СССР в середине 60-х – начале 80-х годов:

пластические искусства

Живопись. Художники 70-х продолжают развивать традиции предшествующего этапа, пытаясь выразить свое восприятие современности со всеми ее проблемами. Совершенно очевиден отход от прозаически предметного изображения. В работах все больше появляется символики. Популярными становятся многочастные картины – диптихи, триптихи. Живописцы обращаются к фольклору, традициям  западноевропейского и русского  искусства разных веков. Продолжается расцвет национальных школ Закавказья, Средней Азии, Прибалтики, Украины, Белоруссии.

Одна из главных черт пластических искусств 70–80-х гг. – отсутствие единого стиля, нет жестких канонов в применении выразительных средств и приемов, стираются, размываются границы между жанрами,  сближаются виды искусства. Среди талантливых мастеров  70-х гг. – Т. Назаренко, О. Булгакова, А. Ситников, В. Орлов.

«Возмутительницей спокойствия» назвал Татьяну Назаренко один из критиков. «Ненавижу равнодушие, – говорит художница, – или любовь, или ненависть. Это проявление чувств. Все мои картины посвящены духовной ра­зобщенности людей и одиночеству».  У полотен Назаренко есть двойной, а иногда тройной смысл.

В 70–80-е годы переживает расцвет «андеграунд», «подпольное» искусство. Здесь оформились свои течения и направления, такие как абстрактный экспрессионизм, кинетическое искусство, неорелигиозная живопись,  концептуализм, соц-арт.

Сначала поп-арт, сюрреализм, оп-ар, новый символизм, которым путь на выставки был категорически заказан, обрели совершенно официальную прописку в оформлении журналов («Знание – сила», «Химия и жизнь»)  и книг (работы графиков Жукова, Вучетича, Троянкина). Абсолютно свободной оказалась сфера дизайна. В Сенежской студии художники, историки, психологи свободно экспериментировали, отталкиваясь от эзотерической школы «оригами», неоконструктивизма.

 «Псевдоискусство»,  «иное искусство», как называли новые веяния в официальных кругах, обретало все большую популярность и, часто, из подвалов прямиком отправлялось, к сожалению, не наши выставки, а за рубеж. 

В этих произведениях отсутствуют традиционные средства художественной выразительности. Они не рассчитаны на непосредственное восприятие, не взывают к  эмоциональному сопереживанию. Они требуют  от зрителя определенных аналитических и психологических усилий.

Официальные власти вообще не терпели того, что они не понимают. Тем более,  эти работы не понимали и абсолютное большинство «простых смертных», т.е. они были рассчитаны на определенную аудиторию. Так что «наотрез запретить» было, в общем-то, легко. Запреты привели только к тому, что подпольное искусство все больше политизируется. Как, например, соц-арт представляет собой беспощадную иронию на слова, лозунги, дела партии и правительства, советского образа жизни. Главными создателями  соц-арта являются В. Комар и А. Меламид, с ними также работали Л. Соков, А. Косолапов, Б. Орлов.

Г. Брускин. Фундаментальный лексикон. 1986.

Мастеров соц-арта привлекала не только живопись. В их арсенале – скульптура, графика, стихи, поэмы, эссе, прозаические произведения. «Непревзойденным маэстро игры и обладателем уникального по своей синтетичности таланта» называют Д. Пригова (художник, скульптор, график, поэт, прозаик):

Я всю жизнь провел в мытье посуды

И в сложении возвышенных стихов

Мудрость жизненная вся моя отсюда

Оттого и нрав мой несуров

Вот течет вода – ее я постигаю

За окном внизу – народ и власть

Что не нравится, я просто отменяю

А что нравится – оно вокруг и есть

Так иронично сформулировал свое «кредо» Д. Пригов. В период перестройки соц-арт вышел из подполья, и, как это часто бывает, острый интерес к крамольному искусству сгладился.

Ко второй половине 80-х весь комплекс противоречий в советской культуре достиг критической отметки. Страну снова ожидает революция.

При всей противоречивости «оттепели», этот период стал самым судьбоносным в советской истории. Здесь были заложены оппозиционные настроения, произошла переоценка ценностей. Величайшая заслуга этого времени в том, что был дан ответ на вопрос: «А что я мог сделать один?». На театральную сцену выходил актер и спрашивал: «А что я мог сделать один?», затем выходил следующий,  и следующий… И вот уже вся сцена заполнена и каждый спрашивает: «А что я мог сделать один?»

 

Татьяна Григорьевна Назаренко
  Танец 

Соц–арт

Виталий Комар и Александр Меламид

  Цитата

  Двойной автопортрет

Леонид Соков

  Проект конструирования очков для каждого советского гражданина

Александр Косолапов

  Ленин – Кока Кола

Григорий Давидович Брускин

    


Культура СССР в середине 60-х – начале 80-х годов Содержание