1912. ГТГ
«Этапным явлением для всего русского искусства стала картина 1912 года «Купание красного коня», в которой восходящие к иконописи и фольклору символические мотивы воды, берега, сказочно-мощного огненного коня и тонкого, почти бесплотного юноши-всадника (отдалённо напоминающего такие образы, как св. Георгий, Борис и Глеб) образуют ритмическую структуру сложного художественного символа России, выражающего неясные тревожные предчувствия каких-то грандиозных событий» . «Набатный красный цвет коня звучал как призыв к новой жизни, неведомой и прекрасной. Неконкретность своих предчувствий подтвердил сам Петров-Водкин, сказавший через два года после создания картины, когда началась мировая война, что «у него неожиданно мелькнула мысль – так вот почему я написал «Купание красного коня» .
«Почти весь холст занимает могучая фигура красного коня с сидящим на нём юным всадником. Красный цвет горит на картине тревожно, но и победно. Величественно и уверенно. Праздничность картины усиливается собственно трезвучием красного, зелёного и жёлтого цветов. Но вокруг – плотные пласты воды, розовый берег, кони и мальчики в глубине» .
«Художник отказался от линейной перспективы, его красный конь как будто наложен (по принципу аппликации) на изображение озера. И зрителю кажется. Что красный конь и всадник находятся как бы уже и не в картине, а перед ней – перед зрителем и перед самим полотном.
… Художнику, может быть, и важно было рассказать не столько о коне, о мальчике и об озере, а о своих (порой не ясных и самому) смутных предчувствиях, которым тогда и названия ещё не было. О страстности, о душевном пламени, о красоте говорит красный цвет коня; о холодной, равнодушной и вечной красоте природы – чистые и прозрачные изумрудные воды…
Один из первых откликов на «Купание красного коня» принадлежит поэту Рюрику Ивневу:
Кроваво-красный конь, к волнам морским стремящийся
С истомным юношей на выпуклой спине,
Ты, как немой огонь, вокруг меня крутящийся
О многом знаешь ты, о многом шепчешь мне» .
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин | Русское искусство конца XIX - начала XX века | Содержание |