Достаточно сравнить «Троицу» А. Рублева и «Троицу» С. Ушакова, чтобы понять как далеко ушло русское искусство ХVII в. от древнерусских традиций. От символичности, спиритуалистичности А.Рублева не осталось и следа – реальные, земные лица ангелов, а не лики, настоящий, пейзаж, изящная архитектура, стол уставлен яствами.
Обратимся к «Троице» Ушакова (в Русском музее). «Композиция — «рублевская» иконная, условная, но от этого особенно грузными в своей грубоватой телесности кажутся ангелы, восседающие на фоне роскошной ордерной архитектуры за столом, уставленным утварью самой тонкой работы» . «Ангелы выглядят вполне земными существами, что уже само по себе лишено смысла, стол с чашей — символ таинства жертвы, искупления — превратился в настоящий натюрморт» . «Их фигуры вроде как бы объемны, но такая объемность не вяжется с их плоскостным расположением. От рублевской одухотворенности, от рублевской поэзии не сохранилось и следа» .
Симон Ушаков | Русское искусство XVII века | Содержание |