1899 – 1969
См.: http://www.art-catalog.ru
Art–каталог: Энциклопедия живописи и графики
"Оптимизм строительства социалистического общества в нашей стране органически передавался художникам, время становления которых совпадало с первыми, бросающимися в глаза завоеваниями государства рабочих и крестьян в экономике и культуре. Именно таким художником был Александр Александрович Дейнека, стремление которого представить реальную жизнь в новых формах привело к динамизму, плакатности, торжеству здорового тела в его картинах.
Ниже — фрагменты взглядов самого художника на свою жизнь и творчество:
"Я рос среди лугов, садов, у реки… Я видел настоящее веселье у самых бедных людей, чистейшую любовь к искусству у самых простых… Меня в юности потрясало, когда я узнавал за красивым юношей или девушкой нехорошие поступки. Я не мог разделить форму и содержание…
Можно себя приучить ко многому, что тебе несвойственно, но это не дает радости. Вот почему я считаю искренность в искусстве основой его. Эта искренность лежит в идеалах, присущих своему времени. Она создает стиль и утверждает время…
Жизнь разнообразна, тем много, но у всякого есть свои любимые, только надо найти для них форму. На всех этапах я усматриваю тягу к спорту, здоровью, пластике. Спорт неотделим от пейзажа. Моя радость не полна, если я не вижу среди просторов полей на земле, под землей и в небе загорелую молодость, всегда для меня новую, со своим упорством, задором, динамикой. И пейзаж я воспринимаю особо… Природа прекрасна, искусство должно быть таким же…
То, что я менял жанры творчества, не моя вина (если это вина) — это закон времени, но, вероятно, я оставался самим собой в главном. Я знаю, что завтрашний день мне дает что-то новое, что ляжет в основу моих работ, и я искренне хочу, чтобы это новое было глубоко человечное и прекрасное… Я понимаю живопись, тонкую живопись, но люблю больше рисунок, форму. Если иные разбираются в тончайших тоновых нюансах и абсолютно безразличны к грубым искажениям формы, то у меня наоборот — я очень чувствителен к тончайшим формам ритма и удовлетворяюсь простыми цветовыми отношениями…
Талантом надо родиться, но таланту надо место, где развернуться. Фальконе тому пример: делая во Франции фарфоровые статуэтки, он на российских просторах создал бронзовый монумент Петра. В этом связь художника с обществом — в их обоюдном обогащении и понимании..."".
"Учился в Харьковском художественном училище (1915–1917) у М.Р. Пестрикова и А.М. Любимова, в Московском Вхутемасе (1920–1925) у В.А. Фаворского и И.И. Нивинского. Преподавал в Московском Вхутеине (1928–1930), Московском Полиграфическом институте (1928-1934), в Москве в институте имени В.И. Сурикова. (1934–1946, 1957–1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1952, директор в 1945-1948), в Московском архитектурном институте (1953-1957). Профессор".
Основные работы:
«Мать», 1932 г., ГТГ
«Оборона Севастополя», 1942 г., ГРМ
          
Искусство СССР в 20–30-е годы | Содержание |