Портрет А.Б. Куракина

Боровиковский Владимир Лукич

1801, ГТГ

«Все в этом портрете построено на спокойной величавости. В картину введена массивная колонна, занавес падает совершенно спокойно…Правда, в композиции еще заметны две пересекающиеся диагонали, обычно придающие композиции динамичность, но голова Куракина помещена выше их пересечения, восстанавливая спокойный треугольник.

Самая фигура вельмож поставлена почти вертикально без каких-либо сдвигов осей; отсутствуют и демонстративные жесты…

В портрете Куракина Боровиковский создает образ чрезвычайно живой и правдивый. Князь стоит свободно и непринужденно в позе человека, привыкшего повелевать. Он смотрит на людей сверху вниз, чему способствует и низкий горизонт портрета. Его улыбка умна и слегка презрительна. Это типический образ вельможи-сибарита. И вместе с тем это в полном смысле слова парадный портрет. Парадность создается здесь блестящим колоритом, построенным на сочетании сильных, насыщенных красок, хотя и приближающихся к локальному цвету. Золотисто-желтые оттенки (в костюме Куракина), сопоставленные с темно-голубым (в обивке мебели, в орденской ленте), придают портрету большую праздничность; однако звучность малинового цвета на первом плане (бархатная скатерть на столе) умеряется глубоким черным (в сброшенной мантии), слегка разбитым тонким узором белых и коричневых нитей.

И здесь в передаче материалов Боровиковский остается верным последователем Левицкого, прекрасно изображая блеск парчи и матовое сияние брильянтовой россыпи на груди Куракина, которая заслужила ему прозвище «брильянтового князя».

Портрет Куракина – последний подлинно парадный портрет; в XIX в. такие портреты стали уже невозможны. Здесь парадность совершенно органична, она дана как нечто само собой разумеющееся и воплощает в себе представление о «государственном муже», о высоком сановнике» .


Боровиковский Владимир Лукич Русское искусство XVIII века Содержание