Михаил Васильевич Нестеров

(1862–1942)

«В Москву из провинциальной Уфы Нестеров приехал в 1874 году. Через три года его приняли в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

… В 1881 году Нестеров перебирается в Петербург и поступает в Академию художеств. Он несколько разочарован. Идёт в Эрмитаж, копирует классиков, знакомится с Крамским и в его лице приобретает настоящего наставника. Он бросает Академию и вновь возвращается в своё родное московское училище.

… Нестеров был одним из членов-учредителей Союза русских художников с 1903 года. Ему была близка Москва – как древний православный город, старая столица. Нестеров остаётся не только лириком и пейзажистом,

не только великолепным портретистом, но прежде всего живописцем, отразившим примат духа в человеке – духа православного. Именно он питал его талант и давал ощущение полноты бытия, которым отличаются его работы.

… За портрет И.П. Павлова (1935) Нестерову присудили Государственную премию в области живописи.

… Михаил Нестеров – это светлый и благодатный мир Руси, огромный и сложный. Он отдал свою жизнь изучению русских традиций и сам создал столь глубокую религиозную живопись, что равных ему не было среди современников. «Нестеровская красота Руси» – это красота лирическая, сердечная; это сила молитвы и тихий свет веры; это мощь и героика истории» .

Основные работы: «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890, ГТГ); «Христова невеста» (1887); «Пустынник» (1888, ГРМ; 1888-1889, ГТГ); «Юность преподобного Сергия», 1892-1897, ГТГ); «Сергий Радонежский» (1891-1899, ГРМ); «Великий постриг» (1898, ГРМ) и др.

          Видение отроку Варфоломею



Русское искусство конца XIX – начала XX века Содержание