ЛЕКЦИЯ 4

Тема: «Монолог и диалог».

         План:

1.    Понятие монолога и диалога.

2.    Различия монологической и диалогической форм речи. «Диалогизированный» монолог и «монологизированный» диалог.

 

1. Кроме устной и письменной, различаются монологическая и диалогическая формы речи.

Монолог (от греч. monos – один и lоgоs – слово, речь) – это развернутая форма речи, осуществляемая одним говорящим (пишущим), которая не предполагает ответного словесного реплицирования слушающего (читающего) во время ее осуществления.

Диалог (от греч. dialogos – разговор, беседа) – это форма речи, протекающая между двумя коммуникаторами, которая представляет собой обмен репликами-высказываниями и зависит, как правило, от речевой ситуации. Разговор нескольких лиц называется полилогом.

Крайним случаем диалога является отрывистый и быстрый разговор на какие-нибудь обыденные или деловые темы; для него будут характерны: сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой; обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности; в построении реплик нет никакой предумышленной связанности и они в высшей степени кратки.

Соответственно этому для крайнего случая монолога будет характерна длительность и обусловленная ею связанность, построенность речевого ряда; односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реплику; наличие заданности, предварительного обдумывания и пр.

 

2. Монолог имеет, как правило, не всегда явную установку на адресата, а также, в отличие от диалога, в меньшей мере рассчитан на быструю речевую реакцию слушателя. Для диалога же характерно обращение к конкретному лицу (лицам), следствием чего является постоянный обмен репликами, демонстрирующий наличие обратной связи, без которой эта форма речи не могла бы существовать. Но здесь нужно обратить внимание и на случаи «диалогизированного» монолога и «монологизированного» диалога. Первый можно объяснить тем фактом, что в монологической речи говорящий, пытаясь повысить активность слушателей, прибегает часто к использованию риторических вопросов, обращений, вводных контактных элементов и пр. При этом реакция слушателей может выражаться, например, в «поддакивании», каком-то телодвижении, в мимике, жесте и пр. «Монологизированный» диалог представляет собой обмен репликами, которые по сути своей являются монологами.

Композиционно монолог значительно сложнее диалога. Вследствие этого для монолога будет характерна большая развернутость как всего текста, так и отдельных его предложений.

Такие неречевые показатели как мимика, жесты, телодвижения при диалоге гораздо разнообразнее и, порой, даже могут заменить речевую реплику. Но, помимо зрительного, важно и слуховое восприятие собеседника, ориентированное на тон, тембр, высоту голоса, интонацию говорящего и т.п., т.к. эти характеристики могут придать словам особое значение, иногда даже противоположное буквальному лексическому. Они проявляют бóльшую вариативность также в случае диалога.

Следующее различие монолога и диалога – это темп речи. Очевидно, что быстрее он при диалоге. Одной из причин этого является следующее: говорящий, зная о естественной потребности слушателя высказать ответную реплику, стремится успеть сообщить необходимую, на его взгляд, информацию до того, как его прервут, т.к. перебивы типичны для непринужденного диалога, а также иногда встречаются в официальной беседе. Воспринимая ответную реплику, адресат одновременно готовит новое сообщение, при этом у него нет времени не только на тщательное продумывание предстоящего высказывания, но даже, как правило, и на составление небольшого мысленного плана. Поэтому синтаксические конструкции, которые он использует в следующей реплике, не будут отличаться особой сложностью, что, в силу закономерностей речевого восприятия, удобно и для слушателя.

Что касается вопроса о соотношении монолога и диалога в устной и письменной речи, то часто диалог относят к устной речи, а монолог  – к письменной. Но такая точка зрения не учитывает все возможные речевые ситуации. На самом деле и монолог, и диалог могут существовать как в устной, так и в письменной речи.

Устная разговорная речь действительно наиболее типична для диалога (например, ситуация повседневного общения людей). Но в ней возможен также и монолог (например, рассказ человека о каком-то событии). При этом отличия его от диалога не будут очень существенными.

Публичная же речь чаще всего монологична (например, выступление на собрании, лекции и  т.п.). Диалог в ней, если и присутствует (например, дискуссия), то как «монологизированный», т.е. представляет собой обмен развернутыми текстами, т.к. участники дискуссии, как правило, заранее знакомы с темой обсуждения.

Для письменной речи, конечно, характерен монолог, поскольку письмо монологично по природе. Причем письменный монолог является еще более развернутым, чем устный. Но, тем не менее, существует и письменный диалог (правда, не столь распространенный). Примером его может служить обмен записками лиц, сидящих в одной аудитории, а также  довольно развивающийся сейчас вид общения через компьютер (электронная почта, электронные конференции) и сотовые телефоны (СМС-сообщения).

ЛИТЕРАТУРА

1.    Винокур Г.О. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. – М.: Наука, 1990. – 452 с.

2.    Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 519 с.

3.    Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис. – М.: Наука, 1976. – 398 с.

4.    Леонтьев А.А. Функции и формы речи // Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А.А. Леонтьев. – М.: Наука, 1974. – С. 241-254.

5.    Супрун А.Е. Лекции по лингвистике: Учебное пособие. – Минск: Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 1980. – 144 с.

6.    Якубинский Л.П. Язык и его функционирование. – М.: Наука, 1986. – 208 с.

 

 


Вернуться к оглавлению

 

 

 


Перейти к следующей лекции

 

 

 


Вернуться к предыдущей лекции