30-е годы XIV в. – после 1405 г.
В конце XIV века на Руси появился великий живописец Феофан Грек. Он работал сначала в Новгороде, затем в Москве. Новгород, не испытавший иноземного порабощения, сохранил все монументальные памятники, которые, безусловно, оказали положительное влияние на творчество великого мастера. Он же, в свою очередь, внес новую мощную струю в развитие древнерусского искусства.
Феофана Грека по праву причисляют «к крупнейшим живописцам всех народов и времен». Он обладал талантом живописной импровизации, скупыми средствами добивался небывалого эффекта.
Художник и писатель Епифаний, прозванный Премудрым, писал о Феофане: «гречин, книги изограф нарочитый и живописець изящный во иконописцех».
Уже будучи знаменитым стенописцем, расписавшим более 40 церквей в разных странах, выходец из Константинополя Феофан, через Кафу (Феодосию) и Киев приехал в Новгород в поисках места для применения своего таланта. Там в 1378 г. по заказу боярина Мошкова и уличан Ильиной улицы он расписал церковь Спаса Преображения. Феофан вопреки всем живописным канонам создал индивидуальные характеристики святых, образы необычайной притягательной силы. Влияние Феофана на новгородское искусство было несомненно.
Феофан Грек стал большим явлением и в художественной жизни Москвы рубежа XIV–XV вв., где его окружили местные мастера и ученики. Последнее из известных нам произведений Феофана – иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, выполненный им уже в преклонном возрасте совместно с Андреем Рублёвым и Прохором с Городца (датируется 1405г.)
Успение
        Два Столпника. Фреска
Искусство Московской Руси | Содержание |