ЛЕКЦИЯ 4
Тема: «Монолог и диалог».
План:
1.
Понятие монолога и диалога.
2.
Различия монологической и диалогической форм речи. «Диалогизированный»
монолог и «монологизированный» диалог.
1. Кроме
устной и письменной, различаются монологическая и диалогическая формы речи.
Монолог (от греч. monos – один и lоgоs – слово, речь) – это
развернутая форма речи, осуществляемая одним говорящим (пишущим), которая не
предполагает ответного словесного реплицирования
слушающего (читающего) во время ее осуществления.
Диалог (от греч. dialogos – разговор, беседа) – это
форма речи, протекающая между двумя коммуникаторами, которая представляет собой
обмен репликами-высказываниями и зависит, как правило, от речевой ситуации.
Разговор нескольких лиц называется полилогом.
Крайним случаем диалога
является отрывистый и быстрый разговор на какие-нибудь обыденные или деловые
темы; для него будут характерны: сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый
компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена
другой; обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания;
компоненты не имеют особой заданности; в построении
реплик нет никакой предумышленной связанности и они в высшей степени кратки.
Соответственно этому для
крайнего случая монолога будет характерна длительность
и обусловленная ею связанность, построенность
речевого ряда; односторонний характер высказывания, не рассчитанный на
немедленную реплику; наличие заданности,
предварительного обдумывания и пр.
2. Монолог
имеет, как правило, не всегда явную установку на адресата, а также, в отличие
от диалога, в меньшей мере рассчитан на быструю речевую реакцию слушателя. Для
диалога же характерно обращение к конкретному лицу (лицам), следствием чего
является постоянный обмен репликами, демонстрирующий наличие обратной связи,
без которой эта форма речи не могла бы существовать. Но здесь нужно обратить
внимание и на случаи «диалогизированного» монолога и
«монологизированного» диалога. Первый можно объяснить
тем фактом, что в монологической речи говорящий, пытаясь повысить активность
слушателей, прибегает часто к использованию риторических вопросов, обращений,
вводных контактных элементов и пр. При этом реакция слушателей может
выражаться, например, в «поддакивании», каком-то телодвижении, в мимике, жесте
и пр. «Монологизированный» диалог представляет собой
обмен репликами, которые по сути своей являются монологами.
Композиционно монолог
значительно сложнее диалога. Вследствие этого для монолога будет характерна
большая развернутость как всего текста, так и
отдельных его предложений.
Такие неречевые показатели
как мимика, жесты, телодвижения при диалоге гораздо разнообразнее и, порой,
даже могут заменить речевую реплику. Но, помимо зрительного, важно и слуховое
восприятие собеседника, ориентированное на тон, тембр, высоту голоса, интонацию
говорящего и т.п., т.к. эти характеристики могут придать словам особое
значение, иногда даже противоположное буквальному лексическому. Они проявляют бóльшую вариативность также в
случае диалога.
Следующее различие монолога
и диалога – это темп речи. Очевидно, что быстрее он при диалоге. Одной из причин этого является следующее: говорящий, зная о
естественной потребности слушателя высказать ответную реплику, стремится успеть
сообщить необходимую, на его взгляд, информацию до того, как его прервут, т.к. перебивы типичны для непринужденного диалога, а также
иногда встречаются в официальной беседе. Воспринимая ответную реплику,
адресат одновременно готовит новое сообщение, при этом у него нет времени не
только на тщательное продумывание предстоящего высказывания, но даже, как
правило, и на составление небольшого мысленного плана. Поэтому синтаксические
конструкции, которые он использует в следующей реплике, не будут отличаться
особой сложностью, что, в силу закономерностей речевого восприятия, удобно и
для слушателя.
Что касается вопроса о
соотношении монолога и диалога в устной и письменной речи, то часто диалог
относят к устной речи, а монолог – к
письменной. Но такая точка зрения не учитывает все возможные речевые ситуации.
На самом деле и монолог, и диалог могут существовать как в устной, так и в
письменной речи.
Устная разговорная речь
действительно наиболее типична для диалога (например, ситуация повседневного общения
людей). Но в ней возможен также и монолог (например, рассказ человека о
каком-то событии). При этом отличия его от диалога не будут очень
существенными.
Публичная же речь чаще всего
монологична (например, выступление на собрании,
лекции и т.п.). Диалог
в ней, если и присутствует (например, дискуссия), то как «монологизированный»,
т.е. представляет собой обмен развернутыми текстами, т.к. участники дискуссии,
как правило, заранее знакомы с темой обсуждения.
Для письменной речи,
конечно, характерен монолог, поскольку письмо монологично
по природе. Причем письменный монолог является еще более
развернутым, чем устный. Но, тем не менее, существует и письменный
диалог (правда, не столь распространенный). Примером его может служить обмен
записками лиц, сидящих в одной аудитории, а также довольно развивающийся сейчас вид общения
через компьютер (электронная почта, электронные конференции) и сотовые телефоны
(СМС-сообщения).
1.
Винокур Г.О. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. – М.:
Наука, 1990. – 452 с.
2.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.
Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка /
Под ред. А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. – М.:
Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 519 с.
3.
Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис. – М.: Наука, 1976. – 398 с.
4.
Леонтьев А.А. Функции и формы речи // Основы теории речевой
деятельности / Отв. ред. А.А. Леонтьев. – М.: Наука, 1974. – С. 241-254.
5.
Супрун А.Е. Лекции по лингвистике: Учебное пособие. – Минск: Изд-во БГУ
им. В.И. Ленина, 1980. – 144 с.
6.
Якубинский Л.П. Язык и его функционирование. – М.: Наука,
1986. – 208 с.
Вернуться к оглавлению
Перейти к следующей лекции
Вернуться к предыдущей лекции