За туалетом

Зинаида Евгеньевна Серебрякова


Автопортрет. 1909. ГТГ

««За туалетом» Зинаиды Серебряковой – один из лучших автопортретов в русском искусстве, который принёс художнице, показавшей его на петербургской выставке 1910 года, шумную славу, - уже современниками её был оценён как первоклассное произведение. «Улыбкой во весь рот назвал эту работу Александр Бенуа, сразу отметивший и блестящее мастерство и удивительно радостное настроение этой вещи. Много лет спустя Бенуа не преминул вспомнить, что уже тогда она «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи», неожиданно для всех представ перед современниками «готовой художницей».

«…Серебрякову видел – Автопортрет у зеркала – очень милая, свежая вещь», - писал в одном из писем 1910 года Валентин Серов.

Однако перед нами не просто портрет, но портрет-картина – один из самых совершенных женских образов русского искусства начала века.

Убирая случайное, художница как бы выправляет натуру, возвращая ей изначальную гармонию. Безукоризненно владея приёмами живописи стиля модерн, Серебрякова ничему и никому не подражает, не впадает в стилизацию и создаёт оригинальную, не имеющую аналогов работу.

Используя здесь мотив отражения в зеркале, излюбленный новым стилем, художница усложняет смысловой строй произведения, внося в него оттенок игры со зрителем. Столь свойственное искусству модерна и прежде всего его живописным панно и картинам, которые рассматривались их создателями не как самоценно художественные произведения, но как пространственно организующие элементы интерьера, - итак присущее модерну подчёркивание линейного начала – симметрии и уравновешенности в композиции, не носит у Серебряковой утрированного до «ковровости» характера. Сдержанный колорит портрета также оставляет его в «рамках» трёхмерной живописи реалистических полотен, а сочетание плоскостей и объёмов примиряет его с парадоксами нового стиля» .


Зинаида Евгеньевна Серебрякова Русское искусство конца XIX - начала XX века Содержание