ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
РАЗДЕЛ
Наименование дисциплины: Геология (специальность 012500 – География)
Цель курса: Познание
закономерностей строения, развития и динамики Земли с целью обеспечения
устойчивого развития ее верхней оболочки – земной коры
Задачи курса: получение
фундаментальных знаний о Земле и других планетах Солнечной системы. Познание
внутреннего строения нашей планеты и методов его изучения. Получение знаний об
эндогенных и экзогенных процессах, изменяющих лик Земли.
В системе фундаментального географического образования
курс «Геология» выполняет несколько важных функций:
- вводит будущего географа в мир Земли, закладывая
основы понимания того, что представляет собой наша планета;
- дает знания о происхождении, строении и эволюции
Земли в целом как системы, которая закладывает основы понимания географии и
экологии;
- геология служит теоретической базой практически для
всех дисциплин, изучающих географическую оболочку и глобальную экологию, т.к.
именно разнообразные геологические процессы влияют на изменение поверхностной
оболочки;
- геология представляет собой связующее звено между
школьными знаниями по географии, элементам геологии и будущими предметами
географического цикла.
Для изучения дисциплины необходимы знания дисциплин: география, биология, химия.
Содержание дисциплины: Геология как система наук. Место Земли среди планет
Солнечной системы. Оболочечное строение Земли. Земная кора, ее состав и
строение. Главнейшие породообразующие минералы, их химический состав и
физические свойства. Понятие о горных породах и их генетическая классификация.
Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные
породы. Типы земной коры. Возраст земной коры и Земли. Геологическая
хронология. Относительная геохронология. Палеонтологический метод, его роль в
сопоставлении различных геологических разрезов. Абсолютная геохронология.
Радиогенный метод. Палеомагнитный метод. Геохронологическая (шкала
геологического времени) и соответствующая ей стратиграфическая шкала (деление
горных пород). Абсолютный возраст Земли и древнейших пород. Геологические
процессы. Рельеф земной поверхности как результат взаимодействия внутренних
(эндогенных) и внешних (экзогенных) процессов. Процессы внешней динамики
(экзогенные). Процессы выветривания. Геологическая деятельность поверхностных
текучих вод, подземных вод, ледников, ветра, геологические процессы в зоне
многолетнемерзлых пород. Основные генетические типы континентальных отложений
(аллювий, делювий и др.). Геологическая деятельность океанов и морей.
Осадконакопление в морях и океанах. Понятие о фациях и их значение в познании
истории геологического развития. Диагенез осадков. Превращение осадков в
осадочные горные породы. Последиагенетические изменения осадочных горных пород.
Полезные ископаемые, связанные с осадочными горными породами. Процессы
внутренней динамики (эндогенные). Тектонические движения земной коры и
тектонические дислокации (нарушения) горных пород. Новейшие неоген-четвертичные
движения земной коры и их роль в формировании современного рельефа.
Горизонтальное и моноклинальное залегание горных пород. Элементы залегания.
Горный компас. Складчатые дислокации горных пород. Разрывные дислокации.
Землетрясения. Магматизм. Эффузивный магматизм – вулканизм. Вулканы и их
деятельность. Продукты извержения вулканов. Интрузивный магматизм. Типы
интрузивов. Метаморфизм. Полезные ископаемые, связанные с магматическими и
метаморфическими горными породами. Тектоносфера и ее строение. Литосфера и
астеносфера. Главные структурные элементы тектоносферы. Континенты и океаны как
основные структурные элементы земной коры. Океан как структурный элемент земной
коры высшего порядка. Основные структурные элементы дна океанов:
срединно-океанические хребты, ложе океанов, континентальные окраины активного и
пассивного типов. Континенты как структурный элемент земной коры высшего
порядка. Основные структурные элементы континентов: платформы и складчатые
(геосинклинальные) пояса. Распространение, основные черты строения, этапы
развития подвижных (геосинклинальных) поясов и возникновение складчатых
структур. Строение континентальных платформ. Молодые и древние платформы.
Структурные элементы платформ первого порядка (щиты, плиты, краевые прогибы),
второго порядка (антеклизы, синеклизы, авлакогены), третьего порядка (своды,
впадины, валы). Геосинклинальные и платформенные формации. Концепция тектоники
литосферных плит. Спрединг плит в рифтовых зонах срединно-океанических хребтов
и субдукция плит на активных континентальных окраинах. Сейсмофокальные зоны
Беньофа. Вторичные орогены, их строение, особенности развития и возраст.
Основные этапы геологической истории земной коры: догеологический,
катархейский, архейский, раннепротерозойский, позднепротерозойский,
раннепалеозойский, позднепалеозойский, мезозойско-кайнозойский. Геологическая
деятельность человека и охрана окружающей среды.
В результате изучения этого курса студент должен
1. знать:
1) основные закономерности строения Земли;
2) вещественный состав и строение земной коры,
основные минералы и горные породы, слагающие земную кору;
3) основные диагностические свойства минералов (цвет,
блеск и т.д.);
4) классификацию минералов по их химическому составу;
5) геодинамические процессы, происходящие в земной
коре и на ее поверхности;
6) методы относительной и абсолютной геохронологии,
геохронологическую и стратиграфическую шкалы;
7) типы тектонических движений и тектонических
дислокаций;
8) элементы залегания слоев (простирание, падение,
угол падения);
9) основные структурные единицы земной коры и
литосферы;
10) эпохи складчатости фанерозоя;
11) историю развития взглядов на эволюцию земной коры
и новую современную теорию тектоники литосферных плит;
12) основные этапы геологической истории земной коры;
13) основные методы полевых геологических исследований
и камеральной обработки;
14) проблемы загрязнения окружающей среды в период
добычи и транспортировки полезных ископаемых и пути решения этих проблем;
2. уметь:
1) определять основные минералы и горные породы,
имеющиеся в учебной коллекции;
2) читать геологическую карту;
3)на основе геологической карты построить
схематический геологический разрез по заданному направлению и стратиграфическую
колонку к нему;
4) определять элементы залегания пород;
5) читать тектоническую карту;
5) читать карту четвертичных отложений;
3. владеть: методикой
полевых геологических исследований, ведения полевых дневников, отбора проб на
анализы, оформления полевой документации, камеральной обработки полевых
материалов.
Формы контроля: лабораторные работы, тестирование, контрольные работы, экзамен.
Перечень ключевых слов: геология, земная кора, мантия, ядро, минералы, друзы,
конкреции, секреции, магма, лава, интрузивные и эффузивные горные породы,
базальт, гранит, аллювий, делювий, морена, седиментогенез, диагенез, катагенез,
литогенез, осадочные горные породы, брекчия, конгломерат, песчаник,
метаморфические горные породы, мрамор, гнейс, континентальный и океанический
тип земной коры, палеонтология, руководящие ископаемые, геомагнитная шкала,
геохронологическая и стратиграфическая шкалы, геологическая карта,
геологический разрез, стратиграфическая колонка, фация и фациальный анализ,
геотектоника, тектоносфера, литосфера, астеносфера, тектонические движения,
складки, разломы, сместитель, землетрясения, литосферные плиты, срединно-океанические
хребты, подвижные (геосинклинальные) пояса, эпохи складчатости, тектонические
карты, платформы, щиты, плиты, рифты, теория тектоники плит, спрединг,
субдукция, догеологический этап истории Земли, четвертичный (антропогенный)
период.