Икона. 1500 г.
Мастер по-своему передает идею небесного, ирреального мира: он сильно удлиняет, вытягивает фигуры, делает их похожими на языки пламени, они лишены объема, почти невесомы. В творениях Дионисия всегда преобладает мажорный тон. В иконе «Распятие» Христос не висит, а изящно стоит на перекладине. На нем – чистая, белая повязка. Никакой крови, судорог, как это было принято в средневековой западноевропейской живописи.
Дионисий сознательно подчеркивает несходство красоты земной и небесной. При этом он увлекается деталями, старается заполнить все пространство полотна, отходит от простоты, ясности, глубокой символичности рублевских образов.
«Перед нами икона Дионисия «Распятие». Мы помним, сколько драматизма, подчас грубого, «вопиющего», вносили в этот сюжет романские и готические художники. Что же у Дионисия? Несмотря на лирический оттенок печали, господствует мажорный тон. Христос стоит на кресте, грациозно изогнувшись, ничто не говорит о его страданиях, раскинутые руки кажутся широким жестом благословения. Нет ни крови, ни судорог. Набедренная повязка сияет девственной белизной. Ступни ног не скрючены, как на готических распятиях, а непринужденно стоят на нижней перекладине креста. Ангелы вьются кругом легко, как бабочки. Ласкающая глаз, светлая и богатая гамма цветов начинает и довершает ощущение радости: Христос распят, но он жив. Это песня, у которой заранее известен хороший конец, и потому мелодия исполнена бодрости, даже когда слова печальны…
В иконе Дионисия фон… плоскостной, но он вызывает ощущение воздушности и не давит на фигуры. К тому же сами фигуры лишены объёма, почти невесомы… » . Вся икона проникнута светлой умиротворённостью.
Дионисий | Московская Русь | Содержание |