Живопись. Художники 70-х продолжают развивать традиции предшествующего этапа, пытаясь выразить свое восприятие современности со всеми ее проблемами. Совершенно очевиден отход от прозаически предметного изображения. В работах все больше появляется символики. Популярными становятся многочастные картины – диптихи, триптихи. Живописцы обращаются к фольклору, традициям западноевропейского и русского искусства разных веков. Продолжается расцвет национальных школ Закавказья, Средней Азии, Прибалтики, Украины, Белоруссии.
Одна из главных черт пластических искусств 70–80-х гг. – отсутствие единого стиля, нет жестких канонов в применении выразительных средств и приемов, стираются, размываются границы между жанрами, сближаются виды искусства. Среди талантливых мастеров 70-х гг. – Т. Назаренко, О. Булгакова, А. Ситников, В. Орлов.
«Возмутительницей спокойствия» назвал Татьяну Назаренко один из критиков. «Ненавижу равнодушие, – говорит художница, – или любовь, или ненависть. Это проявление чувств. Все мои картины посвящены духовной разобщенности людей и одиночеству». У полотен Назаренко есть двойной, а иногда тройной смысл.
В 70–80-е годы переживает расцвет «андеграунд», «подпольное» искусство. Здесь оформились свои течения и направления, такие как абстрактный экспрессионизм, кинетическое искусство, неорелигиозная живопись, концептуализм, соц-арт.
Сначала поп-арт, сюрреализм, оп-ар, новый символизм, которым путь на выставки был категорически заказан, обрели совершенно официальную прописку в оформлении журналов («Знание – сила», «Химия и жизнь») и книг (работы графиков Жукова, Вучетича, Троянкина). Абсолютно свободной оказалась сфера дизайна. В Сенежской студии художники, историки, психологи свободно экспериментировали, отталкиваясь от эзотерической школы «оригами», неоконструктивизма.
«Псевдоискусство», «иное искусство», как называли новые веяния в официальных кругах, обретало все большую популярность и, часто, из подвалов прямиком отправлялось, к сожалению, не наши выставки, а за рубеж.
В этих произведениях отсутствуют традиционные средства художественной выразительности. Они не рассчитаны на непосредственное восприятие, не взывают к эмоциональному сопереживанию. Они требуют от зрителя определенных аналитических и психологических усилий.
Официальные власти вообще не терпели того, что они не понимают. Тем более, эти работы не понимали и абсолютное большинство «простых смертных», т.е. они были рассчитаны на определенную аудиторию. Так что «наотрез запретить» было, в общем-то, легко. Запреты привели только к тому, что подпольное искусство все больше политизируется. Как, например, соц-арт представляет собой беспощадную иронию на слова, лозунги, дела партии и правительства, советского образа жизни. Главными создателями соц-арта являются В. Комар и А. Меламид, с ними также работали Л. Соков, А. Косолапов, Б. Орлов.
Г. Брускин. Фундаментальный лексикон. 1986.
Мастеров соц-арта привлекала не только живопись. В их арсенале – скульптура, графика, стихи, поэмы, эссе, прозаические произведения. «Непревзойденным маэстро игры и обладателем уникального по своей синтетичности таланта» называют Д. Пригова (художник, скульптор, график, поэт, прозаик):
Я всю жизнь провел в мытье посуды
И в сложении возвышенных стихов
Мудрость жизненная вся моя отсюда
Оттого и нрав мой несуров
Вот течет вода – ее я постигаю
За окном внизу – народ и власть
Что не нравится, я просто отменяю
А что нравится – оно вокруг и есть
Так иронично сформулировал свое «кредо» Д. Пригов. В период перестройки соц-арт вышел из подполья, и, как это часто бывает, острый интерес к крамольному искусству сгладился.
Ко второй половине 80-х весь комплекс противоречий в советской культуре достиг критической отметки. Страну снова ожидает революция.
При всей противоречивости «оттепели», этот период стал самым судьбоносным в советской истории. Здесь были заложены оппозиционные настроения, произошла переоценка ценностей. Величайшая заслуга этого времени в том, что был дан ответ на вопрос: «А что я мог сделать один?». На театральную сцену выходил актер и спрашивал: «А что я мог сделать один?», затем выходил следующий, и следующий… И вот уже вся сцена заполнена и каждый спрашивает: «А что я мог сделать один?»
Татьяна Григорьевна
Назаренко
Танец
Виталий Комар и Александр Меламид
Проект конструирования очков для каждого советского гражданина
    
Культура СССР в середине 60-х – начале 80-х годов | Содержание |