«В памятнике Петру Фальконе удалось блестяще сочетать буйный порыв с естественной простотой, ясностью и классической гармонией…
Образ Петра у Фальконе далек от театральной ходульности. Вопреки установившейся традиции он представил своего героя одного, без всяких аллегорических фигур, которые обычно окружали постамент памятника государя в европейской скульптуре XVII-XVIII вв. Это был образ нового героя, которого выдвигала просветительская философия. В соответствии с этим замыслом Фальконе отказывается от военных доспехов и одевает Петра в отвлеченную «героическую» одежду, а голову венчает вместо короны лавровым венком.
Образ всадника насыщен у Фальконе могучим движением, хотя страстный порыв коня уже обуздан властной рукой. В этой борьбе – основной смысл произведения; он до конца раскрывается в последовательной цепи аспектов, которые возникают перед зрителем при обходе вокруг памятника: Фальконе мастерски использовал здесь положение его в центре площади.
Со стороны Адмиралтейства, откуда фигура Петра видна почти в профиль, борющиеся силы предстают в наибольшем равновесии. Отсюда виден и буйный порыв коня, взлетевшего на скалу, и мощное движение всадника, осадившего его у самого края пропасти. Отсюда лучше всего видна властная рука, протянутая почти по горизонтали, величаво утверждающая покой, неожиданный в момент бурного движения. Отсюда виден и горделиво откинутый стан Петра и спокойно падающая назад мантия. Перед нами, действительно, «мощный властелин судьбы» своей страны. Силуэт группы построен на двух мощных дугах, подобно взрыву, выбрасывающихся в пространство из одной точки, где конь наступает на змею. Это точка опоры громадной бронзовой массы, которую Фальконе мастерски сумел поднять в воздух, не прибегая ни к каким искусственным подпоркам.
Скала, на которой Фальконе поместил своего всадника, только на первый взгляд кажется необработанной глыбой. На самом деле она отделана с исключительно тонким пониманием ритмических задач композиции. Именно в ней с особенной силой выражена идея волны, поднявшей на своем гребне могучего всадника» .
Этьен Морис Фальконе | Русское искусство XVIII века | Содержание |