Заново агитплакат заявляет о себе в 18-19 вв., когда начинает оформляться новый специфический тип культуры - культура горожан. Форма плаката лучше всего отвечала динамичности города и была доступна массе людей, не связанных между собой. Первоначально агитплакат имел форму агитационных гравюр. Позже эта форма обрела свое конечное завершение на бумаге.
К 1830-1840 гг. агитплакат обретает привычную для нас внешнюю форму, сочетающую в себе рисунок и поясняющий его краткий текст. В таком виде он представлял интерес для профессиональных живописцев, среди которых были П.Гаварни, Г.Доре и Ж.-И.Гранвиль.
Повышенная популярность агитплаката вызвала настоятельную необходимость сформулировать основные правила, которых следует придерживаться, и указать круг приемов, которые следует применять при работе над агитплакатом. Впервые это осуществил Ж.Шере в конце XIX века.
Основными моментами агитплаката стали:
• красочность, яркость;
• минимальное содержание слов при их внешней
выразительности;
• четко поставленная и выраженная ключевая мысль;
• узнаваемость образов;
• индивидуальность шрифта.
Говорить о зарождении агитплаката в России возможно приблизительно с 1812 года. Его появление связано с деятельностью московского губернатора Ф.И. Ростопчина. Отсюда агитплакат получил название «ростопчинской афиши». Он содержал сатирические картинки и был красочно оформлен.
В советском изобразительном искусстве агитплакат - особенно после Октябрьской революции 1917 года - самое распространенное явление. Он позволял донести до широких масс всю необходимую информацию о событиях в стране и за рубежом. Оформлением агитплакатов часто занимались известные советские художники: Родченко, Дени, Моор, Кустодиев, Черемных, Малютин.
К литературной составляющей привлекали многих советских поэтов. Среди них самым известным был В.В.Маяковский, работавший над широко известными «Окнами РОСТА» - серией агитплакатов. Они были ярко нарисованы и содержали одну, реже две ключевые фразы. Появились в них и новые составляющие рисунка. Это штык, метла, молоток, кулак и др.
Во время Великой Отечественной войны искусство агитплаката было широко востребовано. Художники этого жанра состояли в специальной организации «Окна ТАСС». Среди них широкую известность приобрели Кукрыниксы. Это творческий псевдоним трех художников: Куприянова, Крылова и Соколова. Самым известным агитплакатом этого времени был плакат художника И.Тоидзе «Родина-Мать зовет!».
С 50-х годов жанр агитплаката постепенно начинает исчезать. Небольшое оживление в этот жанр привнесла французская школа. К ней принадлежали Р.Савиньяк, Ж.-М.Фолон, Ж.-А.Кардон, Ж.Эффель. Основной темой их работ была этика поведения.
Сейчас агитплакат почти не используется. Но значительную часть его характеристик можно найти в современной рекламе".
См.: http://www.plakaty.ru/posters
Электронный музей отечественного плаката - Плакаты.Ру