См.: http://www.biograph.ru/bank/nasarenko_tg.htm
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБЪЕДИНЕННЫЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
"Заслуженный художник России, лауреат Государственной премии РФ, премии Правительства Москвы, член президиума, действительный член Российской академии художеств, профессор.
Родилась 24 июня в
Москве. Отец – Назаренко Григорий Николаевич (1910–1990). Мать – Абрамова Нина
Николаевна (1920 г. рожд.). Супруг – Жигулин Александр Анатольевич (1951 г. рожд.).
Дети: Назаренко Николай Васильевич (1971 г. рожд.), Жигулин Александр
Александрович (1987 г. рожд.).
Отец Татьяны Назаренко, фронтовик, кадровый военный, после войны получил
назначение на Дальний Восток, и родители уехали. Таня осталась в Москве у
бабушки, Анны Семеновны Абрамовой. Ей она показывала сначала школьные отметки, а
потом свои рисунки и картины.
А.С. Абрамова была вдовой с 1937 года. Ее муж, Николай Николаевич Абрамов, был
незаконно репрессирован и погиб в заключении. Оставшись одна, она работала
воспитательницей в детском саду, медсестрой, вырастила и помогла получить высшее
образование двум своим дочерям, воспитала внучку Татьяну, а потом помогала
растить и ее старшего сына Николая. Бабушка имела в себе бесконечный источник
любви, но, кажется, главной ее любовью была все-таки Таня, которая тоже любила
ее. Анна Семеновна Абрамова осталась жить в картинах художницы Татьяны Назаренко:
«Утро. Бабушка и Николка» (1972), «Портрет А.С. Абрамовой» (1976),
«Воспоминания» (1982), «Жизнь» (1983), «Белые колодези. Памяти моей бабушки»
(1987).
В 11 лет Татьяна поступила в Московскую художественную школу. Там быстро
определился круг друзей: Наталья Нестерова, Ирина Старженецкая, Любовь
Решетникова, Ксения Нечитайло – будущие яркие мастера 1970-х годов. Это было
время бурное, щедрое, богатое разнообразными событиями культурной жизни, время
подъема отечественного искусства, знакомства с выдающимися произведениями
отечественной и зарубежной классики ХХ века, до той поры находившимися под
запретом и неведомыми молодежи.
В 1962 году Татьяна Назаренко поступила на живописный факультет Художественного
института имени В.И. Сурикова, где ее учителями стали Д.Д. Жилинский, А.М.
Грицай, С.Н. Шильников. После окончания института с 1968 по 1972 год она
работала в творческой мастерской Академии художеств СССР у Г.М. Коржева.
Искусство Татьяны Назаренко формировалось под влиянием бурных событий 1960-х
годов и воспоминаний о трагических событиях 1930-х. В нем соединились
полнокровность мироощущения, жизнелюбие, умение переживать будничные события как
праздник – и постоянная тревога, позволяющая превращать эти праздники в странные
и сложные действа, где все правда – и неправда, где столько же веселья, сколько
печали, где много слоев восприятия, много пространств, наложенных одно на
другое, где зыбко время, переплетены точность натурных наблюдений и самая
безудержная фантазия.
В творчестве Татьяны Назаренко сильно аналитическое начало. В каком бы жанре
живописи она ни работала, главное содержание ее картин выражается не только и не
столько через сюжет, сколько через общую духовную атмосферу, которая определяет
и психологическое состояние героев, и эмоциональную окрашенность пейзажей,
предметов, и пластический язык ее искусства. Эта одухотворенность живописи в
соединении с аналитически-пристальным подходом к изображаемым явлениям и
составляет содержательное своеобразие произведений художницы.
Адекватность времени, глубокая современность – одна из определяющих черт
творчества художницы. Назаренко привносит в свои работы нечто неуловимо, но
несомненно делающее их порождением наших дней, способа мышления нашего
современника. Зритель чувствует время, пульсирующее в ее искусстве.
Эти черты начали проявляться уже в первых самостоятельных работах художницы, в
разнонаправленных поисках первых последипломных лет.
В конце учебы в институте, в 1965–1967 годах, Назаренко ездила в Среднюю Азию.
Казахстан, Узбекистан, Киргизия на несколько лет определили круг сюжетов ее
работ. Среднеазиатские картины Назаренко («Мать с ребенком», «Материнство»,
«Самарканд. Двор», «Узбекская свадьба», «Молитва», «Мальчики в Бухаре») отразили
ее живые наблюдения. Но не только. В этих работах как будто собрался весь багаж
ее ученических приобретений. Но в них уже видно и другое неотъемлемое качество
молодой художницы – самобытность. Из-под привычных форм «искусства шестидесятых»
в них проглядывает иное содержание. В них все гораздо более зыбко и
неоднозначно, они необычайно музыкальны, в них появляются черты примитива:
желание снять репрезентацию, внести улыбку, простоту и игру.
И не случайно сразу после среднеазиатской серии Назаренко обращается к темам,
значительно более для себя близким. Она пишет картины, где главными героями
являются она сама и ее друзья. Жизнь поколения становится предметом ее
искусства.
Начало 1970-х годов для Назаренко, как и для большинства художников ее
поколения, – время поисков жанра, манеры, темы. Художница пробует свои силы и в
примитивистской манере, и в системе строгой неоклассики, пишет полотна
романтически-декоративные и игровые. В эти годы ею были написаны такие разные
работы, как «Казнь народовольцев» (1969–1972), «Дерево в Новом Афоне» (1969),
«Воскресный день в лесу» (1970), «Портрет цирковой актрисы» (1970), «Проводы
зимы» (1973), «Новогоднее гуляние» (1973), «Утро. Бабушка и Николка» (1972),
«Молодые художники» (1968), «Мои современники» (1973), «Обед» (1970), «Портрет
Игоря Купряшина» (1974).
Среди ее героев почти всегда можно встретить собственное изображение – и мера
зоркой беспощадности глаза, умение подчеркнуть острохарактерное в ущерб
идиллически-благополучному так же сильно в отношении к самой себе, как и к любой
другой модели.
Характерны в этом смысле групповые портреты, решенные как жанровые картины
(«Студенты», 1969; «Молодые художники», 1968; «Мои современники», 1973;
«Туманный день на Шикотане», 1976; «После экзамена», 1976). Их персонажи
узнаваемо-портретны, коллизии правдоподобны: праздники молодежи, беседы в
мастерской… И вместе с тем в них есть и нечто таинственное, превращающее бытовые
сценки в романтические фантазии.
В исторических композициях Татьяны Назаренко отражен взгляд нашего современника
на прошедшее. В ее картинах одномоментно присутствует прошлое и настоящее,
историческое событие – и наше нынешнее представление о нем. Характерен уже сам
подход к решению темы: в исторических полотнах – «Казнь народовольцев»,
«Партизаны пришли» (1975), «Декабристы. Восстание Черниговского полка» (1978),
«Пугачев» (1980) – художница избирает трагедийные, кульминационные моменты,
требующие высшего напряжения духовных сил участников действия. Многозначительны
здесь тишина, молчание.
Картина Татьяны Назаренко «Казнь народовольцев» появилась на Московской
молодежной выставке в 1972 году. Картина была замечена всеми, хотя и не всеми
принята. В ней причудливо соединялись приверженность образцам Ренессанса,
склонность к обобщенным размышлениям и трагическое чувство уязвимости борцов за
свободу, за духовные идеалы перед крушащей безликой силой машины подавления. За
картину «Казнь народовольцев» Назаренко была удостоена премии Московского
комсомола. В 1976 году ей была присуждена 1-я премия на Международном конкурсе
молодых живописцев в Софии (Болгария).
Сострадание, чувство социальной ответственности – в дальнейшем эти качества
развивались и крепли в искусстве Татьяны Назаренко, обретая разные, подчас
причудливые формы воплощения, переплетаясь с мотивами карнавалов, праздников,
гуляний, с романтическими автопортретами, с артистической игрой. И всюду незримо
и отчетливо присутствуют тревога, чувство, что за зыбким благополучием наших
будней стоят суровые судьбы других поколений, их боль и страдания.
Назаренко любит писать карнавалы. Одна из первых «карнавальных» работ художницы
– «Новогоднее гулянье» (1973), в которой она стремится показать внутренний смысл
карнавала, гамму разнообразных и достаточно сложных чувств, которые испытывают
случайно собравшиеся люди.
С годами игровое начало усиливается в творчестве художницы. Из работ уходит
повествовательность, и появляется аллегория. В аллегорическом качестве
пользуется и реминисценциями искусства прошлого – будь то почти прямые цитаты из
классических произведений, исторические костюмы на наших современниках или
присутствие в композициях, посвященных сегодняшнему дню, предметов из прошлого.
Во второй половине 1970-х – начале 1980-х годов Назаренко пишет несколько
групповых портретов друзей, собравшихся по праздничному поводу. Это картины
«Встреча Нового года» (1976), «Московский вечер» (1978), «Карнавал» (1979),
«Татьянин день» (1982), «Сентябрь в Одессе» (1985) и многие другие, а также
написанные ранее полотна «Молодые художники» (1968) и «Мои современники» (1974).
Если в ранних групповых портретах Назаренко отчетливо ощущались тишина,
сосредоточенность, стремление героев услышать друг друга, прислушаться к истине,
то в последующих работах («Карнавал», «Татьянин день» и др.) царит безудержная
стихия карнавала. Экстравагантны костюмы и позы, дух празднества владеет не
только людьми, но и предметами. Однако это – праздник без веселья, общение без
взаимопонимания и духовной близости. Тема одиночества, столь важная для
художницы, причудливо соединяется в ее творчестве с темой карнавала («Портрет в
маскарадном костюме», 1982).
Элементы карнавализации есть и в картинах «Карусель» (1982), и в диптихе «Танец»
(1980).
В работах Назаренко звучит стремление к контакту со зрителем, готовность открыть
себя внимательному, сочувствующему взгляду. Художница написала несколько работ,
где она почти впрямую говорит об исповедальности своего искусства, о том, как
больно и трудно показывать себя незащищенной, раскрытой перед судом всеобщего
равнодушия («Цветы. Автопортрет», 1979; «Циркачка», 1984; «Зрители», 1988;
«Трапеза», 1992).
Одна из самых необычных картин Татьяны Назаренко – триптих «Мастерская» (1983).
Художник представляет зрителю реальную мастерскую, в которой создавались
реальные картины («Татьянин день» и «Карнавал»), и одновременно процесс
воплощения своего замысла.
Есть и еще одна форма «исповедальности» в работах Назаренко. В таких
произведениях ей не нужна ирония, не требуются пестрые одежды карнавала: здесь
воплощается самое близкое, теплое… И почти всегда в этих картинах присутствует
образ бабушки: «Утро. Бабушка и Николка», триптих «Жизнь» (1983) и другие.
В 1982 году была написана картина «Воспоминания», где художница как бы
материализует жизненные ассоциации, возникшие при рассмотрении старых
фотографий.
Среди основных работ Татьяны Назаренко также: «Домашний концерт» (1986), диптих
«Счастливая старость» (1988), «Маленький оркестр» (1989), «Обломки» (1990),
«Памятник истории» (триптих, 1992), «Время» (триптих, 1992), «Безумный мир»
(1992), «Заклинание» (1995), «Бездомная» (2001).
Татьяна Назаренко – социальная художница. «Меня всегда интересовали люди, –
говорит она. – Я не могу отвернуться, отмахнуться от чужого несчастья. Заставить
людей задуматься, призвать их к сочувствию – вот главная цель моей работы».
Ярким доказательством тому послужила ее выставка «Переход» (1995–1996) –
инсталляция из 120 крашеных фанерных «обманок», выполненных в человеческий рост.
На выставке посетителям пришлось остановиться, вглядеться в лица несчастных
старух, инвалидов, бродячих музыкантов – всех тех, кого видят ежедневно в
подземных переходах, но чаще всего проходят мимо, не задерживая взгляда.
Выставка имела большой успех (в дальнейшем ее увидели жители Германии, США,
Финляндии), и «Переход» стал для художницы в буквальном смысле переходом к
новому этапу в жизни, к новому искусству.
В 1997 году состоялась ее выставка «Мой Париж», где тоже были фигуры из фанеры –
гарсоны парижских кафе в длинных белых фартуках, продавцы рыбы… Другая выставка
Татьяны Назаренко – «Московский стол» состоялась в том же году в галерее Марата
Гельмана, а затем была показана в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга
в программе выставки «Искусство против географии». В мае–сентябре 2002 года в
музее «Кусково» прошла выставка художницы «Я сам обманываться рад…» (Искусство
обманки).
Начиная с 1966 года, когда Назаренко впервые показала свои работы на VII
Московской молодежной выставке, она постоянно участвует в городских и
всероссийских выставках, выставках изобразительного искусства в России и за
рубежом. Первые персональные выставки состоялись в Леверкузене (1986), Бремене,
Ольденбурге, Одессе, Киеве, Львове (все – 1987). С тех пор персональные выставки
художницы прошли в Москве (первая – 1989), Кельне, Вашингтоне, Нью-Йорке,
Бостоне, Мадриде, Таллине, Хельсинки и других городах. Работы Татьяны Назаренко
хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва),
Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Национального музея «Женщины
в искусстве» (Вашингтон), Национального еврейского музея (Вашингтон), Музея
современного искусства (София), Музея современного искусства (Будапешт) и других
художественных музеев мира, в частных коллекциях.
Творческие работы Татьяны Назаренко отмечены высокими наградами: Государственной
премией РФ (1993), премией Правительства Москвы (1999), серебряной медалью
Академии художеств СССР (1985), золотой медалью Российской академии художеств
(2005).
Т.Г. Назаренко – заслуженный художник России (2002), с 1997 года –
член-корреспондент, с 2001 года – действительный член, член президиума
Российской академии художеств; профессор кафедры живописи, руководитель
мастерской станковой живописи Московского государственного академического
художественного института имени В.И. Сурикова (1998). Член Союза художников с
1969 года.
Живет и работает в Москве".
          
Искусство СССР в середине 60-х – начале 80-х годов | Содержание |