см. : http://www.art-con.ru/node/160
Дошедшие до нас
описания языческих святилищ (капищ) 9-10
вв. упоминают об имевшихся там росписях
и множестве деревянных резных идолов. С
крещением Руси новые для нее виды
живописи вытесняют круглую скульптуру,
характерную для язычества. Самые ранние
из сохранившихся произведений
древнерусского искусства были созданы в
Киеве. Первые храмы украшали, согласно
летописям, приезжие мастера - греки. Им
принадлежат полные величия и
значительности лики на фрагментах
росписи (конец 10 в.) Десятинной церкви,
найденных при раскопках руин.
Византийские мастера принесли с собой
сложившуюся иконографию и систему
расположения сюжетов в интерьере храма,
подчиненную осям внутреннего
пространства и очертания, образующих его
элементов (столбов, сводов, парусов),
манеру относительно плоскостного письма,
не нарушающую поверхности стен. К началу
12 века дорогая и трудоемкая мозаика
целиком вытесняется фреской. В киевских
росписях конца 11-12 вв. часты
отступления от византийских канонов.
Усиливаются славянские черты в типах
лиц, костюмах, лепка фигур цветом
сменяется линейной проработкой, исчезают
полутона, краски светлеют.
Произведения киевских мастеров вплоть до
монголо-татарского нашествия (1237-1240
гг.) служили образцами для местных школ,
которые возникли в период феодальной
раздробленности во многих княжествах.
Урон, причиненный древнерусскому
искусству монголо-татарским нашествием,
произведенные им разрушения, угон в плен
ремесленников, приведший к утрате многих
навыков и секретов мастерства, не сломил
творческое начало в землях Древней Руси.
Наиболее полно сохранились древние
памятники новгородской живописи. В
отдельных произведениях прослеживаются
влияния византийского искусства, что
говорит о широких художественных связях
Новгорода. Обычен тип неподвижно
стоящего святого с крупными чертами лица
и широко раскрытыми глазами. Например,
"Святой Георгий", Оружейная палата,
Москва; двусторонняя икона с
изображениями Нерукотворного Спаса и
Поклонения кресту, конец 12 в.,
Третьяковская галерея.
Во Владимирско-Суздальской Руси, судя по
сохранившимся остаткам фресок
Переславля-Залесского, Владимира и
Суздаля, а также по единичным иконам и
лицевым рукописям, местные художники
домонгольского периода опирались на
творческое наследие Киева. Иконы
владимирско-суздальской школы отличаются
мягкостью письма и тонкой гармонией
красок. Наследие владимирско-суздальской
школы в 14-15 вв. послужило одним из
главных источников для возникновения и
развития московской школы иконописи.
Московская школа сложилась и интенсивно
развивалась в эпоху усиления Московского
княжества. Живопись московской школы в
14 в. представляла синтез местных
традиций и передовых течений
византийского и южнославянского
искусства (иконы "Спас Ярое Око" и "Спас
оплечный", 1340 г., Успенский собор
Московского Кремля). Расцвет московской
школы в конце 14 - начале 15 вв. связан
с деятельностью выдающихся художников
Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила
Черного. Традиции их искусства получили
развитие в иконах и росписях Дионисия,
привлекающих изысканностью пропорций,
декоративной праздничностью колорита,
уравновешенностью композиций. Псковская
школа сложилась в период феодальной
раздробленности и достигла расцвета в
14-15 вв. Ей свойственны повышенная
экспрессия образов, резкость световых
бликов, пастозность мазка (иконы "Собор
Богоматери" и "Параскева, Варвара и
Ульяна" - обе 2-я половина 14 в., ГТГ).
В живописи распад псковской школы
начался на рубеже 15 и 16 вв.
Название "строгановская школа" возникло
из-за частого употребления фамильной
метки сольвычегодских купцов Строгановых
на обратной стороне икон этого
направления, но авторами большинства
произведений строгановской школы были
московские царские иконописцы,
выполнявшие также заказы Строгановых -
ценителей тонкого и изощренного
мастерства. Для икон строгановской школы
характерны небольшие размеры,
миниатюрность письма, сочная, плотная,
построенная на полутонах цветовая гамма,
обогащенная широким применением золота и
серебра, хрупкая изнеженность поз и
жестов персонажей, сложная фантастика
пейзажных фонов.
Тверская школа иконописи сложилась в 13
веке. Для икон и миниатюр тверской школы
характерны суровая выразительность
образов, напряженность и экспрессия
цветовых отношений, подчеркнутая
линейность письма. В 15 в. усилилась
свойственная ей и ранее ориентация на
художественные традиции стран
Балканского полуострова. Ярославская
иконописная школа возникла в начале 16
в. в период быстрого роста населения
города, становления купечества. До нас
дошли произведения ярославских мастеров
начала 13 в., известны работы 14 в., а
по количеству сохранившихся памятников
живописи 16 и 17 вв. ярославская школа
не уступает другим древнерусским школам.
В творчестве ярославских мастеров
бережно хранились традиции высокого
искусства Древней Руси до самой середины
18 века. В своей основе их живопись
оставалась верна тому великому стилю,
принципы которого сформировались в
глубокой древности, развивались долгое
время в миниатюрной живописи. Наряду с
"мелочными" изображениями ярославские
иконники еще в 18 в. писали и
композиции, в которых любовь к большим
массам, к строгим и лаконичным силуэтам,
к четкому и ясному строю сцен в клеймах
ощутима так же, как и в работах мастеров
15-16 столетий. Работы ярославских
мастеров второй половины 17 - начала 18
вв. еще долго признавались в России
образцами старого национального
искусства. Их собирали почитатели
древней иконописи - старообрядцы,
внимательно изучали художники Палеха и
Мстеры, продолжавшие в 19-20 вв. писать
иконы в традициях русской средневековой
живописи.
из книги Кравченко А. С., Уткина А. П. "Икона". Москва. 1993 |