Собор св. Софии в Киеве

Искусство Киевской Руси


Киевский Софийский собор. Князь Ярослав, в честь принятия Русью  православия, строит Киевский Софийский собор, храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром (от греч. «софия» – мудрость),  ставший главным храмом государства.  Он был сооружен на  самом  высоком  месте города  –  на  Горе и господствовал  над  всеми остальными постройками. Общая площадь собора 1300 – кв. м,  высота центрального купола – 30 метров.   Киевская София состоит из нескольких «клетей», причем, зодчие придали храму ступенчатое строение. Последовательно меньшие объемы вырастают из больших. Весь собор устремляется в небо и завершается золотой 13-главой пирамидой.

Фасад Софийского собора выглядел  очень  эффектно,  благодаря особой  кладке  стен, широко распространенной на Руси:  ряды  белого  камня  чередовались  с рядами широкой плоской плитообразной розовой плинфы (особый, более тонкий кирпич)  и  с толстым слоем светлой извести.

 

«Древнегреческая богиня мудрости Афина в византийской культуре выступала в качестве Софии (гр. sophia — «мудрость»), чей образ был тесно связан с Богоматерью. Неудивительно поэтому, что храм, возведенный в начале XI в. по повелению Ярослава Мудрого в Киеве, назвали Софийским. Он был сооружен на месте, где киевляне нанесли окончательное поражение кочевникам — печенегам. Величественный храм символизировал собой небывалый подъем Киевского государства и превосходил в то время все европейские постройки подобного рода. Первоначальная его ширина равнялась 55 м, а длина без апсид составляла 37 м. Храм имел классические, «византийские» формы; тринадцать его куполов символизировали Христа и двенадцать апостолов. К собору прилегали крытые галереи, облегчавшие восприятие этого монументального сооружения. Фасады были украшены декоративными нишами, орнаментами и живописью. За свою многовековую историю собор неоднократно подвергался разграблению, особенно пострадав во время нашествия хана Батыя. В конце XVII и в начале XVIII вв. в результате реставрации и существенной перестройки храм обрел некоторые черты украинского барокко» .


Искусство Киевской Руси Культура Киевской Руси Содержание