ЛЕКЦИЯ 5
Тема: «Психологические основы развития речи детей».
План:
1.
Особенности восприятия речи ребенком.
2.
Развитие связной речи детей.
3.
Овладение письменной речью.
4.
Факторы речевого развития детей.
1. Овладению речью предшествует восприятие и понимание
речи окружающих ребенка людей. Затем, посредством использования голосового
аппарата, начинает развиваться собственная речь детей, основанная на
подражании. М.Р. Львов обращает внимание на то, что подражание (особенно в
школе) нельзя считать бессмысленным процессом, т.к. оно накапливает необходимые
умения и создает основу для становления самостоятельной речи.
Воспринимая чужую речь (как устную, так и письменную)
ребенок усваивает два вида информации: прямую (предмет речи) и косвенную
(информацию о закономерностях языка) (Н.И. Жинкин).
Усваиваемая на подсознательном уровне, косвенная информация способствует
формированию у ребенка так называемого «чувства языка». Овладение этой второй
информацией и является основой для возникновения и развития самостоятельной
речи детей.
2. Основной функцией речи
является коммуникативная. Поэтому и ребенок пользуется
сначала речью как средством общения. Небольшие высказывания детей, направленные
на установление контакта с близкими ему людьми, оформляются первое время в
разговорной диалогической форме. Спустя некоторое время ребенок испытывает
потребность в построении более развернутых
высказываний, адресованных и посторонним слушателям, для которых содержание
должно быть понятным. Это и есть начало развития связной речи. К данному
моменту дети уже имеют определенный запас слов, они овладевают в той или иной
мере некоторыми закономерностями грамматики языка. Но все эти знания – лишь
средства, используемые в связной речи. Связность
собственно речи означает адекватность речевого
оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя. Поэтому связная речь – это такая речь, которая
может быть вполне понята на основе ее собственно предметного содержания, то
есть для понимания такой речи необязательно учитывать ситуацию ее протекания –
достаточно лишь контекста речи. По этой причине такую речь называют контекстной.
Речь маленького ребенка характеризуется обратным свойством:
она не образует того связного контекста, на основании которого ее можно было бы
полностью понять. Смысловое содержание этой речи будет понятно лишь с учетом
ситуации нахождения ребенка или протекания его речи. Такая речь определяется
как ситуативная.
Но эти два типа речи не следует противопоставлять: любая
речь имеет определенный контекст, а также и связь с некоторой ситуацией.
Контекстная речь начинает развиваться у ребенка вследствие
реализации новой цели – изложить сведения о каком-то предмете или явлении, не
связанном непосредственно с ситуацией протекания речи. Очевидно, что начало
активного развития связной речи детей обусловлено их
приходом в школу. Знания, которыми ребенок овладевает в процессе учебной
деятельности, не часто связаны с конкретной ситуацией, в которой он их
излагает. Поэтому речь здесь перестраивается. Задачей младшего школьника
становится такое построение речи, при котором его бы поняли, исходя только из
речевого контекста, а не из ситуации.
Дальнейшее развитие связной речи связано с овладением
учениками письменной речью.
3. Овладение
письменной речью – очень важный этап в развитии речи (и мышления) детей.
Ребенок к этому моменту имеет опыт общения в устной речи и поэтому, разумеется,
свободнее владеет именно последней. Кроме того, младшие школьники испытывают
определенные трудности в освоении техники письма. Но немаловажными являются и
психологические различия этих двух форм речи.
При обучении наблюдается взаимодействие этих двух форм речи.
Сначала, естественно, доминирует устная речь. Поэтому в первых сочинениях
учащихся сохраняются черты разговорного стиля. Но при правильно организованной
работе по развитию связной речи учащихся детские речевые произведения
приближаются к книжным стилям (художественному, деловому, научному). Этому
способствует, во-первых, высокая речевая культура учителя; а во-вторых, те
высокохудожественные тексты, с которыми дети знакомятся на уроках и в ходе
внеклассной работы. Все это приводит к тому, что уже письменная речь со всеми
требованиями, предъявляемыми к ней, оказывает влияние на
устную.
4. Факторы речевого развития детей (сформулированные М.Р. Львовым):
1. Фактор положительных
эмоций.
2.
Фактор потребности эмоционального контакта с близким человеком.
3.
Фактор физиологического развития органов речи: речевых центров мозга, памяти,
произносительных и слуховых органов.
4. Фактор потребности
содержательного общения.
5.
Фактор потребности и способности обобщения и номинации.
6.
Фактор речевой среды (как естественной, так и искусственной (педа-гогически организованной)).
7.
Фактор речевой активности самого ребенка.
Условия развития речевой активности: а) общая
активность ребенка, его коммуникабельность, общительность, доброе расположение
к близким людям, инициативность, стремление к лидерству в коллективе; б) умение
преодолевать скованность, застенчивость; в) способность переходить от
ситуативного диалога к монологу, к обдуманной спланированной речи.
Речевая активность в процессе школьного обучения
включается в систему познавательной деятельности, что придает речи
целенаправленный характер. Что новое вносит школа в речевое
развитие дошкольника: 1) осознание языка и речи как объекта наблюдения; 2)
добавление к двум видам устной речи (говорению и аудированию)
двух видов письменной речи (письмо и чтение); 3) переход ситуативной речи
дошкольника в сферу волевых действий; 4) становление чтения и пересказа в
качестве основного орудия познавательной деятельности; 5) начало
формирования школьника как языковой личности (социализация).
8. Фактор изучения языковой теории. Он имеет следующие влияния на
речевое развитие школьников: во-первых, изучение теории и практики на ее основе
развивает мышление; во-вторых, изучение языковой теории всегда обращено к
языковому анализу образцовых текстов; в-третьих, языковая теория обеспечивает
овладение культурой речи.
1.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление
и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Под
ред. А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. – М.: Изд-во АПН
РСФСР, 1956. – 519 с.
2.
Выготский Л.С. Мышление и речь // Хрестоматия по общей
психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 153-175.
3.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР,
1961. – 472 с.
4.
Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие
речи в школе // Проблемы совершенствования содержания и методов обучения
русскому языку в IV-VIII классах: Материалы
конференции преподавателей методики русского языка пед.
ин-тов и научных сотрудников НИИ педагогики 15-16
апреля 1969 года: Тезисы докладов. – Вып. 1. – М.:
Изд-во АПН СССР, 1969. – С. 101-108.
5.
Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В
защиту живого слова: Сборник статей / Сост. Коровина
В.Я. – М.: Просвещение, 1966. – С. 5-25.
6.
Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся III-VII классов
// Известия АПН РСФСР. - Вып. 78, 1956. – С. 141-250.
7.
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.: Наука,
1982. – 158 с.
8.
Львов М.Р. Речевое развитие человека // Начальная школа, 2000, № 6. –
С. 98-105.
9.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер Ком, 1999. – 720 с.
Вернуться к оглавлению
Перейти к следующей лекции
Вернуться к предыдущей лекции