Икона из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. 15 в.
«В том же иконостасе Троицкого собора помещались и иконы с изображениями «праздников» — они сравнительно недавно раскрыты. Исследователи приписывают их художникам круга Рублева, его ученикам, но среди них есть и такие, которые не посрамили бы самого мастера,— например «Явление ангела женам-мироносицам». Это — еще один шедевр московской иконописи; как и «Троица», он напоминает произведения итальянского проторенессанса, и более всего — утонченного художника сиенской школы Симоне Мартини (которого, впрочем, ни Рублев, ни его ученики не знали). Женщины приближаются к пещере, где стоит гроб Христа, и видят, что гроб пуст, а возле него на камне сидит ангел. «Вид его был как молния, и одежда его была, как снег». Ангел говорит женщинам, что распятый воскрес. Протягивая одну руку к женщинам, он другой рукой указывает ввысь. Устремленность в высоту выражают его взметнувшиеся крылья, их движению вторит подобный языкам пламени силуэт скал, разверзшихся над пещерой. Вся композиция развивается в высоту, рождает ощущение взлета, радостного освобождения от оков смерти. Она построена на впечатляющих контрастах: тяжелый тускло-красный камень контрастирует с воздушностью одежды ангела, мрак пещеры — c белым силуэтом брошенной пелены, космическая мощь скал — с хрупкостью женских фигур» .
Андрей Рублёв | Искусство Московской Руси | Содержание |