1778, ГТГ
«Самое высшее достижение Левицкого ранней поры – портрет юной М.А.Дьяковой-Львовой, тогда только что тайно обвенчавшейся с приятелем Левицкого, поэтом, художником и архитектором Н.А.Львовым. Здесь до конца раскрывается упоение жизнью, свойственное Левицкому. Смелыми мазками он передает впечатление юной свежести кожи и влажности полуотрытого рта. Полного расцвета достигает колористическое мастерство Левицкого; строя свою гамму на дополнительных цветах, он теперь широко пользуется рефлексами, отбрасываемыми друг на друга двумя соседними тонами. Зеленый и розовый цвета являются основными во всей красочной композиции портрета Дьяковой-Львовой: рядом с румянцем появляются на лице зеленые тени; белый атлас получает зеленоватый оттенок рядом с розовой накидкой; зеленый бант на груди молодой женщины дан художником для того, чтобы еще более оттенить румянец щек и цветущие губы. И фон приобретает зеленоватый оттенок. На этот раз он вполне нейтрален, в полном соответствии с интимным характером портрета; однако он ощущается как свето-воздушное пространство, которое окружает фигуру. Композиция портрета своими извивами слегка напоминает рококо: фигура поставлена в виде завитка, заканчивающегося склоненной головой, словно цветком на гибком стебле.
Но и здесь Левицкий не ограничивается одним любованием красотой и свежестью молодой женщины: он создает глубоко правдивый и трогательный образ юного существа, озаренного улыбкой счастья и доверчиво вступающего в жизнь. Портрет Львовой – прекрасный показатель глубокого своеобразия русского художника, лишь на первый взгляд как будто приближающегося к западному рококо. На самом же деле портрет Левицкого отличается от него не только жизнерадостностью и молодым задором, но и простотой, глубокой человечностью и теплотой» .
Левицкий Дмитрий Григорьевич | Русское искусство XVIII века | Содержание |