Архитектурной доминантой главной Соборной площади стал Успенский собор, который был задуман как главный соборный храм столицы «всея Руси». Поэтому было решено его строить по типу Успенского Владимирского собора, бывшего центра русских земель. За дело взялся итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Ему пришлось поехать во Владимир для изучения местного храма.
Работа была закончена в 1479 году. Этот собор действительно стал главным русским политическим и религиозным центром. Здесь на престол возводились великие князья, венчались на царствование монархи, принимали сан митрополиты и патриархи.
«В конце XIII в. сын Александра Невского Даниил повелел построить на самой высокой точке кремлевского холма храм — первую каменную постройку города. В конце XV в. на ее месте мастера Кривцов и Мышкин начали возводить новый собор, однако его стены рухнули в мае 1474 г. Для завершения начатого дела Иван III пригласил из Италии талантливого архитектора Аристотеля Фиораванти. Его постройка напоминала Успенский собор во Владимире, что подчеркивало преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров русской земли. Возведенный Фиораванти собор отвечал канонам, сложившимся в Византии еще в конце IX в., то есть был классическим пятиглавым храмом с апсидами в его восточной части. Итальянец лишь прикрыл эти апсиды с севера и юга, немного продолжив для этого стены. Построенный им собор, смотревшийся со стороны своего южного входа как единый огромный объем, стал главным храмом централизованного московского государства. В нем венчали на царство престолонаследников, оглашали государственные акты, избирались митрополиты и патриархи. Собор служил усыпальницей московских патриархов и митрополитов» .
Искусство Московской Руси | Содержание |