В эти годы проводилась масса всесоюзных, республиканских и прочих выставок, приуроченных, как правило, к определенным датам. Важным событием стало учреждение Академии художеств СССР в 1947 г. Создавалось огромное количество работ, в большинстве своем продолжавших довоенные традиции социалистического реализма в живописи. Главные герои полотен – рабочие и колхозники (у доменной печи, у штурвала комбайна), партийные вожди, герои революции («Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола» Б. Иогансона, «Зимний взят» Вл. Серова).
В тоже время, из общего «хора» выбивались художники, затрагивающие тему Великой Отечественной войны. Здесь широко использовались традиции русского искусства, передвижников. Это картины Ю. Непринцева «Отдых после боя» («Василий Теркин»), В. Костецкого «Возвращение». Левитановское начало чувствуется в послевоенных полотнах пейзажистов (Н. Ромадин «Времена года», «Северная серия»). Прекрасные портреты создали П. Корин, М. Сарьян, И. Грабарь.
В связи с интенсивным строительством развивается монументально-прикладное искусство, где были заняты лучшие советские художники. Образы великих русских полководцев на плафонных мозаиках станции Московского метро «Комсомольская» принадлежат П. Корину. Советский павильон в Брюсселе на Международной выставке оформлял А. Дейнека.
Первое послевоенное десятилетие оказалось самым бесцветным в истории советской культуры. Пожалуй, прав был У. Черчилль, что демократия – это плохо, но ничего лучшего человечество еще не придумало.
Мартирос Сергеевич Сарьян
Три возраста
Владимир Александрович Серов
Ходоки у Ленина
Выступление В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов. 1955
Отдых после боя («Василий Теркин»)
Культура СССР в середине 40-х – середине 50-х годов | Содержание |