Христос и Антихрист

Глазунов Илья Сергеевич

1999

<Образ Христа

Образ Иисуса Христа — Спасителя мира в картинах Глазунова поражает всякий раз глубоким чувством. Ведь не случайно советская критика организовывала травлю художника, называя его художником церковным и мистически православным, "не помогающим строить коммунизм". Христос у Глазунова — с голубыми глазами, русыми волосами, непостижимый и поражающий. Он в произведениях художника —  Спаситель и Утешитель Мира. Бесспорно, что Образ Христа — это Образ Православия, которое создало понятие Святой Руси. Для Глазунова Христос и Новый Завет — это Святое Апостольское Православие. Не случайно свою книгу, всколыхнувшую многих людей, художник назвал "Россия распятая". За распятием следовало воскресение. Это и есть непостижимое чудо истории. Об изображениях Христа у Глазунова трудно писать, их надо видеть. Их надо понять. Но пишущий о Глазунове невольно вспоминает слова другого великого художника, В. М. Васнецова: "Все мое искусство — есть свеча, возожженная перед ликом Божьим". Логично добавить, что каждая картина Глазунова — это выражение его понимания православного народа.

 

Картина "Изгнание из рая" — одна из самых неожиданных по своему решению, глубине и необъятному духовному смыслу, который всегда сопутствует творчеству Глазунова. Трагичны и беспощадно одиноки фигуры Адама и Евы, изгнанных из рая и обреченных жить в муках и страданиях, в греховном мире, лежащем во зле. Зная героическое служение художника России, которая сегодня находится в агонии самой страшной русской смуты, понимаешь, почему он увидел в русской березе райское дерево, обвитое кольцами змея-искусителя — сатаны, рисунок, на коже которого соткан из пятиконечных кровавых звезд. Перед изгнанными из рая Адамом и Евой расстилается вселенская мгла с несущимися по небу, словно клубы дыма, тяжелыми облаками. Страшны конец мира сего и сам сатана, который склоняется, словно приглашая Изгнанных вступить в его мир — живущий по его законам зла и противления добру. За сатаной мы видим фигуру предателя с черным нимбом. Это — Иуда.  Словно излучением черного нимба пронизаны бескрайне высящиеся дома-коробки современных городов, над которыми мы видим распятого Христа.

Но, несмотря на беспросветность и мрак, отражающие современную жизнь, картина исполнена великой надежды в победу добра и утешения: над всем кошмаром мира, словно прорывая космический мрак, мы видим чудо.
 

Илья Глазунов — единственный художник, проиллюстрировавший полное собрание сочинений великого русского писателя Ф. М. Достоевского. Роман "Братья Карамазовы" является одним из самых величайших произведений Федора Михайловича Достоевского. И не случайно этот роман, осмысляющий не только судьбу России, но и судьбу мира, многие критики называют завещанием великого мыслителя и писателя. Особенно трудной для понимания является "Легенда о Великом Инквизиторе", рассказанная атеистом Иваном Карамазовым своему брату Алеше, носителю идеи Православия, по замыслу Достоевского.

По этой легенде Христос, явившийся Великому Инквизитору, слывшему неистовым гонителем еретиков, был по его приказу заточен в темницу. На полотне запечатлен драматический момент их напряженного диалога. "Зачем же ты пришел нам мешать? — вопросил Христа Инквизитор.— Ты нам не нужен, а нужно только имя твое". Вот этот-то главный момент разговора в темнице Христа Спасителя и Великого Инквизитора, со свойственным Глазунову проникновением в понимание философии русского писателя, и изображен на картине "Великий Инквизитор". Не в иллюстрации, а на картине, потому что речь идет о глубинной сопереживаемости Глазуновым произведений Достоевского.

На картине "Христос в Гефсиманском саду" художником запечатлен образ Спасителя в тот сокровенный момент, когда Он, отойдя от своих учеников в глубь сада и преклонив колена, молился: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты". Трижды молился Христос; душевная скорбь и мучения Его были так велики, а молитва столь усердна, что кровавый пот стекал на землю. А через сад уже надвигалась вооруженная толпа, ведомая Иудой...

Общеизвестно, что к образу Спасителя Мира обращались в течение многих веков художники разных стран и поколений. И. С. Глазунов создал образ Христа, сына Божия, отличающийся от всех других, созданных до него. Художник считает, что о Христе свидетельствует знаменитая Туринская плащаница, византийские и русские иконы, и ориентировался на них. Картина "Христос в Гефсиманскому саду" никого не может оставить равнодушным и является свидетельством молитвенного, глубоко личностного переживания художника. Бездонное ночное небо с мириадами звезд. Скорбный лик Спасителя, вступающего на путь Голгофы. Те, кто хочет его смерти, уже близко — их ведет один из его учеников, который через предательское лобзание обречет Учителя на смертные муки. Картина "Христос в Гефсиманском саду" исполнена будто кровоточащим сердцем художника.

Как всегда, изображая, казалось бы, известное событие из Нового Завета, Илья Сергеевич поражает зрителя остротой композиции и особым  прочтением сюжета. Однажды на вопрос одного американского журналиста, что для него самое страшное в жизни, Глазунов ответил: "Предательство".

"Поцелуй Иуды" решен Глазуновым как великая космическая трагедия зла. Гнетуща и полна зловещим предзнаменованием тьма, среди которой мы видим проникновенный и кроткий лик Спасителя Мира и предательский поцелуй Иуды. 


 

Когда картина "Гимн героям" была выставлена в 1984 году, она ошеломила зрителей и вызвала яростные нападки советской критики. Картина полна глубокого философского смысла и даже для Глазунова необычна по композиции: это действительно гимн героям. Ее надо понять, прочувствовать, как героическую музыку Бетховена или Вагнера.

Илья Глазунов понимает жизнь как неустанную борьбу добра и зла. Сегодня, в столь трудное, апокалипсическое время, утверждение идеалов нашей христианской цивилизации является подвигом. Любить Россию и выражать самосознание русского народа также является подвигом. Однако существует и воинственное безбожие, которое все же бессильно перед светлым ликом Христа. Многие утверждают, что третье тысячелетие будет царством беззакония, царством Антихриста. Отцы церкви говорили, что Антихрист — сын дьявола — будет внешне подражать сыну Божьему, что мы и видим, глядя на картину, в которой с беспощадной смелостью Илья Глазунов раскрывает, то - чего не делал никто до него в изобразительном искусстве: обобщающий образ Добра и зла — Христа и Антихриста.>

http://www.glazunov.ru/- Илья Глазунов

 


Глазунов Илья Сергеевич Искусство СССР в 1985–1991 годах Содержание