Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

 
 
 
Утверждено на заседании

кафедры культурологии

протокол №  1 от 29 августа 2008 г.

 

Зав. кафедрой, канд. филос. н., доцент

Соловьев А.В.

 
 
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА:

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Программа и учебно-методические рекомендации

для специальности 032800 «Культурология»

факультет русской филологии и национальной культуры

отделение культурологии

курс I, семестр II

всего часов (включая самостоятельную работу) – 134

 

Составитель:

доктор филос. н., профессор кафедры культурологии  Ледовских Н.П.

 

Ответственный редактор  И.Н. Ерохина, канд. культурологии

Рецензент  А.В. Соловьев, канд. филос. наук, доц.

 

Рязань, 2008

 

АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

«Мировая художественная культура» – дисциплина, входящая в блок профессиональной подготовки по специальности 032800 «Культурология» (квалификация «учитель культурологии»).

 

Цель курса: дать студентам представления о специфике художественной картины мира, о конкретно-исторических формах и способах ее объективации в сфере искусства. Курс нацелен на развитие навыков и способностей студентов к самостоятельному критичному освоению художественных ценностей, на понимание ими посредством памятников искусства исторически-изменчивых форм и задач художественно-образного мышления, художественного творчества и на использование полученных знаний в своей профессиональной деятельности.

Задачи курса:

– формирование целостного представления о процессах, обусловливающих историческую и культурную динамику искусства;

– формирование знаний о типах художественных культур, об исторических этапах развития мирового искусства, его морфологических характеристиках;

– формирование базового понятийного аппарата, необходимого для проведения культурологического и искусствоведческого анализа искусства;

– формирование навыков верного восприятия языка искусства, умения постигать содержание произведения через его форму на основе знаний культурно-исторических реалий эпохи, особенностей миропонимания художника;

– формирование способности корректной интерпретации индивидуального художественного явления через ясное представление об общих закономерностях развития искусства.

Для изучения дисциплины необходимы знания по зарубежной и отечественной истории.

Содержание дисциплины: история зарубежной художественной культуры. Акцент делается на культурологическом аспекте истории ис­кусств, на «гуманистическом измерении» художественной культуры как спо­собе и результате духовного развития человека. Особое внимание уделяется изучению пластических искусств (архитектура, живопись, скульптура).

 

Структура дисциплины:

Курс состоит из двух модулей:

Модуль 1. Отечественная художественная культура допетровской Руси.

Модуль 2. Отечественная художественная культура ХVIII–ХХ веков.

 

В результате изучения этого курса студент должен:

 

ЗНАТЬ:

основные этапы и факторы формирования исторических форм и типов искусства;

основные критерии типологических общностей произведений в рамках истории искусства;

каноны художественного творчества, присущие определенным этапам развития искусства;

принципы художественного восприятия и художественной оценки, свойственные конкретному периоду в развитии искусства;

имена, биографические данные мастеров художественного творчества, художественные произведения соответствующего периода.

 

УМЕТЬ:

анализировать морфологический состав искусства данного периода;

уметь анализировать художественные произведения с точки зрения языка изобразительного искусства;

вычленять и описывать доминантный художественный образ произведения, формы и особенности его репрезентации в различных языках искусства;

выявлять и анализировать существенные признаки различных художественных стилей;

выделять и анализировать компоненты художественных картин мира;

использовать полученные знания в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности.

 

ВЛАДЕТЬ:

основными методами изучения явлений искусства.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

 

РАЗДЕЛ II

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Модуль 1.  Художественная культура допетровской Руси

 

1. Культура Киевской Руси

Содержание понятия «Древняя Русь». Киевская Русь. Художественная культура восточных славян – историческая основа своеобразия искусства Древней Руси. Значение принятия христианства. Византийские и языческие традиции в искусстве Древней Руси. Культовое зодчество Киевской Руси. Храм как микромир и макрочеловек. Мозаики и фрески Киевской Софии. Иконопись, Алимпий. Прикладное искусство Киевской Руси.

 

2. Культура русских княжеств ХII–ХIV веков

Распад Киевской Руси на феодальные княжества и сложение местных  художественных школ. Демократизм Новгородской художественной культуры. Основные этапы развития новгородского зодчества. Фрески и иконопись Новгорода. Феофан Грек. Аристократицизм художественной культуры Владимиро-Суздальского княжества. Архитектура и скульптура Владимира. Христианские и языческих мотивы в рельефах владимирских соборов. Живопись. Фрески Дмитриевского собора. Русские иконы ХI–ХII веков: «Ярославская Оранта», «Дмитрий Солунский». Прикладное искусство ХII–ХIV веков.

 

3. Художественная культура Московской Руси  ХV–ХIV веков

Возвышение Москвы с начала XIV века. Роль Москвы в борьбе за нацио­нальную независимость и единство. Формирование общерусской культуры и искусства в конце XV века. Раннемосковская архитектура, ее связь с тради­циями Владимира, Новгорода и Южной Руси. Строительство и перестройка Московского Кремля. Архитектурный ансамбль Соборной площади. Италь­янцы в Москве. Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый, Пьетро Солари, Марко Руффо, Петрок Малый. Идеи в живописи ведущих мастеров московской школы. Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный, Прохор с Городца. Творчество Дионисия (1440–1502). Развитие Дионисием типа житийной иконы. Школа Дионисия.

Расцвет Национальной русской архитектуры в XVI веке. Планировка Мо­сквы. Столичные церкви. Историческая тематика в иконописи, иконы-притчи. Миниатюра.  «Апостол»  (1564)  и  деятельность  Ивана  Федорова. «Строгановская школа».

4. Русская культура ХVII века

Сложение общерусского рынка и экономический подъем середины XVII века. Светская каменная архитектура. Купеческие храмы Ярославля. Реформы Никона и попытка возрождения крестово-купольного храма. Тип посадской церкви. Возникновение стиля «Нарышкинского барокко». Церковь Покрова в Филях, Успенский собор в Рязани. Оружейная палата и ее роль в русском искусстве XVII века. Живопись. Отход от иконописных традиций. «Фряжское письмо». Симон Ушаков (1626–1686) – художник и теоретик. Парсуна. Западное влияние и народные традиции в искусстве XVII века. Русская художественная культура на пороге Нового времени.

 

Модуль 2. Отечественная художественная культура

ХVIII–ХХ веков

 4. Художественная культура России в ХVIII веке

Образование Российской империи и реформы Петра 1. Секуляризация культуры, освоение западноевропейских культурных традиций.

Градостроительство и гражданская архитектура. Начало русского ба­рокко. Развитие портретного жанра. Петровские пенсионеры. И.Н. Никитин (1690–1742), А.М. Матвеева (1691/1704–1739), А.П. Антропов (1716–1795). Подъем русской художественной культуры в середине ХVIII века. Зрелое барокко. Ф.Б. Растрелли (1700–1771), Д.В. Ухтомский (1719–1774).

Идеи Просвещения в русской художественной культуре второй пол. ХVIII века. Основание Академии художеств (1757). Классицизм в архитекту­ре. В.И. Баженов (1737–1798) и его современники. Скульптура. Э.М. Фальконе (1716–1791) и русские скульпторы-классицисты. Историческая живопись вто­рой половины ХVIII века. Интимный портрет в творчестве Ф.С. Роктова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. Сентиментализм в русской художественной культуре конца ХVIII века. Начало бытового жанра и пейзажа в русской жи­вописи. Прикладное искусство ХVIII века.

 5. Художественная культура России в первой половине  XIX века

Влияние общественного патриотического подъема времен Отечест­венной войны 1812 года на развитие искусства. Декабрьское восстание и об­щественная жизнь в условиях николаевской реакции. Романтизм в искусстве начала XIX века. Расцвет русского ампира. Проблема синтеза архитектуры и скульптуры. Творчество К.И. Росси, О.И. Бове и других великих архитекто­ров начала века. Выдающиеся архитектурные ансамбли Петербурга и Москвы. Классицизм в скульптуре первой половины XIX века. Живопись. Влияние идей времени на ее развитие. Классицистские, романтические и реалистиче­ские течения в русской живописи в первой половине XIX века. О.Д. Кипрен­ский (1782–1836), В.А. Тропинин (1776–1857), С.Ф. Щедрин (1791–1830), А.Г. Венецианов (1780–1847). Формирование русского академизма в творчестве К.П. Брюллова (1779–1852) и А.А. Иванова (1806–1858). Зарождение критиче­ского реализма в творчестве Н.А. Федотова (1815–1852).

 6. Художественная культура России во второй половине XIX века

Общественное движение в пореформенной России. Идеи русских ре­волюционных демократов и их воздействие на русское искусство (Н.Г. Чер­нышевский). Эстетика критического реализма в борьбе с принципами акаде­мизма. Возрастание роли живописи и упадок архитектуры и скульптуры. Ут­рата Академией роли художественного центра России. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В.Г. Перов (1834–1882) – глава реалистов 60-х годов. Социальная проблематика жанровой живописи. Антиклерикализм. Рождение психологического портрета. Бунт Четырнадцати (1863). Организа­ция «Первой Санкт-Петербургской артели свободных художников». Возник­новение «Товарищества передвижных художественных выставок» (1871). Роль В.В. Стасова, П.М. Третьякова и И.Н. Крамского в деятельности «Товарищества». Идейность, народность, реализм. Бытовой жанр в живописи передвижников. В.М. Максимов (1844–1911), Г.Г. Мясоедов (1836–1911), В.Е. Маковский (1846–1920), К.А. Савицский (1846–1905), Н.Я. Ярошенко (1846–1898). Монументализация жанра, социальная проблематика, обличительный пафос антиклерикализма.

Исторический жанр в творчестве передвижников. Проблемы истори­ческой правды. В.Г. Шварц (1838–1869) – передача бытового опыта эпохи, ис­торического пейзажа, психологии исторических персонажей. Н.Н. Ге (1831–1894) – нравственно-этическая проблематика его творчества. Исторические картины И.Е. Репина. В.И. Суриков (1848–1916), «правда жизни и правда ис­кусства» в его творчестве. В.М. Васнецов – поэтизация национальной истории. Творчество Е.И. Репина.

Пейзаж в живописи передвижников, три его линии: лирическая (А. Саврасов, Ф. Васильев), эпическая (И. Шишкин), романтическая (А. Куинджи). Проблемы пленэра в творчестве В.Д. Поленова. «Пейзаж настроения» в творчестве И.И. Левитана. Скульптура 1860–90-х годов. А.М. Опекушин, М.М. Антакольский.

 7. «Серебряный век» русской художественной культуры

Острота идейной борьбы в общественной жизни России на рубеже веков. Смена проблематики искусства – от проблем социально-этических к философско-эстетическим. Новое понимание связи искусства с жизнью. Поиски синтеза искусств. Многообразие творческих направлений и художественных группировок. «Мир искусства» (1898) – теория и практика. Проблема стиля в творчестве Мирискусников. С.П. Дягилев и его роль в деятельности объеди­нения. «Союз русских художников» (1903–1923). Специфика русского импрессионизма. «Голубая Роза» (1907) и творчество русских символистов. «Бубновый валет» – национальный вариант постимпрессионизма. В.В. Кан­инский (1866–1944) и К.С. Малевич (1878–1935) – основоположники абстракционизма, «Черный квадрат». П.Н. Филонов (1881–1941) и принципы аналитического искусства.

Монументальная и декоративная скульптура. Развитие скульптурного портрета. П.П. Трубецкой, С.М. Волнухин, А.С. Голубкина, С.Т. Коненков. Архитектура на рубеже веков. Стиль модерн. Неоклассицизм. Неорусский стиль. Конструктивизм.

 8. Советское искусство 20-х годов

Октябрь и искусство. Ленинская теория двух культур. Национализация художественных ценностей и отношение к наследию. Государство и «Пролеткульт». Перестройка системы художественного образования. Политизация искусства. «Ленинский план монументальной пропаганды» и агитаци­онно-массовые формы искусства в годы гражданской войны. Социальная утопия и архитектура. Борьба художественных группировок в советском ис­кусстве 20-х годов. АХРР, ОСТ и «4 искусства» как наиболее значительные из них.

Мифотворчество в скульптуре. Лениниана Н.А Андреева, творчество И. Шадра, В. Мухиной и С.Д. Лебедевой. А.Т. Матвеев.

Традиционализм (А.В. Щусев) и конструктивизм (Ле Корбюзье, К. Мельников, бр. Веснины). Художественное проектирование для массового производства и прикладное искусство.

 9. Художественная культура социалистического реализма

Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке лите­ратурно-художественных организаций». Образование Союза советских ху­дожников. Принципы социалистического реализма – ведущего метода совет­ского искусства 30–80-х годов. Традиционализм и неоклассицизм как стиль эпохи «победившего социализма». Роль монументальной скульптуры 30-х го­дов (В. Мухина, С. Меркуров, М. Манизер, Н. Томский). Возрождение иерархии жанров. Формирование типа тематической картины, рождение индустриального пей­зажа. Портретная живопись 30-х годов. Ведущее место книжной графики в графическом искусстве.

Советское искусство в годы Великой Отечественной войны. Возрождение агитационно-массовых видов искусства. Графика. Возрождение исторического жанра. Жанровая структура послевоенного искусства. Теория бесконфликтности. Парадность и «лакировка действительности». Высотные здания в Москве и ВДНХ.

Хрущевская «оттепель» и советское искусство. «Суровый стиль». Выставка, посвященная 30-летию Мосха (1962). Мемориальные ансамбли, тенденция к гигантизму. Типовое строительство и архитектура. Расслоение советского искусст­ва в 70-80-е годы.  Андеграунд. Соц-арт.

 10. Художественная культура России на современном этапе

Идеологический морализм и многоликость художественной культуры России. «Родимые пятна авторитаризма», попытки использовать искусство как сред­ство манипулирования общественным сознанием (Храм Христа Спасителя, монументы З. Церетелли). Искусство посткатастрофического периода. Искусст­во и рынок. Массовая культура и изобразительное искусство России. «Митьки», Шилов, И. Глазунов. Духовный кризис в современной России и кри­зис в искусстве.

 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

 

Тема

 

 

Всего

В том числе

аудиторных:

Сам.

раб.

всего

лекции

семинары

М. 1.

Модуль 1.  Художественная культура допетровской Руси

48

28

14

14

20

 

Культура Киевской Руси.

12

8

4

4

4

 

Культура русских княжеств ХII–ХIV веков.

12

8

4

4

4

 

Художественная культура Московской Руси  ХV–ХIV веков.

14

8

4

4

6

 

Русская культура ХVII века.

10

4

2

2

6

М. 2.

Модуль 2. Отечественная художественная культура ХVIII–ХХ веков

86

44

22

22

42

 

Художественная культура России в ХVIII веке.

12

6

2

4

6

 

Художественная культура Искусство России в первой половине XIX в.

14

8

4

4

6

 

Художественная культура России во второй половине XIX века

14

8

4

4

6

 

«Серебряный век» русской художественной культуры.

16

8

4

4

8

 

Советское искусство 20-х годов.

12

6

4

2

6

 

Художественная культура социалистического реализма.

10

4

2

2

6

 

Художественная культура России на современном этапе.

8

4

2

2

4

 

Итого:

134

72

36

36

62

 

 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Модуль 1.  Художественная культура допетровской Руси

1. Экскурсия в краеведческий музей. Археология Рязанского края

 2. Искусство русских княжеств XII–XIV века

1.     Динамика новгородской культовой архитектуры ХII–XIV веков.

2.     Фресковая живопись и иконопись Древнего Новгорода.

3.     Архитектура Владимира.

4.     Монументальная живопись и иконопись Владимира.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки. – 4-е изд., сте­реотип, – М.: Искусство, 1985. – С. 173–215.

Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2000. – С. 5–18.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Алленов М.М. и др. Русское искусство Х – начала ХХ вв. Архитектура. Скульптура. Живопись. Графика. М., 1989.

Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987.

Воронин Н.Н. Зодчество Северо-восточной Руси ХII–ХV вв. Т. 1–2. М., 1961–1962.

Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М., 1966.

История культуры Древней Руси. Т. 1–2. М.-Л., 1948–1951.

История русского и советского искусства. М., 1989.

История русского и советского искусства. Уч. пособие под ред. Д.В. Сарабьянова. Л., 1979.

Каргер М.К. Древний Киев: В 2 т. М.-Л., 1958–1961.

Каргер М.К. Новгород Великий. М.-Л., 1961.

Лазарев В.Н. Русская иконопись. От истоков до начала ХVI в. М., 1983.

Лебедева Ю.А. Древнерусское искусство. М., 1962.

Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1993.

Русское искусство Х–XX вв. М., 1989.

 

3. Памятники древнерусского искусства в Рязани

1.     Памятники древнерусского искусства в Старой Рязани.

2.     Архитектура Кремля Переславля Рязанского.

3.     Рязанская иконопись и художественное ремесло в собраниях рязан­ских музеев.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Вагнер Г.К. Искусство Древней Руси. М., 1993.

Вагнер Г.К. Рязань. М., 1971.

Вагнер Г.К., Чугунов С.В. Рязанские достопамятности. М., 1989.

Ильенко И.В. Рязанский Кремль: историко-архитектурный музей-заповедник. М., 1978.

Ильин М.И. Рязань. М., 1954.

Красногорская И. Образы сокровенные: Очерки о судьбах рязанских святынь. Рязань, 1993.

Михайловский Е.В. Рязань. М., 1985.

 

4. Московский Кремль

1.     История застройки. Основные этапы.

2.     Стены и башни Московского Кремля.

3.     Ансамбль Соборной площади.

4.     Баженов В.И. Проект Большого Кремлевского дворца.

5.     Московский Кремль в XIX веке.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки. – 4-е изд., сте­реотип, – М.: Искусство, 1985. – С. 173–215.

Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2000. – С. 59–73.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Всеобщая история архитектуры. М., 1958. Т.1.

Герасимов Ю.Н. Зодчество и православие. М., 1986.

Зодчие Москвы: ХV–ХIХ вв.: В 2 кн. М., 1981.

Ильин М.А. О русской архитектуре. М., 1963.

История градостроительного искусства. М., 1979. Т.1.

Муравьев А.В. и др. Очерки истории русской культуры IХ–ХVII вв. М., 1984.

Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986.

Тихомиров М.Н. Русская культура Х–ХVIII веков. М., 1968.

Якобсон А.Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры ХI–ХV веков. Л., 1987.

 

5. Великие древнерусские иконописцы

1.     Феофан Грек (ок. 1340 – после 1405).

2.     Андрей Рублев (ок. 1360–1427 или 1430).

3.     Дионисий ( ок. 1440 – после 1523).

 

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

Русские иконописные школы.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки. – 4-е изд., сте­реотип, – М.: Искусство, 1985. – С. 173–215.

Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2000. – С. 59–73.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Алпатов М.В. Феофан Грек. М., 1979.

Андрей Рублев и его эпоха: Сб. статей. М., 1971.

Антонова О. Искусство и православие. М., 1983.

Барская Н.А. Сюжеты и образы в древнерусской живописи. М., 1994.

Булкин В.А. Дионисий. Л., 1982.

История русского и советского искусства. М., 1989.

Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М., 1976.

Лазарев В.Н Андрей   Рублев и его школа. М., 1966.

Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., 1971.

Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1993.

Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.-Л., 1970.

Подобедова О.И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972.

Русское искусство Х – начала XX вв. М., 1989.

Сергеев В.Н. Рублев. М., 1981.

Спегальский Ю.П. Псков. Л., 1972.

 

6. Русская художественная культура ХVII века

1.     «Нарышкинский стиль», «московское барокко».

2.     Новые тенденции в искусстве во второй половине ХVII века.

 

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

1.     «Годуновская школа» живописи.

2.     «Строгановская школа» живописи.

3.     Симон Ушаков (1626–1686).

4.     Парсуна.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки. – 4-е изд., сте­реотип, – М.: Искусство, 1985. – С. 173–215.

Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2000. – С. 73–87.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Ананьева Т.С. С.Ф. Ушаков. Л., 1971.

Брюсова В.Г. Живопись ХVII века. М., 1984.

История русского и советского искусства. М., 1989.

Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. М., 1973.

Леонов А. Симон Ушаков. Русская живопись ХVII века. М.-Л., 1945.

Русское искусство барокко. М., 1977.

Тихомиров М.Н. Русская культура Х–ХVIII вв. М., 1968.

 

Модуль 2.

Отечественная художественная культура ХVIII–ХХ веков

 

7. Художественная культура России в XVIII веке

1.     Развитие генерального плана и застройка Петербурга.

2.     Академия художеств и развитие исторического жанра.

3.     Архитектура классицизма XVIII века.

4.     Скульптура русского классицизма  XVIII века.

5.     Живопись второй половины ХVIII века.

6.     Сентиментализм.

 

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

1.     И.Н. Никитин (1690–1742).

2.     А.М. Матвеев (1691/1704–1739).

3.     А.П. Антропов (1716–1795).

4.     Растрелли – отец и сын.

5.     Д.В. Ухтомский (1719–1774).

6.     И.Е. Старов (1745–1808).

7.     М.Ф. Казаков (1738–1812).

8.     Э.М. Фальконе (1716–1791).

9.     Ф.И. Шубин (1740–1805).

10. Ф.С. Роктов (1735?–1808).

11. Д.Г. Левицкий (ок. 1735–1822).

12. В.Л. Боровиковский (1757–1825).

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2: Северное Возрождение; страны Западной Европы ХVII и ХVIII веков; Россия ХVIII века. – 3-е изд., доп. – М.: Искусство, 1991. – С. 267–310.

Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2000. – С. 87–165.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Аркин Д. Образы скульптуры. М., 1961.

Архипов Н.И. и др. Бартоломео Растрелли. М.-Л., 1964.

Бенуа А.Н. Русская школа живописи. СПб.,1904. Вып. 1–10.

Верещагина А.Г. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи ХVIII – начала ХХ в. М., 1973.

Всеобщая история архитектуры. М., 1958. Т.2.

Гафман И.М. И.П. Мартос. Л., 1970.

Гершензон-Чегодаева Н.М. Д.Г. Левицкий. М., 1964.

Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти ХVIII века. М., 1987.

Жидков Г.В. Русское искусство ХVIII века. М, 1951.

Ильин М.А. Казаков. М., 1955.

Искаков К.С. Федот Шубин. М., 1958.

История градостроительного искусства. М., 1989. Т.2.

История русского и советского искусства. М., 1989.

Коваленская Н.Н. Русский классицизм. М., 1964.

Лебедева Т.А. Иван Никитин. М., 1975.

Русское искусство Х – начала XX вв. М., 1989.

 

8. Искусство России в первой половине XIX века

1.     Выдающиеся архитектурные ансамбли Петербурга и Москвы первой половины XIX века.

2.     Романтизм в русской живописи начала XIX века.

3.     Творчество К. Брюллова и А. Иванова.

4.     П.А. Федотов – основоположник критического реализма в рус­ской живописи.

 

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

1.     К.И. Росси (1775–1849).

2.     О.И. Бове (1784–1834).

3.     А.Д. Захаров (1761–1811).

4.     В.П. Стасов (1769–1848).

5.     О.Д. Кипрен­ский (1782–1836).

6.     В.А. Тропинин (1776–1857).

7.     С.Ф. Щедрин (1791–1830).

8.     А.Г. Венецианов (1780–1847).

9.     К.П. Брюллов (1779–1852).

10. А.А. Иванов (1806–1858).

11. П.А. Федотов (1815–1852).

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. III: Страны Западной Европы ХIХ века; Россия ХIХ века. – М.: Искусство, 1992. – С. 187–230.

Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2000. – С. 165–198.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Алексеева Т.В. Художники школы Венецианова. М., 1958.

Алпатов М.В. Александр Иванов. Жизнь и творчество: В 2 т. М., 1956.

Амшинская А.В. В.А. Тропинин. М., 1970.

Аркин Д. Образы архитектуры. М., 1941.

Ацаркина Э.Н. К.П. Брюллов. Жизнь и творчество. М., 1963.

Ацаркина Э.Н. Сильвестр Щедрин. М., 1978.

Борисова А.Н. и др. Русская архитектура конца ХIХ – начала ХХ в. М., 1971.

Верещагин А. Художник. Время. История. Очерки истории русской исторической живописи ХVIII – начало ХХ в. М., 1973.

Гримм Г.Г. Ансамбли России. Л., 1947.

Гримм Г.Г. Архитектор Андрей Захаров. Жизнь и творчество. М., 1940.

Гримм Г.Г. Архитектор Воронихин. М.-Л., 1963.

Кислякова И. Орест Кипренский. Эпоха и герои. М., 1982.

Коваленская Н.Н. История русского искусства первой половины ХIХ века. М., 1951.

Леонтьева Г.К. К. Брюллов. Л., 1983.

Лисовский Б.Г. Академия художеств. Историко-искусствоведческий очерк. Л., 1982.

Познанский В.Б. Очерки истории русской культуры первой половины ХIХ века. М., 1970.

 

9.  Искусство России второй половины XIX века

1.     Творчество В.Г. Перова и художников – «шестидесятников».

2.     Объединяющие идеи и организационные принципы Товарищества передвижных художественных выставок.

3.     Бытовая живопись передвижников.

4.     Исторический жанр в творчестве передвижников.

5.     Пейзаж в живописи передвижников.

 

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

1.     К.А. Тон (1794–1851).

2.     В.Г. Перов (1834–1882).

3.     В.В. Стасов (1824–1906).

4.     Третьяковы.

5.     И.Н. Крамской (1837–1887).

6.     В.М. Максимов (1844–1911).

7.     Г.Г. Мясоедов (1836–1911).

8.     В.Е. Маковский (1846–1920).

9.     К.А. Савицский (1846–1905).

10. Н.Я. Ярошенко (1846–1898).

11. В.Г. Шварц (1838–1869).

12. Н.Н. Ге (1831–1894).

13. И.Е. Репин (1844–1930).

14. В.И. Суриков (1848–1916).

15. В.М. Васнецов (1848–1926).

16. В.В. Верещагин (1842–1904).

17. А.К. Саврасов (1830–1897).

18. Ф.А. Васильев (1850–1873).

19. И.И. Шишкин (1832–1898).

20. А.И. Куинджи (1842?–1910).

21. В.Д. Поленов (1844–1927).

22. И.И. Левитан (1860–1900).

23. А.М. Опекушин (1838–1923).

24. М.М. Антакольский (1843–1902).

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. III: Страны Западной Европы ХIХ века; Россия ХIХ века. – М.: Искусство, 1992. – С. 230–302.

Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2000. – С. 198–235.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Боханов А.И. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1986.

Грабарь И.Э. Репин: В 2 т. М., 1963–1964.

Дмитриева Н. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М., 1968.

Искусство второй половины ХIХ – начала ХХ вв. Альбом репродукций Государственной Третьяковской галереи. М., 1970.

Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830–1910-х гг. М., 1978.

Лейкина-Свирская  В.Р. Русская интеллигенция второй половины ХIХ века. М., 1981.

Леняшин В.А. Перов. М., 1987.

Очерки русской культуры второй половины ХIХ века. М., 1976.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины ХIХ века. Курс лекций. М., 1989.

Стасов В.В. Избранные сочинения: В 3 т. М., 1952.

 

10. «Серебряный век» русского искусства

1. Особенности проблематики искусства конца ХIХ – начала ХХ вв.

2. «Мир искусства», творческие принципы и практика.

3. «Союз Русских художников».

4. «Бубновый валет».

5. «Голубая роза».

6. Абстракционизм.

 

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

1.     В.В. Кандинский (1866–1944).

2.     К.С. Малевич (1878–1935).

3.     В.А. Серов (1865–1911).

4.     М.А. Врубель (1856–1910).

5.     М.В. Нестеров (1862–1942).

6.     С.П. Дягилев (1872–1929).

7.     П.Н. Филонов (1881–1941).

8.     П.П. Трубецкой (1866–1938).

9.     А.С. Голубкина (1864–1927).

10. С.Т. Коненков (1874–1971).

11. С.А. Коровин (1858–1908).

12. А.Е. Архипов (1862–1930).

13. А.П. Рябушкин (1861–1904).

14. В.Э. Борисов-Мусатов (1870–1905).

15. А.С. Сомов (1869–1939).

16. А.Н. Бенуа (1870–1960).

17. Н.К. Рерих (1874–1947).

18. Б.М. Кустодиев (1878–1927).

19. И.Э. Грабарь (1871–1960).

20. К.Ф. Юон (1875–1958).

21. А.В. Лентулов (1884–1943).

22. П.П. Кончаловский (1876–1956).

23. Р.Р. Фальк (1886–1958).

24. М.З. Шагал (1887–1985).

25. З.Е. Серебрякова (1884–1967).

26. К.С. Петров-Водкин (1878–1939).

27. Ф.О. Шехтель (1859–1926).

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. III: Страны Западной Европы ХIХ века; Россия ХIХ века. – М.: Искусство, 1992. – С. 302–342.

Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2000. – С. 235–281.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Борисова Е.А. и др. Русская архитектура конца ХIХ – начала ХХ в. М., 1971.

Грабарь И.Э. В.А. Серов. Жизнь и творчество. М., 1965.

Грабарь И.Э. Серов. Жизнь и творчество. М., 1965.

Гусарова А. Мир искусства. Л., 1972.

Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала ХХ в. М., 1985.

Дмитриева Н. Врубель. М., 1964.

Дрампян Р.Г. М.С. Сарьян. М., 1964.

Кириллов В.В. Архитектура русского модерна. Опыт формологического анализа. М., 1979.

Кириченко Е.И. Федор Шехтель. М., 1973.

Лапшин В. «Союз русских художников». М., 1971.

Никонова И.И. М.В. Нестеров. М., 1984.

Очерки по истории русского портрета конца ХIХ –начала ХХ века. М., 1964.

Петров В.Н. «Мир искусства». М., 1975.

Пружан И.Л. С. Бакст. Л., 1975.

Русакова А.А. В.Э. Борисов-Мусатов. Л.-М., 1966.

Сарабьянов Д.В. Русская живопись конца 1900-х – начала 1910-х годов: Очерки. М., 1971.

Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России начала ХХ века. М., 1976.

Шехтель Ф.О. Проблемы истории русской архитектуры конца ХIХ – начала ХХ в. М., 1988.

Эткинд М.Г. Б. Кустодиев. М., 1982.

Юрова Т.В. В.Д. Поленов. М., 1961.

 

11. Советское искусство 20-х годов

1.     Советское искусство эпохи «военного коммунизма».

2.     АХРР – как наиболее массовая группировка в искусстве 20-х годов.

3.     ОСТ – «новое содержание и новые формы».

4.     Советская архитектура 20-х годов.

 

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

1.     «Окна сатиры РОСТА».

2.     А.Т. Матвеев (1878–1960).

3.     С.Д. Лебедева (1892–1967).

4.     И.Д. Шадр (1887–1941).

5.     В.Н. Денисов (1893–1946).

6.     И.И. Бродский (1883–1939).

7.     Н.А. Андреев (1873–1919).

8.     М.Б. Греков (1882–1934).

9.     А.А. Дейнека (1899–1969).

10. С. Герасимов (1885–1964).

11. Л.А., В.А. и А.А. Веснины.

12. А.В. Щусев (1873–1949).

13. Б.В. Иогансон (1893–1973).

14. П.П. Кончаловский (1876–1956).

15. П.Д. Корин (1892–1971).

16. Шарль Ле Корбюзье (настоящее имя Жаннере, 1887–1965).

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2000. – 281–330.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Архитектура страны Советов: 1917–1977. М., 1978.

Афанасьев К.Н. А.В. Щусев. М., 1978.

Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов. М., 1962.

Бродский И.А. И.И. Бродский. М., 1973.

Воронова О.В. И. Мухина. М., 1976.

Воронова О.И. Д. Шадр. М., 1969.

Кауфман Р.С. Советская тематическая картина: 1917–1941. М., 1951.

Коненков С.Т. Мой век. М., 1971.

Маца И.Л. Дейнека. М., 1959.  

Михайлов А.И. Павел Корин. М., 1965.

Современные проблемы реализма и модернизма. М., 1965.

Художники ХХ века. М., 1974.

Чиняков А.Г. Братья Веснины. М., 1970.

 

12. Искусство социалистического реализма

1.     Монументальная скульптура 30-х годов.

2.     Искусство в годы Великой Отечественной войны.

3.     Искусство послевоенного периода (1945–56 гг.).

4.     «Оттепель» и искусство 60–80 гг.

 

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

1.     «Суровый стиль».

2.     Соц-арт.

3.     Андеграунд.

4.     Концептуализм.

5.     Кукрыниксы.

6.     С.Д. Меркуров (1881–1952).

7.     Н.В. Томский (1900–1984).       

8.     М.Г. Манизер (1891–1966).

9.     М.Г. Манизер (1891–1966).

10. А.А. Пластов (1893–1972).

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2000. – С. 330–386.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Бобринская Е.А. Концептуализм. М., 1994.

Костин В.И. А.А. Пластов. М., 1967.

Очерки по истории советского искусства: 1917–1977. М., 1980.

Советское изобразительное искусство: 1941–1960. М., 1981.

Советское изобразительное искусство: 1960–1970-х годов. Сб. статей. М., 1973.

Соколова Н.И. Кукрыниксы. М., 1962.

Суздалев П.К. Советское искусство периода Великой Отечественной войны. М., 1965.

Холмогорова О.В. Соц-арт. М., 1994.

Яралов Ю.С. Национальное и интернациональное в советской архитектуре. М., 1971.

Яхонт О. Советская скульптура. М., 1973.

 

 

13. Искусство России на современном этапе

1.     «Многоликость» искусства России.

2.     Массовая культура и изобразительное искусство России.

3.     Проблемы дальнейшего духовного развития России.

 

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

1.     «Митьки».

2.     И. Глазунов.

3.     Храм Христа Спасителя в Москве.

4.     Монументы З. Церетелли.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Дятлова Г.В., Ляхова К.А. Мастера портрета. М., 2002.

Рычкова Ю. Краткая история живописи. М., 2002.

Энциклопедия искусства ХХ века. М., 2002.

 

Контрольные задания для студентов заочной формы обучения  

Мировая художественная культура:

история отечественной художественной культуры

 

Контрольная работа № 1

Задание 1. Покажите общие условия формирования и развития древнеславянского искусства (в форме презентации).

Задание 2. Дайте характеристику стиля барокко (в форме презентации).

Задание 3. Опишите жизнь и творчество Феофана Грека (в форме презентации).

Задание 4. Проанализируйте одно из произведений Андрея Рублева (в форме презентации).

Задание 5. Проанализируйте одно из произведений И.Н. Никитина (в форме эссе).

Укажите литературу, которой Вы  пользовались.

 

Контрольная работа № 2

Задание 1. Покажите общие условия формирования и развития искусства Киевской Руси (в форме презентации).

Задание 2. Дайте характеристику стиля «классицизм» (в форме презентации).

Задание 3. Опишите жизнь и творчество Андрея Рублева (в форме презентации).

Задание 4. Проанализируйте одно из произведений  Дионисия (в форме презентации).

Задание 5. Проанализируйте одно из произведений А.П. Антропова  (в форме эссе).

Укажите литературу, которой Вы  пользовались.

 

Контрольная работа № 3

Задание 1. Покажите общие условия формирования и развития русской культуры периода феодальной раздробленности (в форме презентации).

Задание 2. Покажите особенности новгородской архитектуры (в форме презентации).

Задание 3. Опишите жизнь и творчество Симона Ушакова (в форме презентации).

Задание 4. Проанализируйте одно из произведений  Ф.Б. Растрелли (в форме презентации).

Задание 5. Проанализируйте одно из произведений О.Д. Кипренского (в форме эссе).

Укажите литературу, которой Вы  пользовались.

 

 

 

Контрольная работа № 4

Задание 1. Покажите общие условия формирования и развития русского искусства периода Московской Руси (в форме презентации).

Задание 2. Покажите особенности владимирской архитектуры (в форме презентации).

Задание 3. Опишите жизнь и творчество Дионисия (в форме презентации).

Задание 4. Проанализируйте одно из произведений Ф.С. Рокотова  (в форме презентации).

Задание 5. Проанализируйте одно из произведений В.А. Тропинина  (в форме эссе).

Укажите литературу, которой Вы  пользовались.

 

Контрольная работа № 5

Задание 1. Покажите общие условия формирования и развития русского искусства ХVII века (в форме презентации).

Задание 2. Покажите особенности древнерусской иконописи (в форме презентации).

Задание 3. Опишите жизнь и творчество И.Н. Никитина (в форме презентации).

Задание 4. Проанализируйте одно из произведений В.Л. Боровиковского  (в форме презентации).

Задание 5. Проанализируйте одно из произведений  А.Г. Веницианова (в форме эссе).

Укажите литературу, которой Вы  пользовались.

 

Контрольная работа № 6

Задание 1. Покажите общие условия формирования и развития русского искусства первой половины ХVIII века (в форме презентации).

Задание 2. Дайте характеристику стиля «московское барокко» (в форме презентации).

Задание 3. Опишите жизнь и творчество   В.И. Баженова (в форме презентации).

Задание 4. Проанализируйте одно из произведений  А.Г. Веницианова (в форме презентации).

Задание 5. Проанализируйте одно из произведений Н.А. Федотова  (в форме эссе).

Укажите литературу, которой Вы  пользовались.

 

Контрольная работа № 7

Задание 1. Покажите общие условия формирования и развития русского искусства второй половины ХVIII века (в форме презентации).

Задание 2. Дайте характеристику стиля «русское барокко» (в форме презентации).

Задание 3. Опишите жизнь и творчество Д.Г. Левицкого (в форме презентации).

Задание 4. Проанализируйте одно из произведений О.И. Бове  (в форме презентации).

Задание 5. Проанализируйте одно из произведений В.Г. Перова  (в форме эссе).

Укажите литературу, которой Вы  пользовались.

 

Контрольная работа № 8

Задание 1. Покажите общие условия формирования и развития русского искусства первой половины ХIХ века (в форме презентации).

Задание 2. Дайте характеристику стиля рококо (в форме презентации).

Задание 3. Опишите жизнь и творчество А.Г. Венецианова (в форме презентации).

Задание 4. Проанализируйте одно из произведений К.П. Брюллова  (в форме презентации).

Задание 5. Проанализируйте одно из произведений Н.Я. Ярошенко  (в форме эссе).

Укажите литературу, которой Вы  пользовались.

 

Контрольная работа № 9

Задание 1. Покажите общие условия формирования и развития русского искусства второй половины ХIХ века (в форме презентации).

Задание 2. Дайте характеристику стиля «сентиментализм» (в форме презентации).

Задание 3. Опишите жизнь и творчество Н.Н. Ге  (в форме презентации).

Задание 4. Проанализируйте одно из произведений В.И. Сурикова  (в форме презентации).

Задание 5. Проанализируйте одно из произведений М.М. Антакольского  (в форме эссе).

Укажите литературу, которой Вы  пользовались.

 

Контрольная работа № 10

Задание 1. Покажите общие условия формирования и развития русского искусства  конца ХIХ – начала ХХ века (в форме презентации).

Задание 2. Дайте характеристику стиля ампир (в форме презентации).

Задание 3. Опишите жизнь и творчество А.А. Иванова (в форме презентации).

Задание 4. Проанализируйте одно из произведений В.И. Сурикова  (в форме презентации).

Задание 5. Проанализируйте одно из произведений В.В. Кандинского  (в форме эссе).

Укажите литературу, которой Вы  пользовались.

 

Контрольная работа № 11

Задание 1. Покажите общие условия формирования и развития советского искусства ХХ годов (в форме презентации).

Задание 2. Дайте характеристику стиля романтизм (в форме презентации).

Задание 3. Опишите жизнь и творчество  В. Растрелли   (в форме презентации).

Задание 4. Проанализируйте одно из произведений художников «Голубой Розы»  (в форме презентации).

Задание 5. Проанализируйте одно из произведений (другое) художников «Голубой Розы»    (в форме эссе).

Укажите литературу, которой Вы  пользовались.

 

Контрольная работа № 12

Задание 1. Покажите общие условия формирования и развития советского искусства 30-х годов (в форме презентации).

Задание 2. Дайте характеристику стиля барокко (в форме презентации).

Задание 3. Опишите жизнь и творчество       (в форме презентации).

Задание 4. Проанализируйте одно из произведений   (в форме презентации).

Задание 5. Проанализируйте одно из произведений   (в форме эссе).

Укажите литературу, которой Вы  пользовались.

 

Контрольная работа № 13

Задание 1. Покажите общие условия формирования и развития советского искусства в годы второй мировой войны (в форме презентации).

Задание 2. Дайте характеристику творчества «Товарищества передвижных выставок» (в форме презентации).

Задание 3. Опишите жизнь и творчество В.М. Васнецова (в форме презентации).

Задание 4. Проанализируйте одно из произведений  Е.И. Репина (в форме презентации).

Задание 5. Проанализируйте одно из произведений В.В. Кандинского  (в форме эссе).

Укажите литературу, которой Вы  пользовались.

 

Контрольная работа № 14

Задание 1. Покажите общие условия формирования и развития советского искусства в период «оттепели» (в форме презентации).

Задание 2. Дайте характеристику творчества объединения «Союз русских художников» (в форме презентации).

Задание 3. Опишите жизнь и творчество К.С. Малевича (в форме презентации).

Задание 4. Проанализируйте одно из произведений  П.Н. Филонова (в форме презентации).

Задание 5. Проанализируйте одно из произведений (другое) П.Н. Филонова  (в форме эссе).

Укажите литературу, которой Вы  пользовались.

 

Контрольная работа № 15

Задание 1. Покажите общие условия формирования и развития советского искусства в 70-е-80-е годы (в форме презентации).

Задание 2. Дайте характеристику творчества объединения «Бубновый валет» (в форме презентации).

Задание 3. Опишите жизнь и творчество  П.Н. Филонова (в форме презентации).

Задание 4. Проанализируйте одно из произведений  С.Т. Коненкова (в форме презентации).

Задание 5. Проанализируйте одно из произведений М. Врубеля  (в форме эссе).

Укажите литературу, которой Вы  пользовались.

 

Контрольная работа № 16

Задание 1. Покажите общие условия формирования и развития русского искусства в современный период (в форме презентации).

Задание 2. Дайте характеристику стиля модерн (в форме презентации).

Задание 3. Опишите жизнь и творчество С.П. Дягилева (в форме презентации).

Задание 4. Проанализируйте одно из произведений Н.К. Рериха (в форме презентации).

Задание 5. Проанализируйте одно из произведений (другое) Н.К. Рериха  (в форме эссе).

Укажите литературу, которой Вы  пользовались.

 

Контрольная работа № 17

Задание 1. Покажите общие условия формирования и развития новгородского искусства периода феодальной раздробленности (в форме презентации).

Задание 2. Дайте характеристику абстракционизма (в форме презентации).

Задание 3. Опишите жизнь и творчество Б.М. Кустодиева (в форме презентации).

Задание 4. Проанализируйте одно из произведений К.Ф. Юона (в форме презентации).

Задание 5. Проанализируйте одно из произведений  М. Шагала (в форме эссе).

Укажите литературу, которой Вы  пользовались.

 

Контрольная работа № 18

Задание 1. Покажите общие условия формирования и развития искусства Владимирского княжества (в форме презентации).

Задание 2. Дайте характеристику «сурового стиля» (в форме презентации).

Задание 3. Опишите жизнь и творчество К.С. Петрова-Водкина (в форме презентации).

Задание 4. Проанализируйте одно из произведений А.В. Лентулова  (в форме презентации).

Задание 5. Проанализируйте одно из произведений «сурового стия»  (в форме эссе).

Укажите литературу, которой Вы  пользовались.

 

Контрольная работа № 19

Задание 1. Покажите особенности советского искусства эпохи «военного коммунизма» (в форме презентации).

Задание 2. Покажите особенности метода социалистического реализма (в форме презентации).

Задание 3. Опишите жизнь и творчество И.И. Бродского (в форме презентации).

Задание 4. Проанализируйте одно из произведений А. Дейнеки (в форме презентации).

Задание 5. Проанализируйте одно из произведений (другое) А. Дейнеки  (в форме эссе).

Укажите литературу, которой Вы  пользовались.

 

Контрольная работа № 20

Задание 1. Дайте характеристику группы АХРР (в форме презентации).

Задание 2. Дайте характеристику искусству андеграунда (в форме презентации).

Задание 3. Опишите жизнь и творчество А.А. Пластова (в форме презентации).

Задание 4. Проанализируйте одно из произведений П.Д. Корина  (в форме презентации).

Задание 5. Проанализируйте одно из произведений (другое) П.Д. Корина  (в форме эссе).

Укажите литературу, которой Вы  пользовались.

 

Контрольная работа № 21

Задание 1. Дайте характеристику творчества ОСТ (в форме презентации).

Задание 2. Дайте характеристику течению супрематизм (в форме презентации).

Задание 3. Опишите жизнь и творчество К. Малевича  (в форме презентации).

Задание 4. Проанализируйте одно из произведений представителей соц-арта  (в форме презентации).

Задание 5. Проанализируйте одно из произведений (другое)  представителей соц-арта  (в форме эссе).

Укажите литературу, которой Вы  пользовались.

 

Контрольная работа № 22

Задание 1. Покажите общие условия формирования и развития искусства послевоенного периода (1945-1956) (в форме презентации).

Задание 2. Дайте характеристику творчества «кукрыниксов» (в форме презентации).

Задание 3. Проанализируйте одно из произведений «кукрыниксов» (в форме презентации).

Задание 4. Проанализируйте одно из произведений (другое) «кукрыниксов» (в форме эссе).

Укажите литературу, которой Вы  пользовались.

 

Контрольная работа № 23

Задание 1. Покажите общие условия формирования и развития искусства России в последнее десятилетие (в форме презентации).

Задание 2. Опишите жизнь и творчество И. Глазунова (в форме презентации).

Задание 4. Проанализируйте одно из  произведений И. Глазунова  (в форме презентации).

Задание 5. Проанализируйте одно из произведений (другое) И. Глазунова  (в форме эссе).

Укажите литературу, которой Вы  пользовались.

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ:

 

Киевская Русь:

1.     Собор св. Софии в Киеве. 11 в.

2.     Новгородская София.

3.     Богоматерь Оранта. Мозаика в апсиде собора св. Софии.

 

Феодальная раздробленность:

4.     Церковь Покрова на Нерли. 1165 г.

5.     Дмитриевский собор во Владимире. 1194–1197 гг.

6.     Церковь Спаса Преображения на Нередице в Новго­роде.

7.     Успенский собор во Владимире. Вторая половина 12 в.

8.     Богоматерь Великая Панагия. Икона. Около 1114 г.

9.     Ярославская Оранта

10. Дмитрий Солунский

 

Московская Русь:

11.  Феофан Грек. Троица. Фреска в церкви Спаса Преображения.

12.  Феофан Грек. Успение. 1392.

13.  Феофан Грек. Два Столпника. Фреска. Новгород. 1378.

14. Св. Георгий. Икона. Первая половина ХV в.

15. Андрей Рублев. Троица. Икона. 1420-е гг.

16. Андрей Рублев. Жены-мироносицы. Икона из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. 15 в.

17. Успенский собор в Московском Кремле. 1475–1479 гг.

18. Архангельский собор в Московском Кремле. 1505–1509 гг.

19. Дионисий. Распятие. Икона. 1500 г.

20. Дионисий. Фрагмент росписи церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1500 г.

21. Церковь Вознесения в Коломенском. 1532 г.

22. Собор Василия Блаженного в Москве. 1555–1560 гг.

 

Россия ХVII век:

23. Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. 1658 г.

24. Симон Ушаков. Троица.

25. Церковь Покрова в Филях.

26. Успенский собор в Рязани.

 

Россия ХVIII века:

27. Аргунов Ф., Чевакинский С. Здание Шереметевского дворца. Сер. ХVIII в.

28. Большой дворец в Петергофе. 1714–1725 гг., 1747–1752 гг.

29. Растрелли В.В. Зимний дворец в Ле­нинграде. 1754–1762 гг.

30. Растрелли В.В. Собор Смольного мо­настыря. 1748–1764 гг.

31. Баженов В.И. Дом П. Е. Пашкова в Москве. 1784–1786 гг.

32. Доменико Трезини. Петропавловский собор в Ленинграде. 1712–1733 г.

33. Доменико Трезини, Андреас Шлютер. Летний дворец Петра I в Ленинграде. 1710–1714 гг.

34. Старов И.Е. Иаврический дворец. 1783–1789.

35. Иван Никитин. Портрет канцлера Г.И. Головкина. 1716 г.

36. Карло Бартоломео Растрелли. Бюст Пет­ра I. 1723–1729 гг.

37. Карло Бартоломео Растрелли. Статуя Анны Иоанновны с арапчонком. 1741 г.

38. А.П. Антропов. Портрет Петра III.

39. Ф.И. Шубин. Портрет неизвестного. 1770-е гг.

40. Левицкий Д.Г. Портрет П.А. Демидо­ва. 1773 г.

41. Левицкий Д.Г. Портрет М. А. Дьяко­вой. 1778 г.

42. Рокотов Ф.С. Портрет В.И. Майкова. 1765 г.

43. Рокотов Ф.С. Портрет А. П. Струйской. 1772 г.

44. Боровиковский В.Л. Портрет М.И. Ло­пухиной. 1797 г.

45. Боровиковский В.Л. Портрет торжковской крестьянки Христиньи. Около 1795.

46. Боровиковский В.Л. Портрет В.И. Арсеньевой. 1790-е гг.

47. Боровиковский В.Л. Портрет Алексея Борисовича Куракина. 1801.

48. Аргунов И.П. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. 1784.

49. А.П. Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773 г.

50. Этьен Морис Фальконе. Памятник Петру I.

 

Россия первой половины  ХIХ века:

51. М.Ф. Казаков. Сенат в Московском Кремле. 1776–1787 гг.

52. К.И. Росси. Михайловский дворец в Ле­нинграде. 1819–1825 гг.

53. А.Д. Захаров. Башня Главного Адми­ралтейства в Ленинграде. 1806–1823 гг.

54. Монферран О. Исаакиевский собор. 1818–1858.

55. Кипренский О.А. Портрет А.С. Пушки­на. 1827.

56. Кипренский О.А. Портрет Е.В. Давыдова.

57. Шедрин С.Ф. Неаполь в лунную ночь. 

58. Тропинин В.А. Автопортрет с палитрой и кистями на фоне окна с видом на Кремль. 1846.

59. Тропинин В.А. Кружевница. 1823.

60. Тропинин В.А. Портрет А.С. Пушкина. 1827.

61. Венецианов А.Г. На пашне. Весна. Пер­вая половина 1820-х гг. 201

62. Венецианов А.Г. На жатве. Лето. Сере­дина 1820-х гг.

63. Брюллов К. П. Всадница. 1832.

64. Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833.

65. Брюллов К. П. Автопортрет. 1848.

66. Федотов. П.А. Сватовство майора. 1848.

67. Федотов П. А. «Анкор, еще анкор!». 1852.

68. Федотов А.П. Вдовушка. 1851–1852. 

69. Федотов А.П. Завтрак аристократа. 1849–1850.

70. А.А. Иванов. Явление Христа народу (Явление Мессии). 1837–1857.

71. Мартос И. Памятник Минину и Пожарскому в Москве. 1804–1815.

72. Козловский М. Памятник А.В. Суворову в Петербурге. 1801.

 

Россия второй половины ХIХ века:

73. Крамской. И.Н. Христос в пустыне. 1872.

74. Крамской. И.Н. Портрет Л.Н. Толстого. 1873.

75. Крамской И.Н. Неизвестная. 1883.

76. Ярошенко Н.А. Всюду жизнь. 1888.

77. Маковский В.Е. Свидание. 1883.

78. Репин И.Е. Не ждали. 1884.

79. Репин И.Е. Портрет писателя Л.Н. Толстого. 1887.

80. Ге Н.Н. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе. 1871.

81. Ге Н.Н. Портрет Л.Н. Толстого. 1884.

82. Ге Н.Н. Что есть истина? Христос и Пилат. 1890.

83. Перов В.Г. Чаепитие в Мытищах. 1862.

84. Перов В.Г. Приезд гувернантки в купеческий дом. 1866.

85. Перов В.Г. Портрет писателя Ф.М. Достоевского. 1872.

86. Перов В.Г. Сельский крестный ход на пашне. 1861.

87. Максимов В.М. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. 1875.

88. Верещагин В.В. Апофеоз войны. 1871–1872.

89. Суриков В.И. Боярыня Морозова.

90. Суриков В.И. Утро стрелецкой казни. 1881.

91. Куинджи А. Ночь на Днепре. 1882.

92. Левитан И.И. Март. 1895.

93. Левитан И.И. Над вечным покоем. 1894.

94. Левитан И.И. Березовая роща. 1885–1889.

95. Поленов В.Д. Московский дворик. 1878.

96. Васнецов В. Аленушка. 1881.

97. Серов В. Девочка с персиками. 1887.

98. Серов В. Похищение Европы. 1910.

99. Васильев Ф. Рассвет. 1871–1873.

100.        Саврасов А. Радуга. 1875.

101.        Шишкин И.И. Заросший пруд у опушки леса. 1883.

102.        Шишкин И.И. Лесные дали. 1884.

103.        Айвазовский И.К. Девятый вал. 1850.

104.        Антокольский М. Ермак. Бронза. 1891.

 

Серебряный век:

105.        Борисов-Мусатов В. Весна. 1901.

106.        Петров-Водкин К.С. Купание красного коня. 1912.

107.        Серебрякова З.Е. За туалетом. Автопортрет. 1909.

108.        Бакст Л.А. Портрет Александра Николаевича Бенуа. 1898.

109.        Татлин В.Е. Матрос. Автопортрет. 1911.

110.        Филонов П. Лица. 1919.

111.        Нестеров М.В. На горах. 1896.

112.        Врубель М.А. Снегурочка.

113.        Врубель М.А. Сирень.

114.        Врубель М.А. Демон. 1890.

115.        Кустодиев Б. Масленица. 1916.

116.        Рерих Н. Александр Невский.

117.        Юон К. Новая планет. 1918.

 

Советская Россия:

118.        Грабарь И. На озере. 1926.

119.        Бродский Н. Великий Октябрь. Около 1925 г.

120.        Иогансон Б.В. Допрос коммунистов. 1933.

121.        Корин П. Александр Невский. Центральная часть триптиха. 1942.

122.        Кукрыниксы: М.В, Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов. «Конец». Последние дни гитлеровской ставки в подземелье рейхсканцелярии. 1947–1948.

123.        Сарьян М.С. Автопортрет. Три возраста. 1942.

124.        Серов В. Ходоки у В.И. Ленина. 1950.

125.        Дейнека А. Будущие летчики. 1937.

126.        Пластов А. Лето. 1959–1960.

127.        Пластов А. Фашист пролетел.

128.        Коржев Г.М. Поднимающий знамя.

129.        Глазунов И. Мистерия ХХ века. 1978.

130.        Глазунов И.С. Великий эксперимент. 1990.

131.        Глазунов И. Размолвка.

132.        Глазунов И. Петербург Ф.М. Достоевского.

133.        Васильев К. Графика.

134.        Шадр И. Булыжник – оружие пролетариата. 1905 г. 1927.

135.        Неизвестный Э. Распятие. 1974.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

(ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ)

 

1.     Художественная культура Киевской Руси.

2.     Культовое зодчество Киевской Руси.

3.     Монументальная живопись и иконопись Киевской Руси.

4.     Художественная культура Древнего Новгорода. ХIIХIV вв.

5.     Новгородская архитектура ХII–ХIV вв.

6.     Монументальная живопись и иконопись в Новгороде ХII–ХIV вв.

7.     Художественная культура Владимиро-Суздальской Руси ХII–ХIV вв.

8.     Архитектура Владимиро-Суздальского княжества ХII–ХIV вв.

9.     Скульптура и живопись Владимиро-Суздальского княжества ХII–ХIV вв.

10. Становление Москвы как общерусского художественного центра (ХIV–ХVI вв.).

11. Творчество Андрея Рублева.

12. Застройка Московского Кремля в XV веке.

13. Творчество Дионисия.

14. Становление и развитие шатрового стиля в русской архитектуре        XVI века.

15. Русская архитектура ХVII века.

16. Монументальная живопись и иконопись в русском искусстве ХVII века.

17. Художественная культура России в ХVIII веке. (Общая характеристика).

18. Строительство Петербурга и архитектура петровского барокко.

19. Парадный портрет в русской живописи  ХVIII века.

20. «Интимный портрет» в творчестве Ф. Рокотова, Д. Левицкого и В. Борови­ковского.

21. Академия художеств и русский классицизм. (Живопись, скульптура).

22. Архитектура зрелого барокко в русском искусстве ХVIII века.

23. Классицизм в русской архитектуре ХVIII века.

24. Архитектурные ансамбли Петербурга в начале XIX в.

25. Реконструкция Москвы после пожара 1812 года. О. Бове.

26. Романтизм в русском искусстве начала XIX века. О. Кипренский, В. Тропинин, С. Щедрин.

27. Творчество А.Г. Венецианова.

28. Творчество К.П. Брюллова.

29. Творчество А.А. Иванова.

30. Формирование принципов критического реализма в творчестве П.А. Федо­това.

31. В.Г. Перов и московская школа живописи 60-х годов ХIX века.

32. Товарищество передвижных художественных выставок. История создания, принципы, творческая практики.

33. Бытовая живопись передвижников.

34. Исторический жанр в творчестве передвижников.

35. Пейзаж в творчестве передвижников.

36. Творчество И.Е. Репина.

37. «Мир искусства». Творческие принципы и практическая деятельность.

38. «Союз Русских художников».

39. Творческие группировки в русском искусстве начала XX века.

40. Советское искусство эпохи «военного коммунизма».

41. Советское искусство 20-х годов. АХРР, ОСТ и «4 искусства» как наиболее массовые группировки в искусстве 20-х годов.

42. Монументальная скульптура 30-х годов в советском искусстве.

43. Живопись и архитектура советского искусства 30-х годов.

44. Агитационно-массовые формы искусства в годы Великой Отечественной войны.

45. Живопись и графика в годы Великой Отечественной войны.

46. Советское искусство послевоенных лет (1945–56 гг.).

47. Живописцы «сурового стиля».

48. Советское искусство 70–80-х годов.

49. Основные этапы развития советской архитектуры.

50. Художественная культура России на современном этапе.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Специфику курса «Мировая художественная культура» составляют практически необозримое количество фактического материала и соот­ветственно огромное количество специальной литературы. Для того, чтобы знания студентов приобрели необходимую систематичность, рекомендуется начинать самостоятельное изучение темы с литературных источников обобщающего характера – учебников, учебных пособий, эн­циклопедий, словарей, а затем переходить к монографическим ис­точникам и специальным статьям, посвященным частным проблемам.

Особенностью этих литературных источников является неизбежное многообразие в подходах и оценках одних и тех же явлений ху­дожественной культуры, поэтому рациональнее начинать знакомство с литературой по вопросу с наиболее современных изданий, где, как пра­вило, суммируются прежние точки зрения, и выдвигается новый, совре­менный взгляд на проблему. Методика обработки материала и логика построения содержится, как правило, в лекционном курсе. Для тренировки способности анализировать художественное произведение обязательным является обращение к первоисточнику – литературному произ­ведению, спектаклю, фильму, картине. Хотя в последнем случае могут выру­чить репродукции, нужно помнить, что даже самые совершенные из них, факсимильные, не могут заменить подлинного произведения, поэтому необходи­мым является посещение музеев и выставок произведений изобразительного искусства.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Общие труды:

Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983.

Вельфин Г. Основные понятия истории искусств. М., 1930.

Всеобщая история искусств: в 6 т. М., 1980.

Всеобщая история архитектуры: В 2т. М., 1958.

Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. М., 1965.

Гуринович Д.М. Искусство и религия. М., 1982.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств: Вып. 1–3. М., 1986–1993.

Зезина М.Р. и др. История русской культуры. М., 1990.

История градостроительного искусства: В 2 т. М., 1979.

История русского и советского искусства. М., 1989.

История русского искусства. М., 1987.

История русского искусства: В 2 т. М., 1979.

Пластические искусства: Краткий терминологический словарь. М., 1994.

Популярная художественная энциклопедия: В 2 т. М., 1986.

Станькова Я. и др. Тысячелетнее развитие архитектуры. М., 1987.

Тэнасе А. Культура и религия. М., 1975.

Яковлева Е.Г. Искусство и мировые религии. М., 1985.

  Флоренский, Павел.

Избранные труды по искусству [Текст] / П. Флоренский. - М. : Изобразительное искусство, 1996.

 

Древний мир – Новое время:

Искусство Древней Руси: Памятники ХI–ХVII вв. М., 1969.

Лихачев Д.С. Культура русского народа Х–ХVIII вв. М.-Л., 1961.

Мифы народов мира: В 2 т М., 1987–1988.

Мнева Н.Е. Искусство Московской Руси. М., 1965.

Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989.

Полевой В.М. Искусство Греции М., 1984.

 

Новое – Новейшее время:

Андреев Л. Г. Импрессионизм. М., 1980.

Бартенев И. А. Зодчие и строители Ленинграда. Л., 1977.

Бенуа Ф. Искусство Франции эпохи революции и первой империи. М.-Л.. 1940.

Верещагина А.Г. Историческая картина в русском искусстве. Шестидесятые годы XIX в. М., 1990.

Воронина Н.М. Левицкий. М., 1968.

Воронихина Л.Н. и др. Русская живопись ХVIII в. М., 1989.

Гордин А.М.,  Гордин М.А. Александр Блок и русские художники. Л., 1986.

Горина Т.Н. Русское искусство второй половины XIX в. М., 1962.

Гривина А.С. Искусство XVIII века в Западной Европе. М., 1963.

Долгополов И.В. Мастера и шедевры. М., 1986.

Ильина Т.В. и др. Андрей Матвеев. М., 1984.

Ильина Т.В. Иван Вишняков. М., 1980.

Крюков А.Н. «Могучая кучка». Страницы истории Петербургского кружка музыкантов. Л., 1977.

Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве. М., 1978.

Лазарев О.П. Федот Иванович Шубин. Л., 1964.

Малахов Н.Я. Модернизм. Критический очерк. М., 1986.

Маркина Л.А. Рокотов из собрания Государственной Третьяковской галереи. М., 1986.

Островский Г.С. Рассказ о русской живописи. М., 1987.

От Мане до Пикассо. Французская живопись второй половины ХIХ – начала XX вв. в Гос. музее изобразительного искусства им. Пушкина. М., 1974.

Полевой В.М. Двадцатый век. М., 1989.

Ракова М.М. Русская историческая живопись середины XIX в. М., 1979.

Ракова ММ. Русское искусство первой половины XIX в. М., 1962.

Рогинская Ф.С. Передвижники: Исторические очерки. М., 1992.

Русская художественная культура второй половины XIX в. М., 1988.

Третьякова Л.С. Молодая музыкальная Россия. М., 1985.

Штейнпресс Б.С. Популярный очерк истории музыки до XIX в. М., 1963.

 


Содержание