1900. ГТГ
«Разглядывая эскизы «Сирени» (их несколько), мы верим, что в этих шевелящихся «тысячах и тьмах» соцветий прячутся какие-то ещё не оформившиеся существа, может быть эльфы. Появление темноглазой феи как бы уже подготовлено созерцанием сиреневых масс, напоминающих груды аметистов. Она просто не может не появиться там. Так и шаловливые наяды возникают из игры волн, а дочери морского царя всплывают из радужных глубин жемчужной раковины» .
«Словно волны, наплывает на зрителя в полотне Врубеля «Сирень» (1900) мерцание глубоких синевато-красноватых тонов, воспетый символистами «лиловый сумрак» ночи, насыщенной ароматами цветов. Как из морской пены, из толщи экспрессивных мазков проступают бледные очертания робкого девичьего лица, воплощая хрупкую недолговечность – непроявленную «душу» сирени. Мастер сознательно выбирает большой, почти квадратный формат, придавая холсту характер монументально-декоративного панно» .
Михаил Александрович Врубель | Русское искусство конца XIX - начала XX века | Содержание |