Автопортрет. 1911. ГРМ
«Портрет-картина «Матрос» полностью подчиняется плоскости; рука художника так быстро набросала упругие линии, что изображение, кажется, обрело свой вид в считанные мгновения. Фигуры двух моряков на заднем плане предельно скупо нанесены жидкой краской впритирку – рисующая кисть оставляла иногда полотно незакрашенным, что подчёркивало лёгкость и стремительность работы. Импровизационная мощь рисунка усиливает ощущение свободы композиции, отчётливо выраженной в темпераментных чёрных контурах, в тонкослойной фактуре и напряжённом колорите, построенном на монохромной гамме чёрно-серых, прорываемых звучным ультрамарином матросской робы и лёгкими розоватыми оттенками в фоне и одежде» .
««Матрос» является автопортретом: в юные годы Татлин во время каникул не раз отправлялся в дальние плавания в качестве матроса-юнги. В этом портрете принцип татлинского обобщения достигает наглядной демонстративности. Портретное погрудное изображение сопровождается предметами дальнего плана – двумя фигурами матросов и силуэтом корабельной пушки. Возникает некая ситуация, соответствующая сосредоточенному выражению лица этого вымышленного члена экипажа «Стерегущий». Но, пожалуй, главным способом выражения этого состояния становится натянутая, как струна, линия. Она не просто обводит силуэт фигуры; она словно обозначает «рёбра» объёма, конструирует его развороты, закрепляя позу и останавливая время. Кратковременное перерастает в длящееся, ибо движения Татлин доводить до кульминации, находя последнюю точку в его данной фазе, и эта исчерпанность движения позволяет художнику высвободить модель из-под власти времени. Интересно проведена художником связь с традиционными формами искусства. Чувствуется известная ориентация на парадный портрет – и в демонстративности, и в характере состояния модели, и в её представительности, и в той устойчивости, которой достигает художник. На помощь Татлину приходит также икона. Мелкоформатные фигурки напоминают приём, использовавшийся в житийной иконе. Соединение квадрата (формат холста) с кругом (главный мотив композиции) заставляют вспомнить традиционные композиции икон»
Владимир Татлин | Русское искусство конца XIX - начала XX века | Содержание |