1943
Зураб Церетели
Зураб Константинович Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси в семье грузинского интеллигента, сохранявшей старинные традиции. Его отец Константин Георгиевич известен в Грузии как инженер-строитель. Заметное влияние на пытливого и восприимчивого ребенка оказал дядя, брат его матери известный живописец Георгий Нижерадзе. В его доме, где мальчик провел значительную часть своего времени, постоянно бывали крупнейшие деятели культуры, видные художники - Давид Какабадзе, Серго Кобуладзе, Уча Джапаридзе и многие другие. Они стали первыми учителями увлекавшегося изобразительным искусством юноши.
В 1952 году З.Церетели поступил в Тбилисскую академию художеств. Ему не пришлось долго выбирать себе профессию: призвание рано проявило себя, общение с крупнейшими мастерами утвердило его в желании стать художником. В те годы Академия художеств в Тбилиси была одним из основных центров, где сохранялась классическая художественная культура. Здесь преподавали не только уже упоминавшиеся знаменитые мастера, но и целый ряд прославленных профессоров Академии художеств в Петербурге, вынужденных уехать на Кавказ. Они передали З.Церетели богатейшие традиции российской художественной культуры, сохранившиеся в их творчестве со времени «серебряного века» Особенно значительную роль сыграли в этом профессора П.А.Шарлемань и В.Н.Шухаев, мастера классического рисунка. Благодаря своим учителям З.Церетели получил великолепную академическую школу, которую сохранил на всю жизнь, несмотря на постоянное стремление к творческим поискам.
1958 году уже при выпуске из Тбилисской академии его тяга к эксперименту, к стремлению найти новые средства выражения привели художника к конфликту с официальным направлением в живописи. Его дипломная работа «Песнь о Тбилиси», получившая горячее одобрение М.Сарьяна, тем не менее не была допущена до защиты из-за «элементов условности». З.Церетели проявил ещё одно качество, которое пройдет через всю его жизнь. В считанные дни он написал для диплома портрет одного из своих друзей, и он был принят Академией.
Не случайно местом первой работы З.Церетели стал Институт истории и этнографии Академии наук Грузии. Она раскрыла перед ним возможность изучить народное искусство, получить вкус к его яркости и вековым, обобщенным поколениями мастеров образам. Это существенно помогло художнику в его становлении как монументалиста.
Зураб Церетели начал свою работу в качестве художника-монументалиста в Грузии в 1960-х годах. В Пицунде мастер выступил не только создателем отдельных монументальных произведений, но и был главным художником всего огромного комплекса. Вместе с архитекторами им была разработана концепция всего ансамбля - крупнейшего в Советском Союзе той эпохи, основанного на взаимодействии многих десятков разнообразных художественных элементов как внутри зданий, так и снаружи, в парках и у моря. Возникла целая и яркая художественная среда не только декоративно-насыщенная, но и наполненная символическим содержанием. Создание такой среды станет с этих пор одним из основных принципов монументализма Зураба Церетели.
Успехи, достигнутые в Пицунде, во многом определили дальнейшее направление работы мастера. Развивая их, он создал великолепные мозаики Дворца профсоюзов и ресторана «Арагви» в Тбилиси, прочно вошедшие в историю монументального искусства XX века. Здесь он сумел достигнуть подлинной космогоничности художественного замысла, широко используя в современном контексте мифологические образы народного искусства. При этом совершенство мозаики, яркость и гармоничность цветов придали особую значительность взгляду на мир, выраженному мастером. В середине семидесятых годов Зураб Церетели находит новые формы мозаичного искусства. В оформлении здания автовокзала и парка Победы в Тбилиси он вырабатывает технику мозаичного рельефа, а создавая монументальные произведения для черноморского курорта в Адлере он обращается к объемной мозаике, делая в этой технике трехмерные скульптурные композиции, принесшие ему известность как в России, так и за рубежом, вызвавшие восхищение у известнейшего из мастеров мозаики XX века мексиканца Альфаро Сикейроса.
Во второй половине семидесятых и в восьмидесятых годах художник уделяет особое внимание работе в металле. Он разрабатывает творческие приемы, позволившие активно использовать крупные металлические горельефы в архитектуре, как при создании отдельных зданий, так и на градостроительном уровне. В этой технике им были исполнены многометровая стела «Человек и солнце» в Тбилиси, монумент на горе Дигоми, также в столице Грузии, Памятник в честь Специальных Олимпийских игр детей-инвалидов в Брокпорте в США, грандиозный фриз гостиничного комплекса в Измайлове, возведенного для Олимпийских игр в Москве, оформление гостиницы «Ялта» в Крыму, наконец, изумительная по своему художественному качеству, состоящая из десятков скульптур, монументальная композиция, окружающая сплошь покрытое мозаикой здание мастерской художника в Тбилиси.
Одним из выдающихся достижений мастера конца семидесятых - начала восьмидесятых годов стало возрождение техники древней перегородчатой эмали. Оно стало возможным лишь благодаря упорной многолетней работе, бесконечным технологическим поискам. Это было подлинное творческое применение традиций. Возможности старинных эмалей, с их четкими, выразительными контурами и переливчатым блеском Зураб Церетели использовал в современном монументальном искусстве. Были найдены способы придания нового масштаба композициям из эмали, они впервые в истории искусства стали средствами обогащения художественных образов архитектурной среды.
Одновременно Зураб Церетели продолжал создание витражей, также широко экспериментируя в этой области. Он стал применять массивное колотое стекло - в витражах дворца Профсоюзов в Тбилиси и в здании посольства Грузии в Москве, матовые полупрозрачные стеклянные поверхности, сверкающие, праздничные искрящиеся крупные стеклянные блоки - в здании посольства России в Тбилиси и в музее Великой Отечественной войны в Москве.
В конце восьмидесятых и в девяностых годах художник продолжает активно работать в области монументального искусства, причем его произведения появляются на улицах и площадях многих городов мира. В Нью-Йорке у здания Организации Объединенных наций он создает скульптуру, символизирующую победу добра над злом. В лондонском Сити встает его скульптура, посвященная переменам, происходящим в сегодняшнем мире, обозначающая конец холодной войны - композиция «Человек проходит сквозь стену». К пятисотлетию Америки мастер возводит в Испании в Севилье грандиозный монумент в честь Христофора Колумба. В этих его работах сфокусировались творческие искания предшествующих лет, но появились и новые черты, прежде всего отчетливое стремление художника обозначить в полной мере свою идейную позицию, что для него было не характерно при тоталитарном режиме, поскольку она не соответствовала господствовавшей идеологии. В его работах последних лет содержательная концепция приобретает все значение.
Несмотря на громкие успехи во всем мире, основные события в творчестве Зураба Церетели совершаются в Москве. Его последние грандиозные работы в столице России, несомненно являются главным воплощением в монументальном искусстве особенностей нашей эпохи, выражением того напряженного момента истории, который мы переживаем. Многие художники отступили под натиском времени, Зурабу Церетели оно придало ещё больше сил и энергии, неукротимой творческой страсти. Он находится в самом центре происходящего преобразования Москвы, и его монументальные произведения определяют то, каким останется в истории облик столицы России рубежа тысячелетий - ансамбль на Поклонной горе, Манежная площадь, монумент Петру Великому.
Скульптурно-пространственная композиция "Святая Нина" (высота - 19 м). Тбилиси (Грузия), 1988-1994
Памятник "300 лет Российского флота" или "Петр 1" (высота - 96 м). Москва (Россия), 1997
Чарли Чаплин. Бронза, высота 3 м, 2005
Памятник князю Олегу Рязанскому. Россия, Рязань, 2007
Искусство СССР в 1985–1991 годах | Содержание |