные интересы страны. Кадеты мечтали создать такое общество, в котором бы не было непреодолимых социальных конфликтов, установилась гармония национальных интересов, были созданы оптимальные условия для всестороннего развития личности. Фактически в кадетской программе речь шла о создании правового демократического государства со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Оценивая кадетскую программу и другие официальные документы партии, можно сказать, что они были направлены на постепенное изменение старого строя, на развитие России по буржуазному западному пути, что было прогрессивным по сравнению с самодержавным государством, но безусловно отставало от задач буржуазно-демократической революции.

Близкими к конституционно-демократической партии были программы Партии мирного обновления, образовавшейся в Петербурге в декабре 1905 года и просуществовавшей по лето 1906 года (руководители: граф П.А. Гейден, Н.Н. Львов, М.В. Стахович), и Партии демократических реформ, существовавшей в Петербурге с 1905 по 1907 годы (руководители: К.К. Арсеньев, И.И. Иванюков, М.М. Ковалевский, А.С. Постников).

Взгляды кадетов нашли отражение в программах либеральных национально-буржуазных партий Украины, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии. Единственное отличие состояло в том, что национальные партии не ограничивались только культурным самоопределением в рамках автономии, но и требовал и права политического самоопределения наций.

Идеи кадетов живы и в настоящее время. В современных условиях российской действительности они рассматриваются наследниками Партии народной Свободы — Союзом конституционных демократов, Конституционно-демократической партией, а также Либерально-демократической партией и другими как основа построения в России демократического рыночного государства.

Наряду с партией кадетов, с ноября 1905 года стала формироваться партия октябристов (полное название «Союз 17 октября»). Уже в ноябре — декабре 1905 года возникло 49 отделов партии. В начале 1906 года до апреля в период избирательной кампании в I Государственную Думу появилось еще 211 отделов. Численность партии первое время составляла до 60 тыс. человек. Социальную основу «Союза 17 октября» составляла крупная финансовая и торгово-промышленная буржуазия, крупные помещики, ведущие свои хозяйства по капиталистическому пути. В партию вошла часть «деловой» интеллигенции, которая полностью интегрировалась в капиталистическую систему и получала свою долю прибыли от эксплуатации трудящихся масс. Все 33 основателя Союза принадлежали к торгово-промыш-ленным и финансовым кругам, крупным помещикам и высшим слоям буржуазной интеллигенции.

Около 72 % руководителей октябристов были выходцами из дворян. Все члены ЦК «Союза» были связаны с различными видами собственности, 59 из 66 членов ЦК имели высшее образование. В губернских и уездных комитетах ведущее положение занимали промышленники, банкиры, торговцы, домовладельцы, помещики, цензовая интеллигенция, чиновники.

Октябристы не могли, конечно, похвастаться столь же блестящим, как у кадетов, «букетом» привлеченных в партию имен, что, к слову сказать, было предметом постоянной озабоченности их руководящих органов, особенно в предвыборные периоды. Однако и среди них мы находим людей ярких и по-своему замечательных. Это видные земские и общественные деятели: граф И.А. Гейден, М.Л. Стахович, князь Н.С. Волконский; столичные профессора, адвокаты, деятели науки и культуры: Л.Н. Бенуа, В.И. Герье, Ф.Н. Плевако, В.И. Сергеевич, Н.С. Таганцев; издатели и журналисты: Н.Н. Перцов, А.А. Столыпин, Б.А. Суворин; крупнейшие представители торгово-промышленного мира и банковских кругов: П.С. Авдаков, А.Ф. Цухин, Э.Л. Нобель, братья В.П. и П.П. Рябушинские; деятели других профессий, в частности глава известнейшей ювелирной фирмы К.Г Фаберже.

Первым председателем московского отдела центрального комитета партии до осени 1906 года являлся крупный землевладелец, действительный статский советник и камер-юнкер императорского двора Д.Н. Шипов, председателем петербургского отдела ЦК — барон П.Л. Корф. В октябре 1906 года председателем единого Центрального комитета стал общественный деятель, директор правлений московского учетного банка и страхового общества «Россия» А.П. Гучков.

Согласно уставу, членом «Союза 17 октября» могли быть как отдельные лица, так и целые организации и партии, целиком и полностью разделявшие положения царского манифеста. Среди подобных партии, объединившихся вокруг октябристов, были: Партия правопорядка, просуществовавшая с 1905 по 1907 год, объединявшая в основном членов Петербургской городской думы (лидер Л.И. Алтухов); Торгово-промышленный союз, во главе с И.С. Крючковым и Я.П. Карабасниковым, функционировавший в Петербурге с ноября 1905 года по март 1906 года; Торгово-промышленная партия, действовавшая в Москве с 1905 по лето 1906 года (руководители — крупные московские промышленники Г.А. Крестовников, В.П. и М.П. Рябушинские) и, наконец, Прогрессивная экономическая партия, существовавшая
в Петербурге с декабря 1905 по лето 1906 года (руководители — М.Н. Триполитов, Я.П. Беляев, Д.А. Нератов). В национальных районах страны октябристов активно поддерживали Польская партия реальной политики (угодовцы), Литовская христианско-демократическая партия, Балтийская конституционная (немецкая) партия. Имея в виду все выше названные немногочисленные партии октябристского толка, один из идеологов октябризма — тамбовский дворянин В.М. Петрово-Соловово — пояснял в декабре 1905 года: «Все они сходились в главных политических и экономических принципах и разнятся или во второстепенных подробностях, или даже только в различной формулировке одного и того же положения. Надо надеяться, — отмечалось в одной из его программных работ,— что в самом непродолжительном времени все они если и не сольются в одну общую организацию, то между ними будет заключен тесный союз и полное объединение электоральной (избирательной.— А.П.) тактики». Так в действительности и произошло.

С какой же программой выступили октябристы в разгар буржуазно-демократической революции? В программе партии говорилось, что главная цель ее — «оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ, направленных к полному и всестороннему обновлению государственного и общественного строя России».                 

Октябристы особо подчеркивали «сохранение единства и нераздельности российского государства, отстаивая его унитарный характер, отвергая даже автономию Польши. Только за Финляндией признавалось особое положение, «дающее ей право на известное автономное государственное устройство». За другими народами не признавалось даже культурной автономии, то есть права на развитие своего языка, культуры. Государственное устройство России октябристами мыслилось только как конституционная монархия не с Учредительным собранием, а с Государственной думой, избранной на основе всеобщего избирательного права, которое ограничивалось возрастным цензом (25 лет) и цензом оседлости. Октябристы являлись принципиальными противниками Учредительного собрания и открыто заявляли об этом в своем основном документе.

В программе пояснялось, что царь раньше был оторван от народа, а поэтому фактически был слабым, хотя и назывался самодержцем. Задача, по их мнению, теперь состояла в том, чтобы добиться единения монарха с народом, которое обеспечит ему действительную роль вождя «свободного народа». В связи с этим провозглашалась задача обеспечения известных буржуазно-демократических свобод.

Особое значение «Союз 17 октября» предавал земельной реформе. Цель была — расчистить путь капитализму в сельское хозяйство, ликвидировать крестьянскую общину, увеличить класс кулачества и в нем тем самым создать социально-классовую опору самодержавия в деревне. Разумеется, об этом в программе прямо не говорилось. В нем стояли требования уравнения крестьян в правах с другими сословиями, регулирования земельной аренды, содействия расселению и переселению крестьян, признания необходимости продажи крестьянам государственных и удельных земель, обязательного отчуждения отрезков и в исключительных случаях отчуждения помещичьих земель «государственной важности» на справедливых условиях вознаграждения. Что касается рабочего вопроса, то здесь предполагалось расширение рабочего законодательства, постепенное введение страхования рабочих, обеспечение на случаи болезни. Признавались стачки как средство защиты экономических интересов рабочих, одновременно запрещались стачки на предприятиях и учреждениях, имеющих важное общественное и государственное значение.

В развитии народного образования октябристы видели гарантии успеха реформ в целом. Помимо ассигнования дополнительных средств, здесь предусматривались: развитие системы начального, среднего и высшего образования, свобода частной и общественной инициативы в этой области, координация действий всех ступеней системы между собой и с нуждами практической жизни. Кроме того, важнейшее условие реализации всех начинаний «Союз» видел в проведении ряда судебных и административных реформ.

Введение бессословного, независимого от администрации суда, выборное начало в органах местной юстиции, упразднение судебно-административных учреждений, гласность судопроизводства, расширение компетенции суда присяжных, гарантированный законом контроль над деятельностью администрации — все эти меры должны были привести, с точки зрения октябристов, к становлению основ правового государства.

Специальный раздел был посвящен экономическим и финансовым вопросам. Он наиболее ярко свидетельствовал о том, помыслы какого класса отражал основной документ «Союза 17 октября». Здесь октябристы предлагали целый набор мер финансово-экономического характера, главными из которых являлись: содействие подъему производительных сил, особенно в области сельскохозяйственного производства; организация сельскохозяйственного, промышленного и торгового кредитов; распространение технических знаний и подъем производительности труда; расширение сферы частного предпринимательства в области эксплуатации и рационализации природных богатств, смещение акцентов в налоговой политике в сторону прямого прогрессивного налогообложения в противовес косвенному; развитие инфраструктуры — сети железных, водных, шоссейных и грунтовых дорог.

В целом программа октябристов была написана с позиций крупного капитала, подлинных хозяев экономической жизни страны, которые тесно переплетались с интересами капитализированных помещиков и самодержавия. Как видно, программа октябристов определенным образом отличалась от кадетской, поскольку отражала интересы не всего класса буржуазии, а высшего его слоя.

Объективный смысл предлагавшихся «Союзом 17 октября» реформ заключался в быстрейшем становлении индустриального общества, развитии буржуазных отношений во всех сферах производства и распределения, в сглаживании на этой основе политических, социальных и национальных противоречий.

В начало

 

2.    Национал-монархические партии и организации.

 Отчаянной попыткой царизма и господствующего класса — дворянства — продлить свод существование — явилось создание национал-монархических политических партий. У их истоков стояла дворянская организация, созданная в конце 1900 года в Петербурге и назвавшая себя Русским собранием. Оно было своего рода идейным клубом помещиков и самодержавия. Неслучайно в его состав входила тогдашняя элита общества: высшее чиновничество, знатное дворянство, военные, творческая интеллигенция. В 1906 году организация, согласно поименному списку, насчитывала в своих рядах около 2300 человек, в том числе 500 находилось вне Петербурга, в местных отделениях: в Харькове, Киеве, Вильно, Варшаве, Казани, Перми и других городах. Всеми делами собрания заправлял совет, куда входило 17 человек, в том числе министр внутренних дел В.К. Плеве, его заместитель, а затем министр П.Н. Дурново, князья Д.П. Голицын и М.Л. Волконский, граф Н.Ф. Гейден, граф П.Н. Апраксин и другие.

Постепенно из культурно-просветительного общества, занимавшегося изучением и сохранением традиций русской и славянской культуры и не преследовавшего политических целей, оно превратилось в национал-патриотическое, в ярого защитника самодержавия и организатора борьбы с революционными и оппозиционными партиями.

В недрах Русского собрания получила свое дальнейшее развитие монархическая теория времен Николая I: православие — самодержавие — народность. В начале XX века эта триада в устах монархистов приобрела совершенно новое звучание. Главное место отводилось монархическому принципу — власть монарха являлась незыблемой; народность понималась исключительно как национализм и великодержавный шовинизм. «Россия только дня русских!» — так звучал главный лозунг монархистов. Религии отводилась подчиненная монархии роль.

Разработав идеологические и политические положения, объединения правых, члены Русского собрания выступили в 1905 году инициаторами создания монархических партий. Так, в апреле 1905 года возникли две организации: «Союз русских людей», куда вошли сторонники так называемого «кружка московских дворян», и Русская монархическая партия. Центральное бюро ее находилось при газете «Московские ведомости», а их редактор В.А. Грингмут возглавил новоиспеченную партию, в рядах которой состояло около 5 тыс. членов. Но названные выше организации носили скорее корпоративный дворянский, чем партийно-политический характер.

Серьезное замешательство в ряды правых помещичьих сил внесли Всероссийская октябрьская политическая стачка и вырванный ею у царизма Манифест 17 октября. Монархистам понадобилась массовая политическая организация, способная прикрыть ее классовую сущность и цели демагогическими лозунгами, внешним «демократизмом».

В ноябре 1905 года на арене политической борьбы появилась главная национал-монархическая партия — «Союз русского народа», получившая поддержку царя и придворных кругов. Во главе партии стал главный совет с председателем — статским советником, бывшим военным врачом А.И. Дубровиным и его заместителями — дворянами В.М. Пуришкевичем и А.И. Тришатным. На местах организации Союза назывались отделами и подотделами, которые возглавляли дворяне, представители духовенства, реакционной интеллигенции, чиновничества, К концу 1907 года в целом по стране насчитывалось до 400 местных организаций, в рядах которых состояло более 100 тыс. человек.

Наиболее активную деятельность Союз сумел развить в южных и западных губерниях России, а также в Поволжье, то есть в районах, в наибольшей мере охваченных революцией и пестрых по своему национальному составу. Здесь преобладало крестьянское население и было много мелких городов. Рядовые члены Союза рекрутировались из представителей мелкой буржуазии — лавочников, мелких предпринимателей, владельцев трактиров, домов, гостиниц, а также уголовных элементов. Рабочие и крестьяне, по свидетельству самих руководителей Союза, были в нем наименее надежным элементом.

Союз русского народа как массовая политическая партия имел свою программу, принятую в сентябре 1906 года Всероссийским съездом уполномоченных отделов партии. Идеологическим ее стержнем была известная официальная триада. Далее следовал пункт о единстве и неделимости России, в котором провозглашалось отсутствие какой бы то ни было автономии для национальных окраин.

Чтобы заручиться поддержкой народных масс и в первую очередь многомиллионного крестьянства, руководители Союза значительное место отводили земельному вопросу. В основе его решения лежала мысль о неприкосновенности всякой частной собственности, в том числе и земельной. Программа предусматривала продажу крестьянам «на выгодных для них условиях казенных земель, покупку государством у частных владельцев добровольно продаваемых ими земель и продажу ее крестьянам по доступным ценам», увеличение помощи переселенцам. Одновременно с этим в ней подчеркивалась необходимость упрощения порядка продажи крестьянами своих земель, а главное — представления крестьянам права выхода из общины и закрепления за ними земли в качестве частной собственности. Это был курс на поддержку зажиточного крестьянства, которое и должно было стать опорой самодержавия.

Особое внимание в программном документе Союза русского народа обращалось на казачество. Признавалось необходимым «употребить все силы для улучшения быта отдельных казачьих хозяйств в земельном и денежном отношениях». Имелось в виду активно использовать казаков в подавлении революционных выступлений. Рабочим было посвящено несколько строчек. В них говорилось о возможном сокращении рабочего дня, государственном страховании, упорядочении условий труда, учреждении банка для облегчения создания рабочих и промартелей.

Большое место в основном документе Союза отводилось еврейскому вопросу. Ни одна другая партия в России не проповедовала такой неприкрытый антисемитизм. В отношении еврейской нации открыто провозглашалась дискриминационная политика. Она падала на благодатную почву ненависти к еврейскому народу, насаждавшуюся царизмом.

Чем был обусловлен антисемитизм в России? Сложным комплексом религиозных, экономических и политических причин. Поскольку христианство и иудаизм были связаны общими корнями, миллионы христиан знали историю еврейского народа, пожалуй, лучше, чем собственное прошлое. По средневековым представлениям, эта история доказывала, что евреи были не только избранным, но и проклятым народом. Этот предрассудок усвоили на Руси после крещения.

Восточнославянские племена получили предвзятое представление о евреях задолго до непосредственного соприкосновения с ними. Возможно, иудеи остались бы для русских одним только именем, подобным именам множества народов, исчезнувших еще в библейские времена. Однако в конце XVIII века, после разделов Речи Посполитой в Российской империи оказалось более половины евреев всего мира. По численности они составляли незначительную долю в общей массе населения (менее 5 % в конце XIX века), но в экономической и особенно в финансово-торговой сфере их удельный вес оказался значительно выше и возрастал с каждым десятилетием. Торговцы-евреи стали одним из наиболее мобильных и процветающих отрядов российской буржуазии. Консолидация по национальному признаку, многовековой опыт торговых и ростовщических операций, тесная связь с соплеменниками за рубежом — все это ставило евреев вне конкуренции на западных рубежах империи.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что эта картина была характерна в основном для губерний так называемой «черты еврейской оседлости». Деятельность евреев вне этого региона искусственно сдерживалась.

Ограничительное законодательство о евреях, постепенно сложившееся в России на протяжении XIX века, толкало их на антиправительственные выступления. Все оппозиционные партии, для которых это законодательство было ярчайшим примером средневековой дикости и мракобесия, выступали за равноправие евреев. Черносотенцы делали на этом особый акцент. Они утверждали, что «...переживаемая нами смута и вообще революционное движение в России...— все это дело рук почти исключительно евреев и ведется на еврейские деньги».

Такая политика закономерно приводила евреев в революционное движение, поэтому в составе политических партий, выступающих против царизма, процент их был очень велик. В связи с этим в сознании охранителей самодержавного строя евреи и революционеры стали постепенно отождествляться. Так, шаг за шагом, ненависть монархистов к сторонникам радикальных перемен сливалась с антисемитизмом. Все это вело к тому, что в своих программах и деятельности «Союз русского народа» и другие монархические партии уделяли очень большое внимание еврейскому вопросу. Ими предлагалось не допускать евреев в армию, высшие учебные заведения, на государственную службу, запрещать иметь им аптеки, книжные магазины, типографии, быть редакторами и издателями периодической печати.

Целью Союза Русского народа являлось выселение евреев в Палестину и оказание всесторонней поддержки сионистам, провозглашавшим такую же задачу. После манифеста 17 октября во многих городах страны в «черте еврейской оседлости» произошли кровопролитные погромы. Они прокатились в 358 населенных пунктах, где погибло 1622 человека, и получили ранения 3544. В ряде городов — Минске, Томске, Одессе, Киеве — погромщики были поддержаны войсками и полицией.

Наряду с печатной и устной пропагандой среди трудящихся, монархисты использовали дня борьбы с революцией вооруженные дружины, прозванные «черными сотнями». «Черная сотня» — это исторический термин, которым на Руси обозначалось тяглое посадское население — простой «черный» люд. Монархисты использовали эту историческую ассоциацию. В «Руководстве монархиста-черносо-тенца» говорилось: «Почетно ли это название «черная сотня»? Да, очень почетное. Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников...».

Известно, что после царского манифеста в течение трех недель черносотенцы более чем в 100 городах убили до 4 тыс. и искалечили около 10 тыс. человек. От рук «черной сотни» погибли виднейшие революционеры-больше-вики, в том числе Н.Э. Бауман в Москве и Ф.А. Афанасьев в Иваново-Вознесенске. Были убиты также два члена ЦК кадетской партии — М.Я. Герценштейн и Г.Б. Иоллос. Черносотенцы готовили покушение на премьер-министра, графа Витте.

Необходимо также, характеризуя национал-монархические партии и организации, остановиться на такой организации, как Всероссийский союз земельных собственников, образованный в ноябре 1905 года. В него вошли 53 члена — крупные русские землевладельцы. В программе этого союза нет ни слова о наделении крестьян землей, как будто этого вопроса в России вообще не существовало. В целях борьбы с революцией землевладельцы ратовали за введение военного положения, применение военно-полевых судов, сокращение срока следствий, увеличение численности сельской полиции, защиту имений военной силой, возмещение убытков, понесенных помещиками. Данная программа и легла в основу деятельности царского правительства, которое после отставки графа Витте возглавил П.А. Столыпин.

Таким образом, к началу первой русской революции и в ходе ее в России были созданы или находились в процессе формирования почти все главные политические партии. Они представляли интересы основных классов и слоев общества. Начало многопартийности в России было положено.

 

* * *

 

Анализ опыта революции 1905—1907 годов показывает, что в революционные моменты истории, когда резко активизируются все силы общества, усиливается процесс образования политических партий в стране.

Формирование политических партий связано с множественностью интересов различных слоев общества. Именно партии представляют существующие реально интересы, борются за них. Эти интересы могут быть противоположными, как, например, у монархистов и демократов в 1905 году, или частично совпадать. Все это неизбежно отражается на программе партии, ее идеологических и тактических установках, на характере ее деятельности, средствах и формах борьбы.

Отсюда с неизбежностью встает проблема отношения правящих сил страны к новым политическим партиям и организациям, весьма важную роль при этом играет способность правящих кругов глубоко понять причины и возможные следствия событий, принять и осуществить решения в интересах всего общества или, по крайней мере, его большинства. Царское правительство подавило революцию силой, а не решением стоящих проблем, не учетом общественных интересов. Поэтому оказалась неизбежной новая революция.

В таких условиях возникшие политические партии начинают активно пропагандировать и по возможности стремиться к осуществлению своих программ, как это делали кадеты, меньшевики, эсеры и др. В политической борьбе, стремясь к наибольшей поддержке, некоторые партии скрывают свои действительные цели, меняют тактику, но действуют они в направлении реализации своих программ.

Наиболее рациональный выход из революционных кризисов состоит не в подавлении интересов одних групп общества в пользу других, а в нахождении способов максимального учета и удовлетворения большинства их. Неслучайно из рассмотренных политических партий наибольшим влиянием пользовались кадеты и эсеры, которые провозглашали себя надклассовыми, заявляли о представительстве интересов всех слоев общества. Конечно, партия должна не только заявлять о своих целях, но и последовательно их проводить — только в этом случае она получит массовую поддержку.

Одним из важных политических уроков периода 1905—1907 годов является проблема отношений политических партий между собой, в особенности — зарождение тактики блоков. Мы наблюдаем блокирование у октябристов с монархистами — среди левых партий. Блокистская тактика возможна на основе частичного совпадения их интересов и целей в отдельные периоды борьбы. Однако широкого распространения в первой российской революции эта тактика не получила, что явилось одной из причин поражения революции. Для прогресса общества необходима консолидация всех имеющихся сил, которые могут способствовать такому прогрессу. Этот вывод особенно важен для современности.

В начало

 

Тест для самоконтроля

1. Кому принадлежат ставшие известными слова: «Дайте нам организацию революционеров — и мы перевернем Россию!»?

а) П.А. Столыпину; б) В.И. Ленину; в) Ю.О. Мартову.

 

2. Чем занималось «Русское собрание», созданное в Петербурге в 1900 г.?

а) культурно-просветительной работой по изучению и сохранению русской и славянской культуры;

б) подготовкой государственного переворота;

в) разработкой конституционного проекта для России.

 

3. Кто был председателем «Союза русского народа»?

а) И.Е. Марков; б) А.И. Дубровин; в) В.М. Пуришкевич.

 

4. Укажите династию российских предпринимателей, владевшую Никольской мануфактурой, на которой в 1895 г. произошла крупнейшая в России стачка:

а) Морозовы; б) Гучковы; в) Прохоровы.

 

5. Кто из перечисленных социал-демократов входил в редакцию газеты «Искра»?

а) С. Радченко; б) А. Ванеев; в) А. Потресов.

 

6. Какая партия выдвинула в Государственную Думу требования социализации земли?

а) большевики; б) кадеты; в) эсеры.

 

7. При обсуждении какого вопроса на II съезде РСДРП произошел раскол партии на большевиков и меньшевиков?

а) при обсуждении проекта программы партии;

б) при выборах в центральные органы;

в) при обсуждении проекта устава партии.

 

8. Сколько делегатов участвовало в работе I съезда РСДРП в 1898 г. в Минске, который провозгласил образование партии?

а) 46 делегатов; б) 9 делегатов; в) 67 делегатов.

 

9. Русские либералы в начале XX в. выступали за...

а) немедленное устранение династии Романовых в ходе военного переворота;

б) эволюционное развитие России, последовательное реформирование страны;

в) широкую народную революцию, установление диктатуры буржуазии.

 

10. Кто был председателем партии «Союз 17 октября»?

а) А.И. Гучков; б) П.Н. Милюков; в) В.М. Чернов.

В начало

 

В содержание