Портрет А.С.Пушкина

Орест Адамович Кипренский


Пушкина (1827 г.)

«Заказ на создание портрета русского поэта последовал в 1827 году от А.Дельвига.

Несомненно, что во время сеансов позирования художник и поэт беседовали.

Первое впечатление от портрета – впечатление предельной завершенности. Тщательная отделка деталей, строгая гармония целого создают ощущение торжественной тишины.

На светлом желто-зеленом фоне рисуется изображение поэта, одетого в строгий сюртук с перекинутым через плечо клетчатым красно-зеленым шотландским пледом. Изящная фигура написана в фас, лицо поэта обращено слегка направо, в ту сторону, где в глубине, за креслом, стоит бронзовая статуэтка Гения с кифарой в руках. В лице поэта О.Кипренский мягко передает его характерные «арапские» черты, густые каштановые волосы свободно вьются на голове, не спускаясь на высокий лоб, и не выбиваясь беспорядочно.

«Портрет А.С.Пушкина» имел успех, хотя и вызывал споры. Одни отмечали удивительное сходство, другие (кто привык видеть поэта подвижным, разговаривающим, кто помнил необычайно изменчивое выражение лица А.С.Пушкина) заявляли, что никакого сходства нет. Ф.Глинка, например, отмечая безупречную выстроенность портрета, тем не менее, писал А.С.Пушкину: «У меня есть Ваш портрет, только жаль, что Вы в нем представлены с некоторой пасмурностью. Нет этой веселости, которую я помню в лице Вашем». Карл Брюллов заметил, что О.Кипренский изобразил А.С.Пушкина «каким-то денди, а не поэтом».

Люди, хорошо знавшие А.Пушкина, отмечали, что и такое положение рук, как на портрете, не характерно для него.

Но именно такая поза придает всему образу внутреннюю собранность и говорит о большом напряжении внутренних сил. Исходя из общего замысла, художник с гениальной уверенностью пренебрег некоторыми частностями, придал А.С.Пушкину лично ему не свойственную, но для портрета единственно необходимую, абсолютно точную позу. Образ поэта на портрете немыслим без этой позы со скрещенными на груди руками.

Сам поэт высоко ценил свой портрет, написанный О.Кипренским, ощущая, что именно здесь он запечатлен в своей «высшей типичности», как поэт серьезной и трагической музы. Потрясенный работой художника, А.С.Пушкин на другой день вручил О.Кипренскому листок со стихами:

Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз.

О.Кипренский признался А.С.Пушкину, что всю жизнь не переставал искать высший идеал человеческой красоты и что в полной мере нашел его во время работы над пушкинским портретом» .


Орест Адамович Кипренский Искусство России первой половины XIX века Содержание