Гелий Михайлович Коржев-Чувелев

1925

См.: http://www.art-catalog.ru

 Art–каталог: Энциклопедия живописи и графики

"Русская живопись очень часто выступала как живопись гражданская (вспомним большинство художников Товарищества передвижных художественных выставок). Для советских живописцев, получивших свое художественное образование в первые послевоенные годы, обязаны были стоять вопросы, что и как изображать. Ибо жизнь давала, конечно же, объективно острые противоречия - стремление народа к лучшей жизни, его энтузиазм по восстановлению разрушенной войной страны и необычайно суровое существование большей части населения.

И надо признать, что творчество Гелия Михайловича Коржева (Коржева-Чувелева) полностью соответствовало той позиции, которую должен был бы занимать в то время любой художник-гражданин, художник-патриот. Ибо это была искренняя позиция художника, создающего неприкрашенные, не ласкающие глаза полотна, но понимающего, что изображаемый им народ имеет право на лучшую жизнь (не в этом ли истинный патриотизм?). При этом неважно, о каком цикле работ идет речь: о революционной ли серии, серии Опаленные огнем войны или евангельско-нравственной теме в творчестве художника. Интересная деталь: в большинстве картин Г. Коржева привлекает внимание изображение рук (или кистей рук), которые сознательно или бессознательно несут особую смысловую нагрузку, являя собой символ сурового времени, трагических событий (всмотритесь в "Проводы" из серии "Опаленные огнем войны", 1967; "Поднимающий знамя", 1951; "Гомер (Рабочая студия)", 1960; "Беседа", 1975-1985; "Достоевский на каторге", 1986-1990; "В тени креста", 1995-1996).

Жизненная же линия художника типична для советских деятелей искусства, рожденных в 1920-е годы. Учился Г.М. Коржев в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова (1944-1950). С 1970 года живописец - действительный член Академии художеств, в 1979 году ему присвоили звание народного художника СССР".

Поднимающий знамя

Проводы. Из серии "Опаленные войной". 1967




Искусство СССР в середине 50-х – середине 60-х годов Содержание