Рубеж ХV–ХVI веков был ознаменован творчеством еще одного великого русского живописца – Дионисия. Расцвет его таланта относится ко времени грандиозного строительства в Москве. В 1481 году Дионисий вместе с другими художниками пишет иконы Успенского собора Московского Кремля. Затем работает в Ростове в Иосифо-Волоколамском монастыре. Последний этап его жизни связан с заволжскими монастырями. Дионисий пишет иконы для иконостаса Троицкого собора Павлова Обнорского монастыря. В 1500–1502 годах вместе с сыновьями он расписал церковь Рождества Богородицы в Ферапонотовом монастыре, которая признана сокровищницей мирового искусства.
Дионисий обладал редчайшим даром – создавать праздничную живопись: воины нарядно одеты, в женских образах – благородство и утонченная красота. Изограф предпочитал светлые, яркие, насыщенные краски.
Принято считать, что Дионисий родился в 30-х годах XV века. Место рождения художника и кто были его родители неизвестно, но предполагается, что он был знатного происхождения. Неясно также у кого учился Дионисий. В отличие от Рублёва он не был монахом. Вместе с Дионисием работали его сыновья Феодосий и Владимир. Умер Дионисий между 1502 – 1598 годами.
«Еще недавно в истории древнерусского искусства бесспорными творениями Дионисия считались «Богоматерь Одигитрия» из Вознесенского монастыря в Москве (Государственная Третьяковская галерея), две иконы из Павлово-Обнорского монастыря близ Вологды — «Спас в силах» и «Распятие» (Государственная Третьяковская галерея) — и часть росписей в церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Теперь к этим работам присоединяют две житийные иконы — митрополита Петра (Успенский собор Московского Кремля) и митрополита Алексия (Государственная Третьяковская галерея) - и некоторые произведения, в частности, из иконостаса церкви Ферапонтова монастыря.
Именно эти работы, составляющие столь небольшой перечень, и являются основой для представления о творчестве Дионисия, характеристики его мировосприятия и системы художественного языка. Однако кроме них существует еще ряд произведений, принадлежность которых Дионисию хотя и не признается бесспорной, но тем не менее считается, что их образный и живописно-пластический строй близки произведениям художника. Источник их происхождения, вероятно, мастерская Дионисия» .
          Роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыреИскусство Московской Руси | Содержание |