"1943 родился Виталий Комар.
1945 родился Александр Меламид.
Окончили Строгановское художественное училище.
Стали известны в 70-х гг. как соавторы-основатели соц-арта (советского поп-искусства). 1974 "Двойной автопортрет уничтожен" на "Бульдозерной выставке"
1978 Эмигрировали через Израиль в Америку.
Одни из самых известных русских художников на Западе. Последние 15 лет
публикации об их искусстве появляются в ведущих газетах и журналах мира в
среднем более двух раз в месяц. Их работы приобретены музеями: Модерн Арт,
Соломон Гугенхейм, Метрополитен (Нью-Йорк). музей Виктории и Альберта (Лондон),
Штедлих (Амстердам), Музеон Израэль (Иерусалим), Национальная галерея (Канбера,
Австралия), Модерн-Арт (Сан-Франциско) и др., а также такими ведущими
коллекционерами, как Петер Людвиг (Германия), Сильвестр Сталлоне (США) и т.д.
Персональные выставки Комара и Меламида проходили в Бруклинском музее, Аттениум
в Хартфорде, Модерн Арт в Оксфорде, Музее Декоративных искусств в Лувре и т.д.
Всего у них было 60 персональных и примерно 70 групповых выставок. Художники
работают в разных жанрах и техниках: от классической живописи и скульптуры до
концептуальных фотографий и инсталляций.
Комар и Меламид сотрудничают с Галереей М. Гельмана с 1992 года". –
http://www.gif.ru/people/k-m/
"КОМАР, ВИТАЛИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ И МЕЛАМИД, АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВИЧ, русские художники. Родились в Москве (Комар – 11 сентября 1943, Меламид – 14 июля 1945). Закончили в 1967 Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское); познакомились в 1963 в процессе учебы, с той поры всегда работали сотворчески. Соединив принципы американского поп-арта с пародийно переосмысленными чертами соцреализма, создали в 1972 программу соцарта (или соц-арта), иронически преображающего привычные лозунги, знаки и образы советской пропаганды. Ранней кульминацией нового постмодернистского стиля явился инвайронмент (конструкция, существующая в естественной, реже в выставочной среде) Рай, устроенный в московской квартире (1973). В 1977 Комар и Меламид эмигрировали, обосновавшись в Нью-Йорке.
Наибольшую известность (за рубежом, а с перестройкой и на родине) завоевала серия картин Ностальгия по социалистическому реализму (1981–1983, в разных собраниях), написанная в манере внешне-классического академизма, однако исторические персонажи (И.В.Сталин и др.) погружены здесь в атмосферу таинственного темного хаоса. История как хаос – этот мотив доминирует в их последующих произведениях, решенных в духе «полистилистического» (т.е. совмещающего радикально несхожие по стилю композиции) полиптиха.
Охладев к соц-арту, когда он стал широко распространенной, масс-медиально клишированной модой перестроечного периода, Комар с Меламидом в 1990-е годы резко сменили манеру и занялись вариациями на тему «идеальной картины», создававшимися в разных странах, включая Россию, на основании социологических опросов населения (проекты Выбор народа), а позднее – художественными экспериментами с участием животных в роли авторов (шимпанзе Микки, фотографировавшая Москву в проекте 1998; слоны, пишущие абстрактные картины, с 1995, – вплоть до основания в 1998 специальной Слоновьей академии художеств в Сурине, Таиланд). Не раз выступали в американской и «тамиздатской» печати (журналы «Артфорум», «А – Я» и др.) с эссе о современной, в том числе советской художественной культуре, опубликовав свои размышления и афоризмы об искусстве под заголовком Стихи о смерти". – Энциклопедия кругосвет. – http://www.krugosvet.ru/articles/78/1007876/1007876a1.htm
       
Искусство СССР в середине 60-х – начале 80-х годов | Содержание |