ПОНЯТИЕ ФОНЕМЫ

Мы приводили многочисленные примеры фонетических чередований звуков, при которых они отождествляются. Так, в словах код [ко´т] и  коды [ко´ды]  звуки [т] и [д] обозначают одну и ту же единицу. Причем это объясняется не орфографией, а определяется системой языка. Вспомним о самостоятельности и несамостоятельности языковых единиц. В нашем случае [т] в слове код  не обладает самостоятельностью, является  только отражением <д>, так как в сильной позиции эта единица представлена звуком [д].   Если звуки  чередуются позиционно, то  в системе языка они являются тождеством,  т.е.  одной и той же единицей.

Языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся  звуков и служащая прежде всего для отождествления и различения слов и морфем, называется фонемой.

Фонема – это абстракция, она реально не произносится,  не дана в непосредственном наблюдении, фонема реализуется в потоке речи как определенный звук. Для обозначения фонемы используются ломаные скобки < >.

На раннем этапе развития языкознания понятия фонемы и звука не различались. Идея выделения особой единицы, отличной   от звука, впервые была высказана И.А. Бодуэном де Куртенэ. Он построил теорию фонем.  В «Опыте теории фонетических альтернаций» он назвал фонему обобщенным фонетическим типом, подвижным элементом морфемы.

В дальнейшем теория Бодуэна де Куртенэ развивалась по-разному разными учеными. Так, академик Л.В. Щерба за основу выделения фонем   положил акустические свойства, т.е. варианты одной фонемы, по мнению Щербы,  должны быть акустически подобны.  Так, в приведенных выше словоформах код и коды в связи с различием в произношении Щерба  и его последователи видят фонему <т>  в слове код и <д>   в слове  коды.  Академик Л.В. Щерба является представителем Петербургской фонологической школы. Ее представителями являются также  Л.П. Якубинский,  М.И. Матусевич Л.В.Бондарко и др. 

К Московской фонологической школе относятся  Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский,  П.С. Кузнецов,  А.Б. Шапиро, М.В. Панов и др. В книге  «Очерк грамматики   современного   русского     языка» Р.И. Аванесова и В.Н. Сидорова читаем: «Все позиционно чередующиеся звуки являются вариантами одной фонемы». Так, в слове море <о> в сильной позиции, моря <о> в слабой позиции, т.е. одна и та же фонема может быть представлена разными звуками, а один звук может представлять разные фонемы: в словах пять, пяти, пятачок фонема <а> реализуется в  звуках [´а], [иэ], [ь]: [п´а´т], [п´иэ т´и´], [п´ьт/\ч´о´к]. Соответственно в словах стог [сто´к], стога [ст/\га´] фонема <г> представлена звуками [г] и [к]. Итак, чтобы понять, какая фонема обозначена тем или иным звуком, следует найти слово, в котором эта фонема будет обозначена звуком в сильной позиции: для гласных это ударная позиция, для согласных – позиция перед гласным (подробнее о позициях согласных фонем см. далее). Сторонники Московской фонологической школы выдвинули понятия вариантов фонемы, вариаций фонемы и гиперфонемы. Варианты  фонем возникают в результате артикуляционно-акустического совпадения  разных фонем в слабых позициях. Например: в словах пяти [п´иэ т´и´] и весна ´иэ сна´] звук [иэ] представляет разные фонемы <а> и <э>, то есть является вариантом фонемы. Вариации фонемы – это звуковые проявления одной фонемы в слабой позиции. Вариациями фонемы  <а>  являются [иэ], [ь] в приведенных выше словоформах пяти, пятачок, [т] – вариация <д> в слове код.

Гиперфонема–это функциональная единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, общих для нескольких  фонем при отсутствии представителя этой единицы в сильной позиции. Гиперфонема имеет сходство с фонемой, так как представлена рядом позиционно чередующихся звуков, однако гиперфонема отличается от фонемы отсутствием звука в сильной позиции. Например, гиперфонемы есть в словах с безударными гласными в корне, непроверяемыми ударением: так, словах собака [с/\ба´къ], собаковод [събак/\во´т] в первом слоге мы услышим гласный звук [/\]  и [ъ], но не найдем слова, в котором бы отчетливо слышался звук [о]. Поскольку звуки  [/\]  и [ъ]  могут представлять не только <о>,  но и  <а>,  данная гиперфонема обозначается <о/а> или .

Московская фонологическая школа выделяет 5 гласных фонем, Петербургская – 6. В отличие от Петербургской представители Московской школы не считают самостоятельной фонемой <ы>,  так как ни одно русское слово  не начинается с ы. Число согласных фонем, по мнению представителей разных школ, различно: Московская фонологическая школа не признают самостоятельность фонем <г´>,<к´>,<х´>, так как они не встречаются перед гласными непереднего ряда, Петербургская школа  аргументирует самостоятельность этих фонем тем, что они встречаются в указанной позиции в иностранных словах.  Таким образом,  Московская школа насчитывает 34 согласные фонемы, а Петербургская – 37.

Представители Пражского лингвистического кружка Н.С. Трубецкой, Р.О Якобсон ввели понятие архитон. Оно связано с нейтрализацией фонем, т.е. устранением противопоставления фонем по определенному признаку в определенной позиции (при наличии их противопоставления по этому признаку в другой позиции), когда не ощущаются дифференциальные признаки. Архитон - общий вариант двух или  нескольких нейтрализовавшихся фонем.  Так, архитоном является  [ъ] для фонем <а> наполнять [нъп/\лн´а´т], <о> половина [пъл/\в´и´нъ], <э> желатин [жъл/\т´и´н];  [ь] - для  <а>,  <э>: Таня [та´н´ь], Тане [та´н´ь].


Сильные и слабые фонемы

Сильные фонемы – фонемы, обладающие максимальной различительной способностью. Гласные под ударением – сильные фонемы.

Слабые фонемы обладают меньшей различительной  способностью, т.к.  в  слабой позиции  фонема  является заместителем двух или даже трех сильных фонем. Так [ъ]  может заменять <а>,  <о>, <э>: [тънцыэва´т], [шълк/\в´и´стый], [мъл/\ка´].

Как уже отмечалось раньше, каждая фонема имеет ряд постоянных, независимых от позиций, конститутивных признаков. Среди  конститутивных признаков выделяется дифференциальный признак, который является и релевантным (соотносительным), и  конститутивным одновременно.  Для <п>  таким признаком является глухость по отношению к  <б>: пал, бал. Но глухость <п>  устраняется в позиции перед звонким согласным. 

Если  признак фонемы не является релевантным, то конститутивный признак является недифференцирующим. Например, глухость для <ц> - конститутивный нерелевантный признак.

Понятие релевантности связано с двумя рядами фонем: первый ряд составляют согласные, парные по глухости-звонкости, второй – согласные, парные по твердости-мягкости. Позиция, которая является сильной для одного члена ряда, является сильной  для всех  членов ряда: [п║б, п´║б´, ф║в, ф´║в´, т║д, т´║д´, с║з,  с´║з´,  ш║ж, к║г, к´║г´].

За пределами этого ряда    остаются внепарные согласные: <л>, <л´>, <р>, <р´>, ,м>, <м´>, <н>, <н´>, <ч´>, <х>,  <х´>, <ц>, <ш´>,  <j>.

Сильные  позиции по глухости-звонкости:

1. положение перед гласными: [до´т] –[то´т];

2. положение перед сонорными: [гро´т] – [кро´т];

3. положение перед [j]: [бjо´т] –[пjо´т];

4. положение перед  [в], [в´]: [дв´э´р´]- [тв´э´р´].

Слабыми позициями  являются:

1. конец слова: код  [ко´т] – кот [ко´т] ;

2. для глухих  положение  перед звонкими, для звонких положение перед глухими: сдача [здач´ь], над столом [нътст/\ло´м].


Второй ряд – фонемы, парные по твердости-мягкости:[п║п´, б║б´, в║в´, ф║ф´, м║м´, с║с´,  з║з´,  т║т´, д║д´,  л║л´, н║н´, р║р´, г║г´, к║к´, х║х´].

Вне пар остаются: согласные: <ц>, <ч>, <ж>, <ш>, <ш´>, <j>.

Сильные    позиции по  твердости-мягкости:

1. конец слова: [ста´н] – [ста´н´];

2. позиция перед гласными непереднего ряда: [ма´л] – [м´а´л];

3. переднеязычные перед заднеязычными [рэ´т´къ] – [рэ´дкъ] и твердыми губными [р´иэ з´ба´] - [изба´] ;

4. сонорные (кроме  [м] ) перед зубными: [йиэнва´р´] - [йиэнва´рск´ий].

5. <л> всегда в сильной позиции: [л´ва´] – [м/\лва´], исключение составляет позиция перед [j]: [л´ j у´].

Слабые позиции по звонкости-глухости проявляются  очень отчетливо, по твердости-мягкости они не так очевидны.

Фонетическая транскрипция передает звуковой состав слов,  фонологическая (фонематическая)  транскрипция передает фонемный состав слов.

       В фонологической транскрипции принято обозначать:

α -все слабые гласные фонемы,

α- слабые гласные 2 и 3 предударных и всех заударных слогов: 

индексом    - слабые по твердости-мягкости согласные фонемы: 

труд  1ру´т> , индексом 2 - слабые по глухости-звонкости согласные:

надбавка <нαт2ба´ф2кα1>

индексом 3  - слабые  по твердости-мягкости  и   глухости- 

звонкости согласные: стерегли  <с 3т´α1р´αгл´и´>.

       Если  в фонологической записи одна и та же морфема предстает в разных фонемных видах, обусловленных фонологической позицией в словоформе, то в морфофонематической  транскрипции  используется обобщенная фонемная запись словоформы, отвлеченная от обусловленных фонологической позицией видов составляющих ее морфем. Например, слово стог в фонетической транскрипции – [с т о´к],  в фонематической транскрипции - <с/з т о´ к2>, в морфофонематической транскрипции - <(с3т)ог>, где скобками выделено сочетание согласных  с общими фонетическими признаками глухости и твердости.