1890. ГТГ
«В письме к сестре от 22 мая 1890 года читаем: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу ещё со временем, а «демоническое» – полуобнажённая, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». Это и есть картина, известная под названием «Демон сидящий» – первая из обширной демонической сюиты, включающей и живопись, и рисунки, и скульптуру» .
«Демон Врубеля – существо прежде всего страдающее. Страдание в нём превалирует над злом, и в этом особенность национально-русской трактовки образа. Современники видели в его «Демонах» символ судьбы интеллигента – романтика, пытающегося бунтарски вырваться из безобразной реальности в ирреальный мир мечты, но повергаемого в грубую действительность земного» .
«Тоска по «музыке цельного человека» – внутренний камертон знаменитого «Демона» (сидящего) (1890). В его могучих, надломленных формах нашёл воплощение, по словам Врубеля, «дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всём том дух властный […] и величавый». Мощный торс с напряжённо сомкнутыми руками как бы «сдавлен» узким вытянутым прямоугольником холста; стихийная сила героя скована кристаллами фантастических цветов; его лик таит инфернальное величие и вместе с тем человеческую беззащитность. Взгляд Демона, обращённый к вечным тайнам природы, устремлён вдаль – туда, где багрово-золотая «магма» заката разрывает темноту неба. «Мозаичная» кладка светоносных мазков создаёт образ возвышенно-поэтического мира» .
Михаил Александрович Врубель | Русское искусство конца XIX - начала XX века | Содержание |