Живопись. В военные годы изобразительное искусство вносит свою лепту в приближение победы. На передовой между боями выпускались газеты, плакаты, придумывались карикатуры. В тылу были организованы две всесоюзные выставки («Великая Отечественная война», «Героический фронт и тыл») и 12 республиканских. В блокадном Ленинграде художники выпускали журнал «Боевой карандаш».
Главная пропагандистская роль отводилась плакату и политической карикатуре. Вскоре после начала войны по инициативе М. Черных стала выходить серия «Окна ТАСС». В первые два года плакат имел драматическое, даже трагическое звучание (В.Г. Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!»). После перелома в ходе войны изменилось и настроение плаката (Л. Голованов «Дойдем до Берлина!»). За 1941–1945 гг. только центральные издательства выпустили свыше 800 плакатов общим тиражом более чем 34 млн. экземпляров.
Широчайшую известность приобрели работы Кукрыниксов (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов). 24 июня москвичи увидели плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», который воспроизвели на своих страницах множество советских и зарубежных газет и журналов. Слева, снизу, как бы из норы вылезает Гитлер с когтистой лапой и ощеренной мордой хищника. Он порвал лист – договор о ненападении, заключенный между СССР и Германией, и готовится схватить добычу, рядом, сброшенная маска. Путь претенденту на мировое господство преграждает советский воин, направляющий штык в чудовище.
Кукрыниксы. Фашистская псарня.
С художниками сотрудничали поэты С. Маршак, Д. Бедный, О. Брик. С. Маршак так прокомментировал плакат Кукрыниксов, разоблачающий бесчеловечную жестокость фашизма: «Не нужна мне кровь овечья, а нужна мне человечья».
В искусстве плаката господствует яркий и лаконичный язык, используются определенные живописные приемы. Главари фашизма обязательно изображались так, чтобы внушить к ним отвращение, презрение, показать их моральное убожество, вызвать неодолимое желание уничтожить, изгнать фашистов. Именно такими изображают Кукрыниксы Гитлера и его окружение, одно слово – «Фашистская псарня».
В годы войны были созданы и крупные произведения живописи и скульптуры, также носящие, пропагандистский характер. Это картины «Мать партизана» С. Герасимова, «Оборона Севастополя» А. Дейнеки, скульптура «Зоя Космодемьянская» М. Манизера. К исторической военной тематике обратились П. Корин, Е. Лансере, А. Бубнов.
А. Пластов. Фашист пролетел.
Современники утверждают, что зрители буквально застывали перед картиной А. Пластова «Фашист пролетел» экспонированной на выставке «Великая Отечественная война». Удивительно лирический, знакомый каждому осенний пейзаж – порыжелая трава, молодые тонкие березки, багряная осенняя листва, серое небо и, не будь в небе улетающего фашистского самолета, можно было бы подумать, что распростертый на земле мальчуган просто спит. Жестокое, бессмысленное, ничем не оправданное убийство. Ни одно из произведений военных лет так не кричало, не взывало к мщению за миллионы загубленных врагом мирных людей.
Великая Отечественная война оказалась самым страшным испытанием за всю историю существования России. Были разрушены 84 тыс. школ, вузов, более 600 научно-исследовательских институтов, сотни лабораторий; сожжены и разграблены 430 музеев, 44 тыс. дворцов культуры, библиотек, клубов, сотни хранилищ исторических сокровищ русского, украинского, белорусского, литовского, латвийского, эстонского и других народов Советского Союза. Пострадали дома – музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского в Клину, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, Т.Г. Шевченко в Каневе, А.П. Чехова в Ялте. В руинах лежали многие города страны. Весьма внушительный, хотя и далеко не полный перечень. Культурному богатству СССР был нанесен громадный ущерб.
          
Павел Дмитриевич Корин
Александр Невский
Кукрыниксы: М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов
Конец
Аркадий Александрович Пластов
Фашист пролетел,
1942
Весна. В бане, 1954
Сергей Васильевич Герасимов
Содержание |