"Говоря о творчестве Михаила Шемякина, позволительно ограничиваться некоторыми рамками, поскольку оно очень многопланово.Тот факт, что художник занимает одно из ведущих мест в современном мире изобразительного искусства, кроме дамоклова меча ответственности, заставляет задуматься о необходимости искусствоведческих потуг. Ибо мировой арт-рынок - это современная мощная структура, которая от художников требует выполнения таких основных критериев, как профессионализм, новаторство, стабильность и высокий уровень исполнения (техничности). В этом смысле взойти на художественный Олимп - еще полбеды, удержаться там - победа. Но не будем говорить об абсолютности победы Шемякина, т.к. все относительно.
Сегодня имя художника уже не требует дополнительных комментариев для российской публики, благодаря ретроспективным выставкам в Петербурге и в Москве, а также передвижным в других городах России.
В творчестве художника присутствует три основные темы - смерть, театр, метафизические образы и натюрморты. Для Михаила веселая и гротескная театральная тема особенная, - любимая. Эта интереснейшая линия сама по себе многослойна. Прежде всего - это так называемая Карнавальная сюита, наиболее популярная во всем мире; работы, связанные с Серебряным веком, серии графики и рисунков к литературным памятникам и их постановкам, также либретто к спектаклям и многое другое.
В далеких шестидесятых проявилась в поведении и творчестве художника склоность к артистизму - хэппенинги, которые он организовывал вместе с друзьями, были полны театрализации, гротеска, мистификации. Об этом свидетельствуют фотографии того времени, опубликованные в двухтомнике М. Шемякин издательства Мозаик-пресс (1986 г.). Таинственная атмосфера средневековья, подчеркнутая окровавленной тушей под потолком (точно с полотен Сурбарана ), под которой распростерлось обнаженное тело поэта Кузьминского, и прочим мистическим антуражем из предметов и костюмов, - получилась предельно достоверной. И как продолжение этой театрализации за стенами мастерской клубилось и сгущалось чем-то тоже напоминавшее средневековье застолье застоя.
Вот что пишет участник шемякинских хэппенингов, - математик и поэт, ныне член Австрийской академии, автор искусствоведческих статей Слава Лен: Шемякин сотоварищи, называвшие себя группой С.-Петербург, начиная с хэппенинга, не задумывались тогда о художественной ценности самого действия, но уже выделяли две его функции: праздника, т.е. театра для себя и материала для графики и живописи. Когда в декабре 1971 г. Шемякин вынужден был покинуть Отечество, в его питерском архиве насчитывалось несколько десятков тысяч документов (рисунков, набросков, фотографий, рукописей, аудиозаписей стихов и музыки поэтов и музыкантов, учавствовавших в хэппенингах) характеризовавших с разных сторон этот новый художественный жанр. Обычно хэппенинг происходил так: художник покупал говяжью или баранью тушу, тащил к себе в мастерскую и приглашал на праздник друзей. В костюмерных питерских театров Шемякин и его друзья брали карнавальные костюмы - вот тогда зародилась идея Карнавалов С.-Петербурга, и начинался костюмированный бал вокруг подвешенной к потолку мясной туши.Вот откуда появилась сквозная в живописи и скульптуре тема туши, достигшая своей вершины в цикле Чрево Парижа. Можно сказать, что создавая подобные праздники, художник связывал прерванную нить преемственности в искусстве, перерабатывая синтетические концепции начала века. Яркость и смелость - отличительные особенности артистизма Шемякина, которые он успешно сохраняет по сей день и которые сопутствуют его Карнавалам.
http://www.peoples.ru/art/painter/shemiakin/history1.html
Люди
Михаил Михайлович Шемякин | Искусство СССР в 1985–1991 годах | Содержание |