(первая половина 1820-х гг.)
«Название картины менялось со временем: «Женщина, боронящая поле», затем – «Крестьянка в поле, ведущая лошадей», после того – «Деревенская женщина с лошадьми». Нынешнее название за картиной закрепилось после создания нескольких последующих картин серии «Времена года», в которую было включено и полотно «На пашне. Весна».
Для изображения сельской действительности картина выглядит странно. Женщина несколько высоковата по сравнению с конями, которых она словно играючи ведет в поводу. Но крестьянка тут не просто Маша или Параша, а сама Весна. В нарядном сарафане и кокошнике, она идет легкой, почти летящей походкой. С общим фоном ранней весны резко контрастирует и ребенок, сидящий на краю поля в одной тонкой рубашке, и венки из цветов необычной для этой поры года васильковой синевы, разбросанные вокруг него.
Женщина с лошадьми на этом поле не одна. В левой части картины еще одна пара лошадей направляется в глубину пространства, ведомая крестьянкой. На самом горизонте, чуть левее пня, исчезает вдали третья такая же группа. Женщины и кони движутся по образованному ими кругу, по бурой земле, под невысоким небом. Остается только бросить еще один взгляд на эту картину, чтобы понять: на поле свершается великое таинство мирового круговорота – и именно его запечатлевает художник» .
Венецианов Алексей Гаврилович | Искусство России первой половины XIX века | Содержание |