Искусство серебряного века

Изобразительное искусство начала века было не менее ярким и противоречивым. Возрождаются древние русские традиции. Заново было открыто иконописное искусство, чему немало способствовал сам Николай II, который был ценителем церковных древностей.  В 1901 г. утверждается Комитет попечительства о русской иконописи. В 1913 г. в честь 300-летнего  юбилея Дома Романовых в Москве была  открыта  выставка древних икон.

Продолжили традиции демократического искусства, обогатили их иным содержанием, новыми художественными средствами представители младшего  поколения  передвижников:  А.Е. Архипов, С.В. Иванов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин.

В тоже время, художники стремились экспериментировать с целью сделать живопись более утонченной и одухотворенной. Новаторы создали свое творческое объединение «Мир искусства», начали издавать журнал с одноименным названием. Вдохновителями первой творческой организации стали А. Бенуа и С. Дягилев.  К объединению примкнули такие мастера, как В.А. Серов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, И.И. Левитан, Н.К. Рерих.

«Мирискусники» работали в разной манере и мало походили друг на друга. И все же в их творчестве, настроениях и взглядах было много общего. Их беспокоило, что искусство все более вытеснялось из повседневной жизни и становилось достоянием небольшого круга «избранных» и «посвященных». Они были убеждены в том, что именно искусство постепенно смягчит и одухотворит людей.

Круг интересов мастеров «Мира искусства» был чрезвычайно широк. Это  работа над монументальными росписями, карти­нами, театральными  декорациями, книжными иллюстрациями, рисунками для витражей, обращение к скульптуре. Они изучали и пропагандировали лучшие достижения западноевропейского и русского искусства. 

Неиссякаемым источником вдохновения «мирискуссников» стали народные традиции. М.А. Врубель пишет картины–сказки  «Сирень», «Пан»,   «Царевна-Лебедь». 

 М. Врубель. «Пан». «Пан» – лесное божество, у Врубеля – очень похож на деревенского деда с крепкими, натруженными руками,  морщинистым лицом и голубыми глазами. Надвигающиеся сумерки создают атмосферу таинственности и загадочности. Пан как будто слился с природой, они – единое целое, даже незабудки у ног и глаза – одного цвета. Может быть, в таком слиянии человека и природы ключ к решению общественных проблем, достижения всеобщей гармонии?

В 1903 г. возникает одно из самых крупных выставочных объединений начала века – «Союз русских художников». В него вошли на первых порах почти все видные деятели «Мира искусства» – Бенуа,  Бакст,  Сомов, Добужинский, Серов, участниками первых выставок были Врубель, Борисов-Мусатов.

«Союз» стал приверженцем русского искусства и даже противопоставлял себя «мирискуссникам», считая, что последние слишком поклоняются западным традициям.  Не случайно, одним из основных жанров художников «Союза» стал национальный сельский пейзаж, в котором своеобразно выразил себя «русский импрессионизм».

В 1907 г. в Москве была устроена выставка под названием «Голубая роза». В ней приняли участие П. Кузнецов, М. Сарьян, Н. Сапунов, С. Судейкин, К. Петров-Водкин.  «Голуборозовцы» ближе всего оказались к   символизму.  Им характерна де-материализация живописи, неожиданные цветовые соотношения, использование приемов древнерусской иконописи. Художники создают свой, чаще всего весьма далекий от реальности мир.

Фактически до 1917 г. просуществовало объединение «Бубновый валет», куда вошли П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, Р. Фальк, А. Куприн. В отличие от  символизма «Голубой розы», «бубнововалетовцы»  увлеклись материальностью, «вещностью» мира. Для них важна была форма, интенсивность цвета.

В. Лентулов.  Звон. Колокольня Ивана Великого.

Их картины сродни народному лубку, народной игрушке, вывеске. При этом они стараются рассмотреть модель с разных точек зрения одновременно, отсюда – «сдвиг» форм, динамика, как в картине А.В. Лентулова «Звон. Колокольня Ивана Ве­ликого». 

К 1913 г. относится возникновение русского авангарда, одним из родоначальников которого был К.С. Малевич («Черный квадрат»). Беспредметность в живописи – главное открытие Малевича. На этом же  были построены эксперименты В.В. Кандинского и других художников абстракционистов.

Архитектура. Как и любой период подъема, конец ХIХ – начало ХХ в. в России отмечен грандиозными масштабами  строительства. Широко применялись новейшие материалы. Фантазия архитекторов не знала границ. Неоклассицизм, неорусский стили  строились на уже хорошо известных архитектурных принципах прошлых лет.

В отличие от них,  в модерне  была сделана попытка перевернуть все устоявшиеся правила и представления. Ему свойственна асимметричность постройки, органическое наращивание объемов, разный характер фасадов, использование балконов, крылец, сандриков[3] над окнами, введение в архитектурный декор стилизованного изображения лилий или ирисов, применение в окнах витражей, господство криволинейных очертаний.

Ф. Шехтель. Особняк Рябушинского. Ярким примером модерна в России было творчество Ф.О. Шехтеля. Он строил доходные дома, здания торговых фирм,  вокзалы, особняки  (особняк Рябушинского у Никитских ворот в Москве).


 

[1] Название «серебряный век» было позаимствовано Л.Н. Гумилевым из  «Поэмы без героя»   А. Ахматовой. Сначала  оно относилось к русской поэзии,  затем стало  синонимом культуры  России этого периода в целом.

[2] Декаданс (от французского) – упадок.

[3] Сандрик – небольшой карниз над окнами или дверью.

 

Николай Константинович Рерих
  Заморские гости
Борис Михайлович Кустодиев
  Масленица
Михаил Александрович Врубель
  Царевна-Лебедь
  Сирень
  Демон
Михаил Васильевич Нестеров
  Видение отроку Варфоломею

Казимир Северинович Малевич

  Цветочница, 1903 г

  Автопортрет, 1910-1911

  Черный круг, 1913

  Черный крест. 1913

  «Шел австриец в Радзивилы...», 1914

  Красный квадрат, 1915

  Черный супрематический квадрат, 1915

  На сенокосе, 1929

Павел Николаевич Филонов
  Крестьянская семья (Святое семейство). 1914

  Формула революции. 1919

  Формула весны. 1925

  Портрет И.В.Сталина. 1936

Владимир Татлин
  Матрос
Лев Семёнович Бакст (Розенберг)
Зинаида Евгеньевна Серебрякова
  За туалетом
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
  Купание красного коня
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов
  Весна

 





Русское искусство конца XIX начала XX века Содержание