ТЕМА
9. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА.
ПРОЕКТ РЕФОРМ АЛЕКСАНДРА I
1. Основные черты внутренней политики
Александра I.
2. Проект государственных преобразований
М.М. Сперанского и их судьба.
3. Правительственные проекты конституционных реформ после войны 1812
года.
1. Основные черты
внутренней политики Александра I.
В начале XIX века основы
Российского государства, освещенные традициями русской жизни и казавшиеся
незыблемыми, подверглись суровым испытаниям. Неумолимый ход исторического
развития постепенно показывал неизбежность разрушения системы. На исходе первой
четверти века стали проявляться верные признаки того, что самодержавие в
прежнем своем виде уже не соответствует требованиям времени и без изменений
вряд ли сможет долго существовать. Впервые перед верховной властью и обществом
реально встал вопрос о правомерности неограниченного самовластия и крепостного
права.
Обладая политическим мышлением и неутомимой энергией,
Павел мог бы стать великим самодержцем-ре-форматором. В соответствии с идеалом
петровских преобразований Павел стремился усилить централизаторские
начала в императорской власти, уравнять перед лицом самодержца все сословия,
ликвидировать их привилегии. Другими словами, Павел пытался ограничить произвол
дворянства во имя собственного произвола. Но долголетнее ожидание престола
определило слишком торопливую тактику, словно Павел боялся не успеть сделать
все задуманное, на которое по логике вещей требовались десятилетия.
Новые указы сыпались как из рога
изобилия — в среднем 42 в месяц, что зафиксировано в «Полном собрании законов
Российской империи». Эта излишняя торопливость Павла способствовала искажению
его первоначальных, в общем-то, позитивных реформаторских замыслов, что, в
конечном счете, создало негативный ореол вокруг его имени. Так, чтобы облегчить
управление дворянством, Павел планирует вовлечь русское дворянство в некий
огромный рыцарский орден наподобие мальтийского (число командоров ордена
возросло в империи почти до 100, по подсчетам Н.Я. Эйдельмана).
Смерть императора Павла I
в 1801 году, по мнению М. Фонвизина, должна была стать исходной точкой преобразований,
если только суметь воспользоваться этой предоставленной возможностью.
Александр
I был одним из наиболее
образованных людей своего времени и прекрасно осознавал необходимость и
неизбежность проведения реформ в России. Это понимание причудливо сочеталось в
нем с боязнью дворянской инициативы. По словам историка С.Б. Окуня, Александр I напряженно искал концепцию феодального абсолютизма,
которую можно было бы с успехом противопоставить идеям буржуазной революции. Как отмечал Е.А. Вяземский, в отличие от других стран, у нас
революционным является правительство, а консервативной — нация. По
мнению историка Н.М. Дружинина, Александр I
вплоть до 1820 года чувствовал вокруг себя влияние французской революции. В
1801—1820 годах российское самодержавие пыталось создать новую форму монархии,
юридически ограничивающую абсолютизм, но фактически сохраняющую единоличную
власть государя.
Царь не исключал потенциальную возможность
альтернативного хода истории, в результате которого ему пришлось бы из монарха
самодержавного стать монархом конституционным. Предполагая, что в России может
произойти революция, он хотел к ней заранее подготовиться и выступить как
инициатор целого ряда прогрессивных начинаний.
Царь хотел совместить разнородные и противоречивые
требования своего времени. Искреннее желание дать России конституцию он
сохранил до последних дней. Но это не мешало создавать военные поселения и
искать образец политической системы в армейской дисциплине и организации.
«Самое ограничение произвола у него выходило произволом же. Это был носитель
самодержавия, себя стыдившегося, но от себя не отрекавшегося»,— таково мнение
В.О. Ключевского.
В самом начале своего правления Александр I публично определил реформаторский курс во «Всемилостивейшей
грамоте Российскому народу», в которой чувствовался дух эпохи Просвещения.
Поговаривали даже об участии А.Н. Радищева в
составлении грамоты, который смотрел на Александра I
как на будущего президента с императорским титулом.
Однако в России не было достаточно заметного слоя
просветителей. Роль посредника между просвещенным самодержавием и народом
Александр I решил отвести государственной бюрократии
нового типа. На роль царского окружения претендовали три правительственные
группировки: верхи екатерининской бюрократии («екатерининские старцы»), новая павловская бюрократия и так называемые «молодые друзья».
Первые стремились превратить сенат в коллегиальный представительный орган
сановных верхов с законодательными функциями и тем самым поставить законодательную
власть царя под контроль вельможных кругов. Их требования (конституционные
проекты П.А. Зубова и Г.Р. Державина) были близки шляхетским проектам.
Новая павловская бюрократия
была настроена еще более радикально по отношению к императорской власти, хотя в
целом это были весьма умеренные проекты.
Лавируя между группировками, Александр I избрал в качестве реформаторского окружения «молодых
друзей», которые составили так называемый «Негласный комитет». Члены
«Негласного комитета» хотели сохранить сильную монархическую власть путем
централизации и бюрократизации государственного аппарата. «Негласный комитет» просуществовал формально два с лишним года, с 1801
по 1803 год. Всего было проведено около 40 заседаний. В его работе принимали
участие два явных вольнодумца: польский репатриант, сын участника польских
восстаний А. Чарторышский и граф Строганов,
член якобинского клуба.
Вместо аристократического конституционализма екатерининцев, стремившихся защитить дворянство от царского
деспотизма, а с учетом «печального» опыта Франции — и от революции, «молодые
друзья» предпочли бюрократический конституционализм. Это была политика
подчинения себе всей исполнительной власти, направленная на вытеснение
коллегиальных форм, наметившихся еще при Павле, на усиление единоначалия. Этой
цели служило учреждение министерств (1802). Подобная государственная модель
была способна порождать лишь отдельные административные реформы. В целом
бюрократизация стала антитезой конституционному развитию.
Это стало одной из причин охлаждения Александра I к «молодым друзьям» и
вызвало этап, связанный с деятельностью М.М. Сперанского. Сперанский по заказу
Александра I
пытался
ограничить произвол бюрократизма сановной
аристократии, расширить ряды либерального чиновничества.
На взгляды Александра повлияли опыт и рекомендации его
учителя в молодые годы Лагарпа, который впоследствии
стал главой республиканской администрации в одном из швейцарских кантонов. Лагарп советовал избегать политизации народа, проводить
медленные и осторожные мероприятия в деле конституционного
движения России, особенно в части крестьянского вопроса.
Подобно тому, как из всех разговоров о конституции на
практике мог родиться только указ о создании министерств, так и из разговоров
об уничтожении крепостного права родился только один указ о «вольных
хлебопашцах».
Сразу же после вступления на престол Александр
предложил проект закона о запрещении продавать крестьян без земли. Однако
проект указом так и не стал.
Существует мнение, что среди членов «интимного»
комитета различались два направления: более радикальное во главе со Строгановым
и умеренное, представленное Новосильцевым. Строганов совместно с Кочубеем был
сторонником выкупа государством дворовых крестьян. В свое время в Париже вместе
с воспитателем-французом, республиканцем по убеждениям, Строганов вступил в
члены якобинского клуба. Отсюда становится понятным его отношение к
крепостничеству. По его мнению, большой опасностью было не освобождение
крестьян, а сохранение крепостного права.
Поначалу последовали меры, направленные на некоторое
ограничение монополии дворян на землю и крестьян. Так, в декабре 1801 года был
опубликован указ, позволяющий купцам, мещанам и казенным крестьянам покупать
землю в собственность. Раздача населенных имений стала проводиться в виде сдачи
их в наследственную аренду.
В ноябре 1802 года Александру была подана графом
Румянцевым, сыном екатерининского фельдмаршала, записка с проектом, который, по
мнению автора, привел бы «к постепенному уничтожению рабства». Это право
помещиков освобождать за соответствующее вознаграждение крепостных, закрепляя
за ними определенный участок земли на правах личной или общинной собственности.
На основе предложения Румянцева, вопреки возражениям сановников, появился указ
о «свободных хлебопашцах». В разряд свободных хлебопашцев попали крестьяне,
отпущенные помещиком и приобретшие земельный надел. Подушный налог они платили
наравне с помещичьими крестьянами, рекрутскую и земскую повинность выполняли
как казенные.
Всего в разряд «свободных
хлебопашцев» за период царствования Александра было переведено, по подсчетам
историков, чуть более 47 тысяч душ мужского пола. В среднем крестьяне платили
за переход в разряд «свободных» до 396 рублей с души (минимальная стоимость
выкупа равнялась 139 рублям, максимальная достигала 4—5 тыс. рублей). Указом
воспользовалась незначительная часть буржуазной верхушки крепостной деревни,
так как условия были выгоднее, чем при обычной продаже.
Правительство Александра I
уделяло большое внимание народному просвещению. Было введено новое устройство учебных
заведений. В 1803 году организовано 6 учебных округов, во главе которых
поставлены попечители. Учебные заведения разделены на 4 разряда: приходские,
уездные, губернские (гимназии), университеты. Кроме существовавшего
ранее Московского, были основаны Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский и Петербургский. Они
становились центрами подготовки кадров, специалистов, центрами культурной
жизни. По новому уставу им предоставлялась значительная самостоятельность:
совет университета избирал своих руководителей, определял всю учебную и
хозяйственную жизнь университета. Поначалу была острая нехватка студентов, так
как дворянство предпочитало военные заведения или частные пансионы, где
разночинцам учиться было материально тяжело.
Возникают учебные заведения особого типа, так
называемые лицеи, предназначавшиеся исключительно для дворян, где проходили и
гимназический, и университетский курс (Царскосельский лицей, Демидовский в
Ярославле).
Открываются учебные заведения специального назначения —
институт путей сообщения, Московское коммерческое училище и др.
Позднее, по инициативе М.М. Сперанского, был принят
указ от 6 августа 1809 года, который восстановил прочно забытые после Петра I критерии, согласно которым чин должен соответствовать
познаниям. Коллежский асессор должен был окончить университет или сдать
экзамены по специальной программе.
Всеми этими преобразованиями в государственной,
экономической и образовательной сферах в 1803 году в целом и ограничилась
деятельность «Негласного комитета».
2. Проект
государственных преобразований М.М. Сперанского и их судьба.
Никто из членов «Негласного комитета» не отличался
способностью воплощать политические идеи в конкретные преобразования, как это
умел делать М.М. Сперанский. Не будь
этой находки, возможно, их деятельность ограничилась бы одними разговорами и не
вылилась в какие-либо
практические меры. Непосредственно на заседания аристократов-реформаторов
бывший попович не допускался. Поручение составить тот или иной проект передавал
ему Кочубей. В ответ следовала целая серия политических записок.
В воззрениях М.М. Сперанского на пути и средства
преобразования России было немало сходного с взглядами членов «Негласного
комитета». Подобно им, он исходил из того, что главным орудием реформ должен
быть законный государь, но Сперанский не считал, что последнему
можно доверять настолько, чтобы вообще исключить вопрос о гарантиях соблюдения
им конституции и законов.
Сперанский понимал, что силу может ограничить,
сбалансировать только сила, поэтому средство ограничения силы правительства,
гарантии соблюдения им законов он искал в народе, который, по его мнению,
всегда имеет в самом себе достаточную силу, чтобы уравновесить силу
правительства. Однако для этого народ необходимо было соответствующим образом
организовать. По словам Сперанского, должен быть создан просвещенный и
политически образованный слой людей (собственников), своеобразный буфер между
престолом и народом, знающий пределы власти монарха.
Описанную форму политической организации Сперанский
назвал «истинно монархическим правлением». Как верный сын своего времени,
Сперанский наивно идеализировал механизм государственной власти в Англии
применительно к России. Одновременно с мерами по преобразованию существующей в
России формы правления Сперанский предлагал осуществить меры по ликвидации
крепостного права. Общая реформа общественно-политического строя России
представлялось Сперанскому как довольно длительный процесс.
М.М. Сперанский родился в 1772 году в семье сельского
священника Владимирской губернии. Закончив Суздальскую духовную семинарию,
обучался в Петербургской духовной академии.
Получил степень магистра. Преподавал математику, красноречие, философию,
французский язык. В 1797 году поступил на гражданскую службу в чине титулярного
советника. Вплоть до 1807 года пребывал в тени, только лишь в качестве
исполнителя. В октябре 1807 года Александр приближает к себе Сперанского как статс-секретаря, т. к. царь охладел к своим
друзьям-реформаторам, Их реформы осуществлялись лишь частично, плохо
уживались со старыми элементами и приводили порой к обратному эффекту.
Неудачи в осуществлении реформаторских проектов,
разрабатывавшихся в «Негласном комитете», окончательный распад его не отвратили
Александра I от политических
реформ. Царь нуждался в них, чтобы подчинить себе государственную бюрократию,
их корпоративные интересы и предотвратить исполнительский саботаж. Известно,
что его отец, император Павел, был убит своими сановниками. Александр полагал,
что избежать подобных неприятностей можно посредством более рациональной
организации управленческого аппарата. В этом заключалось объяснение царя факта
приближения к себе Сперанского. К тому же, потерпев поражение под Аустерлицем,
Александр столкнулся с падением своего авторитета в обществе. Встреча с
Наполеоном на Немане была воспринята русской общественностью как унижение
национального достоинства, а присоединение России к блокаде Англии принесло
русскому купечеству и дворянству крупные убытки. Именно в этот момент Александр
окончательно порывает со своими друзьями по «Негласному комитету», но
приближает к себе Сперанского, Румянцева и Аракчеева. Последний
в январе 1808 года становится военным министром. Таким образом, звезды
Сперанского, которого Пушкин назвал «гением блага», и Аракчеева — «гения зла»
взошли на политическом небосклоне России одновременно.
Возвышая и приближая к себе поповича и выходца из
обедневших дворян, царь тем самым бросал вызов аристократическим кругам, не
принявшим его политики сближения с Францией. Согласно высказыванию Ф. Булгарина, Наполеон высоко оценивал Сперанского. В знак
особого уважения к личности русского статс-секретаря Наполеон подарил
Сперанскому богато убранную бриллиантами табакерку со своим изображением.
«Единственной светлой головой в России» назвал он при этом Сперанского.
1 января 1810 года Александр I
учредил своим манифестом Государственный
Совет. Сперанский получил в этом органе высшего управления должность
Государственного секретаря. В его ведении оказались вся переписка, организация
работы Совета. В этот период он проводит мероприятия по совершенствованию
системы образования.
Ставя вопрос о создании в России
независимого в экономическом (имущественный ценз) и политическом отношениях
сословия, посредством которого можно обеспечить независимость законодательной
власти от исполнительной, Сперанский указывал, что независимость этого сословия
может быть обеспечена развитым общественным мнением. Последнее возможно
при просвещенном населении и ликвидации крепостничества, ибо просвещать народ и
одновременно оставлять его в рабстве означает дать яснее ему почувствовать свое
положение и вызвать тем самым активный протест.
Для обратимости общественных
преобразований нужны грамотные законы. Это предполагает справедливый суд. Последний, в свою очередь, невозможен без просвещенных судей,
публики и т. д. Словом, реформа каждой отдельной сферы жизни русского общества
попадала в замкнутый круг. И чем больше реформируемых сфер, тем больше
замкнутых кругов.
Спустя много лет, реформаторские
замыслы Сперанского подверг резкой критике за опору на официоз Н.Г.
Чернышевский.
На самом деле Сперанский отвергал
крайние средства осуществления преобразований, в том числе революции за их
разрушительный характер, т. к. они порой отбрасывают общество далеко назад. При
этом уничтожаются зачастую лишь социальные носители зла, а не само зло.
Борющиеся против бюрократической системы часто проникаются бюрократическим
сознанием, когда начинают видеть решение общественных проблем лишь во внешних
изменениях названий, декораций и т. п. Взять власть — не значит осуществить
глубинные революционные преобразования.
Сперанский понял, что основное противоречие в эволюции
русского общества — противоречие между объективной необходимостью
общественно-политических перемен и отсутствием для такого устройства
соответствующего человеческого материала. Поэтому он находит выход в медленном,
постепенном совершенствовании «здания российской жизни» при содействии
государственной власти. Он понимал, что для удержания захваченной власти
революционерам потребуется зависимость народа, подобная крепостной.
Формы государственного правления представлялись
Сперанскому в следующем виде: Россия делится на губернии, губернии — на округа,
округа — на волости. В волости из землевладельцев избирается законодательный
орган — волостная дума, которая, в свою очередь, избирает членов местной
администрации и депутатов в окружную думу. В округе такие же права принадлежат
окружной думе, состоящей из депутатов волостных дум, а в губернии — губернской
думе, состоящей из депутатов окружных дум.
Губернские думы посылают своих депутатов в
Государственную думу — высший законодательный орган империи. Судебную власть
представляют волостные, окружные и губернские суды под верховенством Сената —
высшего судебного органа страны.
Исполнительную власть осуществляют волостные, окружные
и губернские управления под руководством министерств. Все ветви власти
соединялись Государственным Советом, играющим координационную роль и состоящим
из лиц, назначаемых императором. Таким образом, была разработана рациональная
схема управления: император и три коллегиальных органа-сословия: Государственный Совет, Дума (законодательная власть), Сенат (с
судом), министерства (исполнительная власть).
Сперанский допускал управление страной посредством
бюрократически организованных чиновников как неизбежное зло. Однако такие
чиновники должны были быть ответственны перед обществом. В этих целях
Сперанский хотел преобразовать Сенат, отделив его судебную функцию от административной, образовав два Сената — правительственный и
судебный.
Исполнение проекта Сперанского началось в 1810 году. В
преобразованном виде был открыт Государственный Совет, в 1811 году
преобразованы министерства. Однако реформа Сената, формирование судебной ветви
власти не состоялись. Наступление натолкнулось на русскую знать. Она теряла былые привилегии. План преобразований в
области финансов вводил особый налоговый сбор с дворян землевладельцев. Указ о
придворных званиях (апрель 1809 года) обращал придворные звания
камер-юнкера в простые отличия без особых привилегий. Всем носителям этих
званий предлагалось вступить на службу, а экзамен на чины вызвал недовольство
со стороны армии русских чиновников.
Недостатком преобразований Сперанского являлось то, что
они совершались втайне от общества, а это не давало возможности передовой части
общества заинтересованно и активно выступать в поддержку реформ. В обстановке
искусственно созданной вокруг реформы атмосферы таинственности любая сплетня и
интрига становились мощным орудием в борьбе с реформатором. Они и привели к
опале и ссылке Сперанского.
Выбрав в качестве главного орудия осуществления
преобразований верховную власть, Сперанский упустил из вида тот факт, что
император должен был испытывать постоянное давление снизу, хотя бы из сановного
окружения. Никаких усилий в этом направлении Сперанский не предпринял. Он
остался канцелярским реформатором.
18 марта 1811 года Екатерина
Павловна, сестра Александра I,
передала ему записку историка Карамзина «О древней и новой России»,
направленную против реформаторских начал. Последовали доносы на Сперанского о
получении взяток, членстве в масонской ложе, куда он вступил годом раньше, о
тайных связях с Наполеоном. После унизительного Тильзитского
мира для своей реабилитации Александру I
в качестве патриотического шага необходимо было пожертвовать Сперанским,
сформировавшим себе имидж поклонника Наполеона. В качестве улики предстала
переписка Сперанского с Нессельроде, где
корреспонденты пользовались условными выражениями и прозвищами. Сперанский был
лично допрошен Александром.
Сперанский отправляется в ссылку. Император же, по
собственному признанию, «потерял правую руку», а впоследствии говорил о
Сперанском так: «Он никогда не изменял России, но изменил лично мне».
Дальновидные проекты Сперанского не получили
практического воплощения в жизнь.
3. Правительственные
проекты конституционных реформ после войны 1812 года.
Насколько идеи конституции были
известны и популярны в мире и России в начале ХIХ
века? В большинстве стран Европы правящие власти длительное время отказывались
от самой мысли о писаной конституции. В Англии, где впервые была разработана
конституция (в ХVII веке), практически
изначально утверждается отрицательное отношение к тому или иному
систематическому законодательному изложению основ государственного управления.
Известно высказывание Пальмерстона о том, что он
готов дать хорошую награду тому, кто принесет ему экземпляр английской
конституции. В Великобритании и сегодня не делают существенного различия между
конституционным и любым другим законом. Вплоть до 30-х годов XIX века писаные конституции имелись только в Америке,
Франции, Испании, Португалии, Финляндии (автор Сперанский), Польше (легла в
основу конституции Муравьева).
Накануне XIX века Карамзин так
писал о конституции: «Конец нашего века почитали мы юнцом
главнейших бедствий человечества и думали, что в нем последует соединение
теории с политикой, умозрения с деятельностью; что люди, уверяясь нравственным
образом в изящности законов чистого разума, начнут исполнять их со всей
точностью и под сенью мира, в крове тишины и спокойствия насладятся истинными
благами жизни... Где теперь сия утешительная система?.. Она разрушилась
в своем основании...».
Слово «конституция» было знакомо лишь дворянству.
«Конституция» фигурирует у Корфа М.А. в анекдоте о том, что солдаты называли
этим именем жену цесаревича Константина в период декабрьских событий 1825 года.
После Венского конгресса заканчивается отход Александра
I в сфере внутренних преобразований.
Первым шагом к преобразованию в чисто русских губерниях
стало учреждение должности генерал-губернатора пяти центральных губерний
(Воронежской, Рязанской, Орловской, Тамбовской и Тульской). На этот пост был
назначен генерал А.Д. Балашов, занимавший ранее пост министра полиции и
используемый императором для выполнения особо доверительных поручений. Его
задачей была подготовка к постепенному преобразованию системы управления
губерниями. Первые изменения стали вводиться в Рязанской губернии.
Новый реформаторский прилив особо не скрывался. Царству Польскому даруется конституция. Александр I рассматривал конституционный
опыт в Польше как прелюдию к общероссийской конституции. Его речь,
произнесенная в Варшаве в марте 1818 года при открытии первого польского сейма,
была напечатана в русских газетах. В канцелярии Новосильцева, доверенного лица
Александра I в Польше, создается
комиссия по составлению проекта русской конституции под названием «Уставная
грамота Российской Империи». В комиссию включаются французские исполнители.
Одна из парижских газет публикует информацию о содержании проекта. Подобными
шагами император как бы дает возможность дворянству последовать
его примеру уступить часть власти. Однако делает он это не в самый
подходящий момент: европейская гегемония России и начавшийся экономический
подъем только прибавили самоуверенности русскому дворянству.
Впервые текст русской конституции был опубликован
только в 1830 году польскими повстанцами, когда в их руках оказался архив. Под
напором дворянской реакции, испытывая страх от информации о деятельности тайных
обществ, Александр I отступает от курса реформ и делает
ставку на тотальную слежку.
После войны 1812 года Александр неоднократно обращался
то к одному, то к другому государственному деятелю, предлагая сочинить проект
крестьянской реформы (ведь даже Наполеон в своих прокламациях обещал крестьянам
свободу). Иные старые деятели оказались в этом вопросе более либеральными, чем
молодые реформаторы. А.Р. Воронцов предлагал, например, проект о владении
крестьянами недвижимой собственностью как первый шаг к освобождению. Адмирал
Мордвинов — председатель Государственного Совета, человек с
взглядами английского тори — поддерживал идею о праве владения купцов,
мещан и казенных крестьян недвижимым имуществом, но твердо считал, что
освобождение крестьян от крепостной зависимости может произойти только по
желанию дворян. Мордвинов предполагал выкуп личной свободы крестьян у помещиков
за счет самих крестьян. О выкупе земли речь не шла. Будучи либералом, он
надеялся на то, что хозяйства с достаточным количеством хуторян или фермеров с
наемными рабочими вытеснят помещичьи и безболезненное освобождение состоится
экономически.
Граф Д.А. Гурьев также подключался к разработке проекта
освобождения крестьян, для чего была создана специальная секретная комиссия.
Планировалось разрушение общины и создание в России капиталистического
сельского хозяйства. Известен также проект Е.Ф. Канкрина,
будущего министра финансов при Николае I,
предполагающий медленный выкуп крестьянами помещичьих земель за 60 лет. Все расходы
взяло на себя государство. Проект света не увидел, так как был весьма смелым
для того времени.
Александр официально поручает Аракчееву составить
проект освобождения крестьян, что было явлением неординарным. В своих
рекомендациях Александр просил не допустить никакого насилия со стороны
государства по отношению к помещикам. И Аракчеев сочинил план постепенного
выкупа крестьян у помещиков с наделом в две десятины. Личная свобода и две
десятины стоили государству 5 млн
рублей ежегодных выплат помещикам. Выкуп затягивался на 200 лет. Но даже в
пределах грубой аракчеевской реформы Александр был не в силах довести дело до
конца. Вся эта проектная работа предшествовала началу работы над русской
конституцией и была ключевым условием ее принятия.
Правительство, предложив помещикам Эстляндии
выгодные условия, инициировало их на освобождение крестьян без земли путем
предоставления личной свободы. Крестьяне получили право владения движимым
имуществом и четко определенные повинности. К аналогичному шагу подталкивались
полтавские и черниговские помещики, однако, они отказались это сделать. Уровень
развития товарно-денежных отношений в этих районах был ниже, чем в Прибалтике.
Дело освобождения крестьян окончательно заглохло.
В 1822 году, когда из доносов императору стало известно
о кружках свободолюбивой молодежи из дворян, следует реакция: указ о праве
помещиков ссылать крестьян в Сибирь, удвоении полиции, изгнании свободомыслящих
из университетов, цензура в печати. Информация о силах тайных обществ была
преувеличена. Александр решил, что Россия находится накануне военной революции
и Гражданской войны, что страну ожидает весьма реальная перспектива испытать в
ближайшем будущем все «ужасы» Французской революции.
В 1825 году императрица Елизавета Алексеевна, жена
Александра I, была смертельно больна. Отправляясь с ней
в Таганрог вместо европейских курортов, царь знал, что это их последнее
совместное путешествие. Мысли о грядущей смерти посещают его в это время. Царь
увлекается мистикой, становится религиозно замкнутым.
Перед поездкой Александра I в Таганрог
Н.М. Карамзин сказал ему: «Государь, Ваши дни сочтены, Вы не можете более
ничего откладывать и должны еще столько сделать, чтобы конец Вашего
царствования был достоин его прекрасного начала». Последовали известные события
14 декабря в результате династического кризиса, происшедшие после смерти
императора или ухода его из мира под именем старца Федора Кузьмича (есть и
такая историческая версия).
Царствование Николая I стало новой
эпохой в политическом развитии России. Одна из характерных ее черт — потеря
интереса власти и общества к конституционным идеям. Для
власти решающим доводом в отказе от конституционализма стали события 1830 и
1848 годов, когда революции в Европе показали, что само по себе введение
конституции не является гарантией от внутренних потрясений. После подавления
польского восстания 1830—1831 годов была ликвидирована конституция в
Королевстве Польском и стала невозможна постановка вопроса о создании
конституции в Российской империи. Именно в эпоху Николая I оформилось представление о прямой противоположности
между государственными порядками Российской империи и конституционным
устройством.
Ослабел интерес к конституционным
идеям и у русского общества. Конституционализм первой четверти XIX века основывался в
основном на идеях «века просвещения», для которых характерны представления об
общественном развитии и трактовка государственного строя как результата
рациональной деятельности правителей. Во второй четверти XIX века в России, как и во всей Европе, стали господствовать
новые идеи, получившие название «романтизм». Для них характерно особое внимание
к своеобразию национального развития каждого народа и признание органичности
развития государственного строя, который определялся не столько усилиями
отдельных деятелей, сколько «народным духом» каждой нации. И хотя «национальный
дух» русского народа понимался по-разному, все же и сторонники «официальной
народности», и первые представители либерализма в лице западников и
славянофилов, и зачинатели революционно-демократического движения искали его не
в конституционных идеях. Новый подъем интереса русского общества к
конституционализму приходится на рубеж ХIХ—ХХ веков.
1. Автором Указа «О вольных
хлебопашцах» явился:
а) Строганов П.А.; б) Румянцев Н.П.; в) Воронцов А.Р.
2. Привилегированные учебные
заведения для дворянской молодежи — лицеи были открыты:
а) Москва; б) Петербург; в) Царское Село.
3. Французский император
Наполеон предложил Александру I «променять на какое-нибудь
королевство»:
а) Аракчеева А.А.; б) Новосильцева Н.Н.; в)
Сперанского М.М.
4. Укажите государственные
органы, учрежденные в эпоху царствования Александра I:
а) Государственная Дума; б) Государственный Совет; в)
коллегии.
5. Назовите дату Бородинского
сражения:
а) июль
6. Укажите фамилию русского
полководца, погибшего в битве при Бородино:
а) Тормасов А.П.; б)
Барклай-де-Толли М.Б.; в) Багратион П.И.
7. «Великая армия» Наполеона
отступала из Москвы по...
а) Калужской дороге; б) Рязанской дороге; в)
Смоленской дороге.
8. Авторство в работе над
«Уставной грамотой Российской империи» принадлежит:
а) Сперанскому М.М.; б) Новосильцеву Н.Н.; в)
Карамзину Н.М.
9. Император Александр I
предоставил Конституцию:
а) Прибалтике; б) Финляндии; в) Польше.
10. «Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа...» Автором проекта упомянутой Пушкиным Александрийской
колонны, а также Иссакиевской колонны в Петербурге
является архитектор:
а) Монферран О.Р. б) Росси
К.И.; в) Тон К.А.